Польза

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Польза
Философский смысл термина: Польза, выгода, (общественное) благо (стоики, Цицерон).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

Польза
понятие, отражающее ценностные параметры и значение отдельных предметов по отношению к интересам человека и общества. В рамках деятельностно-целевого подхода полезным считается то, что содействует достижению целей; с точки зрения ценностно-целевого подхода полезным признается то, что наряду с достижением цели обеспечивает успех, т.е. получение результатов, близких к поставленной цели, и эффективность, т.е. достижение цели с наименьшими затратами. Принцип полезности («извлекай из всего пользу для своего интереса»), таким образом, дополняется принципом успешности («используй оптимальные средства и стремись к успеху в достижении целей»). В биоэтике важно нравственно-мировоззренческое и гражданское звучание принципа пользы, позволяющее устанавливать горизонты социально значимого индивидуального поведения ученых, медиков, специалистов в биомедицинских исследованиях и экспериментах с участием человека и ограничивать эгоистично-прагматическое своеволие и абсолютизацию принципа пользы и меркантильности, способствуя развитию ценностей милосердия и справедливости.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

ПОЛЬЗА
ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам. В более строгом смысле польза - характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели. Именно подобная определенность пользы была выявлена Аристотелем, стоиками, Т. Гоббсом, Ф. Хатчесоном, Дж. Бентамом, Г. Гегелем. Как жизненный принцип полезность можно выразить в максиме: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».
Поскольку интересы выражаются в целях, которые человек преследует в своей деятельности, полезным считается то, что содействует достижению целей, и в частности то, посредством чего цели достигаются. Полезность, т. о., характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с пользой целерациональное мышление использует и др. ценностные понятия, а именно: успех (достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели) и эффективность (достижение результатов с наименьшими затратами). Нечто признается полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, в) позволяет достичь результатов, близких поставленным целям (способствует успешности действий), и г) позволяет сделать это с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). Соответственно выражение принципа полезности дополняется такими максимами, как «Стремись к успеху», «В достижении целей используй оптимальные средства». К практическому мышлению относится также понятие «выгода», однако его значение особо, на что обратил внимание Дж. С. Милль. Если польза определяется в отношении к чьим-либо интересам, то внутренние значения понятия «выгода» различаются сообразно принадлежности и характеру интересов, удовлетворение которых предполагается в качестве цели. Можно выделить три класса интересов: а) частные (особенные) цели индивида или группы (т. e. специфичные для данного субъекта), реализация которых возможна за счет ущемления интересов др. субъектов; б) общие интересы индивида или группы, т. e. интересы, присущие, как правило, всем индивидам и группам в данной ситуации; их удовлетворение также может предполагать ущемление чужих интересов, однако последнее воспринимается как недостаток системы, а не злой умысел субъекта интересов; в) интересы группы или общества в целом. Полезное в отношении интересов первого класса нередко называется выгодой или корыстью, в отношении второго и третьего классов - общей пользой или благом (в узком смысле этого слова).
Как и др. ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т. п.), польза представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). Как правило, польза связывается с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие пользы в качестве ценностной ориентации порождает серьезные нравственные противоречия в том случае, когда она трактуется как благо вообще или как моральное добро. Сами по себе понятия и правила пользоориентированного сознания морально нейтральны. Однако с этической точки зрения всегда сохраняется существенное различие между моралью как таковой и отношениями полезности. Мораль исторически возникает и функционирует в обществе как система ценностей, призванных компенсировать обусловленные цивилизацией обособленность, отчужденность индивидов. Польза и родственные ей понятия отражают ценности и нормы, адекватные именно отношениям обособленных, отчужденных, пользующихся друг другом (т. е. эксплуатирующих друг друга) индивидов.
В психологии эта система «практического сознания» передается с помощью понятия «принцип реальности» (ср. Удовольствие). Устремленность к пользе, успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей. Человек, исповедующий принцип пользы, проявляет себя преимущественно в сфере сущего, в сфере текущих задач и конъюнктурных решений, он не нуждается в идеале и выходящих за рамки ситуации ценностных основаниях своих действий.
В исторически раннем или неразвитом ценностном сознании понятие пользы исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех докапиталистических обществах стремление к пользе как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, т. е. по случаю. Развитие товарного производства и денежного хозяйства определило формирование иных ценностных ориентации; в рамках экономических, вещных отношений польза - приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиболее типичным выражением пользоориентированной деятельности является предпринимательство как деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг, которые: а) необходимы обществу в лице различных частных потребителей и б) способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми др. производителями. Как показывает история культуры, предпринимательская деятельность воспринимается негативно сознанием, покоящимся на коллективистских ценностях. Патриархальная, традиционалистская, обшинно-коммунитарная оппозиции принципу пользы апеллируют к общему (общественному) интересу. Ориентация на пользу при этом толкуется как своекорыстие, а сама польза признается и высоко оценивается только как общеполезность, как общее благо.
Особого рода критицизм в отношении принципа пользы проводился в коммунистических теориях. Ш. Фурье противопоставил буржуазному утилитаризму «социальный гедонизм»: весь строго регламентированный порядок жизни в фаланстерахобщинах был направлен на то, чтобы их члены с наибольшей отдачей реализовывали себя и получали наилучшие (рационально обоснованные) наслаждения. Марксистское понимание принципа пользы разнопланово: с одной стороны (и это сближает коммунистическое мировоззрение с христианством), марксизм видит, что отношения полезности разъедают традиционные человеческие контакты, усугубляют эксплуатацию и отчужденность между людьми. Принцип пользы, наиболее последовательно раскрывающийся в деятельности буржуа-предпринимателя, рассматривается как орудие классового господства буржуазии. Так построенная критика по сути дела является продолжением патриархальной, традиционалистской, романтической критики полезности. Однако, с другой стороны, из политико-экономического анализа Марксом капитала и стоимости вытекает важный социально-философский вывод о роли принципа пользы как великой социально-новационной силы, универсализирующей общественные отношения людей и тем самым созидающей единое социальное пространство взаимозависимых социальных индивидов. Порожденный социальным отчуждением, принцип пользы становится фактором общественного соединения людей, социализации их связей и зависимостей.
Принцип пользы проявляет зависимость человека как носителя частного интереса от других людей и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на пользу индивид видит цель в себе, а в других лишь средство; однако, нуждаясь в товарах и услугах, которыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстает в качестве средства для удовлетворения чужих целей (1егель, Маркс). С возрастанием правового регулирования экономических отношений в капиталистических обществах, в особенности с сер. 20 в., негативные стороны общественных отношений, основанных на взаимопользовании и конкуренции, существенно ограничиваются. Нравственногражданское значение принципа пользы определяется тем, что он позволяет установить масштаб общественной значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистическое своеволие. Не случайно, что именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей общественного развития. Абсолютизация же принципа пользы, меркантильность разрушают духовные и нравственные основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, которое непременно опосредствовано бескорыстным и милосердным отношением человека к др. людям.
Р. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

