термин, утвердившийся за той частью обществоведения, к-рая изучает область политических отношений. Она включает в себя теорию политики и политических систем, международных отношений, управления социально-политическими процессами и историю политических учений. Осн. предмет П. н.— природа политической власти, реализуемой в политических системах. П. н. развивалась в тесной связи с философией, историей, юриспруденцией, политической экономией, постепенно выделяясь в относительно самостоятельную область. В процессе развития П. н. происходил переход от изучения политических институтов гл. обр. с точки зрения правовых норм к рассмотрению реальных политических процессов, роли и соотношения государственных институтов, политических партий, общественных организаций, способов разработки и проведения в жизнь государственной политики, регулирования общественно-политических отношений.
В основе марксистско-ленинской П. н. лежит философия диалектического и исторического материализма и научного коммунизма. В. И. Ленин указывал, что марксисты ведут свою деятельность, исходя из материалистической теории политики» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 223). В трудах классиков марксизма исследованиям о природе политической власти принадлежит значительное место. Помимо общетеоретических основ науки о политике они дали блестящие образцы конкретного анализа межгосударственных отношений, деятельности партий, политических лидеров. Увеличение удельного веса политики как фактора жизни общества привело к расширению объема политических исследований, особенно в период после 2-й мировой войны. Эта отрасль обществоведения по числу публикаций и работающих в ней ученых выдвинулась на Западе на первое место, сложившись в науку, получившую название политологии. В 1949 была создана Международная ассоциация политической науки (Советская ассоциация создана в 1955).
Политические исследования охватывают широкий круг проблем внутри- и внешнеполитической жизни. Значительная их часть, особенно в США, где был провозглашен «эмпирический подход», призвана обслуживать политическую практику (напр., подготовка и прогнозирование выборов). Прикладной характер множества исследований в области П. н. объясняется потребностями усовершенствования государственного механизма, необходимостью разработки методологии манипулирования общественным сознанием, при этом буржуазными учеными разработаны методы конкретных исследований, в т.ч. с применением вычислительной техники. Значительная часть институтов, работающих в этой области, функционирует в тесной связи с государственными учреждениями, военно-промышленным комплексом, финансируется крупным бизнесом. Для совр. буржуазной политологии характерно наличие самых разных направлений — от откровенного антисоветизма до поисков разумных решений глобальных политических проблем.
Огромное влияние на положение дел в области, к-рой занимается П. н., оказывает в настоящее время тот комплекс идей, выдвинутых советским руководством, к-рый получил название нового политического мышления. Оно включает в себя важные теоретические положения, отражающие новые проблемы современности, и практические действия в сфере международных отношений.
Новое мышление, охватывающее всю главную политическую проблематику нашего времени, способствует размежеванию буржуазных мыслителей, проникновению в их среду новых оценок социальных и политических реальностей. «Ответственное отношение к политике требует научного ее обоснования»,— подчеркивал М. С. Горбачев. Разработка всех аспектов нового политического мышления представителями советской П. н. и лучшими представителями буржуазной политологии будет способствовать развитию широкого и конструктивного диалога, помогающего движению к взаимоприемлемому миру.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА,
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
политическая наука
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА — совокупность научных дисциплин, изучающих политику. Представляет собой часть политического знания, которое включает в себя политическую мысль, повседневное знание политики и политической жизни, а также специализированное знание политиков-профессионалов. П. н. сформировалась позже политической философии, повседневных знаний людей о политике и знаний политиков-профессионалов. Она стала результатом формирования дисциплинарной структуры социальных наук в 19 в., которая, согласно И. Уоллерстайну, возникла в связи с либеральным разделением государства, общества и экономики. Следствием этого явилось обособление П. н., социологии и экономической науки. П. н. формируется вместе с рационализацией политики в Новое время и развитием рационализации управления в политической сфере, ростом целерациональности. Политика все более становилась искусством постановки целей и нахождением рациональных и легитимных средств их достижения. Развитие