ПНЕВМА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПНЕВМА
душа, дух, жизненная сила. В христианской традиции этим понятием обозначается Святой Дух, а учение о нем называется пневматологией.  

Источник: Религиоведческий словарь

ПНЕВМА
от Греч, pneuma - дыхание, горение эфира) - душа, жизненная сила, дух. В христ. теологии - Святой Дух (pneuma hagion). Развитие понятия пневмы важно для становления понятий, относящихся к сфере духа. Пневмато л о г и я - учение о Боге.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Пневма
(греч. pneuma – дуновение, дыхание, воздух) – у натурфилософов VI века до н. э. употребляется для обозначения «воздуха». Как термин используется пифагорейцами, Аристотелем, стоиками. Постепенно одухотворяется. В христианской теологии выступает как Святой Дух.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ПНЕВМА
(Pneuma; греч.) — дыхание, горение эфира; душа, жизненная сила, дух. В христианской теологии — Святой Дух (pneuma hagion). Греческие врачи (пневматики) пытались объяснить все физиологические и патологические явления из пневмы, полагая, что она пронизывает все тело. Развитие понятия пневмы важно для становления понятий, относящихся к сфере духа. Пневматология — учение о духе.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПНЕВМА
греч. ??????, осн. значение – дух) – понятие о тончайшем и легчайшем веществе, мыслившемся как своеобразная переходная ступень от материального к духовному. Учение о П., наполняющей Вселенную, было разработано стоицизмом и служило у стоиков средством объяснения взаимодействия вещей, в частности процессов восприятия; так, зрит. восприятие объяснялось особым состоянием или напряжением ("тоносом") П., находящейся между глазом и предметом. Врачи александрийской школы Герофил и Эрасистрат (4–3 вв. до н.э.) полагали, что артерии наполнены вместе с воздухом тончайшей П. Представления о П. служили также средством объяснения нервного возбуждения. В алхимии термином "П." (и соответствующим лат. spiritus) обозначались летучие вещества ("спирты" и т.п.). У христ. писателей первых столетий н.э. греч. термин "П." ("дух") получил значение нематериального начала, противоположного материи. В новое время даже после того, как установились более правильные представления о кровообращении, в физиологии и медицине продолжало сохраняться представление о "животных" или "жизненных духах" (spiritus vitales, spiritus animales), находящихся в крови и особенно в нервах (Везалий в 16 в., Декарт в 17 в.). См. также Дух. Лит.: Siebeck H., Geschichte der Psychologie, Tll, Abt. 1–2, Gotha, 1880–84; Goffart A., Les "esprits animaux", "Rev. N?o-scolastique de Philosophie", 1900, mai, p. 154–72; Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der synoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, M?nch., 1926; Mc Кerrow J. С., An introduction to pneumatology, L., 1932; R?sche F., Das Seelenpneuma. Seine Entwicklung von der Hauchseele zur Geistseele, Paderborn, 1933; Hоfsten N. von, Livsluften. Till den antika pneumal?rans historia, "Lychnos", 1937, p. 341–63; Verbeke G., L´?volution de la doctrine du pneuma du sto?cisme ? St. Augustin; ?tude philosophique, P. – Louvain, 1945; Sambursky S., The physical world of the Greeks, L., [1956]; его же, Physics of the stoics, L., 1959. В. Зубов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПНЕВМА
термин древнегреческой философии и медицины. У Натурфилософов 6 в. до н. э. употребляется для обозначения элемента «воздуха» (Ферекид из Сироса А 8; Анаксимен В 2; «бесконечная пневма», вдыхаемая космосом, в пифагореизме — 58 В 30). Начало спиритуализации пневмы было положено отождествлением воздуха-пневмы с субстанцией души (псюхе) в традиции Анаксимена—Диогена Аполлонийского, у которого также впервые фиксируется представление о жизненном дыхании-пневме, движущемся в венах вместе с кровью; это представление проникло затем как в гиппократовскую (косскую) школу, локализовавшую источник пневмы в мозгу, так и в сицилийскую школу врачей, локализовавшую источник пневмы в сердце. Через посредство сицилийского врача-натурфилософа Филистиона из Локр между 370 и 360 до н. э. оно было воспринято Платоном и Аристотелем (Аристотель различал два вида пневмы: пневму как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови), развито Эрасистратом в 3 в. до н. э. и через школу врачей-пневматиков 1 в. до н. э. (объяснявшей всю жизнедеятельность потоками пневмы, истекающими из сердца) и Галена (понимавшего пневму как субстанцию-посредник между душой и телом, используемую душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений) дошло до Нового времени в виде представления о «жизненных духах» (Spiritus vitales) в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
В стоицизме пневма — тончайшая и подвижнейшая субстанция (у Хрисиппа — смесь огня и воздуха, SVF II 310), отождествляемая с паикосмическим имманентным божеством, «пронизывающая» космос жизненным дыханием и объединяющая его в целостный организм, как душа — тело, но различаясь при этом степенью интенсивности (), или натяжения. Иерархия натяжений: 1) низшая ступень (габитус), сообщающая единство неорганическим телам; 2) «природа» (), вызывающая рост растений; 3) животная душа (псюхе); 4) разум (логос} (SVF II 458—462; см. также Посидоний и Симпатия космическая). Каждая пневматическая система имеет свой центр («руководящее» ), соединяющийся с периферией тела потоками пневмы и на микрокосмическом уровне помещающийся у человека в сердце, на макрокосмическом — в эфире (у Зенона из Кития и Хрисиппа SVF II 642—644) или солнце (у Клеанфа SVF 1499).
Полное одухотворение пневмы происходит в среде эллинистического иудаизма на рубеже н. э.: уже в «Книге премудрости Соломона» пневма выражает прямое вмешательство Бога в мировую историю; Филон Александрийский называет пневмой «божественный дух» — высшую часть человеческой души (Leg. AUeg. l, 37), а также принцип сверхразумного профетического знания, даруемого богом. Плутарх связывает пневму с иррациональными способностями души и оракульской мантикой (Def. Or. 432d). В гностицизме и герметизме пневма часто выступает в роли посредника: в космосе — между светом и тьмой, «горним» и «дольним» миром; в человеке — между телом и душой (воздушная оболочка души, ср. Квинтэссенция — астральное тело). У алхимиков пневма — таинственная сила, которой можно овладеть для достижения определенной цели (напр., превращения металлов в золото; ср. «дух мира» (spiritus mundi) Агриппы Неттесгеймского). У неоплатоников — посредник материального и нематериального, оболочка души, предохраняющая ее от оскверняющего прикосновения к телу (Плотин. Эннеады II 2, 2) и от непосредственного контакта с материальным миром при чувственном восприятии (душа воспринимает отпечатки тел на пневматической оболочке).
В христианской теологии Святой Дух, 3-е лицо Троицы.
Лит.: Leisegang H. Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der sinoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik. Lpz., 1922; Verbeke G. Levolution de la doctrine du pneuma du stoicisme a St. Augustin. Louvain-P., 1945; Snake H. Pneuma.— RE, Suppl., Bd. 14, 1974, col. 387-412; VerbekeG. Pneuma.— RitlerJ. Historisches Worterbuch der Philosophie, Bd. 3, Geist, II. Basel, 1974, cols. 157-162.
А. В. Лебедев

