ПЛЮРАЛИЗМ

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Плюрализм
мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм, принципов познания, теорий, методов. Равноправных групп, ценностей и ценностных ориентаций.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

ПЛЮРАЛИЗМ
а) в узком смысле философская концепция, протиивоположная монизму, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных вполне самостоятельных сущностей, не сводимых к единому началу; б) методологический подход, основное требование которого охватить по возможности все стороны и связи изучаемого предмета, использовать в познании и в социальной деятельности любые методы, средства, формы, приемы и др.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Плюрализм
с одной стороны, терпимость к мнениям и поступкам других людей, не совпадающих с собственными, а с другой - множественность мнений по одному и тому же вопросу.
Плюрализм в обществе является явлением естественным, или, по меньшей мере, желаемым. Множественность мнений по поводу одного и того же явления или отношения со стороны индивидуума может обернуться его беспринципностью и тому подобными вещами.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ПЛЮРАЛИЗМ
философская система, по которой составляющие универсум реальности не сводимы к одному единственному конститутивному принципу. Плюрализм — это чаще всего дуализм, противопоставляющий материю и дух, вещи и идею, как две совершенно гетерогенные реальности. В греческой философии плюрализм софистов противостоит монизму Парменида. В современной философии плюрализм характерен для эмпиризма, выводящего познание из опыта. В первой трети XX в. возникла «плюралистическая философия» в Англии и США. Джеймс выбрал это наименование.

Источник: Философский словарь

ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. pluralis множественный) - философская (метафизическая) точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и монадология. Само выражение "плюрализм" ведет свое происхождение от Хр. Вольфа. Современная философия, отклоняющая всякий монизм, плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных существований (см. Персонализм), детерминированных сущностей и "слоев бытия". В особенно яркой форме плюрализм представлен у Уильяма Джемса, в философии жизни и неотомизме.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Плюрализм
(лат. pluralis – многое, многий) – 1. В онтологии: положение, утверждающее, что действительность складывается из многих видов субстанций, отличающихся друг от друга своими качествами, которые нельзя свести к одному началу, основе (например, у Эмпедокла это стихии: вода, огонь, воздух и земля; у Г. Лейбница – монады). Плюрализм противопоставляется монизму (см. Монизм). Одним из видов плюрализма является дуализм (см. Дуализм). 2. Один из фундаментальных принципов правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества. 3. Множественность, многообразие чего-либо, например, взглядов, мнений, форм собственности.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ПЛЮРАЛИЗМ
множественный") – в философии: направления, концепции, противоположные монизму; исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия, основоположений и форм знания. Современная философия плюралистична по своему характеру. Плюрализм предполагает свободу мнений и позиций, выступает против механического отнесения философских теорий либо только к материалистическим, либо только к идеалистическим; дает право на существование как тем, так и другим и их разновидностям. Плюрализм в политике означает возможность существования различных точек зрения на политическое развитие, свободу мнений, многопартийность, свободное политическое соперничество.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

плюрализм
методологическое направление, признающее принципиальную множественность, вариативность оснований чего-либо; противоположно монизму и дуализму. Первую плюралистическую модель бытия разработал эмпедокл, согласно которому все формы бытия образуются из четырех материальных первоначал (огня, воздуха, воды, земли) под действием двух космических сил (любви и ненависти). У анаксагора число материальных, вещественных первоначал становится бесконечным («ультраплюраплизм»), а число нематериальных сил сокращается до одного космического ума. В дальнейшем в классической философии п. Не получил широкого распространения из-за имманентно присущего философскому поиску стремления к поиску единого первоначала бытия.

Источник: Краткий философский глоссарий

Плюрализм
 (лат. pluralis — множественный) — концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу. Т. зр. П. лежала в основе методологии Лейбница.В эпоху империализма П. превратился в господствующую методологию буржуазной философии и социологии. Склонность к П. выражает стремление совр. идеалистов (прагматистов, неопозитивистов, экзистенциалистов и др.) возвыситься над материалистическим и идеалистическим монизмом. Однако в конечном счете по своему объективному смыслу П. противостоит только диалектико-материалистическому монизму. В социологии П. служит основанием для отрицания единой определяющей основы об-ва, для взгляда на историю как на поток случайных событий, следовательно, для отказа от анализа объективных законов развития об-ва.

