ПОДХОД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОДХОД
комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей. Обычно к анализу категории П. обращаются в особые периоды развития той или иной деятельности, когда фиксируются принципиальные изменения или возникают неразрешимые наличными средствами проблемы. В развитии науки и научной деятельности Кун назвал эти периоды научными революциями. В более широком смысле, вся наука представляет собой особый П. к миру, базовой парадигмой которого являются развернутые представления о природе или онтология природы. Природная или натуралистическая парадигма настолько утвердилась в мировоззрении и в содержании образования, что только философы, методологи и историки науки помнят о том, что наука в современном виде существовала не всегда, что она оформлялась как особый П. к миру в 16-18 вв., что сама онтологическая картина природы является продуктом развития науки, а не непосредственной данностью. Натурализм три века конкурировал с другими подходами: теизмом, деизмом, гилозоизмом и т.д. В самой науке возникали, конкурировали между собой и исчезали самостоятельные надпред-метные П. (механицизм, позитивизм), предпринимались попытки распространить дисциплинарные и предметние парадигмы и синтагмы на науку в целом (физикализм, социологизм, психологизм, биологизм). Категория П. до 20 в. была продуктом методологической рефлексии и философской критики, поэтому подходные характеристики либо обсуждались как отрицание иного П., который описывается ретроспективно (Платон и софисты, Аристотель и античные физики, Ф. Бэкон и Аристотель, эмпириокритицизм Маха и эмпиризм Локка), либо формулировались как аргументы в полемике (номинализм - реализм, корпускулярная и волновая теории света, дарвинизм - ламаркизм). Методологи 20 в. помимо этого занимаются непосредственным конструированием П., причем не только новых, но и тех, которым они противопоставлены. Так например, Поппер формулирует положения историцизма, приписывает историцизм как П. целому ряду философов и мыслителей прошлого, анализирует проблемы историцизма, а в качестве ответа на эти проблемы предлагает парадигму открытого общества. Методологизация практически всех сфер мышления и деятельности в 20 в. обеспечила множество подходных предложений разного масштаба. С начала века как П. в различных сферах культуры разрабатывались: феноменология, экзистенциализм, структурализм, тектология, научная организация труда. Затем появились кибернетика, общая теория систем, синергетика, СМД - методология и т.д. Разрабатываются различные П. в конкретных науках, где они либо сменяют друг друга как этапы (например, описанная Куном революционная смена парадигмы в физике, или кейнсианский этап в экономике), либо сосуществуют, не нарушая дисциплинарной целостности, но создавая полипредметность в рамках одной дисциплины (например, бихевиоризм, гештальтизм, или культурно-историческая концепция в психологии). Иногда П., возникшие как междисциплинарные, сворачиваются в предмет (экология, кибернетика, семиотика), иногда разворачиваются в метатеорию (общая теория систем), или просто становятся идеологией некоторого широкого движения (например, системное движение за рамками общей теории систем, или "зеленое" движение вне научной экологии). Принципиальное значение для интеллектуальной ситуации второй половины 20 в. приобретает оппозиция натуралистического и деятельностного П.: первый рассматривает мир (универсум) как природу, данную (или берущуюся) в субъект-объектных познавательных схемах, а второй - как мир мышления и деятельности, требующих привлечения различных схем знания. П. манифестируется в эпистемологии и истории (генезисе или развитии) мышления. О ставшем или становящемся П. можно говорить только тогда, когда объявлены и обоснованы его принципиальные отличия от иного П. хотя бы в одном из трех эпистемических пространств: в парадигме (онтологические картины, схемы и описания объектов); в синтагме (способы и методы доказательства, аргументации, языки описания, объяснения и понимания); в прагматике (цели, ценности, задачи, предписания, разрешенные и запрещенные формы употребления элементов синтагмы и парадигмы). Основное противоречие и парадокс феномена П. состоит в том, что П. присутствует в деятельности и мышлении как в рефлексируемом, так и в нерефлексируемом виде. В периоды формирования П. хороню осознается, что представления об объекте, да и сам объект как особая организованность, задаются и определяются не только и даже не столько его объективными характеристиками, сколько средствами и методами нашего мышления и нашей деятельности, а потом (в периоды функционирования ставшего П.) об этом забывают. Методологическая рефлексия замыкается в рамках П., и сам П. становится нефиксируемым. Мышление и деятельность адептов П. подчиняются "эпистемической машине", заданной парадигмой и синтагмой, нечто новое может производится этой машиной только в рамках дозволенного прагматикой П. Так например, изобретения и достижения периода 18-19 вв., были продуктами "эпистемической машины" научного П., сконструированной поколением методологов науки от Ф. Бэкона и Декарта до Ньютона, которые сменили познавательную парадигму, и участвовали в подходной революции. В 20 в. цикл жизни П. сокращается. Научные (подходные) революции и нормальная наука укладываются в годы жизни человека или карьеры ученого, а иногда, и не один раз. Это обстоятельство требует от участников процессов деятельности и мышления навыков методологической рефлексии, своеобразного "расподхоживания" по аналогии с гегелевским распредмечиванием.
В.В. Мацкевич