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
292.25 кб

Христологический и пневматологический аспекты историософской концепции Иоахима Флорского

Лаврентий Собко
Читать PDF
78.58 кб

Понятие о причастности Богу в пневматологической антропологии Святого Григория Паламы и Фомы Аквинск

Булыко Иван Петрович
Рассмотрено понятие о причастности Богу в пневматологической антропологии святого Григория Паламы и Фомы Аквинского.
Читать PDF
467.51 кб

К ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЭККЛЕЗИОЛОГИИ: методологические заметки, богословские предложения и практически

Ростислав Ткаченко
Читать PDF
449.19 кб

Культура и цивилизация в XXI веке. Техносфера. Ноосфера. Пневматосфера (к 150-летию со дня рождения

Диденко Валерий Дмитриевич
В постановочном плане исследуется проблема сложных и противоречивых взаимодействий культуры и цивилизации в условиях доминирования в социокультурном развитии сциентизма, прагматизма, монетаризма.

Похожие термины:

  • ПНЕВМАТИКИ

    духовные люди. Согласно учению гностиков (в частности Валентина, Василида, Маркиона), все человечество распадается на три разновидности людей: “плотских” (хиликов), “душевных” (психиков) и “духо
  • Пневматология

    учение о духе вообще или о духе человеческом. Это название редко употребляется теперь в философской науке; но им называют иногда религиозное учение разных народов о духах. См. Спиритуализм. У всех