Источник: Философский словарь. 1963

ПЛЮРАЛИЗМ

- 1) Видение мира, в котором многообразие сущего объясняется порожденным несколькими или же неопределенно большим числом различных начал, каждое из которых существует независимо от других и не сводится к ним. Примеры: земля, вода, воздух и огонь у Эмпедокла, атомы у Демокрита, монады у Лейбница. Плюрализм противостоит монизму и дуализму и его преимущество - в лучших возможностях описать разнообразие мира. 2) Плюрализм присущ философии как таковой - каждое из множества имеющихся философских учений дает определенный подход к истине, но ни одно не достигает и не выражает ее полно и убедительно. Его происхождение - от сложности и многообразия мира, от различий в свободных личных выборах каждого мыслителя и от несовершенства наших знаний. Факт существования плюрализма означает, что истина пребывает не иначе как над различными философскими учениями и лишь частично присутствует в них самих.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПЛЮРАЛИЗМ
(лат. plura lis — множественный) — понятие идеалистической философии, означающее, что основу действительности составляет множество автономных, деятельных духовных субстанций. Примерами плюралистической концепции могут служить монадология Лейбница, полагавшего, что мир — это совокупность замкнутых в себе духовных единиц — монад, а также прагматизм, персонализм и некоторые другие направления буржуазной философии. Чтобы обосновать взаимосвязь самостоятельных духовных сущностей, сторонники П. вынуждены апеллировать к воле бога, к-рый якобы устанавливает их соподчиненность. Иногда термин «П.» употребляют в более широком смысле и тогда говорят о гносеологическом П. (у каждого индивида или социального слоя якобы своя истина), об этическом П. (признание полного «равноправия» добра и зла), о социальном П. (когда считают, что все социальные факторы имеют одинаковое значение в жизни общества). П. обычно противопоставляют монизму.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

ПЛЮРАЛИЗМ
(Pluralismus; от лат. plures — «несколько, различные») — точка зрения многих, множество точек зрения; философская (метафизическая) позиция, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле) и монадология. Само выражение «плюрализм» ведет свое происхождение от Хр. Вольфа, который трактовал монадологию Лейбница как плюрализм. Современная философия, отклоняющая всякий монизм, плюралистична в своей основе. Она признает множество самостоятельных, часто отдельных (см. Персонализм) существований, детерминированных сущностей и «слоев бытия». В особенно яркой форме плюрализм представлен у У. Джеймса, русского мыслителя Б. Яковенко, Б. Рассела, у представителей юго-западной немецкой школы, в философии жизни, неотомизме.
W. James. A Pluralistic Universe. London, 1909, dt. 1914; J. Wahl. Les philosophies pluralistes d’Angleterre et d’Amérique. Paris, 1920; B. Jakowenko. Vom Wesen des P, dt. 1928; J. Racette. Thomisme ou pluralisme. Paris, 1967; H. F. Spinner. P. als Erkenntnismodell, 1974; W. Welsch. Postmoderne Pluralität als ethischer und politischer Wert, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПЛЮРАЛИЗМ
(от лат. pluralis — множественный) — филос.-мировоззренческая позиция, согл. крой существует: неск. независимых и несводимых друг к другу начал, видов бытия или субстанций («онтологич. П.»); многообразие истин, теорий, методов, форм и принципов знания, одинаково равноценных с т.зр. познающего субъекта («гносеологич. П.»); мн-во суверенных личностей, соц. и полит. групп, борющихся между собой за власть («полит. П.»); разнообразие религ. учений, культов и конфессий («религ. П.»); совокупность конкурирующих идеологий и течений мысли («идеологич. П.»); многообразие ценностей и ценностных ориентаций индивидов («аксиологич. П.»); неск. уникальных и самобытных очагов культуры, центров иск-ва, религии и филос. мысли, каждое из к-рых представляет собой недоступное для понимания др. культуры явление («культурологич. П.») и т.д. Термин «П.» был введен ок. 1720 г. нем. философом Х.Вольфом, к-рый обозначил им филос. направление, противостоящее монизму и дуализму, признающим соответственно одно или два начала, основания, субстанции. Лит.: Бурханов Р.А. Плюрализм в западной философской и социально-политической мысли // Историко-философский ежегодник: 2003: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2003; Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911; Philosophie et pluralisme. Montreal; P., 1977; Pluralism and monism // Encyclopedia Britanica. Chicago; L., 1963. V. 18; Three faces of Pluralism: Political, Ethnic and Religions / Ed. by S.Ehrlich. Farnborough, 1980. Р.А.Бурханов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПЛЮРАЛИЗМ
признание одинакового права на существование множественности различных, иногда прямо противоположных воззрений, исходных понятий и теорий. Различают: онтологический, гносеологический и социальный П. Онтологический П. в качестве основы бытия берет не какоето одно начало, а несколько. Так, первые античные философы считали, что первоосновой мира являются четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля. Разновидность онтологического П. — дуализм, т.е. признание двух равноправных и не сводимых одно к другому начал. Таковыми Р. Декарт и картезианцы считали материю и сознание. Гносеологический плюрализм, гораздо более распространенный, чем онтологический, связан с исследованием процесса познания вообще и научного в особенности. Сторонники гносеологического П. (конвенционализм, критический рационализм, прагматизм) признают множественность истин и тем самым отрицают существование истины объективной. В XX и XXI вв. основой гносеологического П. становится абсолютизация такой характерной черты современной науки, как многовариантность, т.е. наличие большого числа одновременно функционирующих конкурирующих гипотез и теорий, описывающих один и тот же объект и имеющих выход к практике. Социальный П. характерен для демократических режимов и правовых государств, обеспечивающих право на существование различным политическим партиям и организациям и предоставляющих каждому гражданину возможность выражать и свободно отстаивать свои убеждения. Социальный П. исключает признание единственной господствующей идеологии, обязательной для всех членов данного общества (см. Истина).