ПОЛЬЗА
ценностное понятие, отражающее положительное значение предметов и явлений в их отношении к интересам субъекта (индивидуального или коллективного), т.е. его склонности к различным объектам, освоение к-рых позволяет ему сохранять и повышать свой статус.
В более строгом смысле П. - характеристика средств, достаточных для достижения заданной цели; такое понимание П. развивалось Аристотелем, стоиками, Т.Гоббсом, Ф.Хатчесоном, И.Бентамом, Г.В.Ф.Гегелем. Как жизненный принцип полезность выражается в максиме: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего П.». Поскольку интересы выражаются в целях, к-рые человек преследует в своей деятельности, то полезным считается то, что содействует достижению целей. П., т.о., характеризует средства, годные для достижения заданной цели. Наряду с П., целерациональное мышление использует и другие ценностные понятия, а именно: «успех», обозначающее достижение результатов, близких к запрограммированным в качестве цели, и «эффективность», обозначающее достижение результатов с наименьшими затратами. Так что в более широком смысле нечто признается полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей (способствует успешности действий), причем в) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий).
В отличие от П., под «выгодой», или «корыстью», в узком значении этих слов (на что обратил внимание Дж.С.Милль) следует понимать такой интерес, осуществление к-рого возможно за счет интересов других людей и сообществ. Как и другие ценности практического сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т.п.), П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). П., как правило, ассоциируется с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие П. в качестве ценностной ориентации может порождать нравственные коллизии в том случае, когда П. трактуется как благо само по себе или как моральное добро. Сами по себе понятия и правила пользо-ориентированного сознания морально нейтральны. Однако с этической т.з. всегда сохраняется существенное различие между моралью как таковой и отношениями полезности, между добром и П., поскольку П. и родственные ей понятия отражают ценности и нормы, адекватные именно отношениям обособленных, отчужденных, пользующихся друг другом индивидов. Пользо-ориентированным сознанием П. воспринимается как количественно определенная мера блага, большая, чем удовольствие, и меньшая, чем добро (Бентам, Н.Г.Чернышевский).
В психологии эта система практического сознания передается с помощью понятия «принцип реальности» (ср. Удовольствие). Устремленность к П., успеху, эффективности предполагает обращенность человека к реальности, учет наличных обстоятельств, сложившегося порядка вещей. Человек, исповедующий принцип П., проявляет себя преимущественно в сфере сущего, в сфере текущих задач и конъюнктурных решений, он не нуждается в идеале и выходящих за рамки ситуации ценностных основаниях своих действий.
В исторически раннем или неразвитом ценностном сознании понятие П. исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех традиционных обществах стремление к П. как к наживе осуждалось. Наиболее ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного производства и денежного хозяйства определило формирование иных ценностных ориентации; в рамках экономических, вещных отношений П. - приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиболее типичным выражением пользо-ориентированной деятельности является предпринимательство - как деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства товаров и предоставления услуг.
В экономической теории свойство полезности отражается в понятии «потребительная стоимость». Предпринимательство воспринимается негативно сознанием, покоящимся на коллективистских ценностях; патриархальная, традиционалистская, общинно-коммунитарная оппозиции принципу П. апеллируют к общему (общественному) интересу; однако ориентация на П. при этом толкуется как своекорыстие, а сама П. признается и высоко оценивается только как общеполезность, как общее благо.
