Поп-музыка

Найдено 1 определение
Поп-музыка
англ. pop music — сокращение от popular music — популярная, общедоступная музыка, музыка массовых жанров; в современном слэнге российских масс-медиа распространено производное от поп-музыки уничижительное «попса») Понятие, охватывающее различные стили и жанры преимущественно развлекательного эстрадного музицирования, способного иметь коммерческий успех (см. также Шлягер). П.-м. принято отличать от популярной музыки в широком смысле слова, т. е. совокупности наиболее известных, часто исполняемых произведений концертного репертуара. Впрочем, в музыкально-критическом словоупотреблении последнего времени это различение стирается, и репертуар, а также концертная практика наиболее известных оперных «звезд» нередко оценивается как разновидность П.-м. (чему имеются основания в сугубо коммерческой продюсерской стратегии, например Лучано Паваротти). Термин П.-м. выдвинут в 1950-е гг. применительно к рок-музыке. Однако в конце 60-х и в 70-е годы рок-движение противопоставило себя поп-эстраде; критериями противопоставления был жесткий культурный «революционаризм» и художественные притязания рок-музыки, отсутствующие в сугубо прикладном развлекательном искусстве. К середине 80-х это противопоставление стерлось (в связи с чем нередко говорят о «смерти рок-музыки»), и музыканты, принадлежавшие рок-движению, вернулись к коммерческим стратегиям и эстетическим принципам П.-м. Типологическая определенность П.-м. создается четырьмя факторами: развлекательной функцией, особой ролью художественного стандарта, аналогичной канону в фольклорном и традиционном профессиональном искусстве, тесной связью с масс-медиа и техническими средствами тиражирования и распространения художественной продукции, коммерческой стратегией промоушн — продвижения к популярности исполнителей и произведений. Описываемая система складывалась с середины XIX в., законченный облик получила вместе с расцветом фонографической индустрии. Рост технических возможностей распространения и тиражирования, усложнение системы электронных масс-медиа разделили историю П.-м. на два этапа. В 1910-50-е гг. главными средствами тиражирования П.-м. была пластинка; с 1950-х по наши дни друг на друга замкнуты фонограмма (пластинка, магнитофонная кассета, компакт-диск) и телевидеоклип. На первом этапе в функции рекламной компании, обеспечивающей продажу пластинок, выступали главным образом живые концерты (но также радиотрансляции и прокручивания записей в ресторанах и местах отдыха); на втором этапе к этим средствам обеспечения успешной продажи фонограмм добавляется телевидеоклип, постепенно переродившийся в новый самостоятельный вид поп-продукции. На обоих этапах главной фигурой творческого процесса являлся продюсер. Его главная задача — продвинуть к популярности эстрадных исполнителей — в первой половине века решалось не только задействованием описанной системы распространения записей, но и особой работой над репертуаром. В 1910-20-х гг. продюсеры (в их роли нередко выступали художественные директора и редакторы фонографических фирм) создавали бригады из мелодиста, аранжировщика, текстовика (тексты создавались, как правило, на имеющуюся музыкальную «рыбу»), которые нередко работали вне контакта друг с другом. Результаты их работы сводились воедино в расчете на определенного исполнителя, который (как и коллектив аккомпаниаторов) был на договоре у фонографической фирмы. Позднее, под влиянием популярности джазовых исполнителей, являвшихся также авторами собственных композиций, продюсерская стратегия перерождается в чисто рекламную. Параллельно освоению телевидения как средства рекламы поп-записей роль продюсера вновь расширяется. Однако к этому времени уже достаточно прочно утверждается принцип ответственности исполнителей за репертуар (исполнитель либо сам является автором, либо входит в горизонт внимания продюсера со сложившейся творческой командой), и потому творческие задачи продюсера транспонируются в область работы над имиджем «звезды». Продюсер привлекает звукорежиссеров, работающих над «soun?om» (слэнговое понятие, означающее характерный стиль технической передачи голоса и инструментального звучания), режиссеров, балетмейстеров, стилистов костюма, прически и макияжа, под его руководством создающих не сводимый к репертуару (но коррелирующий с ним) выразительный образ-символ, благодаря которому исполнитель сам делается успешно продаваемым поп-продуктом. При всех трансформациях продюсерской практики за продюсером остается функция экономического контролера творчества. Этот контроль отслеживает диалектику стандарта и моды. Чтобы быть успешно продаваемой, П.-м. должна соответствовать ожиданиям аудитории, прежде всего развлекательным. Поэтому она не может не быть танцевальной, ее тексты не могут выходить за пределы соответствующего тематического круга (в котором центр образует тема любви с набором из возможных диспозиций четырех концептов: «Он», «Она», «Стремление», «Достижение»), ее концертная презентация не может не быть красочно-пестрым шоу и т. д. С другой стороны, чтобы выиграть в коммерческой конкуренции, поп-звезда должна быть «свежей». Поэтому в П.-м. циклически сменяются модные течения (их маркировка — прежде всего характер танцевального ритма и соответствующий стиль танца, а также — стиль вокала — «жесткий» или «мягкий», «брутальный» или «ангельский», «подростковый» или «мужественный» и т. п., приемы аранжировки, и, не в последнюю очередь — костюмерия и макияж). Модные приметы П.-м. образуют поверхность вторичных и третичных факторов композиции, под которой неизменным на протяжении десятилетий остается жесткий стандарт. П.-м. внесла немало нового в современную культуру. Ее язык стал «эсперанто» массовых видов художественного творчества (в частности, на нем преимущественно основана киномузыка). Ее продюсерские стратегии породили новые эстетические явления (например, видеоклип), оказав влияние также на парахудожественные движения в области современной рекламы. Лит.: Ewen D. History of popular music. N.-Y., 1961. Т. Чередниченко