демократии, правового государства, избирательной системы, появление политических партий и движений, гражданского общества, ограничивающего своеволие государства и выражающего политическое и гражданское волеизъявление населения, проблемы войны и мира и др. способствовали усилению роли П. н. и ее относительному обособлению в системе политического знания. В отличие от философии политики, П. н. обратилась к изучению таких проблем, как политическая система, политический режим, политическая элита, политический класс, политическая стратегия и тактика. Философия политики сосредоточивается на более общих проблемах сущности власти, политической культуры, ценностей политики и пр., но вместе с тем может делать предметом своего осмысления политические теории, результаты и выводы П. н., ее методологию, поднимать проблемы П. н., носящие более конкретный характер, на абстрактный уровень. Абсолютной демаркационной границы между П. н. и философией политики не существует, и политологи — специалисты в области изучения политики — часто сочетают оба уровня анализа или используют достижения философии политики в качестве методологии специально-научного политологического исследования. П. н. включает в себя политические теории, определяющие сущность политики, характер политических структур и политических институтов, политического поведения, демократии, международных отношений, социальной политики и управления, политической экономии, разделяя эту сферу с экономической наукой. Они играют роль теорий среднего уровня (в сравнении с генерализованными теориями философии политики) и создают возможности интерпретации данных эмпирического уровня. Среди приоритетных направлений отметим анализ политического порядка, политической модернизации и политических изменений в традиционных обществах, иногда объединяемых термином «транзитология», революций и реформ, партий, политической стабильности и политических рисков, футурологии международных отношений и внутреннего политического развития. Постколониальное развитие, посткоммунистические трансформации не были столь успешными, чтобы на передний план могли выдвинуться задачи политической модернизации. Особенно в посткоммунистический период ее положения были упрощены и вытеснены концепцией транзитологии, которая считала излишне сложной задачу классической политической модернизации и слишком туманной задачу постмодернизации. Транзитология требует достижения только двух параметров модернизации: демократизации и маркетизации. К настоящему времени она подвергнута критике за игнорирование фактора культуры в политическом развитии и политике в целом. Новую популярность обрел изданный в 1963 классический труд американских политологов Г. Олмонда и С. Вербы по проблемам политической культуры, которые отрицают сведение демократической политической культуры к культуре участия и показывают, что даже в развитом демократическом обществе есть слои населения, которые имеют «приходскую» (опирающуюся на нерасчлененность связей между людьми и тесно спаянную с другими культурными проявлениями) и «подданническую» (выделяющую политику, по отношению к которой население может быть пассивно доброжелательным) типы политической культуры. Предметом активного обсуждения в П. н. стало также соотношение политики и морали, обсуждение, предполагающее, что политик действует в координатах добра и зла, имея задачу не столько соответствовать доброму началу, сколько находить эффективные и легитимные решения проблем, практически допускающие легитимное насилие. Особенностью П. н. сегодня, неизменно отмечаемой в литературе, является растущий эмпиризм, потеря универсальности, плюрализм политических теорий. Это отражает общие черты процесса переходности, который наблюдается сегодня в мире, смену мегатрендов — переход от модернизации к глобализации как процессу, уменьшающему роль государства, ослабляющему Вестфальскую политическую систему национальных государств. Появление такого нелигитимного политического актора как терроризм, проблема его концептуализации и преодоления становится новой задачей П. н. Эпистемологическая проблематика П. н. была с самого начала задана дискуссиями о ее научном статусе и затем актуализирована концепцией «знания как власти» М. Фуко. ВТ. Федотова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА,
область науч. знания, изучающая политику, политич. отношения, политич. системы. С т. зр. предмета и объема включаемых в нее знаний П. н. эволюционировала от универсализма антич. социаньнополитич. мысли, когда политика была интегрирована всей обществ. наукой и входила в философию через этап отпочкования науки о гос-ве и праве, когда политика, политич. институты рассматривались гл. обр. под углом зрения юридич. норм, к совр. этапу, к-рый концентрирует внимание на реальных политич. процессах. Осн. предмет П. н.- политич. власть, реализуемая в политич. системах и в др. формах лолитич. отношений.
