ПОЛИТИКАПОЛИТИКА: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА

Политика и религия

Найдено 1 определение:

Политика и религия

Несмотря на разные предназначения, цели, сферы деятельности, религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (специфическая сфера орг-ции общественной жизни, властных отношений, управления соц. слоями, об-вом и гос-вом) неизменно взаимосвязаны. Взаимоотношения политики и религии требуют в каждый исторический период конкретного рассмотрения, призванного раскрыть специфику участия различных звеньев религ. орг-ций любой конфессии в политике и особенности использования религии политич. деятелями. Вопреки разделяемому мн. верующими принципу размежевания П. и р., зафиксированному также в документах ряда религ. течений («отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), в совр. мире наблюдается широкое участие религ. орг-ций в общественной и политич. жизни разных стран, в т. ч. и в военных конфликтах. В нынешней России религ. орг-ции активизировали свое участие в политич. жизни, идеологических и партийных противостояниях (особенно в период выборных кампаний), межнациональных коллизиях и т. д.

В новой и особенно новейшей истории для большинства стран мира стал общепринятым светский (секулярный) правовой принцип отделения религ. дел от государственных, признание независимости и автономности друг от друга П. и р. Подобные нормы зафиксированы в конституциях, законодательствах множества стран; в свою очередь, сходные положения имеются и в совр. принципиальных документах мн. религ. орг-ций (напр., в определении Архиерейского собора РПЦ «О взаимоотношениях церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время» (1994), в определении Архиерейского собора РПЦ «О взаимоотношениях с государством и светским обществом» (1997), в пастырской конституции о церкви в современном мире «Радость и надежда», принятой II Ватиканским собором (1965) и др. Теократические об-ва, в к-рых политич. власть отождествляется с властью религ., ныне сохраняются в ряде азиатских и африканских стран (что ярко демонстрирует, напр., режим, установленный аятоллой Хомейни в Иране).

Однако признание автономии П. и р., церкви и гос-ва, даже при наличии их целенаправленных усилий на деполитизацию религ. орг-ций, на практике не означает их взаимную изоляцию. Здесь сказывается не только объективное положение верующих, крые являются одновременно и гражданами гос-ва, и членами религ. орг-ций. Важно учитывать и суть миссии конфес. орг-ций. Считая своей важнейшей задачей обеспечение соц. блага, духовного и нравственного здоровья об-ва, они не могут быть безразличными к тем процессам, к-рые происходят в об-ве. Более того, представители всех сколько-нибудь развитых религ. систем, заявляя о своем отказе вмешиваться в конкретные вопросы политики, экономики, технологии и т. д., в то же время считают своим долгом высказываться по вопросам, касающимся положения человека. Поскольку в об-ве все так или иначе связано с положением и деятельностью человека, то и такая совр. конфес. позиция может трактоваться при определенных обстоятельствах весьма расширительно, оправдывая разные проявления клерикальной деятельности. Тут уже все зависит от степени развития демократии в данном об-ве, популярности в нем светских или же религ. идей, особенностей данного региона, характера догматов и традиций распространенных здесь религ. систем.

Анализ соц. и духовной истории различных народов позволяет выяснить следующие ставшие традиционными формы переплетения П. и р., осн. направления их взаимодействия.

1) Воздействие религий на политику неизменно ощущается в первую очередь в том, что религия как определенная мировоззренческая система, включающая обязательные нравственные установки, влияет на умонастроения своих последователей, на их жизненные устремления, соц. поведение, политич. действия. Разумеется, подобное воздействие тем сильнее, чем глубже вера последователей данной религии, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни. Неодинакова также степень влияния разных религий на определение духовных стимулов политич. деятельности, нравственных критериев соц. поведения. Значительное воздействие, напр., оказал в свое время протестантизм на распространение специфических нравственных и общественнополитич. ценностей, соответствующих потребностям капитализма (утверждение личных свобод, прагматизма, восприятие успеха в делах как признака «богоизбранности» и т. д.).

