в древней философии (тогда оно называлось doxa) обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание есть недостаточное, "как субъективно, так и объективно, стремление сознания придерживаться истины"; подобные мысли высказывали Гегель и Гете. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о "полагаемом") полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие "intentio" (см. Гносеология).
ПОЛАГАНИЕ
ПОЛАГАНИЕ
Источник: Философский энциклопедический словарь
Полагание
понятие идеалистической философии, суть которого в том. что та или иная форма идеального или тот или иной субъект (от бога до человека) реализует себя. С этой точки зрения то, что именуется объективой реальностью, – результат такой реализации. Это монокаузалистская позиция, абсолютизирующая субъективность. В коррелятивной онтологии односторонность такого подхода устраняется посредствоом перехода на позицию взаимодействия данного (детерминация от объекта) и взятого (детерминация от субъекта как своеобразный аналог П.).
Ист.: Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 15-26.
Ист.: Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 15-26.
ПОЛАГАНИЕ
(мнение) (Meinen). — В древней философии (там оно называлось doxa) — обозначение для познания, обращенного на чистую видимость и проходящего мимо истины или бытия. Кант считал, что полагание (мнение) есть недостаточное, «как субъективно, так и объективно стремление сознания придерживаться истины»; подобные мысли высказывали Гегель и Гёте. Напротив, со времени Лотце (который часто говорит о «полагаемом») полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие «Intentio» (см. Интенция), а также гносеологическое отношение. В социологии это понятие употребляется в смысле общественного мнения, для исследования которого разработаны методы опроса и демоскопии.
Н. Lotze. Logik, 1843; Н. Hörmann. M. u. Verstehen, 1978; W. Wieland. Platon und die Formen des Wissens, 1982.
Н. Lotze. Logik, 1843; Н. Hörmann. M. u. Verstehen, 1978; W. Wieland. Platon und die Formen des Wissens, 1982.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПОЛАГАНИЕ
нем. Setzen), филос. понятие, используемое в спекулятивных построениях классич. нем. идеализма, означающее, с одной стороны, мысленное допущение, утверждение («положение»), суждение о чемнибудь, с другой - утверждение, создание чего-то как реального, т. е. реальное порождение бытия в том или ином его аспекте. Согласно Канту, П. может быть логическим, а может быть и реальным. В понятиях мы полагаем, утверждаем вещи лишь как возможные. Между тем существование есть «абс. полагание вещи», это не мысленный предикат, а само реальное бытие. Т. о., понятие П. «тождественно понятию о бытии вообще». Именно на эти доводы опирается кантовская критика онтологич. доказательства бытия бога, его тезис, согласно к-рому бытие вообще не есть область логич. вывода и доказательства.
По Фихте, исходный принцип филос. системы выражает абс. действенный акт, к-рый лежит в основе всякого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение: «Я» первоначально полагает безусловно свое собственное бытие. Под этим «Я» подразумевается абс., верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и объекта, к-рое есть не что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в творч. самоутверждении).
Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого себя» (т. е., в конце концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят. сущность, божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», к-рые в развернутой, видимой форме дают систему мировых тел, или Вселенную.
Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, ее «выход в существование», благодаря к-рому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание развития как бы предвосхищает, предполагает самое себя, а его осуществление выступает равным образом и как снятие, преодоление всех положенных определений. Т. о., П. у Гегеля есть действие, посредством крото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей эволюции.
В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
По Фихте, исходный принцип филос. системы выражает абс. действенный акт, к-рый лежит в основе всякого бытия и сознания. Формулой такого акта является след. основоположение: «Я» первоначально полагает безусловно свое собственное бытие. Под этим «Я» подразумевается абс., верховная реальность, включающая в себя изначальное тождество субъекта и объекта, к-рое есть не что иное, как самополагание «абс. субъекта» (т. е. его абс. бытие, состоящее в творч. самоутверждении).
Шеллинг утверждал, что «абсолютное» (бог) есть «бесконечное полагание самого себя» (т. е., в конце концов, бесконечное П. своих бесконечных П.). Каждое из этих П. есть самостоят. сущность, божеств. идея. Их совокупность образует «мир идей», к-рые в развернутой, видимой форме дают систему мировых тел, или Вселенную.
Согласно Гегелю, П. есть самоутверждение духовной сущности, ее «выход в существование», благодаря к-рому бытие раскрывает свою действит. основу. При этом основание развития как бы предвосхищает, предполагает самое себя, а его осуществление выступает равным образом и как снятие, преодоление всех положенных определений. Т. о., П. у Гегеля есть действие, посредством крото дух или понятие постепенно реализуют себя в последовательности этапов своей эволюции.
В марксистской философии понятие «П.» не употребляется.
Источник: Советский философский словарь