Источник: Философский словарь инженера. 2016

ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. pluralis — множественный) — философское направление, утверждающее, что мир состоит из многих принципиально различных, независимых и несводимых друг к другу субстанций, первоначал, первосущностей. Плюрализм противоположен монизму. Термин «плюрализм» ввел X. Вольф в 1712.
Разновидностью плюрализма является дуализм, сводящий число независимых первосущностей к двум. В истории философии последовательный плюрализм встречается не чаще, чем последовательный монизм. Классическим плюралистом, признающим более чем два независимых первоначала, считается Эмпедокл. Он учил, что мир образован четырьмя элементами — землей, водой, воздухом и огнем, которые вечны, неизменны и, следовательно, не влияют друг на друга и не переходят друг в друга. Все в мире объясняется их механическим смешением.
С гносеологической точки зрения плюрализм — это частный случай эклектики. Плюрализм — такой же признак неблагополучия теории, как и возникающие в ней парадоксы. Его начинают исповедовать, только когда, несмотря на все усилия, не удается последовательно провести монистическую интерпретацию исследуемых явлений.
От мировоззренческого отличают методологический плюрализм — стремление объяснить исследуемый объект взаимодействием множества независимых и не связанных между собой начал. Таков, напр., многофакгорный подход к исследованию человеческого общества. Ему противостоит однофакторный подход, объясняющий изменение общества каким-то одним явлением — географической средой, экономикой и т. д.
Плюрализмом называют также социально-политическое учение, настаивающее на необходимости для нормального развития общества разнообразия политических, религиозных, экономических и др. взглядов.
Г.Д.Левин

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЛЮРАЛИЗМ
(от лат. pluralis – множественный) – мировоззренческая установка, согласно которой существование какой-либо области действительности или мира в целом определяется множеством разнородных, не сводимых друг к другу начал и протекает в разнообразных формах.
П. в философии прошлого не имеет четкой локализации. С известной долей упрощения можно назвать плюралистическими концепции «семян» вещей древнегреческого философа Анаксагора , четырех «стихий» Эмпедокла , монадологию Г. Лейбница . В философии П. так или иначе связан с определенными формами и стадиями индивидуализации природных или духовных сил и способствует прямой мифологизации философских понятий.
Теоретический и практический П. – форма противодействия дуальной структуре человеческой жизни как арены столкновения бытия и небытия. Богатство и разнообразие жизни с ее индивидуальными проявлениями противопоставляется в П. упрощенному «да» и «нет» человеческой логики, добру и злу морали, свету и тьме, духу и материи философии. В XIX–XX вв. П. занимает прочное место в «философии жизни», в прагматизме с его идеей многообразия человеческого опыта, в персонализме , рассматривающем многообразие уникальных, не сводимых друг к другу индивидуальностей, в постмодернистской концепции смыслового многообразия культуры. В философии истории П. воплощен в концепциях культурной самобытности – в историческом релятивизме. В теории познания и в методологии науки П. проявляется в признании несводимости друг к другу познавательных способностей – чувственного и рационального, в концепции несоизмеримости теорий (П. Фейерабенд). В социологии П. реализуется в концепции социальной стратификации, в которой общество рассматривается как множество борющихся друг с другом социальных групп. В сфере политической теории П. представлен теорией множества правящих политических элит.

