ПОБЕДОНОСЦЕВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович
1827-1907) - обер-прокурор Синода в 1880-1905, мракобес и реакционер. С именем П. связаны ограничение светского образования за счет внедрения церк. - приходских школ, использование церкви в борьбе с революц. движением, массовые репрессии против сектантов, преследование прогрес. деятелей культуры (в т. ч. Л. Толстого), ужесточение церк. цензуры и т. д.

Источник: Атеистический словарь

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович
(1827 - 1907) - обер-прокурор синода в 1880 - 1905. Ярый противник конституц. проектов и изменения феодальных взаимоотношений между гос-вом и церковью. С его именем связаны ужесточение церк. цензуры, репрессии против сектантов, преследования прогрес. деятелей культуры, попытки ограничения светского образования за счет внедрения церк.-приходских школ, использование церкви в борьбе с революц. движением.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович
(1827—1907) злейший реакционер и мракобес, обер-прокурор синода в 1880—1905. По образованию юрист. Был идейным защитником неогранич. самодержавия, вдохновлял реакц. политику царизма. Целью своей жизни считал борьбу с рев. движением, гл. опору в этой борьбе видел в религии. Организовывал строительство церквей, особенно в рабочих районах, вел наступление Воинств. церкви на просвещение народа под видом внедрения церк.приходских школ, стремился искоренить светскую школу и подчинить церкви все нар. образование. Через цензурное ведомство преследовал прогрессивную печать, вел войну с материалистич. наукой. С именем П. связана травля Л. Н. Толстого и отлучение его от церкви, а также массовое проследование сектантов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Победоносцев, Константин Петрович
1827-1907) - в течение нескольких десятилетий был главным вдохновителем реакции и по существу правителем России. С 1880 г. занимал должность обер-прокурора Синода. Был учителем царской семьи и имел большое влияние на Александра III и Николая II. На протяжении всей своей деятельности был решительным противником веротерпимости; по своему ведомству особенно преследовал сектантов и старообрядцев. Травля инородцев, руссификация окраин, угнетение национальных меньшинств - все это при Победоносцеве проводилось решительно и систематически. Ярый сторонник неограниченного самодержавия, он боролся против каких бы то ни было уступок революционному движению 1905 г. Лишь октябрьская стачка окончательно вырвала почву из-под его ног: конституционный манифест 17 октября означал решительный крах политики Победоносцева. В октябре он покидает пост обер-прокурора Синода, но не прекращает свою черносотенную деятельность. Широко используя свое влияние в церковных и политических кругах, он до самой смерти продолжает упорную борьбу за полное безоговорочное сохранение всех устоев самодержавного порядка. /Т. 2/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ПОБЕДОНОСЦЕВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ

(21 мая 1827 – 10 марта 1907) – рус. реакц. социолог, правовед, политич. деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода (1880–1905). Используя отдельные положения славянофильства и идеи французской социологической школы Ле Пле, Каруса, Карлейля, П. с крайне реакц. позиций идеализировал духовную инертность человечества, утверждал фидеизм, иррационализм и алогизм (см. "Моск. сборник", М., 1896). За наукой и философией П. признавал лишь статус "вероятного предположения": "теория и формула... не могут заключать в себе безусловное", каждая из них – "нечто неполное, сомнительное, условное и лживое"; абс. истину ("истинный разум фактов") "народ чует душой", веруя в бога. П. выступал с критикой англ. и франц. материалистов, Руссо, "лукавой диалектики современных просветителей", дарвинизма ("очень выгодное" учение для "аргументации нового материализма"), а также "идеалов неверия" Канта, позитивистов (Спенсера, Дж. Милля и др.); в этих последних учениях П. возмущали уступки материализму. П. пытался развенчать идеалы бурж. демократии ("великая ложь нашего времени"), используя объективные противоречия капитализма в реакц., антинар. целях. Соч.: Историч. исследования и статьи, СПБ, 1876; Ле-Пле, М., 1893; Победа, победившая мир, М., 1895; Курс гражд. права, ч. 1–3, СПБ, 1896; К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, т. 1, полутом 1–2, П., 1923. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., см. Справочный том, ч. 2, с. 230; Слонимский Л., О великой лжи нашего времени. К. П. Победоносцев и князь В. Н. Мещерский. Критич. этюд, СПБ, 1908; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и лит-ры, Л., 1929; Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, [М.], 1958 (см. указат. имен). В. Зверев. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович
21 мая (2 июня) 1827, Москва — 10(23) марта 1907, Петербург] — русский государственный деятель, публицист, правовед, социолог. В 1846 окончил Московское училище правоведения и поступил на службу в Московские департаменты Сената. В 1860—65 преподавал в Московском университете на кафедре гражданского права, с 1865 член консультации министерства юстиции, с 1872 член Государственного совета. В 1880—1905 оберпрокурор Св. Синода. Автор манифеста от 29 апреля 1881 об укреплении самодержавия. Основная проблематика социально-философского творчества Победоносцева связана с традиционалистской, почвеннической ориентацией: «В глубине старых учреждений часто лежит идея, глубоко верная, прямо истекающая из основ народного духа... Масса усваивает себе идею только непосредственным чувством, которое воспитывается и утверждается в ней не иначе, как историей, передаваясь из рода в род, из поколения в поколение... Очистим внутренность, поднимем дух народный, осветим и выведем в сознание идею, — тогда грубая форма распадется сама собою и уступит место другой, совершеннейшей» («Новая жизнь».— В кн.; Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993, с. 322—323). Отсюда вытекают основные направления критики буржуазного государственного устройства, морали, религиозной политики: идеи народовластия и буржуазный парламентаризм трактуются как «великая ложь нашего времени»; религиозный релятивизм и девальвация этических ценностей, связанные с влиянием западного отвлеченного рационализма, — как «болезни нашего времени». Программа Победоносцева — эволюционное развитие общества, «просвещение народного духа», патронирующая роль государства во главе с монархом, укрепление православной веры — была близка Ф. М. Достоевскому и К. Н. Леонтьеву.
Соч.: Исторические исследования и статьи. СПб., 1876; Московский сборник. М.,1896.
Лит.. ГневушевМ. Константин Петрович Победоносцев. К., 1907; Гусев В. А. К. П. Победоносцев— русский консерватор-государственник.— «Социально-политический журнал», 1993, №11—12; Получав А. Ю. К.П.Победоносцев: Великая ложь нашего времени.— «ВФ», 1993, № 5.
А. И. Резниченко