К гл. разделам П. н. относятся: 1) теория политики, представляющая собой введение в П. н., посвященное философско-методологич. основам политики и политич. отношений; 2) теория политич. систем и их элементов: государства, партий, политич. режимов; 3) теория междунар. отношений, предмет к-рой составляют: система междунар. отношений, природа войн, проблемы нац. и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем, формирования нового типа междунар. отношений и нового экономич. порядка; 4) теория управления социально-политич. процессами, изучающая формы и методы политич. руководства и непосредств. управления обществом со стороны гос., партийных, культурных и иных орг-ций, пути повышения эффективности функционирования всех социально-политич. институтов; 5) политич. идеология и история политич. учений, изучающие генезис П. н., роль и функции идеологии в системе политич. власти.
В основе марксистско-ленинской П. н. лежит философия диалектич. и историч. материализма и теория науч. коммунизма. Будучи основателями организованного рабочего движения, К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политич. власти. Они не только разработали общетеоретич., методологич. основы науки о политике, но и дали образцы конкретного анализа деятельности гос-в, политич. партий и их лидеров («18-е брюмера Луи Бонапарта», «Гражд. война во Франции» и др.).
В. И. Ленин, выдвинув задачу разработки «... материалистической теории политики...» (ПСС, т. 21, с. 223), создал теорию социалистич. гос-ва, обосновал задачи его внутр. и внеш. политики, демократич. формы организации и принципы строительства, разработал теорию междунар. отношений в переходную революц. эпоху, принципы мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отд. групп, социальную психологию, политич. поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной составной частью П. н.
Крупными вехами в развитии марксистско-ленинской политич. теории стали Программа КПСС и Конституция СССР 1977. Фундаментальные вопросы развития политич. системы социализма и совр. междунар. отношений нашли глубокое освещение и творч. разработку в материалах 24-26-го съездов КПСС, в трудах руководителей КПСС и Сов. гос-ва.
В период между двумя мировыми войнами и в особенности после 2-й мировой войны политич. исследования получили широкое развитие во всем мире, что отразилось, в частности, в создании в 1949 Междунар. ассоциации политич. наук. Это объясняется увеличением удельного веса политики как фактора жизни человеч. общества, а также тем, что социальные революции, образование системы социализма, развал колон. империй и возникновение новых нац. гос-в, усложнение форм классовой борьбы, развертывание науч.-технич. революции поставили в центр внимания внутр. и внеш. политику в ее самых разнообразных аспектах. В 1979 в Москве состоялся 11-й конгресс Междунар. ассоциации политич. наук.
Бурж. политология, возникнув в Европе, получила значит. развитие в США. Она складывалась и как идеологич. противовес марксизму, и как ответ на практич. потребности гос.-монополистич. капитализма, вызвавшего значит. расширение объема деятельности и властных полномочий гос-ва. Для функционирования политич. системы империализма стали необходимыми разработка технологии управления и методики манипулирования обществ. сознанием, теоретич. обоснование целей внутр. и внеш. политики совр. бурж. гос-ва и определение оптимальных средств их достижения. Прикладным характером политич. исследований объясняется щедрое их финансирование как пр-вом США, так и «большим бизнесом». В результате политология, наряду с социологией и психологией, заняла ведущее место в амер. обществоведении.
В социалистич. странах исследование политич. систем и политич. отношений традиционно велось в рамках философии, науч. коммунизма, юриспруденции, политэкономии, истории. В 70-х гг. марксистско-ленинская П. н. складывается как самостоят. отрасль обществоведения. В Венгрии, Польше, Румынии, Югославии работают соответствующие исследоват. центры и присваиваются ученые звания, политология преподается в высших уч. заведениях. Активно действуют ассоциации политич. наук в ГДР и Чехословакии. В СССР политич. исследования получили развитие во многих отраслях обществознания; в 1955 создана Сов. ассоциация политич. (государствоведч.) наук, являющаяся нац. членом Междунар. ассоциации политич. наук.
