ПОРНОГРАФИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ПОРНОГРАФИЯ
эротические, иногда явно откровенные либо грубые сексуальные изображения, иногда извращенные, вызывающие социальное порицание на том основании, что они оскорбляют, принижают либо эксплуатируют женщин или молодежь. Еще одним критерием иногда является отсутствие литературного или художественного вкуса. Согласно одной из точек зрения, порнография обеспечивает возможности сексуальному выходу. В ней все еще преобладают мужские представления о желании. Отношение к порнографии сложно, особенно потому, что она существует и для женщин.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Порнография
(Pornography). Почти все проявляют интерес к "сексу", и обращение к этой проблематике вполне оправданно и необходимо, если сексуальная тематика подается правдиво и продиктована воспитательными и образовательными задачами. Однако существует огромный рынок, на к-ром тема эта эксплуатируется ради прибыли. В связи с воспроизведением эротических сцен в книгах, фильмах, живописи возникает много социальных и моральных вопросов.
С психологической точки зрения чрезмерная стимуляция воображения, сосредоточивая мысли и чувства на сексуальных образах, зачастую приводит к порнографической одержимости. Отношения с представителем противоположного пола лишаются привязанности, уважения, тепла; он  только орудие сексуального удовлетворения. Сам сексуальный контакт превращается в выхолощенное и эгоистичное физическое удовлетворение, " психическую мастурбацию". А поскольку чрезмерная стимуляция приводит к тому, что получать удовольствие становится все труднее, человек движется к более грубым, садистским извращениям, к "жесткой" порнографии.
Порнография
Когда человеческие поступки показывают средствами искусства, это ведет к воспитанию, прояснению, "очищению" эмоциональной жизни зрителя (читателя, слушателя). Тело и любовь прекрасны. Изображение обнаженной натуры, исследование сексуальной проблемы в книге, в скульптуре, на картине, на сцене занимают свое место в половом воспитании и полезны обществу. Вопрос здесь во вкусе, точности, намерениях и чувстве меры. Непристойность ради непристойности, компенсация собственных комплексов  это уже совсем другое дело.
В социальном плане очень важно защитить людей незрелых, с нестабильной психикой. Существует опасность, что вызванные порнографией эмоции могут вылиться в антисоциальную агрессивность, в измывательство над женщинами (гл. обр.) и браком, могут даже повлиять на общественные настроения.
С юридической точки зрения непристойности трудно запретить, поскольку общественные вкусы в достаточной мере разнятся. К-ром е того, бесспорно, отвратительное всегда рождается в душе зрителя. Запретить то, что " ведет к растлению и разврату" (т.е. не произведения искусства и не книги по медицине), очень трудно: ведь мало кто признается, что он растлен и развращен. Частичная цензура, ограничивающая распространение, делает порнографию лишь более привлекательной, как и гриф "для взрослых ". Некрые государства отказались от к. л. ограничений и утверждают, что у них снизился интерес к порнографии, как и уровень преступности (Дания).
Христиане признают, что нужно хранить душу и ум в чистоте. Иисус осуждал похотливый взгляд, приравнивая его к прелюбодеянию (Мф 5:28; Мк 7:20). НЗ постоянно предостерегает против похоти плоти, похоти очей, нечистоты, разврата(2 Пет 2:2), "желания плоти и помыслов" (Еф 2:3), исходя изтого, что каждый "искушается... собственной похотью" (Иак 1:15).
Следует обратить внимание на то, что в самом подробном анализе "помышлений о плоти" (Рим 8:513, где приводится чуть ли не определение склонности к порнографии, хотя у ап. Павла оно шире) помышления эти приравниваются к духовной смерти, вражде с Богом, неспособности радовать Его, рабству, а противопоставляется им внутренняя жизнь человека, исполненная Св. Духом.
Не всякая мысль или желание, связанные с сексом, греховны. Но христиане, крые " распяли плоть со страстями и похотями", не покоряются ими, не попадают в их рабство (Рим 6:12; Тит 3:3), а отводят сексуальному чувству определенное Богом место, подчиненное духовным целям. Ответ христиан на порнографию: "...облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти"; "...что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно... о том помышляйте" (Рим 13:14; Флп 4:8).