Источник: Новейший философский словарь

ПОДХОД
Категория «исследовательский подход» выступает в двух значениях. В первом значении подход рассматривается как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, например: целостный подход, комплексный подход, функциональный подход (в технике). Нередко встречается информационный (кибернетический) подход, раньше у нас был классовый подход и т.д. В этом понимании наиболее часто фигурируют системный подход, комплексный подход, синергетический подход и т.п.
Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление изучения предмета исследования. Подходы этого рода имеют общенаучное значение, применимы к исследованиям в любой науке и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные стороны, направления процесса исследования: содержание и форма, историческое и логическое, качество и количество, явление и сущность и т.д.
Содержательный и формальный подходы. Содержательный подход, как нетрудно догадаться по его названию, требует обращения к содержанию изучаемых явлений и процессов, выявления совокупности их элементов и взаимодействий между ними, определяющих основной тип, характер этих явлений, процессов; обращения к фактам, данным наблюдений, опыта и выведения из них
посредством абстракций, анализа, синтеза теоретических заключений.
Формальный же подход (в данном случае слово «формальный» ни в коем случае не несет в себе никакого негативного смысла, как мы привыкли, например: формализм знаний, формальное отношение бюрократа и т.п.) предусматривает извлечение из изучаемых процессов, явлений лишь устойчивых, относительно неизменных моментов, которые рассматриваются как бы в «чистом» виде, вне связи со всем процессом, явлением в целом. Формальный (иногда его называют формализованным) подход позволяет вскрывать устойчивые связи между элементами рассматриваемого процесса или явления.
Чтобы уяснить различие между содержательным и формальным подходами приведем такой пример. Пусть изучается неуспеваемость школьников. Выявление, допустим, социальных причин этого явления потребует содержательного подхода. Установление же статистических закономерностей динамики его изменения по годам или распределения по регионам может быть произведено, скорее всего, в рамках формального подхода.
Любое применение математического аппарата, математических моделей явлений, процессов, применение любых символьных или формульных языков – это реализация формального подхода.
Естественно, содержательный и формальный подходы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как правило, формальному рассмотрению предмета должен предшествовать его содержательный анализ. В то же время, формализация – перевод на искусственный язык содержательного знания – дополняется и обратным процессом – интерпретацией, содержательным истолкованием формальных результатов.
Необходимо отметить, что формальный подход вовсе не обязательно напрямую связан с количественным подходом (см. ниже). Так, в исследованиях часто используются элементы топологии, теории графов, которые, хотя и являются разделами математики, не всегда оперируют понятиями величин, чисел.
Логический и исторический подходы. Диалектический принцип историзма предполагает единство логического и исторического способов познания в процессе исследования развивающихся объектов. Логический способ воспроизводит исследуемый объект в форме
его теории, а исторический – в форме его истории. Они, естественно, дополняют друг друга.
Логический подход предусматривает рассмотрение каждого явления, процесса в той точке его развития, которой оно достигло к настоящему времени; в этом случае в исследовании доминируют абстрактно-теоретические построения.
Исторический подход предусматривает рассмотрение конкретно-исторического генезиса (происхождения) и развития объекта, исследование и отражение преимущественно генетических отношений развивающегося объекта; в этом случае в исследовании доминируют конкретные исторические факты.
Следует иметь в виду необходимость единства исторического и логического подходов, их взаимное дополнение и переплетение.
Часто бывает целесообразным применение логикоисторического подхода, когда раскрытие изучаемой проблемы соединяет как исторический подход (историческое развитие явлений, процессов и научных идей, теорий), так и логический подход (современное состояние явлений, процессов, а так же идей и теорий, их взаимосвязи). В логико-историческом подходе преобладает логический аспект.
Другой вариант – историко-логический подход, в котором, в отличие от логико-исторического подхода, преобладать будет исторический аспект.
Качественный и количественный подходы. Качественный подход направлен на выявление совокупности признаков, свойств, особенностей изучаемого явления, процесса, определяющих его своеобразие и принадлежность самому себе, а также принадлежность к классу однотипных с ним явлений, процессов. Количественный подход направлен на выявление характеристик различных явлений, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемых в величинах и числах.
Оценка количественных характеристик предметов, явлений, процессов начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе явлениям, процессам. Это выявление общих свойств как бы стирает качественные различия последних и приводит к некоторому единству, делающему возможным измерение. Например, каждый человек – неповторимая личность, и введение каких-либо количественных характеристик, оценивающих в целом личности разных людей,
естественно, невозможно. Но людей можно сравнивать по какимлибо единым показателям – по росту, весу и т.д., то есть по некоторым общим свойствам, присущим каждому из них.
Продолжая перечисление классификаций исследовательских подходов по парам категорий диалектики, можно также выделить феноменологический (от слова феномен – явление) и сущностный подходы: первый направлен на описание внешне наблюдаемых, как правило, изменчивых, характеристик того или иного изучаемого явления, процесса; второй – на выявление внутренних, глубинных устойчивых их сторон, механизмов и движущих сил.
Феноменологический подход вполне правомерен на определенных этапах развития науки. Так, К. Линней смог создать классификацию биологических видов, а Ч. Дарвин – теорию эволюции, только благодаря обобщению огромного фактического, феноменологического материала, накопленного биологией к тому времени. Другой пример – законы движения планет были сформулированы И. Кепплером на основании обобщения многочисленных наблюдений и измерений, выполненных датским астрономом Тихо Браге.
Наконец в этой череде исследовательских подходов укажем на единичный и общий (обобщенный) подходы. Единичный подход, как понятно из его названия, будет направлен на изучение отдельных явлений, процессов, общий подход – на поиск их общих связей, закономерностей, типологических черт.
Поскольку перечисленные классификации подходов по парным категориям диалектики независимы, каждое конкретное исследование будет характеризоваться их определенным набором. Причем, нередко разные задачи одного и того же исследования могут решаться разными наборами подходов.
Необходимо отметить, что категория исследовательского подхода, его роль и место в структуре методологического знания изучены совершенно недостаточно. Неясность в данном вопросе можно показать на простом примере: выше мы привели исследовательские подходы (во втором значении) по пяти парам категорий диалектики. Получается, что при одном и том же предмете исследования вариантов исследовательских подходов может быть 25 = 32. То есть, при одном и том же предмете, в принципе, можно провести 32 совершенно различных исследования! А если учесть, что количество возможных подходов в первом значении (системный, личностный, синергетический и т.д. и т.п.) принципиально вообще не ограничено?!
Литература: [69].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
678.05 кб