К гл. разделам П. н. относятся: 1) теория политики, представляющая собой введение в П. н., посвященное философско-методологич. основам политики и политич. отношений; 2) теория политич. систем и их элементов: государства, партий, политич. режимов; 3) теория междунар. отношений, предмет к-рой составляют: система междунар. отношений, природа войн, проблемы нац. и мировой политики, путей укрепления всеобщего мира, мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем, формирования нового типа междунар. отношений и нового экономич. порядка; 4) теория управления социально-политич. процессами, изучающая формы и методы политич. руководства и непосредств. управления обществом со стороны гос., партийных, культурных и иных орг-ций, пути повышения эффективности функционирования всех социально-политич. институтов; 5) политич. идеология и история политич. учений, изучающие генезис П. н., роль и функции идеологии в системе политич. власти.
В основе марксистско-ленинской П. н. лежит философия диалектич. и историч. материализма и теория науч. коммунизма. Будучи основателями организованного рабочего движения, К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание исследованию природы политич. власти. Они не только разработали общетеоретич., методологич. основы науки о политике, но и дали образцы конкретного анализа деятельности гос-в, политич. партий и их лидеров («18-е брюмера Луи Бонапарта», «Гражд. война во Франции» и др.).
В. И. Ленин, выдвинув задачу разработки «... материалистической теории политики...» (ПСС, т. 21, с. 223), создал теорию социалистич. гос-ва, обосновал задачи его внутр. и внеш. политики, демократич. формы организации и принципы строительства, разработал теорию междунар. отношений в переходную революц. эпоху, принципы мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем. Ленин конкретно анализировал природу институтов власти и управления, структуру и деятельность партий, профсоюзов, борьбу классов и отд. групп, социальную психологию, политич. поведение масс и их вождей, заложил основы теории управления, являющейся важной составной частью П. н.
Крупными вехами в развитии марксистско-ленинской политич. теории стали Программа КПСС и Конституция СССР 1977. Фундаментальные вопросы развития политич. системы социализма и совр. междунар. отношений нашли глубокое освещение и творч. разработку в материалах 24-26-го съездов КПСС, в трудах руководителей КПСС и Сов. гос-ва.
В период между двумя мировыми войнами и в особенности после 2-й мировой войны политич. исследования получили широкое развитие во всем мире, что отразилось, в частности, в создании в 1949 Междунар. ассоциации политич. наук. Это объясняется увеличением удельного веса политики как фактора жизни человеч. общества, а также тем, что социальные революции, образование системы социализма, развал колон. империй и возникновение новых нац. гос-в, усложнение форм классовой борьбы, развертывание науч.-технич. революции поставили в центр внимания внутр. и внеш. политику в ее самых разнообразных аспектах. В 1979 в Москве состоялся 11-й конгресс Междунар. ассоциации политич. наук.
Бурж. политология, возникнув в Европе, получила значит. развитие в США. Она складывалась и как идеологич. противовес марксизму, и как ответ на практич. потребности гос.-монополистич. капитализма, вызвавшего значит. расширение объема деятельности и властных полномочий гос-ва. Для функционирования политич. системы империализма стали необходимыми разработка технологии управления и методики манипулирования обществ. сознанием, теоретич. обоснование целей внутр. и внеш. политики совр. бурж. гос-ва и определение оптимальных средств их достижения. Прикладным характером политич. исследований объясняется щедрое их финансирование как пр-вом США, так и «большим бизнесом». В результате политология, наряду с социологией и психологией, заняла ведущее место в амер. обществоведении.
В социалистич. странах исследование политич. систем и политич. отношений традиционно велось в рамках философии, науч. коммунизма, юриспруденции, политэкономии, истории. В 70-х гг. марксистско-ленинская П. н. складывается как самостоят. отрасль обществоведения. В Венгрии, Польше, Румынии, Югославии работают соответствующие исследоват. центры и присваиваются ученые звания, политология преподается в высших уч. заведениях. Активно действуют ассоциации политич. наук в ГДР и Чехословакии. В СССР политич. исследования получили развитие во многих отраслях обществознания; в 1955 создана Сов. ассоциация политич. (государствоведч.) наук, являющаяся нац. членом Междунар. ассоциации политич. наук.