R.E.O. WHITEfnep. Ю.Т.) Библиография: A. Burns, То Deprave and Corrupt; L.A. Sobel. Pornography, Obscenity and the Law; D. Barber, Pornography and Society.
См. также: Непристойность, Бесстыдство.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПОРНОГРАФИЯ
греч. pornos — развратник, grapho — пишу) — понятие, посредством которого может обозначаться духовно-виртуально-практический феномен, выступающий итогом трансформации публичных сексуальных контактов — из сферы сугубо личного выбора индивидов, партнерских пар и малых социальных групп — в подчеркнуто рыночно ориентированный "производственный" процесс осуществления половых актов. П. сводима к предельно наглядной и жесткой объективации процедур обретения людьми психофизиологических состояний экстаза и оргазма. Происхождение термина "П." традиционно относимо к заглавию книги Ретиф де ла Бретонна "Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции" — Франция, 18 в. (Последующая экспликация термина "П." осознанно выносится за рамки практики репрессивно ориентированных правоохранительных органов, структур "полиции нравов", а также за рамки диапазона индивидуальных эстетико-поведенческих предпочтений.) В социальной философии, социологии, социальной психологии и сексологии второй половины 20 ст. возникновение П. традиционно связывается с сексуальным раскрепощением значительной массы населения Западной Европы и Северной Америки по мере осуществления сексуальной революции (процессом "развытеснения вытесненного"). В ходе последней — свойственная этим регионам традиция эпатирующей культуры непристойности оказалась замещена П., открывающей тело и его наслаждения с целью продуцирования оппозиции подавленному желанию, которое оказалось избыточно порабощено нравственным законом (согласно Маркузе, "репрессивная десублимация" или мистическое "развытеснение" осуществилось столь же тотально, сколь и триумф вытеснения). В отличие от "совращения" (самого по себе и того, что его вызывает), под которым, в частности, Бодрийяр предлагал понимать "манящую, искушающую, соблазнительную прелесть вещей", П. в действительности своей аналогична производству — репертуары продуцирования наслаждения акцентированно технологичны и жестко актуализируются. В рамках понимания смысла производства как процесса насильственного "очеловечивания", "овещнения" компонентов природы, изначально принадлежащих к "внечеловеческому" строю материальных объектов, очевидна суть П.: в отличие от соблазна, искушения, изымающих "нечто" из строя зримого и очевидного (не может быть соблазна без тайны либо ее симуляции), — производство и П. трансформируют любой объект, шифр либо мыслеобраз с целью достижения последними степени прозрачности анатомической реконструкции. П. элиминирует "соблазн" из системы культурных ценностей: бесконечная и "сверхнаглядная" аккумуляция знаков секса в произведениях жанра П. одновременно знаменует конец и самому сексу. Добавляя дополнительное измерение пространству секса, добиваясь неисоизмеримо более концентрированного восприятия его, П. делает изображение секса более реальным, чем собственное его существование. В контексте понимания философии постмодернизма (Бодрийяр) произведения в жанре П. выступают тем самым не только как "сверхобозначение", но и как симулякр, "эффект истины", скрывающий тот факт, что истины (секса) уже нет. В отличие от традиционалистской непристойности, дезавуирующей собственный предмет отображения (непристойность фундирована намеком, ее потребители никогда не видят, как именно функционирует наш пол), П. благодаря анатомической пристальности упраздняет дистанцию человеческого взгляда, замещая ее мгновенным и обостренным изображением — "строем сверхреференции, сверхистины, сверхточности" (Бодрийяр). (Согласно Бодрийяру, правомерна параллель: как ретроспективное обеспечение квадрофонического звука для классической музыки искусственно "достраивает" прежнюю реальность, ибо такой музыки никогда не существовало, ее так никто никогда не слушал, ее не сочиняли, чтобы так слушать, так и П. — это "квадрофония" секса: галлюцинация