ПНИН ИВАН ПЕТРОВИЧ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПНИН Иван Петрович
1773, Москва —17(29) сентября 1805, Петербург] — русский философ, просветитель. Получил образование в Благородном пансионе при Московском университете и в Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге, затем служил в армии. Выйдя в 1797 в отставку, издавал «СанктПетербургский журнал». В 1801 знакомится с Радищевым, испытывает сильное влияние его взглядов. В 1802 избирается действительным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в 1805 становится его президентом. Автор произведений «Вопль невинности, отвергаемой законом» (1802), по стилю и антикрепостническим мотивам напоминающий «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Опыт о просвещении относительно к России» ( 1804) и др. Оды «Бог», «Человек» проникнуты просветительским пафосом. Как проповедник возвышенных идеалов гражданства, Пнин оказал влияние на декабристов. Наилучшим видом общественного устройства считал конституционную монархию, подкрепленную законами, охраняющими неприкосновенность частной собственности. Его этические воззрения во многом напоминают утилитаризм И. Бентама. Соч.: Соч. М., 1934.
Лит.: Кизеветтер А. А. Из истории русского либерализма. Иван Петрович Пнин; Он же. Исторические очерки. М., 1912.
А. В. Панибратцев

Источник: Новая философская энциклопедия

ПНИН ИВАН ПЕТРОВИЧ

Иван Петрович (1773 – 17 сент. 1805) – рус. просветитель, поэт и публицист. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те, затем (с 1787) в Артиллерийском инженерном шляхетском кадетском корпусе в Петербурге; с 1789–97 был в армии. Вместе с А. Ф. Бестужевым издавал "Санкт-Петербургский журнал" (1798); с 1802 – член "Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств", незадолго до смерти был избран его президентом (1805). На формирование мировоззрения П. сильное влияние оказал Радищев (с к-рым П. дружил), а также сочинения франц. просветителей 18 в. П. перевел и опубликовал извлечения из "Системы природы" и "Всеобщей морали" Гольбаха (опубл. в "Санктпетербургском журн.", 1798, ч. 1), отрывки из "Духа законов" Монтескье (опубл. там же), из экономич. трудов П. Верри, А. Тома и др. В "Опыте о просвещении относительно к России" (СПБ, 1804, конфисковано по распоряжению пр-ва), а также в ряде поэтич. произведений П. критиковал господствовавшие в России крепостнич. порядки. "Как можно, – писал он, – чтобы участь толико полезнейшего сословия граждан (т.е. крепостных крестьян. – Ред.), от которых зависит могущество и богатство государства, состояла в неограниченной власти некоторого числа людей, которые, позабыв в них подобных себе человеков, – человеков, их питающих и даже прихотям их удовлетворяющих, – поступают с ними иногда хуже, нежели с скотами, им принадлежащими. Ужасная мысль! Как согласить тебя с целию гражданских обществ, как согласить тебя с правосудием, долженствующим служить оным основанием?" (Соч., 1934, с. 132). В отличие от Радищева, П., однако, не дошел до революц. выводов. Гл. надежды П. возлагал на просвещение и "доброе" законодательство. П. разделял материалистич. воззрения на природу и человека ["Время", 1798; "Солнце неподвижно между планетами", 1798; "Человек" и "Бог" (1805, переизд. в кн.: Рус. просветители, т. 1, М., 1966)]. Однако его материализм был непоследовательным; будучи деистом, П. допускал бога в качестве "зиждителя" Вселенной. Природа рассматривалась им как своего рода "Зерцало истины превечной", как "бытии всех зримых обща мать" (см. тамже, с. 65). Солнце мыслитель объявлял "источником всех благ" и "душой Вселенной", а человека – "царем Вселенной", "лучшим созданием природы", наделенным разумом, к-рый отличает его от всех остальных живых существ. Лит.: Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по рус. лит-ре и просвещению, т. 1, СПБ, 1889; Поляков А. С., Пушкин и Пнин, в кн.: Пушкин и его современники, вып. 17–18, СПБ, 1913; Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.–Л., 1935; Орлов В., Рус. просветители 1790–1800-х годов, 2 изд., М., 1953. И. Щипанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПНИН Иван Петрович