Источник: Советский философский словарь
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА
одна из древнейших общественных наук, составная часть комплекса политического знания, образованного политической философией и собственно политической наукой, включая теоретическую и эмпирическую. Датировать сколько-нибудь определенно появление политической науки можно лишь двумя способами: отнести ее появление к истокам синкретической политической мысли, объединявшей философию и науку, т. е. к 6—7 вв. до н. э. к античной эпохе греческих учений об обществе, политике, человеке и мироздании. Античный натурфилософский космизм, объединявший Небо и Землю, общества богов и людей, состоял отнюдь не из рудиментарных представлений о политической организации совместной жизни людей и роли в ней человека. В античных учениях о политике, власти, государстве наряду с их философскими трактовками отчетливо выражены эмпирические исследования (напр., структуры власти у Платона, полисных организаций у Аристотеля) и теоретико-политические построения (теории политических ре жимов, типов государственного строя и др.).
Др. способ датировать возникновение политической науки — попытаться определить момент самоопределения науки, дифференциации политической науки и политической философии, формализованной в самом названии «политической науки». Потребовалось, однако, свыше 2,5 тыс. лет, чтобы потребность в такой дифференциации была осознана и обособление политической науки стало фактом. Этот процесс затянулся потому, что и политическая философия конституировалась как самостоятельное направление практической философии лишь в 19, а еще точнее, в 20 в., когда она стала обособляться от философии права, моральной философии, специфической «философии государства» (Т. Гоббс), хотя политическая философия (как и политическая наука) была в центре внимания всех, за редкими исключениями, крупнейших философов.
Размежевание философии и науки о политике было взаимным. Одним из первых о таком размежевании заявил А. Росмини, автор работы «Философия политики», но произошло это только в 1839. Конституированию политической науки мешало не только ее смешение с философией, но и представление о политике как государстве (античная институциональная традиция: «Республика» Платона, «Политика», т. е. учение о полисе, Аристотеля,— продержавшаяся до кон. 19 в.). Еще в 1852 Л. фон Штайн называл свои политико-научные исследования «Системой наук о государстве», а Г. Еллинек в 1900 издал «Общее учение о государстве» в качестве фундаментального труда о политике.
Помимо обычной внутренней дифференциации различных видов знания на два уровня — философский и специальнонаучный, политическая наука должна была (как и философия) обособиться от юридического знания. Органическая связь политики и права, особенно в их институциональных, государственных формах, долго сдерживала самостоятельное развитие политической науки. Более того, эта связь с каждой новой эпохой укреплялась. В эпоху античной полисной организации государства в Греции в практической политике сочетались коллективные решения государственных дел, законотворчество народных собраний и судопроизводство, осуществляемое избираемыми коллегиями граждан, а после 462 г. до н. э. — народным судом (гелиэей); в Риме раньше началось формирование судебной власти и ее отделение от политической власти народных собраний, тем не менее политическое участие и правовой суверенитет народных собраний еще были тесно связаны друг с другом (один из примеров тому — «Семпрониев закон» Гая Гракха 123 до н. э., которым вводился суд присяжных). В недемократических, монархических, имперских режимах исторический процесс разделения политики и права вытеснялся процессом их одновременной концентрации. В последующие эпохи, начиная с романо-средневекового периода и вплоть до кон. 19 в., с комментаторов Кодекса Юстиниана (529) до юристов Новейшего времени проблемы власти и политики решались прежде всего как правовые проблемы: передача народу власти, а суверену, правителю права издавать законы вместе с требованием исполнения им законов как основы политического управления; борьба за право на законотворчество между парламентом и монархом; борьба городских коммун и провинциальных парламентов за право управлять в соответствии с собственными нормами. Обособиться от политического юридизма было чрезвычайно трудно и политической философии, и политической науке. Не случайно еще в 17 в. сугубо политические сочинения формулировались как правовые: «О праве войны и мира» Г. Гриция (1625), свою философию политики Г. В. Ф. Гегель еще представлял как «философию права». Тем не менее вся история политической мысли Европы наполнена крупнейшими авторами и трудами научно-политического и весьма конкретного направления. Среди них: Августин («О граде божьем», 413—426), Фома Ливийский («О приницпах государственного правления»), Данте Алигьери («О монархии», 1310), Марсилий Падуанский («Защитник мира», после 1342), К. Салютати («О тиране», 1400), Б. Сакки (Платина, «О государе»), М. Пальмиери («О гражданской жизни», 1430), Я. Макиавелли («Государь», 1513), M Лютер («О светской власти», 1523), Ж. Боден («Шесть книг о республике», 1576—78), Ф. Гвиччардини («Рассуждения об устройстве Флорентийской республики», 1521—25)идр. Позже, в 1603, И. Альтузиус опубликовал «Упорядоченную методическую политику» — эскиз учебника по политической науке. Наконец, в 1898 Г Моска издал свою работу «Элементы политической науки». В 1925 появилась работа Б. Кроне «Элементы политики». В 20-е гг. 20 в. вместе с развитием конкретной социологии начинается бурное развитие политической науки, которая быстро превратилась в комплекс специализированных наук.