детали, микроскопическая истина пола, "крупный план" клеточных и даже уже "молекулярных" структур, "оргия реализма". П. полагает "фаллодизайн" и "дизайн наготы" как самодостаточные ценности.) П. — это тотальный триумф именно непристойного тела вплоть до полного стирания человеческого лица: у актеров порнокино, как правило, лица "отсутствуют" — функциональная нагота оставляет место лишь для зрелищности самого секса. Данные функциональные и органические характеристики П. делают неразрешимым окончательное разрешение вопроса о всеобъемлющей цензуре над ней, либо о ее "хорошо темперированном" вытеснении: П. является непосредственным естественным продолжением как человеческого реального в его норме, так и воплощением предельно бредовых иллюзий людей во всем мыслимом спектре их патологий. A.A. Грицанов

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

ПОРНОГРАФИЯ
сокр. порно, от древнегреч. pornos — развратник и grapho — пишу) — общее обозначение образов и текстов, откровенно изображающих половой акт. До 1960-х годов — объект социальных табу. В 1960-е П. в кино — составляющая контркультуры, провозгласившей сексуальность важной частью природы человека. До появления фотографии и кинематографа основным носителем порнообразов была литература, в которой первая убедительная попытка легитимизации П. принадлежит де Саду.
П. — понятие не эстетическое, а юридическое, и определяется как откровенное изображение полового акта, не оправданное художественным замыслом. Напротив, сколь угодно откровенные сцены не являются порнографическими, если они встроены в структуру авторского замысла. Согласно классификации, предложенной российским кинокритиком Сергеем Шолоховым: хард-П. — половой акт, фиксированный сам по себе, во всех деталях; софт-П., когда в откровенный фильм заложен сюжет, хард-эротика — не показываются крупно гениталии, софт-эротика — только обнаженные женщины. Но противоречивые ситуации нередки. Например, «Империя чувств» японца Осимы, поначалу классифицированная в Европе как П., впоследствии признана образчиком артхауса. Радикальные режиссеры шестидесятых уходили в П., считая это средством борьбы с системой. Однако П., как вся контркультура, быстро коммерциализировалась — во многом тому способствовало распространение Интернета, видео, удешевление кинопроизводства. В девяностых французский режиссер Катрин Брейя, автор изречения «П. не существует», выпустила провокационные фильмы «Романс X», «Интимные сцены», провозгласив новый жанр — арт-порно (сам по себе абсурдный, так как то, что является П., автоматически не есть искусство, и наоборот). А наиболее радикальный арт-порнофильм «Трахни меня» снят бывшими французскими порноактрисами Виржини Депант и Корали (поначалу был запрещен Министерством культуры Франции). Природу П. исследовала в своем эссе «Порнографическое воображение» Сьюзан Зонтаг. По Зонтаг, непристойность — основа культуры, следовательно, П. — табу западной цивилизации. В наиболее талантливых произведениях открывается, что истинный объект П. — не секс, а смерть (де Сад, Батай), а П., фиксируя половой акт, является окном в пограничные формы сознания.
Тоталитарный строй предъявляет права на либидо индивида (СМ.: антиутопию Джорджа Оруэлла «1984»). В либеральном обществе отношение к П. определяется традициями и менталитетом. В СНГ ввоз и производство П. запрещены. Голландия — пример максимального либерализма (запрещена только детская П.). В социальном плане разрешение П. снимает социальное напряжение, снижает преступность на сексуальной почве. В актуальном искусстве П. представлена в творчестве художников, экспериментирующих с телесностью, с одной стороны, с социальными и религиозными табу — с другой (фотосерия художника Дж. Кунса и порнозвезды Чиччолины, позже сделавшей карьеру радикального политика). Более того, крайне откровенные сцены стали частым атрибутом картин именитых артхаусных режиссеров — кроме Катрин Брейя, стоит назвать Ларри Кларка («Кен Парк»), Ларса фон Триера («Идиоты»), причем студия Zentropa, принадлежащая последнему, официально производит порнофильмы.