Источник: Краткий философский словарь.

ПЛЮРАЛИЗМ
лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и Ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. (См. также: Идеология, Монизм, Дуализм).
Л.С. Дудинский

Источник: Новейший философский словарь

ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. pluralis - множественный), филоо. позиция, согласно к-рой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к дру­гу начал или видов бытия (П. в онтологии), оснований и форм знания (П. в гносеологии). Термин «П.» был предложен нем. философом X. Вольфом в 1712. П. противоположен монизму.
Понимание действительности до возникновения точ­ного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал («четырех стихий» - земли, воды, воздуха и огня, и т. п.). Наука и философия нового времени, стремившиеся выявить внутр. связи явлений, снести качеств. многообразие явлений к единым ос­нованиям, в принципе отвергли П.
Развитие идеалистич. философии в кон. 19-20 вв. характеризуется усилением тенденций к П. При этом гносеологич. основой нлюралистич. концепций вы­ступает релятивизм. П. находит свое выражение преж­де всего в персонализме, исходящем из идеи уникаль­ности каждой личности, в философии жизни, прагма­тизме (У. Джемс), экзистенциализме, «критич.» он­тологии Н. Гартмана.
Превращение П. в осознанную методология, пози­цию характерно для таких направлений бурж. филосо­фии науки, как, напр., конвенционализм А. Пуанкаре, концепция «критич. рационализма», предложенная К. Погшером и его учениками и наз. ими «теоретич. П.». П. в гносеологии и методологии науки, отстаивая представление о множественности истин, абсолютизи­рует одну из черт науки 20 в. - существование конкурирующих друг с другом концепций, многовариант­ность развития совр. теоретич. знания.
В совр. бурж. социологии П. как методология, ориен­тация представлен в ряде концепций: в т. н. теории факторов, теории политич. П., трактующей механизм политич. власти как противоборство и равновесие обществ. групп. Ряд идеологов правого и «левого» реви­зионизма утверждает, что П. допустим внутри марксиз­ма, выражающийся в различных его интерпретациях (сциентистской, антропологической и пр.), в сущест­вовании множества «моделей» социализма. Политич. П. проявляется также в абсолютизации и универсали­зации социально-политич. структур бурж. «плюралистич.» демократии, противопоставляемых реальному социализму.
Утверждая принципиальное единство науя. знания, предполагающее многообразие науч. подходов и демок­ратия, методы обсуждения и решения конкретных про­блем познания и обществ. жизни, марксизм-ленинизм решительно отвергает филос. и полития. П.

Источник: Советский философский словарь

ПЛЮРАЛИЗМ
[от лат. pluralis множественный] – 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х.Вольфом (1712); 2) характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и др. организации).
Плюрализм как философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (Плюрализм в онтологии), оснований и форм знания (Плюрализм в гносеологии) был предложен немецким философом X.Вольфом в 1712 г. Плюрализм противоположен монизму и имеет различные формы: 1) дуализм, согласно которому существуют два начала — материальное и идеальное; 2) крайние варианты, где начал не два, а множество, и где вообще отвергается идея единства мира.
Плюралистские тенденции, которые предполагают множество идей и взглядов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга, являются неизбежным следствием роста научного сообщества. Является ли плюрализм полезным в сфере научного познания? Традиционная парадигма предполагает в качестве главной задачи науки поиск абсолютной и непоколебимой истины. В то же время современные концепции более осторожны в интерпретациях и предполагают субъективность истины.
Как и вся история человечества, история науки является историей ошибок и заблуждений. Научному сообществу, как правило, с переменным успехом удается локализовать и преодолевать заблуждения. Необходимым условием такого преодоления является сопоставление альтернативных точек зрения, теорий и научных направлений. Это положение служит серьезным аргументом в пользу плюрализма и существенным критерием, позволяющим судить о разработанности отдельных научных направлений. Наука может быть организована только как активное соревнование идей посредством использования взаимной критики. В таком ракурсе исследования развития научного знания неизбежно возникает вопрос ликвидации отдельных научных направлений. Применение жестких подходов устранения научных направлений с момента возникновения новых идей противоречит идее плюрализма. Новые направления на начальном этапе мало разработаны и поэтому не могут успешно конкурировать с устоявшимися. Необходимо время, чтобы результаты достигли адекватного уровня качества. Поэтому присущий идее плюрализма принцип множественности, предполагающий возможность появления новых научных направлений, которые борются между собой, органично дополняется принципом сохранения идеи. Это позволяет новой идее удержаться в конкурентной борьбе с устоявшимися направлениями.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