Среди факторов, повлиявших на формирование современной политической науки, следует особо отметить десакрализацию политики, потребность в рационализации политического знания, усложнение общества, увеличение масштабов политического участия общества в институтах власти, появление новых информационно-технических средств, резкое повышение ответственности при принятии и осуществлении решений, превращение политики в массовый процесс, требующий специального управления и мн. др.
Однако автономный процесс формирования политической науки шел параллельно процессу ее дифференциации от политической философии по трем направлениям: 1) Предметная дифференциация. Существует незначительное количество объектов, которые специфичны только для политической философии и которыми не занимается политическая наука, напр. политическая утопия и мифология, превращенные формы политического сознания и действия и ряд др. Большинство же политических объектов охватывается всеми видами политического знания, но их предметная специфика в сфере философского и научного знания позволяет их достаточно ясно различать. Так, для политической философии политическая свобода — некая универсальная сущность, условие бытия, проблема возможности и условий самой свободы, отношений внутренней и внешней свободы. Для политической науки существуют конкретные свободы, реальные воплощения этой универсалии, классификация свобод, построение теории отдельных свобод, исследование условий и следствий их реализации и т. д. Различие этих двух видов знания не столько в глубине абстракции, сколько в разделении труда путем их предметной специализации.
2) Функциональная дифференциация политической философии и науки о полигике столь же двойственна: политическая философия прежде всего выясняет сущность политических объектов, политическая наука открывает закономерности, тенденции, а сущностью проблемы оставляет в стороне; политическая философия выполняет деонтологические функции по определению идеальных и универсальных начал политики, политическая наука устанавливает ее конкретные практические нормы и формы; в то же время общественные, познавательные, обучающие, прогностические, критические функции политической философии и политической науки различаются, по-видимому, лишь масштабами.
3) Дифференциация по методам политической философии и политической науки. Философия пользуется в основном разными видами рефлексии, критической оценкой процесса познания политики, выявлением рациональных и иррациональных начал этого процесса, его результатов и самой рефлексии, производящей такую оценку, а также критической самооценкой такого анализа и выводов из него (напр., при анализе порождения утопии). Политическая наука использует ряд специальных методов — системный анализ, моделирование, кибернетические представления о прямых и обратных связях, ответных реакциях в политике, экологические методы (пространственные и средовые), сравнительно-сопоставительный анализ (в теориях политических режимов, процедур, управления, структур, организаций и др.), теорий обмена (из экономики) и др.
На эмпирическом уровне политическая наука исследует организацию власти (избирательные процедуры), общественное мнение, пропаганду, работу институтов. В этом случае применяются статистические методы, специальные приемы создания образа политика, процедуры риторики, традиции политической атрибутки (эмблематики), организация политической сцены и др.
Теоретические построения политической науки (исследование институтов, систем и структур, политического процесса) связаны с методами смежных дисциплин — социологии политики, психологии политики, исторических наук, теорий организации, управления, теории игр и др.