В истории мысли парадоксальная диалектика частного и общего интереса была обнаружена Б.Мандевилем (см. «Басня о пчелах») и развита А.Смитом, Гегелем, К.Марксом, М.Вебером. Особого рода антиутилитаризм был присущ коммунистическим учениям. Так, Ш.Фурье противопоставил буржуазному утилитаризму «социальный гедонизм»: весь строго регламентированный порядок жизни в фаланкстерах-общинах был подчинен тому, чтобы их члены с наибольшей отдачей реализовывали свои способности, навыки, умения, знания и получали наилучшие (рационально обоснованные) наслаждения. Марксистское понимание принципа П. разнопланово: с одной стороны, и это сближает коммунистическое мировоззрение с христианством, марксизм видит, что отношения полезности разъедают традиционные человеческие контакты, усугубляют эксплуатацию и отчужденность между людьми. Принцип П., наиболее последовательно раскрывающийся в деятельности буржуа-предпринимателя, рассматривается как орудие классового господства буржуазии. Так построенная марксистская критика по сути дела является продолжением патриархальной, традиционалистской, романтической критики П. Но, с другой стороны, капиталистически возвышенный (от приобретательства к предпринимательству) принцип П. оказывается - на основе таких механизмов общественной связи, к-рые отражены, напр., в понятиях капитала, меновой стоимости, прибавочной стоимости, — великой социально-новационной силой, универсализирующей общественные отношения людей и тем самым созидающей единое социальное пространство взаимозависимых социальных индивидов.
В этом тезисе, явно не выраженном и подлежащем специальной реконструкции из экономических рассуждений Маркса, теоретический марксизм оказывается близок либеральному утилитаризму.
В классической либеральной мысли нравственногражданское значение принципа П. усматривается в том, что он позволяет устанавливать масштаб общественной значимости индивидуального поведения и тем самым ограничивать эгоистическое своеволие.
В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на П. индивид видит цель в себе (ср. Индивидуализм, Эгоизм), а в других лишь средство; однако нуждаясь в товарах и услугах, к-рыми обладают другие, он вынужден вступать с ними в обмен, предлагая то, чем владеет сам; иными словами, он сам предстает в качестве средства для удовлетворения чужих целей. Именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей общественного развития.
В современной лит-ре понятие П. как теоретический концепт постепенно переместилось в социально-экономическую теорию, а также прикладные теории управления и организации (ср. Праксеология).
В социально-моральных же теориях усиливается критицизм в отношении П. как ценностного понятия и практического принципа. Так, по Дж.Ролзу, этот принцип несовместим с идеей взаимности и противоречит концепции социальной кооперации среди равных, поскольку предполагает увеличение суммы преимуществ одних при [возможном] уменьшении жизненных перспектив других. Принцип П. фактически повелевает защищать только собственные интересы и ничем не жертвовать во имя блага целого. Ограничением утилитаристского принципа П., по Ролзу, может стать принцип средней полезности (см. Утилитаризм). См. Артха, Ли-вы года, Манфа'а, Масяаха. Лит.: Аристотель. Никомахова этика [1096а,5] // Аристотель. Сом. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984; Бентам И. Введение в принципы нравственности и законодательства. М.: Росспэн, 1998; Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа [VI,В,II,а]. М.: Соцэкгиз, 1959; Гоббс Т. Человеческая природа // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [VII,105]. М.: Мысль, 1978; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Т. 3. М.: ГосПолитиздат, 1955; Миляь Дж.С. Утилитарианизм. О свободе. СПб.: Изд. И.П.Перевозникова, (3-е изд.), 1900; Ро.и Дж. Теория справедливости [§ 3, 27-30]. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995; Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели [II] // Ф.Хатчесон и др. Эстетика. М.: Искусство, 1973. Р. Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
337.86 кб

