ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ, погребальные обряды

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ КУЛЬТ, погребальные обряды
одна из ранних форм религиозных верований, включающая в себя сложный комплекс представлений: человек после смерти продолжает вести тот же образ жизни, что и до нее; его душа (дух) либо остается среди живых, либо отправляется в особую страну мертвых (загробный мир), но и в том и др. случае сохраняет способность влиять на Дела своих живых соплеменников; непреодолимой грани между ми-РОМ живых и миром мертвых нет, и каждый умерший может вновь вернуться в мир живых, воплотившись в кого-либо из новорожденных членов рода (племени). Ч. к. существует у всех народов мира и во всех религиях. Он включает в себя уничтожение трупа (сжигание, закапывание, воздушное или водное погребение, рассечение, выбрасывание, оставление на съедание животным или птицам, эндоканнибализм) иличастич. его сохранение (мумификация, хранение черепов или высушенных голов), воздвижение надгробных сооружений (курганов, срубов, склепов, мавзолеев и т. д.), жертвоприношение, поминальную трапезу, траур по покойному и связанные с ним запреты. Возникновение П. к. относят к эпохе верхнего палеолита. Он вошел как сост. часть в поздние религ. системы, в к-рых отчетливо видны следы ранних верований. Таковы, напр., в правосл. погребальном обряде поминальные блины и кутья, трапеза на могиле умершего на радуницу и в др. дни особого поминовения усопших. У ряда народов особое развитие получили лишь отд. стороны П. к.

Источник: Атеистический словарь

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ погребальный культ
совокупность обычаев и обрядов, основанных на сложном комплексе религ. представлений, связанных с захоронением умерших. Древнейшие остатки погребений сохранились от эпохи неандертальцев (мустье, 100—40 тыс. л. т. н.): скелеты, обычно положенные на бок, в специально выдолбленной могильной яме. Но таких остатков обнаружено мало (не более 20), и значение их неясно: возможно, что люди зарывали своих умерших не по религиозным, а по более простым побуждениям - избавиться от гниющего трупа, сохранить тело сородича вблизи. К эпохе верхнего палеолита (40—18 тыс. л. т. н.) относятся более многочисл. остатки погребений. Они носят явные следы ритуала, очевидно связанного с религ. представлениями. У всех исторических и ныне существующих народов П. о. до распространения атеистич. воззрений почти всегда были связаны с теми или иными религ. представлениями: суеверным страхом перед смертью и умершим или стремлением продлить его «жизнь» - уже загробную, - сохранив тело. Разнообразие способов «погребения» (термин приходится употреблять условно, т.к. собственно погребения, закапывания, захоронения зачастую не бывает) у разных народов очень велико. Оно порождено религ., геогр., социальными и иными причинами: простое выбрасывание тела или оставление его на месте смерти, воздушное (на подмостках, на дереве) и водяное погребение (потопление, отправление в лодке), пещерное погребение, зарывание в землю в разных положениях, зарывание в жилой хижине, эндоканнибализм, мумификация, уродование или рассечение трупа, кремация, вторичное погребение и пр. Нередко у одного и того же народа практикуются разные способы погребения, в зависимости от того, кого хоронят.
С погребением связаны разные обычаи: траур, погребальные игры, жертвоприношения, поминки, очистит, обряды, табуация имени умершего (см. Табу) и пр. С этими обычаями связаны и верования: идея «живого мертвеца» (упыри, привидения), вера в душу умершего и загробную жизнь (представления о загробном мире весьма различны в зависимости от истор. условий), в духа-пожирателя душ, в божество загробного мира, культ предков (см. Предков культ) и пр. П. о. составляют важную часть обрядности христианства, ислама, буддизма и др. религий.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.