2) Среди элементов религ. комплекса, оказывающих воздействие на политику, особое место принадлежит конфес. орг-ции, деятельности самих священнослужителей. В зависимости от особенностей данной религии и традиции страны это воздействие бывает открытым и всеобъемлющим или преобладающим (напр., в ряде мусульманских стран). Чаще, однако, особенно в странах с развитыми светскими традициями, руководство церквей высказывается за неучастие в политич. жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела. На деле же, как правило, определенную политику осуществляют не только собственно религ. учреждения, но и примыкающие к ним специфические политич. институты, в первую очередь партии, различные созданные по конфес. признаку — детские, молодежные, женские, профессиональные и иные — объединения. Подобная практика широко распространена, напр., в катол. странах; но и все крупные религии и церкви — открыто или косвенно, в большей или меньшей степени используют подобного рода структуры, воздействующие на политич. взгляды и поведение верующих, на политич. движения. Такое воздействие может иметь различные политич. цели (напр., способствовать неоколонизаторской политике или национально-освободительному движению). Характер и степень воздействия обусловлены соц. позицией деятелей церкви и религ. орг-ций, настроениями верующих, соц. — политич. обстановкой в данном регионе. Формы клерикальной политики во многом определяются организационными и догматическими особенностями конфес. объединений. Так, по лютеранскому вероучению, важнейшим условием спасения души является индивидуальная вера в Иисуса Христа, а не совершение обрядов; тем самым ослабляется общественный авторитет духовенства, а стало быть, его политич. возможности.

В совр. России в условиях демократического законодательства в области свободы совести руководство мн. конфессий неоднократно заявляло о своей приверженности конституционному принципу отделения религ. орг-ций от гос-ва, неприемлемости установления государственной религии, вмешательства властей во внутренние дела религ. орг-ций, как и их участия в политике.

Однако на практике наблюдаются отступления от светских норм, хотя восприятие мн. из них общественным мнением положительное. Дело не только в том, что трудно четко разделить сферы П. и р., но и в том, что ряд сугубо общественно-политич. действий духовенства по сути не рассматривается в кач-ве клерикальных, противоправных, наоборот, встречает широкую поддержку как обеспечивающих общенародное благо (это наглядно проявилось во время Великой Отечественной войны в отношении политич. патриотической деятельности РПЦ, др. религ. орг-ций). Подобное отношение наблюдается и сегодня к общественно-политич., в первую очередь миротворческим, действиям религ. лидеров во время соц. и национальных конфликтов (примиряющая посредническая позиция Московского Патриархата накануне трагических октябрьских дней 1993, совместные действия правосл. и мусульманских руководителей при урегулировании противоречий, возникавших в связи с суверенизацией Татарстана, против войны в Чечне и т. д.), к их выступлениям в защиту нравственности, за разрешение демографических и экологических проблем, против коррупции, наркомании и т. д.

В совр. России общественно-политич. деятельность представителей традиционных религий (православия, ислама, буддизма и др.) связана также с сохранением этнического самосознания, традиций и ценностей российских народов, с неприятием ныне пропагандируемых установок об-ва потребления, индивидуалистических, сугубо утилитарных, прагматичных ориентаций. РПЦ, напр., всемерно противопоставляет последним традиционные российские духовные ценности, в т. ч. коллективистские, соборные начала, выступает защитником национальной культуры, истории. Вместе с тем наблюдаются и попытки прямо использовать религию в текущих политич. перипетиях на стороне тех или иных политич. сил. Нек-рые священнослужители сторонники как власти, так и оппозиции выступают на политич. собраниях и уличных митингах, в печати, призывая голосовать за политически близкие им движения. Руководство РПЦ недвусмысленно поддержало во время предвыборной кампании 1996 действующего Президента (хотя в определении Архиерейского собора 1994 говорилось «о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо конкретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти»), периодически поддерживает существующую власть (освящение Белого Дома, участие в инаугурации Президента и др.). Отдельные священнослужители устно и в печати высказываются за введение государственной религии. Вопреки принципам светскости гос-ва наблюдаются тенденции распространения конфес. влияния на армию, учебные учреждения, культуру.