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
252.60 кб

Мир популярной японской музыки

Катасонова Елена Леонидовна
Читать PDF
431.09 кб

Шекспир в современной популярной музыке

Гайдин Борис Николаевич
В статье рассматривается специфика взаимовлияния наследия У. Шекспира и современной популярной музыки.
Читать PDF
186.16 кб

Тувинский рок в контексте мировой популярной музыки

Хертек Сайдана Семёновна
Читать PDF
687.93 кб

Современная популярная музыка и новая религиозность

Михельсон Ольга Константиновна, Поляков Николай Станиславович
Статья посвящена анализу актуального для современного общества вопроса новой религиозности и ее взаимосвязи с популярной музыкой.
Читать PDF
1.50 мб

ПОПОДИЦЕЯ. ОПЫТ ТЕХНОТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЧТЕНИЯ ПОП-МУЗЫКИ

Куртов Михаил
В статье дается генетический анализ популярной музыки, понятой одновременно как технический и религиозный феномен.
Читать PDF
214.50 кб

Метатекст в романе Е. Попова «Подлинная история “Зеленых музыкантов”»

Баринова Екатерина Евгеньевна
The correlation of the main text and commentaries in novel by in E. Popov «Real story of “Green musicians”» is being researcherd in the article. The main functions of commentaries are revealed.
Читать PDF
970.72 кб

"МУЗЫКАНТ НИПАНИМАЛ" БОРИСА ПОПЛАВСКОГО: МЕЖДУ СИМВОЛИЗМОМ И СЮРРЕАЛИЗМОМ

Тырышкина Елена Викторовна, Маматов Глеб Максимович
Стихотворение Б.Ю. Поплавского «Музыкант нипанимал» (1926) из сборника «Дирижабль неизвестного направления» исследуется как пример «пограничной» поэтики результат взаимовлияния символизма и сюрреализма.
Читать PDF
532.28 кб

У истоков рока: «Поворот винта» в популярной музыке и джазе 1940-1950-х годов

Виниченко Андрей Анатольевич
Статья раскрывает некоторые историко-генетические связи рок-культуры с определёнными моментами музыкальной истории США и Европы 1940-1950-х годов джазовым стилем би-боп и variety music.
Читать PDF
890.31 кб

Сложная судьба «простых» форм: отечественная традиция изучения популярной музыки

Журкова Дарья Александровна
Статья представляет обзор методологических направлений, которые были сформированы советскими исследователями в отношении популярной музыки.
Читать PDF
337.38 кб

Советские культурные локусы в романе Е. Попова «Подлинная история "Зеленых музыкантов"»

Полякова Наталья Александровна
Обращаясь к рассмотрению советских культурных локусов в романе-комментарии Е.
Читать PDF
773.81 кб

Отношение к собственному прошлому: ретромания в современной британской популярной музыке

Колесник Александра Сергеевна
Статья посвящена анализу состояния современной британской популярной музыки, емко названное известным британским музыкальным критиком Саймоном Рейнольдсом «ретроманией».
Читать PDF
1.80 мб

Цикл Елены Попляновой «Пять монологов Ф. И. Тютчева на стихи Андрея Дементьева»: к вопросу музыкальн

Солодова Н.С.
Статья посвящена вокальному циклу композитора Е. Попляновой «Пять монологов Ф. И. Тютчева на стихи Андрея Дементьева». Поэтические циклы Ф. Тютчева, А. Дементьева анализируются в их сопряжении с музыкальным текстом Е.
Читать PDF
285.48 кб

«Kasatchok Superstar»: пост-советская популярная музыка, «Russendisko» и традиция русского фольклора

Д.-Э. Викстрём
Читать PDF
305.28 кб

«Холодние Чоботи»: стратегия построения самоидентификации в популярной музыке Санкт-Петербурга (на п

Викстрём Д. -э
Читать PDF
406.20 кб

Популярность стилевых направлений и жанров джаз- и рок-музыки начала XXI века: результаты музыкально

Назин Александр Сергеевич
В данной статье автор составляет и осмысливает картину музыкальных стилей современной популярной музыки на основании социологического опроса.