плюрализм
ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный). — В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин «П.» введен в философию в начале 18 в. (X. Вольф). Особая форма философского П. — дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. Онтологический П. утверждает взгляд на мир как на нелинейное, нестационарное, неравновесное, поливариантное, самоорганизующееся многообразие, моделируемое сквозь призму установок синергизма, дополнительности, релятивности, диалогичности, симфонизма. Тенденция к плюрализации онтологической картины бытия отчетливо обнаруживается во всех тех отраслях современного научного знания, в которых имеется интенция на учет взаимодействия многих начал — в физике элементарных частиц, синергетике, глобальном эволюционизме, этнополитологии, социологии, структурной лингвистике, поэтике. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии.         Позиции П. в гносеологии и философии науки отстаиваются рядом учений или школ современной философии, в том числе некоторыми представителями отечественной философской мысли. Гносеологический П. кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, религия, магия, миф, мистика и т.д.) и воплощающихся во взаимоисключающих («несоизмеримых») картинах мира. Гносеология и методология П., стремящиеся преодолеть крайности классического рационализма, эмпиризма и трансцендентализма, укладывавших все богатство и многообразие познавательного отношения человека в прокрустово ложе жестких, однозначно детерминированных схем описания и объяснения, ориентируют на создание более гибкой теории познания, избегающей абсолютизации того или иного исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т.д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию различных теоретико-познавательных и методологических программ.         В ряде отношений философский П. соприкасается с политическим и идеологическим П., являющимся теоретическим фундаментом толерантного мышления. Он ориентирует на отказ от признания какой-либо идеологии или системы взглядов в качестве единственно истинной, утверждает необходимость существования в обществе многообразия мировоззренческих и идеологических предпочтений и ориентации, признания права каждого на собственный взгляд и на возможность его выражения и защиты, уважения к оппоненту.         В.В. Ильин, В.И. Кураев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. plures - множественный) - философско-мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия (П. в онтологии), форм и принципов знания, теорий, методов (П. в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (П. в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (П. в аксиологии). История философии свидетельствует о противоборстве П. и монизма, утверждающего единственность основополагающего принципа бытия. Для философии конца XIX - начала XX в. была характерна преимущественно монистическая ориентация. Это нашло свое выражение в поиске последних оснований познания и бытия, которые определялись либо как нейтральный опыт (эмпириомонизм), либо как абсолютная идея (абсолютный идеализм), либо как идеальные сущности (феноменология). Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - как, напр., различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается П. в онтологии и гносеологии, что находит свое выражение во введении положений о независимых друг от друга атомарных фактах (Витгенштейн), многообразии событий и форм опыта (Джеймс), множестве событий и процессов (Уайтхед).
В современной философии П. наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический П. и П. в аксиологии, подчеркивающие многообразие ценностей, избегая релятивизма и нигилизма, утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.
В современной гносеологии поворот от фундаментализма к фаллибилизму, от монизма к П. осуществлен в критическом рационализме Поппера, "методологическом анархизме" Фейерабенда и "методологическом П." X. Шпинера. Они выдвинули так называемый принцип пролиферации, который призывает создавать и разрабатывать теории, несовместимые с принятыми точками зрения, даже если последние являются в высшей степени подтвержденными и общепризнанными. В гносеологии и методологии П. предполагает допущение одновременного существования конкурирующих теорий, "картин мира", исследовательских программ, соперничество различных методологических стратегий. Методологический П. делает акцент на многообразии межтеоретических отношений, на взаимной критике и конкуренции теорий, несоизмеримых друг с другом, выдвигает новую модель прогресса научного знания. Критический рационализм Поппера послужил философским обоснованием этического и демократического П., который предполагает принцип легитимации многообразия как в обществе, так и в науке, ориентирует общество на общее благо (подобно тому как наука ориентируется на истину), признает необходимость урегулирования конфликтов и достижения консенсуса как в науке, так и в обществе. Методологический П. подчеркивает важность конкурентной демократии, рассматривая ее как политическую форму, которая допускает существование рациональной конкуренции альтернатив. Фейерабенд расширяет идею плюрализма теорий до плюрализма традиций, усматривая в равноправии и равном доступе к власти всех традиций, существующих в обществе, основную черту плюралистической демократии.
А. П. Огурцов