1773, Москва - 17(29).09.1805, Петербург) - философ, просветитель. Учился в Благородном пансионе при Московском ун-те, где получил знания иностранных языков и философии, затем в Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге. Служил в армии с 1789 по 1797 г., по выходе в отставку основал (вместе с Бестужевым) "Санкт-Петербургский журнал". В 1801 г. произошло его знакомство с Радищевым, к-рого он считал одним из лучших людей своего времени. В 1802 г. П. представил царю труд "Вопль невинности, отвергаемой законом", где отмечал ущемление прав людей, обличал своеволие помещиков, беззаконие. По своему обличительному пафосу он был сходен с "Путешествием из Петербурга в Москву" Радищева и смог появиться в печати лишь в 1889 г. В 1802 г. П. был избран действительным членом Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств, в 1805 г. стал его президентом. Расцвет творческой активности П. пришелся на ранние годы царствования Александра 1, когда он выпустил осн. свои произв. - оды "Бог". "Человек", "Опыт о просвещении относительно к России" (1804, был конфискован по распоряжению правительства). Мировоззрение П. формировалось под влиянием фр. просветителей, произв. к-рых он публиковал в различных изданиях (мн. из них запрещались цензурой), а также носителей антропологического начала в рус. философии - Сковороды и Радищева. В оде "Человек" (Журнал российской словесности, 1805. № 1) П. писал: "Природы лучшее созданье.../Ты краше всех существ других./Что я с тобою ни равняю,/Твои дары лишь отличаю.../Я человека петь готов,/Природы лучшее созданье.../Ты царь земли, ты царь вселенной,/Хотя ничто в сравненье с ней;/Хотя ты прах один возженный,/Но мыслию велик своей/Едва ты только в мир явился,/И мир мгновенно покорился". Человека П. воспринимал как покорителя природы и в то же время как героического гражданина, обличающего зло и неправду. В 1802 г. П. написал стихи на смерть Радищева - "пламенника ума" и "друга людей", к-рый их "к счастью вел путем свободы" (опубликованы в 1859 г.). Сын последнего, Н. А. Радищев, в стихах "На смерть И. П. Пнина" отметил его заслуги: одна из главных - попрание предрассудков и прославление ума. Гражданские мотивы пронизывают философское и поэтическое творчество П., повлиявшее на декабристов. П. выступал за освобождение крестьян от личной зависимости, но оставался сторонником конституционной монархии, ориентированной на просвещение всех сословий, воспитание гражданских добродетелей, обеспечение свободы человеческого разума и личности. При этом в "Опыте о просвещении" он помещает настоящий гимн собственности, предпочитая ее (в сочетании с принципом личной безопасности) равенству: "Собственность! Священное право! Душа общежития! Источник законов, мать изобилия и удовольствий! Где ты уважаема, где ты неприкосновенна, та только благословенна страна, там только спокоен и благополучен гражданин! Но бежишь ты от звука цепей! Ты чуждаешься невольников. Права твои не могут существовать ни в рабстве, ни в безначалии, ты обретаешь их только в царстве законов". Считая неправомерным ущемление прав личности, П. в то же время отвергал принцип равенства, как "исчадие раздоров". В понимании Бога и оценке религии П. стоял на позициях деизма. В оде "Бог" он, выражая свои взгляды на творческую природу человека и защищая его от произвола, не останавливался перед мотивами богоборчества: "Повсюду слышу лишь стенанье! Народы ропщут на творца. Доколе будешь злодеянье взводить на трон под сень венца?" В этике П. ориентировался на утилитаризм и индивидуализм в духе И. Бентама, хотя его славословия человеку иногда носят риторический и деиндивидуализированный характер. В конце жизни П., как и Радищев, разуверился в возможностях просвещенчески ориентированного законодательства, на к-рое он уповал раньше под влиянием либерального начала царствования Александра I.

Источник: Русская философия: словарь