ПОЛЕМИКА
ПОЛЕМИКА
(Polemik; от греч. polemos — «война») — научный спор, словесная война, литературная перепалка, дискуссия.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Полемика
разновидность спора, цель которого – утверждение собственной точки зрения и победа над точкой зрения другой стороны.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Полемика
от греч. polemique, polemicos — враждебный, воинственный) — научный спор, словесная война, литературная перепалка.
ПОЛЕМИКА
от греч. polemikos воинственный, враждебный) - научный спор, словесная война, литературная перепалка. Полемист (от греч. polemistes - воитель) - любитель, участник полемики, человек, искусный в полемике. Полемический - заключающий в себе полемику. Полемичный - склонный к полемике, свойственный полемике.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Полемика
Словесный бой; текст, превращенный в орудие вой ны. Полемика далеко не всегда заслуживает осуждения, ибо гражданское общество не мыслимо без конфликтов, а бои бывают и справедливые. К тому же словесная война, если она возможна, все же предпочтительнее вооруженного столкновения. Тем не менее интеллектуальный уровень полемических текстов почти всегда оставляет желать лучшего. Дело в том, что полемический спор больше нацелен на победу, чем на поиск истины или справедливости. Поэтому тот, кто победил в полемической войне, всегда испытывает некоторую неловкость, а на губах ощущает легкий привкус крови.
Источник: Философский словарь.
ПОЛЕМИКА
- разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Наряду с дискуссией, П. является одной из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, известная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения.
Вместе с тем П. существенно отличается от дискуссии. Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача П. - утверждение одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее, чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В П., как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы (подмена тезиса, аргумент к силе или к невежеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п.). В П. может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приемов. Большое значение имеют, в частности, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т. п.
Хотя П. и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и она не способна принести моральное удовлетворение.
Источник: Словарь по логике
ПОЛЕМИКА
важнейшее духовное средство раскрытия позиций сторон, противоборствующих в споре по какому-либо вопросу или при обсуждении какой-либо проблемы, способом аргументированного выяснения их истинности или ложности.
Точное, соответствующее канонам логики, определение П. вызывает серьезные затруднения. Выделяя практическую сторону содержания определения - П. понимают как искусство спора, выделяя теоретическую сторону - как теорию аргументации. Обе эти стороны слишком узки для определения, а их механическое суммирование не решает проблемы. Впрочем отсутствие точного определения для областей знаний не является чем-то неожиданным, существует возможность получить неявное определение П., органично совмещающее и теоретическую, и практическую стороны, это - определение через контексты изложения истории развития интереса к П. и формирования современного понимания ее значения.
Методы ведения П., ее общие характеристики начали изучать еще в античности. Древнегреческий философ Протагор одним из первых стал применять П., при которой два собеседника защищают противоположные взгляды, как форму изложения. Сократу принадлежит разработка ряда специальных методов установления истины в процессе П. Известны следующие сократические методы ведения П.: ирония, где собеседника уличают в противоречии самому себе, а значит - в незнании; индукция, где от единичных, частных случаев, например, примеров из обыденной жизни, путем сравнения восходят к общим понятиям; Дефиниция, где постепенно осуществляется последовательность определений, от предварительных к результирующим. Но самым главным, в известной мере объединяющим все сократические методы ведения П., является метод майевтики (акушерское, повивальное искусство), метод "рождения мысли", где от собеседника требуется дать определение предмета обсуждения, а затем ответить на серию искусно поставленных вопросов уточняющего характера, в результате ответов на которые определение получает существенное уточнение или даже опровержение, что в конечном счете обнаруживает формирование нового знания. Впоследствии различные приемы и методы ведения П. активно изучались и обсуждались в рамках философии, в качестве же основных философских работ по проблематике П. можно назвать трактат "Топика" Аристотеля и следующие работы: "Да и нет" П. Абеляра, "Эристика, или Искусство спорить" А. Шопенгауэра, "Искусство спора: О логике и практике спора" С. И. Поварнина.