Источник: Современная западная философия: словарь

ПЛЮРАЛИЗМ
в буржуазной политологии — политическая система, при к-рой власть осуществляется взаимодействующими и уравновешивающими друг друга правящими и оппозиционными политическими партиями с участием др. общественных организаций (профсоюзные, предпринимательские, религиозные). В результате их взаимодействия и противоборства, по мнению идеологов буржуазной плюралистической демократии, согласовываются интересы различных классов и др. социальных групп капиталистического общества, вырабатываются политические компромиссы, реализуется «социальное партнерство» противоположных классовых сил. В западной политологии П. рассматривается как форма «чистой», «высшей» демократии. С помощью теорий П. маскируется наличие при капитализме непримиримых, антагонистических классовых интересов, господство монополистического капитала в политической жизни. Буржуазные трактовки П. стремятся абсолютизировать социально-политические структуры капиталистической плюралистической демократии, представить их как универсальное требование к любой демократии. Марксизм-ленинизм, решительно критикуя лживые трактовки политического П. империалистических идеологов, не отвергает возможности его использования в социалистическом обществе.
Демократический механизм функционирования социалистического общества предполагает в условиях широкой гласности свободное выявление и аккумуляцию в деятельности правящей коммунистической партии (а в нек-рых странах и др. союзных с ней партий трудящихся) множественности взглядов и позиций, отражающих интересы всех слоев и профессиональных групп. Согласование их текущих и перспективных интересов и целей реально и возможно, в отличие от капиталистического общества, благодаря тому, что они являются дружественными социальными группами, совладельцами социалистической собственности на средства производства и между ними нет антагонистических противоречий. Такое согласование не требует наличия множественности конкурирующих между собой политических партий. Этот демократический подход прямо вытекает из принципиального ленинского положения о том, что социализм есть живое творчество масс.
Т.о., социалистический П. базируется на учете разных позиций, взглядов, мнений, способствующих укреплению и развитию социализма, что создает прочную основу для идейно-политического единства общества, к-рое не имеет ничего общего с казарменным «одномыслием». Как подчеркивалось на XIX Всесоюзной партконференции, КПСС считает такой П. мнений, основанный на объективной многовариантности путей развития социализма и необходимости выбора из них оптимального, естественным и полезным. Последовательная социалистическая демократия предполагает, что ошибочные позиции и даже сопротивление прогрессу социалистических форм общественной жизни должны преодолеваться в рамках демократического процесса, на путях гласности, убеждения, ибо в социалистическом обществе нет сколько-нибудь значительных групп населения, чьи интересы непримиримо противостояли бы коммунистическим идеалам. Империалистические идеологи пытаются принизить, опорочить идущие ныне в СССР, др. социалистических странах процессы демократизации. Одни из них питают несбыточные надежды на размывание социалистических ценностей в процессе демократизации, сползание социалистического общества на позиции буржуазного П., т. к., по их мнению, социализм и демократия несовместимы. Другие, опасаясь воздействия процессов обновления социализма на трудящихся Запада, пытаются доказать, что политика демократизации и гласности, проводимая КПСС, др. братскими партиями, носит чисто «косметический» характер и рассчитана на обман «западных демократий». Однако процесс перестройки, происходящий в СССР, убедительно опровергает утверждения буржуазных идеологов.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