[А. Курина]
В целом порнографический образ — бесплодный, но идеально отлаженный и неостановимый механизм, соединяющий поток желания с «антипроизводством» смерти, обремененный, при всей откровенности, двойной тайной Эроса и Танатоса, — всегда будет манить радикальных художников и разнообразнейших экспериментаторов. С П., кстати, связана и одна из самых волнующих загадок в истории контркультуры.
Во все хрестоматии террора внесено знаменитое похищение Патрисии Херст, дочери газетного магната Уильяма Херста, совершенное подпольной Армией освобождения симбионтов в 1974 году. Выполнение условий террористов (освобождение из тюрьмы одного из соратников, массовые пожертвования Херста неимущим Калифорнии) затянулось, а сама Патрисия прониклась идеями АОС и начала принимать участие в их акциях. Вскоре ее захватили вместе с остальными, но довольно быстро помиловали. Однако еще удивительнее то, что все коллизии похищения были в деталях описаны в порнографическом романе «Черный похититель», изданном небольшим тиражом в Калифорнии в 1972 году, то есть за два года (!) до событий. В романе героиню зовут Патрисия, она дочь преуспевающего консервативного отца, похищает ее группа радикальных активистов, руководитель которой — чернокожий харизматик, одна из террористок — лесбиянка, совпадают и требования подпольщиков, героиня, в конце концов, присоединяется к своим похитителям и т. д. За прошедшие десятилетия полиция, спецслужбы и журналисты предпринимали неоднократные попытки разыскать автора, издателя либо дистрибьютора «Черного похитителя», но так никого и не нашли.
[Д. Десятерик]
СМ.: Артхаус, Неформат, Нудизм, Садо/мазо, Цензура.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

ПОРНОГРАФИЯ
недвусмысленное изображение или описание (реалистическое или гротескное) образов и действий явно сексуального содержания, направленное на возбуждение сексуальных желаний.
В обычной речи слово «П.» нередко употребляется в широком значении как синоним непристойного. Однако в строгом смысле слова П. является лишь частным случаем непристойного, т.е. оскорбительного нарушения принятых в данном сообществе норм публичного самовыражения. Согласно принятым в судебной практике классическим определениям, непристойность является характеристикой не мотивов авторов произведения или агентов действия (представления), но того оскорбительного и разрушительного с т.з. общественной нравственности воздействия, к-рое эти произведения или действия оказывают на членов сообщества. При консервативно-пуританском подходе сексуальным темам вообще не место в публичных местах; соответственно П. следует считать любое высказывание сексуального характера или любое представление сексуальных сюжетов. Со втор. пол. 20 в. определения такого рода стали подвергаться сомнению и критике. Как один из результатов широких движений за гражданские права 60-х гг. 20 в. и т.н. сексуальной революции сформировалось либерально-терпимое отношение к непристойному вообще и П. в частности, предполагающее по крайней мере дифференцированное отношение к «жесткой» и «мягкой» П. (в качестве крайне «жесткой» П. можно считать натуралистическое описание сексуального насилия над детьми или изображение реально совершаемых действий такого рода, в качестве наиболее «мягкой» — недетализированное описание или изображение обнаженного тела или его отдельных частей). Правда, возможные критерии такого различения во многом интуитивны и не поддаются инструментализации. Наряду с этим актуализируются проблемы различия между П. и эротикой, методов и форм полового воспитания, свободы индивидуального выбора и т.д. Смысл П. становится более очевидным, если обратиться к изначальному смыслу греч. слова: не просто проститутка, но проститутка низшего класса сексуальная рабыня, предназначенная для обслуживания любого мужчины. П., т.о., презентируя сексуальность женщины как сексуальность продажной шлюхи, существует вместе с проституцией. По самому своему жанру П. указывает на то, что кража, продажа и покупка женщин — это не насилие или оскорбление, потому что женщинам нравится быть изнасилованными и проституированными, потому что такова природа женщин и природа их сексуальности. Сексуальная революция 60-х гг. 20 в. и последовавшая на ее волне либерализация норм сексуальной морали привели к тому, что П. стала восприниматься как фактор сексуального раскрепощения, а ее цензура — как форма подавления. Среди постмодернистской интеллектуальной элиты стало модным оценивать П. как эстетический и культурный феномен. Такова, напр., позиция С.