Полезно рассмотреть предварительные характеристики П. Прежде всего П. является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, П. необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей. Такое понимание П. поддерживается этимологией термина; греч. polemikos означает "воинственный", "враждебный".
П. в той или иной степени всегда связана с аргументацией и не может существовать вне решения проблем доказательства и опровержения, однако, занимая элитное положение, логические средства обоснования далеко не единственные в П. Организация П. невозможна без учета комплексного взаимоотношения аргументационных, эмоциональных, нравственных и выразительных компонентов, от эффективности применения которых зависит в конечном счете доказательность и убедительность в П. Междисциплинарный (логика, психология, этика, риторика и др.) характер П. подтверждает и история предмета.
Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов П., часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы) П., содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.) П., основательная и безосновательная П., конструктивная и деструктивная П., стихийная и организованная П., двусторонняя и многосторонняя П., устная и письменная П. и др. Среди форм осуществления П. условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются.
А. Г. Кислое
Точное, соответствующее канонам логики, определение П. вызывает серьезные затруднения. Выделяя практическую сторону содержания определения - П. понимают как искусство спора, выделяя теоретическую сторону - как теорию аргументации. Обе эти стороны слишком узки для определения, а их механическое суммирование не решает проблемы. Впрочем отсутствие точного определения для областей знаний не является чем-то неожиданным, существует возможность получить неявное определение П., органично совмещающее и теоретическую, и практическую стороны, это - определение через контексты изложения истории развития интереса к П. и формирования современного понимания ее значения.
Методы ведения П., ее общие характеристики начали изучать еще в античности. Древнегреческий философ Протагор одним из первых стал применять П., при которой два собеседника защищают противоположные взгляды, как форму изложения. Сократу принадлежит разработка ряда специальных методов установления истины в процессе П. Известны следующие сократические методы ведения П.: ирония, где собеседника уличают в противоречии самому себе, а значит - в незнании; индукция, где от единичных, частных случаев, например, примеров из обыденной жизни, путем сравнения восходят к общим понятиям; Дефиниция, где постепенно осуществляется последовательность определений, от предварительных к результирующим. Но самым главным, в известной мере объединяющим все сократические методы ведения П., является метод майевтики (акушерское, повивальное искусство), метод "рождения мысли", где от собеседника требуется дать определение предмета обсуждения, а затем ответить на серию искусно поставленных вопросов уточняющего характера, в результате ответов на которые определение получает существенное уточнение или даже опровержение, что в конечном счете обнаруживает формирование нового знания. Впоследствии различные приемы и методы ведения П. активно изучались и обсуждались в рамках философии, в качестве же основных философских работ по проблематике П. можно назвать трактат "Топика" Аристотеля и следующие работы: "Да и нет" П. Абеляра, "Эристика, или Искусство спорить" А. Шопенгауэра, "Искусство спора: О логике и практике спора" С. И. Поварнина.
Полезно рассмотреть предварительные характеристики П. Прежде всего П. является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, П. необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей. Такое понимание П. поддерживается этимологией термина; греч. polemikos означает "воинственный", "враждебный".
П. в той или иной степени всегда связана с аргументацией и не может существовать вне решения проблем доказательства и опровержения, однако, занимая элитное положение, логические средства обоснования далеко не единственные в П. Организация П. невозможна без учета комплексного взаимоотношения аргументационных, эмоциональных, нравственных и выразительных компонентов, от эффективности применения которых зависит в конечном счете доказательность и убедительность в П. Междисциплинарный (логика, психология, этика, риторика и др.) характер П. подтверждает и история предмета.
Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов П., часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы) П., содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.) П., основательная и безосновательная П., конструктивная и деструктивная П., стихийная и организованная П., двусторонняя и многосторонняя П., устная и письменная П. и др. Среди форм осуществления П. условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются.
А. Г. Кислое
Источник: Современный философский словарь