ПОГОДИН Михаил Петрович

Найдено 3 определения термина ПОГОДИН Михаил Петрович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Погодин, Михаил Петрович

1800 - 1875) - историк, археолог и журналист, издатель "Москвитянина", органа правого крыла русских славянофилов. Неоднократно осмеянный в "Свистке" Добролюбова, он впервые пустил в оборот термин "свистопляска" для обозначения литературной манеры того времени. /Т. 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ПОГОДИН Михаил Петрович

11(23) ноября 1800, Москва — 8(20) декабря 1875, там же] — русский историк, писатель, издатель, общественный деятель. Внук крепостного, Погодин поднялся до уровня действительного члена Академии наук (1841) и непременного члена многих научных обществ. Историософские взгляды Погодина сформировались под влиянием трудов Шлецера и приложения к русской истории шеллингианских идей. В истории видел органическое развитие особых «начал», воплощенных в каждом народе по Промыслу Божьему. Погодин одним из первых в русской историософии сформулировал мысль о принадлежности России и стран Западной Европы к единой цивилизации и в то же время о различии их исторических путей, обусловленных саморазвитием заложенных в них «начал». В этой связи большое внимание уделял истокам исторического процесса, которые во многом предопределяют последующее развитие. Если Европа является наследницей Западной Римской империи, то Россия — наследницей Византии. Идеалом первой является республика, т. е. власть всех, идеалом России — самодержавие, опирающееся на доверие народа. При всем их различии они дополняют друг друга. В интерпретации российской истории склонялся к «норманнской теории», усматривая в летописном свидетельстве о добровольном призвании варяжских князей начало самодержавия, которое является важнейшим субъектом истории России. Погодин вошел в историю русской общественной мысли как сторонник идеологии официальной народности, представленной триединой формулой «православие—самодержавие—народность», что не умаляет его заслуг как одного из основоположников исторической науки. Соч.: Исторические афоризмы. М-, 1836; Историко-критические отрывки. М., 1846; Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. 1-7. М., 1846-57.

Лит.: Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 1—22. СПб., 1S88—1910;

Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ПОГОДИН Михаил Петрович

(11 ноября 1800 – 8 дек. 1875) – рус. историк и публицист, один из идеологов "официальной народности". Сын крепостного. Окончил Моск. ун-т (1821). В 1826–44 – проф. Моск. ун-та (сначала всеобщей, а с 1835 – рус. истории). С 1841 – академик. В 1827–30 издавал журн. "Моск. вестник", в 1841–56 вместе с Шевыревым – журн. "Москвитянин", в 1867–68 – газ. "Русский". В 20–30-х гг. П. выступал как либерально-дворянский писатель ("Черная немочь", 1829; "Повести", ч. 1–3, М., 1832; "Невеста на ярмарке", 1832, и др.). Как историк П. занимался преим. древним периодом рус. истории. Начав с критики офиц. историографии Карамзина, он вскоре сам перешел на позиции, апологетические по отношению к дворянско-крепостнич. монархии. Одним из первых в России П. пытался осмыслить историч. процесс, используя идеи шеллингианства ("Историч. афоризмы", М., 1836). Основа историч. взглядов П. – признание самобытности рус. историч. процесса: "вечное начало, русский дух" лежит, по П., в основе рус. истории; в ней полностью отсутствует внутр. борьба. Наличие этой борьбы – осн. черта обществ. жизни стран Зап. Европы (в вопросах всеобщей истории П. в основном солидаризировался с Гизо). Считая невозможным до конца осмыслить рус. историч. процесс (поскольку он не может быть подведен под ту или иную теорию), П. видел гл. задачу рус. истории в том, чтобы она сделалась "...охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия..." ("Взгляд на рус. историю", т. 1, М., 1842, с. 16). Публицистика П. преследовала те же охранит. цели и проповедовала формулу "православия, самодержавия, народности". По ряду вопросов взгляды П. были близки к воззрениям славянофилов. Соч.: О происхождении Руси, М., 1825; Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 1–7, М., 1846–57; Историко-критич. отрывки, 2 изд., ч. 1–2, М., 1867; Древняя рус. история от монг. ига, т. 1–2, М., 1872; Простая речь о мудреных вещах, М., 1873; Сборник, служащий дополнением к "Простой речи о мудреных вещах" М. П. Погодина, М., 1875; О модных у нас филос. толках (Для наших нигилистов и нигилисток). Из 3 изд. "Простой речи о мудреных вещах", М., 1875. Лит.: ?леханов Г. В., М. П. П. и борьба классов, Соч., т. 23, М.–Л., 1926; Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. П., т. 1–22, П., 1888–1910; Милюков П. Н., Гл. течения рус. историч. мысли, т. 1, 3 изд., М., 1913; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М. 1948. Н. Пирумова. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПОГОДИН Михаил Петрович — 0

Найдено научныех статей по теме ПОГОДИН Михаил Петрович — 0

Найдено книг по теме ПОГОДИН Михаил Петрович — 0

Найдено презентаций по теме ПОГОДИН Михаил Петрович — 0

Найдено рефератов по теме ПОГОДИН Михаил Петрович — 0