В конфликтных ситуациях в России, как и на всем постсоветском пространстве, конфес. фактор играет большую роль (Чечня, Карабах); наблюдаются случаи вытеснения «чужих» по этноконфес. принципу (Средняя Азия, Казахстан, Эстония, Тува).

Проявляют политич. активность также партии и движения, созданные по конфес. признаку, хотя прямо не связанные с религ. орг-циями {Христианско-демократический союз России, Российское христианско-демократическое движение, Православное политическое совещание, Буддийско-христианский союз, Мусульманское движение «нур», общественно-политич. движение «Союз Мусульман России», «мусульмане России» и др.).

3) Взаимодействие П. и р. осуществляется и путем использования религии в своих интересах политич. деятелями, в первую очередь — стоящими у власти. При этом применяются различные средства и предоставление материальных привилегий, и давление со стороны власть имущих, и апелляция общим интересам. Эта форма переплетения П. и р. широко освещена в исторических исследованиях, в художественной лит-ре и искусстве (напр., в полотнах «передвижников»). В России использование религий светской властью имеет солидную традицию, проявлявшуюся и при царизме, и при советской власти. Религия активно используется и совр. российскими политиками. Политич. и государственные деятели стремятся получить (и нередко получают) благословение мн. своим соц. политич. начинаниям, обращаются к религии в демонстративных, показных целях (напр., стояние в храмах перед телеобъективами со свечкой в руках), добиваясь подобными средствами повышения своего авторитета. Националистические экстремистские группировки в центре и на местах, местные элиты в своей борьбе за власть и материальные привилегии нередко прибегают к религии, усугубляя тем самым межнациональную и межконфес. напряженность.

Используется авторитет религии и при военных столкновениях. Сепаратисты в Чечне в целях легитимизации и освящения своих действий неизменно обращались к Аллаху, ратуя «за возврат к исламскому обществу в соответствии с учением Корана», за введение законов шариата.

4) Присутствие религ. фактора в политике имеет место и в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, участники массовых движений обращаются к религии для обоснования своих действий, для идеологического оправдания своих интересов, надежд, чаяний. Религ. лозунгами (христ., мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись широкие народные (соц. и национально-освободительные) движения от античности и средневековья и до наших дней во мн. регионах планеты. В совр. России обращение значительных слоев населения к религии обусловлено (среди прочих причин) недоверием (в условиях ухудшения экономич. и экологического положения, политич. нестабильности, духовного, нравственного кризиса, распространения коррупции, порнографии, межэтнических напряженностей и т. д.) к проводимой политике, к заявлениям политиков. В гуманистических общечеловеческих ценностях, идеях духовности и душевной чистоты, проповедуемых религией, они видят заслон от циничной политики, от нравственного упадка, поразившего общество, видят в религии опору исконных национальных ценностей.

Итак, П. и р. призваны разными средствами способствовать личному и общественному благу людей, смешение же этих средств обычно приводит к тому, что религ. орг-ции превращаются в придаток госва или внегосударс!венных политич. орг-ций. Бывают случаи, когда и гос-во вдет на поводу у узких интересов церкви (напр., участие российского пр-ва в гонениях на старообрядцев). История России знает продолжительные периоды цезарепапизма, т. е. узурпации гос-вом прав религ. орг-ций. Надежное средство от подобной практики одно соблюдение конституционных норм и гражданских прав, последовательное отделение государственных вопросов от религ., следование принципам светскости гос-ва и духовной миссии религ. орг-ций. В конечном счете от этого выигрывают и гос-во, и религ. орг-ции, и все общество.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религии народов современной России

Найдено схем по теме Политика и религия — 0

Найдено научныех статей по теме Политика и религия — 0

Найдено книг по теме Политика и религия — 0

Найдено презентаций по теме Политика и религия — 0

Найдено рефератов по теме Политика и религия — 0