Благо и польза: у истоков европейской науки

Витченко Наталья Николаевна
Рассматриваются этические основания европейской науки эпохи Возрождения.
Читать PDF
233.71 кб

2015.04.010. НОРРИС К. ВЕЛИКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОТКРЫТИЕ, ИЗОБРЕТЕНИЕ И ПОЛЬЗА ОШИБОК. NORRIS C. GREAT PHI

Цибизова И.М.
Читать PDF
4.46 мб

Неволин о пользе изучения философии

Коцюба Вячеслав Иванович
Статья рассматривает особенности изучения и понимания философии в духовных академиях первой половины XIX в., отражённые в студенческой работе выдающегося юриста К. А. Неволина, учителем философии которого был профессор МДА Ф. А.
Читать PDF
60.40 кб

Некоторые размышления о пользе иронии для метафизики

Черданцева Инна Владимировна
Статья посвящена исследованию философского содержания понятия "ирония" и поиску его новых смыслов.
Читать PDF
2.64 мб

О пользе математики как пропедевтики философских наук

Юнг И.
Читать PDF
601.68 кб

О ПОЛЬЗЕ ПЫТКИ: МОГУТ ЛИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА ОСТАВАТЬСЯ ПРИСТОЙНЫМИ?

Терещенко Мишель
Читать PDF
137.29 кб

Возможный аргумент в пользу феноменологического подхода

Гутнер Григорий Борисович
Читать PDF
110.06 кб

Выбор в пользу меньшего зла: поиск пределов морально допустимого

Прокофьев Андрей Вячеславович
Читать PDF
450.30 кб

ТЕОРИЯ «УПРАВЛЯЕМОГО ХАОСА» МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА НА ПОЛЬЗУ РОССИИ

Митрошенков О. А.
Читать PDF
99.76 кб

2005. 04. 015. Вольцоген К. Фон. О пользе незнания: творческое невежество как цель философского обсу

Боброва А. А.
Читать PDF
126.37 кб

Архиепископ Никанор (Бровкович) о вреде идеи прогресса и вероятной пользе железных дорог

Cоловьев Артем Павлович
Статья представляет собой предисловие к публикации поучения архиепископа Никанора (Бровковича) при освящении зданий железнодорожного вокзала в Одессе (1884).
Читать PDF
2.81 мб

О пользе и вреде воображения в познании истории

Никитин В.Е.
He role of imagination in historical knowledge is considered. The author suggests that the concept of fiction and imagination be distinguished and shows their interrelation in historical research.
Читать PDF
1.86 мб

Право на обман (к вопросу о пользе и вреде лжи в воспитательных практиках)

Синеокая Юлия Вадимовна
В центре внимания автора статьи дискуссионный вопрос о пользе и вреде лжи для жизни. Формирование ценностей и социальных стереотипов является одним из самых непрозрачных процессов.
Читать PDF
302.11 кб

Порнография, непристойность и аргументы в пользу цензуры

Ирвинг Кристол
Читать PDF
12.84 мб

О пользе и вреде биографии (для) Ницше

Бикбулатова Мария Олеговна, Синеокая Юлия Вадимовна, Эбаноидзе Игорь Александрович
В беседе говорится о том, может ли знание биографии Фридриха Ницше быть полезно для понимания его философских идей, в каком соотношении могут находиться представление о биографической личности философа и восприятие его текстов, до

Похожие термины:

  • Поворот, межа, дар, результат, польза

    Философский смысл термина: "Цель как замысел суть начало... цель не стремиться в бесконечность"; "цель" - или соединение частей в целое или реализация формы (Аристотель); "цель" - предел волевого начала
  • ПОЛЬЗА, ПОЛЕЗНОСТЬ

    одна из основных аксиологических категорий, близкая и частично совпадающая по своим значениям с категориями «целесообразность» и «ценность», что в повседневности приводит к их неправомерному от
  • Польза и вред

    П. – ценность, на которую ориентируется труд как экстерогеннная сторона преобразовательной деятельности. В. – противоположность П.. Полезный результат служит устранению трудностей и реализации
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ

    Vom Nutzen und Vorteil der Histori? fur das Leben", 1874) — сочинение Ницше, входящее в серию культур-критических эссе, объединенных общим названием "Несвоевременные размышления". Первоначально Ницше планировал написать
  • НЕСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ земли

    все, кому земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или иных целей, не связанных с использованием плодородия почв.
  • ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

    [англ. graphical user interface] – интерфейс, использующий графические элементы.
  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ-ПОЛЬЗЫ

    см. Утилитаризм.
  • СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ земли

    все использующие плодородие почв для производства сельскохозяйственной продукции любого типа.