Источник: Новая философская энциклопедия

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович
21.05.(2.06). 1827, Москва - 10(23).03.1907, Петербург) - социолог, правовед, политический деятель, публицист. Сын проф. словесности Московского ун-та, внук священника. Получил образование в училище правоведения, по окончании к-рого в 1846 г. поступил на службу в московские департаменты Сената. С 1860 по 1865 г. вел преподавательскую и научную деятельность в Московском ун-те по кафедре гражданского права. В это же время являлся преподавателем законоведения великих князей, в т. ч. и будущего императора Александра III. В 1865 г. - член консультации министерства юстиции, с 1872 г. -  Государственного совета. С 1880 по 1905 г. -  обер-прокурор Синода, оказывал значительное влияние на политическую и духовную жизнь государства. Являлся автором Манифеста от 29 апреля 1881 г. об укреплении самодержавия. Учредил "Священную дружину", ставившую себе целью бороться с революционным движением. В религиозных вопросах отстаивал господствующее положение православия, недопустимость равноправия церквей в России, выступал против отделения церкви от государства. Особое внимание уделял распространению церковно-приходских школ. Значительная часть литературного наследия П., глубоко убежденного государственника-охранителя, посвящена критике нигилизма и либерализма, обличению безверия интеллигенции, что связано, по его мнению, с влиянием отвлеченного рационализма Запада, породившего "дикое варварство и анархию в Европе". Коренным пороком западноевропейской мысли П. считал веру в "исконное совершенство человеческой природы", способствующую формированию людей "в чрезмерных ожиданиях, происходящих от чрезмерного самолюбия и чрезмерно, искусственно образовавшихся потребностей" (Московский сборник. М., 1896. С. 92). Из этой посылки выводились ложные, с его т. зр., догматы свободы, равенства, большинства голосов, права на восстание против власти и др. В действительности, утверждал он, человек, попадающий во власть своих природных наклонностей, стремится ими злоупотребить, отрицая воздействие воспитывающего и направляющего начала. Слепая вера в совершенство человеческой природы ведет, считал П., к росту авторитета парламентаризма и идеи народовластия. На первый взгляд, отмечал он, кажется разумным, чтобы сам народ выбирал своих правителей, на деле же парламентские идеалы оказываются "великой ложью нашего времени". "Ясность сознания доступна лишь немногим умам... а масса, как всегда и повсюду, состояла и состоит из толпы -  "vulgus", и ее представления по необходимости будут "вульгарные" (Там же. С. 43). Реальная жизнь выворачивает наизнанку декларируемые демократией принципы. По теории народные представители должны иметь в виду лишь народное благо, на деле главным для них оказывается "преимущественно личное благо и друзей своих". По его мнению, парламентская система превращает голый материальный интерес в основу политического процесса. Подлинно нравственный, способный к бескорыстному служению человек, писал П., не пойдет воспевать себе хвалу на выборных собраниях, а будет бескорыстно служить на своем месте, в тесном кругу единомышленников. Пробным камнем, обнаруживающим неистинность и непрактичность парламентской формы правления, он считал национальную проблему. Именно демократия, по его мнению, превратила национализм в раздражающий и дестабилизирующий об-во фактор. "Каждое племя из своей местности высылает представителей - не государственной и народной идеи, но представителей племенных инстинктов, племенного раздражения, племенной ненависти - и к господствующему племени, и к другим племенам" (Там же. С. 47). Духу парламентаризма, паразитирующему на "неверном и случайном", превращающему жизнь в игру, где каждый стремится "успеть сорвать свой куш", П. противопоставлял силу традиции, вышедшей из самой жизни и освященной авторитетом истории; православную веру, стоящую выше всяких теоретических формул и выводов разума. Он считал, что простой народ, благодаря своему бессознательному чувству к истине, создает свою историю-легенду, "в которой он чует абсолютную глубокую истину". Как монархист, он видел свой историософский идеал в медленном, постепенном эволюционном развитии об-ва, мирном органическом движении, не прерываемом никакими насильственными катаклизмами. Крепкая семья и патронирующая роль государства по отношению к больным, слабым и непредусмотрительным должны были выступать, с его т. зр., гарантом стабильности Распространение образования, по П., не должно сводиться к механическому усвоению нек-рой суммы знания и формированию одной привычки логически мыслить, ибо "жизнь не должна попадать в рабство к отвлеченным формулам логического мышления". Его роль прежде всего воспитательная - приобщение к таким вечным ценностям, как Бог, Отечество, родители (семья). Все это, вместе взятое, образует в человеке совесть и дает ему нравственную силу для того, чтобы выдержать борьбу "с дурными внушениями и соблазнами мысли". Среди критиков П. были В. С. Соловьев, Толстой и др., неодобрительно расценивавшие его стремление решать большинство вопросов путем принуждения. Вместе с тем Достоевский, К. Н. Леонтьев и др. высказывали ему свое расположение. П. считал, что процесс демократизации в стране несет в себе опасность, способную стать гибельной для России как государственного, хозяйственного и культурного организма.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
133.47 кб

Политик и ученый Константин Петрович Победоносцев

Власов В. А.
Статья посвящена государственной и научной деятельности одного из высших сановников при Александре II, Александре III и Николае II К. П. Победоносцева, который оказал заметное влияние на многие политические решения.
Читать PDF
128.24 кб

Когда родился Константин Петрович Победоносцев? (заметки о методике биографического исследования)

Шилов Денис Николаевич
Статья посвящена дате рождения одного из крупнейших государственных деятелей дореволюционной России Константина Петровича Победоносцева. Автор дает подробный обзор историографии, ошибочно относящей это событие к 21 мая 1827 г.
Читать PDF
130.90 кб

Константин Петрович победоносцев: мыслитель, ученый, человек: материалы международной юбилейной науч

Кочукова Ольга Викторовна
Читать PDF
276.81 кб

Рец. На кн. : Константин Петрович победоносцев: мыслитель, ученый, человек [Текст] : материалы между

Кузнецов Олег Викторович
Читать PDF
126.83 кб

Константин Петрович победоносцев: мыслитель, учёный, человек. Материалы международной юбилейной науч

Артемов Д. Р.