Зонтаг, современной амер. писательницы и режиссера, к-рая считает, что П. существует в трех разновидностях: как социальный феномен, как феномен психологии и как прием в искусстве. И если первые две разновидности П. оцениваются ею как «групповая патология, болезнь всей культуры...», то П. как прием в искусстве, позволяющий рассматривать экстремальные формы сознания (как, напр., в произведениях де Сада, П.Реаж, Ж.Батая), не может быть ограничена ничем. Однако в современном обществе проблема П. особенно обостряется как проблема общественной нравственности: начиная именно с 60-х гг. П. не только превратилась в непременный теневой компонент массовой культуры (благодаря революции в области распространения информации — с развитием домашнего видео, спутникового ТВ, сети Интернет, а также развития служб секса по телефону — объем распространяемых порнографических материалов увеличился на протяжении поел, трети 20 в. в десятки раз), но и стала предметом большого бизнеса, а вместе с тем и сферой интересов организованной преступности, паразитирующей на развивающейся индустрии легальных и нелегальных сексуальных услуг. Отличительной особенностью современной П. является все увеличивающаяся тенденция к насилию (особенно в отношении женщин и детей) как источнику сексуального удовлетворения. При этом насаждается мнение о том, будто бы женщины сами стремятся к такому обращению и получают от него наслаждение, поскольку стремление к самоуничижению и мазохизму якобы коренится в самой «природе» женщин.
В свете сказанного рассуждения о П. с абстрактно-интеллектуальных позиций становятся политически некорректными и этически недопустимыми. П. все более воспринимается как одно из проявлений грубого насилия в отношении женщин; как форма нарушения прав женщин проблема П. выходит за рамки вопросов морали. Согласно «Декларации об искоренении насилия в отношении женщин» (1993), под насилием в отношении женщин следует понимать «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, к-рый причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов...». Это важное положение можно рассматривать в качестве правовой основы для ограничения П. Вместе с тем попытки ограничения П. наталкиваются на жесткое сопротивление тех, кто считает, что принцип свободы самовыражения является фундаментальным для либеральной демократии и не может существовать никаких оправданий для его ограничений; к этому аргументу прибегают и адвокаты порнобизнеса. Однако еще Дж.С. Милль, оценивая свободу как всеобщее благо, отмечал тем не менее необходимость ограничения свободы для предотвращения нарушения общественных интересов или интересов других людей. Либерализм никогда не утверждал абсолютную свободу выражения, и принцип непричинения другим вреда рассматривался им в качестве несомненно приоритетного. Исходя из этого, можно признать оправданной цензуру такой порнографической продукции, в к-рой подразумевается, что изнасилование, надругательство и истязания могут быть средствами достижения сексуального удовлетворения, поскольку такая продукция может провоцировать причинение вреда другим людям, а это является веским основанием для ее ограничения.
В современном праве практически не существует законов против П. Однако в уголовном законодательстве всех стран имеются статьи против непристойности и цинизма, ограничивающие публикацию, распространение и воспроизведение материалов, к-рые считаются неприличными и непристойными. Но юридическое определение непристойности субъективно ценностно-относительно и поэтому открыто для интерпретации. Определение П. через понятие непристойности затрудняет применение ограничивающих правовых санкций, поскольку может приходить в противоречие с принципами свободы слова и свободы предпринимательства.
В России распространение порнографической продукции запрещено Уголовным кодексом.
В соответствии со ст. 4 Закона «О средствах массовой информации» «...не допускается использование средств массовой информации... для распространения передач, пропагандирующих П.».
В законе «О рекламе» нет ни слова о недопустимости использования средств массовой информации для рекламы платных сексуальных услуг или о недопустимости эротизации рекламы.