Лит.: Diiverger M. Methodes de la science politique. P., 1959; Meynaud J. Introduction a la science politique. P., 1959; Sartori G. Question! di metode in sciensa politica. Firenze, 1959; Van Diy Ke. Political Science, a Philosophical Analysis. Stanford, 1960; MeehanE. Y. A Theory and Methode of Political Analysis. 111., 1965; Charlesworth I. C. Contemporary Political Analysis. N. Y, 1967; SartoryG. La scienza politica, Storia delle idee politiche, economiche e sociali. Torino, 1972, v. VI.
И. И. Кравченко
Др. способ датировать возникновение политической науки — попытаться определить момент самоопределения науки, дифференциации политической науки и политической философии, формализованной в самом названии «политической науки». Потребовалось, однако, свыше 2,5 тыс. лет, чтобы потребность в такой дифференциации была осознана и обособление политической науки стало фактом. Этот процесс затянулся потому, что и политическая философия конституировалась как самостоятельное направление практической философии лишь в 19, а еще точнее, в 20 в., когда она стала обособляться от философии права, моральной философии, специфической «философии государства» (Т. Гоббс), хотя политическая философия (как и политическая наука) была в центре внимания всех, за редкими исключениями, крупнейших философов.
Размежевание философии и науки о политике было взаимным. Одним из первых о таком размежевании заявил А. Росмини, автор работы «Философия политики», но произошло это только в 1839. Конституированию политической науки мешало не только ее смешение с философией, но и представление о политике как государстве (античная институциональная традиция: «Республика» Платона, «Политика», т. е. учение о полисе, Аристотеля,— продержавшаяся до кон. 19 в.). Еще в 1852 Л. фон Штайн называл свои политико-научные исследования «Системой наук о государстве», а Г. Еллинек в 1900 издал «Общее учение о государстве» в качестве фундаментального труда о политике.
Помимо обычной внутренней дифференциации различных видов знания на два уровня — философский и специальнонаучный, политическая наука должна была (как и философия) обособиться от юридического знания. Органическая связь политики и права, особенно в их институциональных, государственных формах, долго сдерживала самостоятельное развитие политической науки. Более того, эта связь с каждой новой эпохой укреплялась. В эпоху античной полисной организации государства в Греции в практической политике сочетались коллективные решения государственных дел, законотворчество народных собраний и судопроизводство, осуществляемое избираемыми коллегиями граждан, а после 462 г. до н. э. — народным судом (гелиэей); в Риме раньше началось формирование судебной власти и ее отделение от политической власти народных собраний, тем не менее политическое участие и правовой суверенитет народных собраний еще были тесно связаны друг с другом (один из примеров тому — «Семпрониев закон» Гая Гракха 123 до н. э., которым вводился суд присяжных). В недемократических, монархических, имперских режимах исторический процесс разделения политики и права вытеснялся процессом их одновременной концентрации. В последующие эпохи, начиная с романо-средневекового периода и вплоть до кон. 19 в., с комментаторов Кодекса Юстиниана (529) до юристов Новейшего времени проблемы власти и политики решались прежде всего как правовые проблемы: передача народу власти, а суверену, правителю права издавать законы вместе с требованием исполнения им законов как основы политического управления; борьба за право на законотворчество между парламентом и монархом; борьба городских коммун и провинциальных парламентов за право управлять в соответствии с собственными нормами. Обособиться от политического юридизма было чрезвычайно трудно и политической философии, и политической науке. Не случайно еще в 17 в. сугубо политические сочинения формулировались как правовые: «О праве войны и мира» Г. Гриция (1625), свою философию политики Г. В. Ф. Гегель еще представлял как «философию права». Тем не менее вся история политической мысли Европы наполнена крупнейшими авторами и трудами научно-политического и весьма конкретного направления. Среди них: Августин («О граде божьем», 413—426), Фома Ливийский («О приницпах государственного правления»), Данте Алигьери («О монархии», 1310), Марсилий Падуанский («Защитник мира», после 1342), К. Салютати («О тиране», 1400), Б. Сакки (Платина, «О государе»), М. Пальмиери («О гражданской жизни», 1430), Я. Макиавелли («Государь», 1513), M Лютер («О светской власти», 1523), Ж. Боден («Шесть книг о республике», 1576—78), Ф. Гвиччардини («Рассуждения об устройстве Флорентийской республики», 1521—25)идр. Позже, в 1603, И. Альтузиус опубликовал «Упорядоченную методическую политику» — эскиз учебника по политической науке. Наконец, в 1898 Г Моска издал свою работу «Элементы политической науки». В 1925 появилась работа Б. Кроне «Элементы политики». В 20-е гг. 20 в. вместе с развитием конкретной социологии начинается бурное развитие политической науки, которая быстро превратилась в комплекс специализированных наук.
