Почитание святых

Найдено 1 определение
Почитание святых
(Veneration of the Saints). Почитание людей, крые своей добродетельной жизнью или героической смертью заслужили право пребывать в раю с Христом. Такое почитание предполагает уважительную память о святых, подражание их добродетелям и словесное общение с ними. Почитание святых включает и частное, и публичное молитвенные почитания.
Начало почитанию святых положило признание заслуг древних мучеников, на чьих могилах христиане совершали заупокойные богослужения. К IV в. христиане стали воздавать такие же почести и другим усопшим, называя их "исповедниками";благочестиеусопших они оценивали как жертву, равную жертве мучеников. Со временем вошло в практику употребление икон и мощей как знаков личного присутствия усопших; т.о., умножилось число мест, гдеу католиков и православных практиковалась эта форма общения со святыми.
Евангелическая критика почитания святых, начатая еще в XII в. вальденсами, основывалась на том, что такое почитание носит небиблейский, языческий и потенциально кощунственный характер. Защитники почитания святых, обычно соглашаясь с тем, что оно не вытекает непосредственно из Св. Писания, утверждали, что оно логически следует из учения о бессмертии и единстве тела Христова (Еф 2:19). Близость с языческими традициями они отрицали на том основании, что почитание святых не подразумевает признания их божественности: святые  это обычные люди, крые по благодати Божьей обрели особую любовь и расположение Бога. Почитая святых, через их земные и небесные труды, благочестивые верующие прославляют Божью благодать.
Чтобы различать служение Богу и почитание святых, Августин предложил употреблять, соответственно, терминbilatria wdulia. Latria ("поклонение") относится только к Богу (Мф 4:10); dulia (" почитание ") может распространяться на людей, добившихся особого уважения своими заслугами (Рим 13:7).
Можно выделить три исторических этапа в оценках того, кого можно считать святым. Первоначально всеобщим почитанием у обычных верующих пользовались люди умершие. После III в. публичный культ тех или иных святых стали вводить епископы. С раннего Средневековья только центральная власть (папство в католицизме) пользовалась исключительной властью прославления святых. В настоящее время для прославления в качестве святого предусмотрена сложная процедура, состоящая из двух этапов: беатификация подтверждает, что покойный царствует со Христом и пользуется местным почитанием; последующая канонизация предписывает почитание святого для всех верующих. Подобная процедура предполагает, что основное свидетельство святости  чудеса, происходящие в ответ на молитвы верующих.
P.D. STEEVES(nep. Ю.Т.) Библиография: Augustine, City of God, X, I; P. Brown, The Cult of the Saints; J. Caivin, Institutes of the Christian Religion, 3.20.2127; P. Molinari, NCE, III, 5559; J. Pelican, The Growth of the Medieval Theology, III, 17484; Thomas Aquinas, Summa Theologica, II.II.84.1; II.II.103.13.
См. также: Latria, Поклонение; Dulia; Беатификация; Канонизация; Молитвы святым, Обращение к святым.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
621.28 кб

Почитание святых в доникейский период

Рой Георгий
Какие достоверные историко-литургические и богословские доводы можем мы представить в защиту православной традиции? И действительно ли почитание святых стало неким принципиальным новшеством в жизни Церкви?
Читать PDF
189.81 кб

Заметки о почитании русских святых в XVII в

Романова Анастасия Анатольевна
В статье рассматривается проблема «русской святости» в XVII веке. По до-статочно давно укоренившемуся мнению, XVII в. век достаточно резкого снижения коли-чества святых и упадка святости в целом.
Читать PDF
143.32 кб

Канонизация и почитание местных святых в истории церкви

Чурина И. О.
Статья посвящена истории канонизации и почитания местных святых в католической и православной церкви. В статье прослежена эволюция и выявлены специфические отличия в процедуре канонизации святых в обоих течениях христианства.
Читать PDF
217.26 кб

Письменные свидетельства почитания святых Нижегородского края

А. А. Романова
Читать PDF
2.16 мб

Почитание святых детей как феномен русской святости в xvii веке

Романова Анастасия Анатольевна
В статье рассматривается почитание святых детей в Московском государстве, преимущественно XVII века: мученически погибших, безвременно умерших от болезней, а также ставших известными в качестве визионеров свидетелей явлений Богома
Читать PDF
252.69 кб

Почитание святых при св. Князе Владимире по данным храмостроительства

Костромин Константин Александрович
Церковная жизнь в эпоху князя Владимира известна историкам фрагментарно. Представляет интерес малоизученный вопрос с почитанием святых в эпоху князя Владимира.
Читать PDF
454.69 кб

Практики почитания «Своих» святых в Спасо-Прилуцком монастыре в XV-XVI вв

Мельник Александр Гаврилович
В работе установлены следующие практики почитания святых Димитрия Прилуцкого (в XV-XVI вв.) и Игнатия Прилуцкого (в XVI в.
Читать PDF
1.68 мб

Почитание русских святых: проект Афанасия Сахарова в историческом контексте

Семененко-басин Илья Викторович
XIX век был отмечен углубленным изучением отечественной агиографии.
Читать PDF
362.47 кб

О канонизации и деканонизации (канонизация и народное почитание святых - проблема контрапункта)

Якеменко Борис Григорьевич
В статье рассматривается вопрос о критериях святости в отечественной агиографии и общественном сознании и об особенностях, связанных с этим канонизаций.
Читать PDF
612.15 кб

Некоторые проблемы прославления святых к местному и общецерковному почитанию в конце XX начале XXI в

Воробьев Владимир
В статье рассматриваются проблемные моменты процесса канонизации святых. Дается анализ особенностей канонизации святых к местному почитанию в современных условиях.