ПОЛАГАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОЛАГАНИЕ
в древней философии (тогда оно называлось doxa) обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание есть недостаточное, "как субъективно, так и объективно, стремление сознания придерживаться истины"; подобные мысли высказывали Гегель и Гете. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о "полагаемом") полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие "intentio" (см. Гносеология).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Полагание
понятие идеалистической философии, суть которого в том. что та или иная форма идеального или тот или иной субъект (от бога до человека) реализует себя. С этой точки зрения то, что именуется объективой реальностью, – результат такой реализации. Это монокаузалистская позиция, абсолютизирующая субъективность. В коррелятивной онтологии односторонность такого подхода устраняется посредствоом перехода на позицию взаимодействия данного (детерминация от объекта) и взятого (детерминация от субъекта как своеобразный аналог П.).
Ист.: Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 15-26.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

ПОЛАГАНИЕ
(мнение) (Meinen). — В древней философии (там оно называлось doxa) — обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание (мнение) есть недостаточное, «как субъективно, так и объективно стремление сознания придерживаться истины»; подобные мысли высказывали Гегель и Гёте. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о «полагаемом») полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие «Intentio» (см. Интенция), а также гносеологическое отношение. В социологии это понятие употребляется в смысле общественного мнения, для исследования которого разработаны методы опроса и демоскопии.
Н. Lotze. Logik, 1843; Н. Hörmann. M. u. Verstehen, 1978; W. Wieland. Platon und die Formen des Wissens, 1982.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПОЛАГАНИЕ
нем. Setzen), филос. понятие, исполь­зуемое в спекулятивных построениях классич. нем. идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение («положение»), суждение о чемнибудь, с другой - утверждение, создание чего-то как реального, т. е. реальное порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть логическим, а может быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные. Меж­ду тем существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само реальное бытие. Т. о., понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается кантовская критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, со­гласно к-рому бытие вообще не есть область логич. выво­да и доказательства.
По Фихте, исходный принцип филос. системы выра­жает абс. действенный акт, к-рый лежит в основе вся­кого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение: «Я» первоначально полагает без­условно свое собственное бытие. Под этим «Я» подразу­мевается абс., верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и объекта, к-рое есть не что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в творч. самоутвержде­нии).
Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого себя» (т. е., в конце концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят. сущность, божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», к-рые в разверну­той, видимой форме дают систему мировых тел, или Вселенную.
Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, ее «выход в существование», благодаря к-рому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом ос­нование развития как бы предвосхищает, предполагает самое себя, а его осуществление выступает равным об­разом и как снятие, преодоление всех положенных оп­ределений. Т. о., П. у Гегеля есть действие, посредст­вом крото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей эволюции.
В марксистской философии понятие «П.» не употреб­ляется.

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.62 мб

Полагание реальности

Курмелева Елена Михайловна
В статье анализируется проблема реальности и трудности, которые возникают при ее определении.
Читать PDF
0.00 байт

Связь и свобода: диалектика взаимного отрицания и взаимного полагания

Белоусов В. А.
В статье анализируется актуальная проблема соотношения свободы личности и тех связей, в которых она пребывает с естественно-исторической неизбежностью.
Читать PDF
0.00 байт

Мифология, философия, искусство: возможности полагания экзитсенциального смысла

Т. В. Шибкова
Archaic the myth contrasts the world to chaos (question ’’why?”), and modern absurdity (question ’’what for?”). In both cases the mythology is projection of human senses on the world.