Биосоциальный подход к исследованию империи: новое понимание исторической динамики

Сайфуллин Рубин Гатуфович
В статье обосновывается тезис о влиянии популяционного фактора на процессы динамики (зарождения, развития и гибели) имперских государств. Формулируется гипотеза о существовании единого процесса этнополитогенеза.
Читать PDF
665.57 кб

Аксиологический подход к массовой культуре

Двуреченская А. С.
Читать PDF
193.55 кб

Ситуационный подход: сущность, онтологический базис, место в структуре общенаучной методологии

Векленко Павел Васильевич
В качестве философского основания ситуационных представлений рассматривается интроспективная онтология, возникшая благодаря теории познания И. Канта.
Читать PDF
221.64 кб

Новый предмет изучения, новый подход

Роговер Е. С.
Читать PDF
230.97 кб

Синергетический подход в современной физике

Исмаилов В. И.
Читать PDF
337.12 кб

Зазаева Н. Б. Онтологическая сущность права: антропологическо-ценностный подход: Монография. - Сарат

Синченко Георгий Чонгарович
Читать PDF
163.59 кб

Всероссийский научный семинар «Модели рассуждений-3: когнитивный подход»

Лемешевский К. В.
Читать PDF
105.32 мб

Синергетический подход к определению адаптации как философской категории

Раевский Станислав Геннадьевич
Читать PDF
234.55 кб

Системный подход в области классификации геодезических приборов

Пономарев Е. А., Хорошилов В. С.
Читать PDF
275.64 кб

Нетрадиционный подход к созданию моделей Мироздания

Б. Ротгауз
Читать PDF
133.87 кб

Тендерный подход в образовательном процессе

Брылина И. В., Бердникова И. А.
Анализируются причины и условия включения гендерной проблематики в образовательное пространство современного российского общества.
Читать PDF
169.79 кб

Проблемный подход к исследованию древнегреческой философии

Вольф Марина Николаевна, Берестов Игорь Владимирович
В данной статье М. Н. Вольф и И. В.
Читать PDF
97.13 кб