Среди факторов, повлиявших на формирование современной политической науки, следует особо отметить десакрализацию политики, потребность в рационализации политического знания, усложнение общества, увеличение масштабов политического участия общества в институтах власти, появление новых информационно-технических средств, резкое повышение ответственности при принятии и осуществлении решений, превращение политики в массовый процесс, требующий специального управления и мн. др.
Однако автономный процесс формирования политической науки шел параллельно процессу ее дифференциации от политической философии по трем направлениям: 1) Предметная дифференциация. Существует незначительное количество объектов, которые специфичны только для политической философии и которыми не занимается политическая наука, напр. политическая утопия и мифология, превращенные формы политического сознания и действия и ряд др. Большинство же политических объектов охватывается всеми видами политического знания, но их предметная специфика в сфере философского и научного знания позволяет их достаточно ясно различать. Так, для политической философии политическая свобода — некая универсальная сущность, условие бытия, проблема возможности и условий самой свободы, отношений внутренней и внешней свободы. Для политической науки существуют конкретные свободы, реальные воплощения этой универсалии, классификация свобод, построение теории отдельных свобод, исследование условий и следствий их реализации и т. д. Различие этих двух видов знания не столько в глубине абстракции, сколько в разделении труда путем их предметной специализации.
2) Функциональная дифференциация политической философии и науки о полигике столь же двойственна: политическая философия прежде всего выясняет сущность политических объектов, политическая наука открывает закономерности, тенденции, а сущностью проблемы оставляет в стороне; политическая философия выполняет деонтологические функции по определению идеальных и универсальных начал политики, политическая наука устанавливает ее конкретные практические нормы и формы; в то же время общественные, познавательные, обучающие, прогностические, критические функции политической философии и политической науки различаются, по-видимому, лишь масштабами.
3) Дифференциация по методам политической философии и политической науки. Философия пользуется в основном разными видами рефлексии, критической оценкой процесса познания политики, выявлением рациональных и иррациональных начал этого процесса, его результатов и самой рефлексии, производящей такую оценку, а также критической самооценкой такого анализа и выводов из него (напр., при анализе порождения утопии). Политическая наука использует ряд специальных методов — системный анализ, моделирование, кибернетические представления о прямых и обратных связях, ответных реакциях в политике, экологические методы (пространственные и средовые), сравнительно-сопоставительный анализ (в теориях политических режимов, процедур, управления, структур, организаций и др.), теорий обмена (из экономики) и др.
На эмпирическом уровне политическая наука исследует организацию власти (избирательные процедуры), общественное мнение, пропаганду, работу институтов. В этом случае применяются статистические методы, специальные приемы создания образа политика, процедуры риторики, традиции политической атрибутки (эмблематики), организация политической сцены и др.
Теоретические построения политической науки (исследование институтов, систем и структур, политического процесса) связаны с методами смежных дисциплин — социологии политики, психологии политики, исторических наук, теорий организации, управления, теории игр и др.
Лит.: Diiverger M. Methodes de la science politique. P., 1959; Meynaud J. Introduction a la science politique. P., 1959; Sartori G. Question! di metode in sciensa politica. Firenze, 1959; Van Diy Ke. Political Science, a Philosophical Analysis. Stanford, 1960; MeehanE. Y. A Theory and Methode of Political Analysis. 111., 1965; Charlesworth I. C. Contemporary Political Analysis. N. Y, 1967; SartoryG. La scienza politica, Storia delle idee politiche, economiche e sociali. Torino, 1972, v. VI.
И. И. Кравченко
Источник: Новая философская энциклопедия