ПНЕВМАТИКИПНИН Иван Петрович

ПНИН

Найдено 1 определение:

ПНИН

Иван Петрович (1773 – 17 сент. 1805) – рус. просветитель, поэт и публицист. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те, затем (с 1787) в Артиллерийском инженерном шляхетском кадетском корпусе в Петербурге; с 1789–97 был в армии. Вместе с А. Ф. Бестужевым издавал "Санкт-Петербургский журнал" (1798); с 1802 – член "Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств", незадолго до смерти был избран его президентом (1805). На формирование мировоззрения П. сильное влияние оказал Радищев (с к-рым П. дружил), а также сочинения франц. просветителей 18 в. П. перевел и опубликовал извлечения из "Системы природы" и "Всеобщей морали" Гольбаха (опубл. в "Санктпетербургском журн.", 1798, ч. 1), отрывки из "Духа законов" Монтескье (опубл. там же), из экономич. трудов П. Верри, А. Тома и др. В "Опыте о просвещении относительно к России" (СПБ, 1804, конфисковано по распоряжению пр-ва), а также в ряде поэтич. произведений П. критиковал господствовавшие в России крепостнич. порядки. "Как можно, – писал он, – чтобы участь толико полезнейшего сословия граждан (т.е. крепостных крестьян. – Ред.), от которых зависит могущество и богатство государства, состояла в неограниченной власти некоторого числа людей, которые, позабыв в них подобных себе человеков, – человеков, их питающих и даже прихотям их удовлетворяющих, – поступают с ними иногда хуже, нежели с скотами, им принадлежащими. Ужасная мысль! Как согласить тебя с целию гражданских обществ, как согласить тебя с правосудием, долженствующим служить оным основанием?" (Соч., 1934, с. 132). В отличие от Радищева, П., однако, не дошел до революц. выводов. Гл. надежды П. возлагал на просвещение и "доброе" законодательство. П. разделял материалистич. воззрения на природу и человека ["Время", 1798; "Солнце неподвижно между планетами", 1798; "Человек" и "Бог" (1805, переизд. в кн.: Рус. просветители, т. 1, М., 1966)]. Однако его материализм был непоследовательным; будучи деистом, П. допускал бога в качестве "зиждителя" Вселенной. Природа рассматривалась им как своего рода "Зерцало истины превечной", как "бытии всех зримых обща мать" (см. тамже, с. 65). Солнце мыслитель объявлял "источником всех благ" и "душой Вселенной", а человека – "царем Вселенной", "лучшим созданием природы", наделенным разумом, к-рый отличает его от всех остальных живых существ. Лит.: Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по рус. лит-ре и просвещению, т. 1, СПБ, 1889; Поляков А. С., Пушкин и Пнин, в кн.: Пушкин и его современники, вып. 17–18, СПБ, 1913; Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.–Л., 1935; Орлов В., Рус. просветители 1790–1800-х годов, 2 изд., М., 1953. И. Щипанов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПНИН — 0

Найдено научныех статей по теме ПНИН — 0

Найдено книг по теме ПНИН — 0

Найдено презентаций по теме ПНИН — 0

Найдено рефератов по теме ПНИН — 0