Техногенная цивилизация в процессе глобализации: синергетический подход

Шаповалов Юрий Владимирович
В статье рассматривается синергетический подход к рассмотрению путей развития техногенной цивилизации, осложненного нелинейными глобализационными процессами и рисками.
Читать PDF
128.50 кб

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ПЕРИОД КРИЗИСА (синергетический подход)

Музыка Оксана Анатольевна
В статье рассматривается проблема кризиса и переходного периода развития современного общества и человека в контексте синергетической методологии, адекватной времени нестабильности и хаотичности.
Читать PDF
0.00 байт

Человек в мироздании. Концептуальный подход на основе квантовой парадигмы

И. А. Ланцев

Похожие термины:

  • Американское просвещение: Подход к природе

    Американские просветители разделяли многие идеи английских свободных мыслителей и французских философов: им свойственен и общий для просветителей пиетет перед И. Ньютоном. Несмотря на признание
  • ЛОГИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ НАУКИ

    сложился в античности в философской системе Аристотеля и впоследствии развит Галилеем. Его сущностью является абсолютизация  теоретической науки и пренебрежение опытным, экспериментальным тип
  • АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ

    - сравнивает верования, обычаи и социальные институты т.н. "примитивных народов" и цивилизованных обществ (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, С.Райнах и др.). Мировые религии выводятся здесь из культа предков, вожд
  • деятельностныи подход

    ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ ПОДХОД — философская концепция, придающая деятельности более фундаментальный онтологический статус, нежели констатации существования отдельных объектов-вещей. Как объяснительн
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

    рассмотрение структурных связей, порядка ч.-л.
  • Цивилизационный подход

    ц. подход (в типологии культуры) исходит из идеи того, что не существует единой культурной истории человечества, история есть смена культур. Делается акцент на цикличность, многолинейность развити
  • Генетический подход

    (от греч. genesis – происхождение, возникновение) – познание, имеющее своим предметом возникновение, происхождение и развитие любого сущего. Чтобы понять процесс развития сущего, надо знать высшую ст
  • ДЕСКРИПТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ

    (от лат. descriptio -описание) - собирательное название для разнообразных исследований, ставящих своей целью описание основных характеристик религиозного сознания. Отличается от психологии и социолог
  • ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии

    теоретико-методологический принцип, в соответствии с которым проблема "религия - общество" сводится в своих основах к проблеме соотношения и взаимодействия культур, репрезентирующих ту и другое (
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ

    - оппонент натурализма и редукционизма, близок к дескриптивному подходу и настаивает, что для объяснения сущности религиозного нужно раскрывать его собственное содержание, а не привлекать для эт
  • Виртуальный подход в истории

    социально - историческом познании) – это научный подход, базирующийся на полионтичной парадигме, примененный (адаптированный) к анализу конкретного исторического материала для получения наиболе
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ

    - подход, рассматривающий религию как одну из важных сторон жизни человеческого духа, развертываемой в истории обществ и их культур и обусловливаемой временем и местом. Основные представители - В.
  • ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД

    [англ. information approach] – метод научного познания объектов, процессов или явлений природы и общества, согласно которому в первую очередь выявляются и анализируются наиболее характерные информационны
  • КЛАССОВЫЙ ПОДХОД

    объективно-закономерная социальная направленность всякого мировоззрения, анализ и оценка явлений общественной жизни с позиций того или иного класса. Классовая борьба всегда была в классовом общ
  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ

    лат. complexus - связь, сочетание, совокупность, система) - выдвинутый и сформулированный на XXV съезде КПСС подход к коммунистическому воспитанию, суть к-рого состоит в обеспечении тесного единства идей
  • Конструктивный подход

    отношение человека к объекту действия, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить "вещь в себе" в "вещь для нас". Конструктивный подход следует отличать от неконструктивного подх
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД в культурологии

    направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов культуры как систем; ориентирует исследователей на раскрытие целостности культур
  • МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

    стратегия деятельности и познания, моделирующая современную историю 1) как систему взаимодействий между различными социальными субъектами (региональными союзами, государствами, обществами куль
  • МОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии

    парадигмальная установка, согласно которой научный социологический взгляд на мир "по умолчанию" основывается на монополии светского мировоззрения, принимаемого за абсолютную и незыблемую (и пот
  • ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

    в менеджменте науки и образования: подход при котором организация рассматривается как совокупность тесно связанных процессов, а каждый сотрудник рассматривает себя как член одной или нескольких