В соответствии с проектом Федерального закона «О государственном регулировании и контроле за оборотом продукции сексуального характера» (1998) оборот порнографических материалов и предметов на территории РФ не допускается (ст. 2). Там же дается следующее определение: «Порнография - продукция средств массовой информации, иная печатная и аудиовизуальная продукция, в том числе реклама, а также сообщения и материалы, передаваемые по коммуникационным линиям, содержащие самоцельное, грубо натуралистичное, циничное изображение и (или) описание насильственных действий сексуального характера, в том числе с несовершеннолетними, сексуальных действий, связанных с надругательствами над телами умерших, а также совершаемых в отношении животных» (ст. 4). К кон. 1980-х гг. во многих западных странах (США, Канаде, Германии, Норвегии, Австралии, Новой Зеландии и Ирландии) появились новые правовые инициативы в этом направлении. Так, в феминистской юриспруденции в США П. все более рассматривается в тендерном контексте как проблема властных отношений: П. интерпретируется как недвусмысленное изображение примитивно сексуального отношения к женщине, унижающее и подчиняющее се, как дискриминация на основе пола, как своего рода субординация, подчиненная целям сексуального удовольствия.
С т.з. прав человека в П. происходит сексуальное опредмечивание и сексуальное подчинение женщин при доминировании мужчин. Эротизация насилия против женщин, сексуализация доминирования и субординации оказываются скрытой формой их оправдания как «естественных».
В П. женщины так или иначе представлены: а) дегуманизированно, вещно, в качестве товара — предмета потребления; б) как сексуальные агенты, наслаждающиеся унижением или болью; в) испытывающие сексуальное удовольствие от изнасилования, инцеста или других форм сексуальной агрессии; г) как индивиды, подавленные, униженные, подвергнутые пыткам или изувеченные в ходе сексуальных действий; добровольно принимающие позы сексуального подчинения и раболепия или принуждаемые к таковым; д) предающимися перверсивным формам сексуальных отношений; е) редуцированными исключительно к своему телу или его отдельным частям (не только интимным). Феминистское переосмысление политико-правового смысла П. создает теоретические предпосылки для гражданских и юридических инициатив, направленных против П. Становится возможным ограничить П., но не цензурой, к-рая как таковая может противоречить праву на свободу самовыражения, а с помощью самой доктрины прав человека: П. наносит вред, и тем самым нарушаются права человека. Этот подход по существу оказывается универсальным, если дополнительно к тому, что говорят феминистки, принять во внимание, что при традиционном доминировании «мужской» П. современный рынок предоставляет достаточно порнографической продукции, адресованной и женщинам, а также заинтересованным представителям разнообразных сексуальных меньшинств. Лит.: Воронина О.А. Тендерная экспертиза законодательства РФ о СМИ. М.: Эслан, 1998; ГроаркЛ. Практический разум и полемика вокруг порнографии // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995; Feminist Legal Theory / Eds. К. Bartlet & R.Kennedy. Boulder etc: Wfestview Press, 1991; Hoshi I. The World of Sex. \fol. 4: Sex in Ethics and Law. Wbodchurch: Paul Norbury Publications Limited, 1987. P. 210-256; MacKinnon
С Feminism Unmodified [Ch.3. Pornography]. Cambridge, Mass: Harvard U.P., 1987; Pornography: Wbmen Violence and Civil Liberties / Ed. K.Itzin. Oxford et a.: Oxford U.P., 1993. О.А.Воронина

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
302.11 кб

Порнография, непристойность и аргументы в пользу цензуры

Ирвинг Кристол
Читать PDF
1.90 мб

ПОРНОГРАФИЯ, ПОРНУХА И ПОРНО: МЫСЛИ О ПОЛЕ, ЗАРОСШЕМ СОРНЯКАМИ

Уильямс Линда
Академические исследования порнографии — молодая область научного знания, легитимность которого еще не до конца осмыслена самими исследователями, работающими в данной сфере.