ПЛЮРАЛИЗМ
лат. pluralis — множественный) 1. В философии — концепция, противостоящая монизму, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия (онтологический П.), основоположений и форм знания (гносеологический П.). Термин “П.” введен в философию в начале 19 в. (X. Вольф). В зависимости от того или иного решения основного вопроса философии П. может быть как материалистическим — Эмпедокл (в онтологии), Спиноза (в гносеологии), так и идеалистическим — Лейбниц. Особая форма философского П.— дуализм, постулирующий независимое существование материального и идеального (Декарт, картезианцы). Исторически большинство крупных философских систем прошлого, стремясь выявить внутреннюю взаимосвязь явлений, свести их многообразие к единому основанию, имело монистическую направленность. С конца 19 в. наблюдается усиление тенденций к плюралистической трактовке бытия и познания. При этом происходит заметное перемещение внимания с проблемы исходного начала (начал) мироздания на проблемы гносеологии. П. в гносеологии и философии науки отстаивают такие направления, как конвенционализм, нек-рые постпозитивистские концепции (“анархическая теория познания” Фейерабенда, критический рационализм и др.). Теоретико-познавательная основа философского П.—релятивизм. Гносеологический П. отрицает принципиальное единство знания, кладет в основу теории познания представления о существовании множества равноправных, независимых друг от друга форм и источников знания, функционирующих по своим собственным законам (наука, художественное творчество, обыденное знание, магия, миф, мистика и т. д.), взаимоисключающих (“несоизмеримых”) “картин мира”. Плюралистические концепции, как правило, отрицают или недооценивают принцип развития, без учета к-рого невозможно объединить в единое целое множество качественно разнородных, по видимости совершенно не связанных друг с другом явлений и форм. За пределами осн. вопроса философии и проблемы материального единства и многообразия мира противопоставление П. и монистических установок не носит абсолютного характера. Мировоззрение и методология П. могут содержать рациональные моменты, предохраняющие от абсолютизации исторически сложившегося концептуального строя, стиля мышления или картины мира, той или иной конкретной модели структуры знания (гипотетико-дедуктивная модель научной теории, кумулятивистские концепции роста науки и т. д.), утверждая многовариантность развития знания, стимулируя конкуренцию и борьбу различных теоретико-познавательных и методологических программ. 2. Принцип организации и функционирования демократической политической системы, предполагающий наличие в об-ве многообразных самостоятельных социальных и политических групп и образований, способных оказывать влияние на формирование политики и в то же время не обладающих монополией на власть. Политический П. предполагает последовательное проведение принципа разделения власти (законодательной, исполнительной, судебной) и осуществляется в форме правового государства. Концепция политического П. развивается рядом течений совр. немарксистской политологии (теории плюралистической демократии). В последние годы понятие “П.” широко используется в политической теории и социальной практике социализма. Формирующееся понятие социалистического П. фиксирует происходящий в теории и практике строительства нового об-ва отход от упрощенного понимания демократии, от административно-командной системы управления, искусственного единообразия и утверждения многообразия интересов, форм политической жизни, мнений и взглядов в рамках социалистической политики и идеологии. Экономическая основа политического П.— существование и развитие многообразия форм собственности. Для осуществления и успешного функционирования социалистического П. необходимы: всесторонняя демократизация об-ва при одновременном сужении сферы государственной регламентации, рост и развитие социальных институтов, выражающих многообразие интересов, укрепление социалистического правового государства, преодоление догматизма и застоя в духовной жизни об-ва и утверждение развитой политической и общей культуры. Применительно к сфере международных отношений П. тесно связан с формированием нового политического мышления.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПЛЮРАЛИЗМ
от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма. Классич. примером П. была монадология Лейбница, по к-рой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун, Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет неореализм Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. реализм Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма. В совр. бурж. философии нередко употребляют термин "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший возможность множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. "...Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, G?tt., 1956, S. 6). Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая тезис материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена диалектика материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также факт признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи. Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как хаос разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму. Лит.: Джемс В., Вселенная с плюралистической точки зрения, М., 1911; Делограмматик M. H., Методология П. и кризис совр. бурж. социальной теории, "ФН" (НДВШ), 1963, No 2; Laner P., Pluralismus oder Monismus, В., 1905; Marcus H., Die Philosophie des Monopluralismus, В., 1907; Wahl J., Les philosophies pluralistes d´Angleterre et d´Am?rique, P., 1920 (Th?se); Jakowenko В., Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928. И. Нарский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
164.34 кб

Сущность мифа как философская проблема. 1. Феномен мифического: плюрализм интерпретаций

Осаченко Ю. С.
Анализируется проблема понимания сущности мифа. Миф является сложным социальным и культурным феноменом. Он при+ сутствует не только в древности, но и активно функционирует в современности.
Читать PDF
404.29 кб

Плюрализм, толерантность, истина: к соотношению понятий

Колчигин С. Ю.
Читать PDF
258.88 кб

Плюрализм философских интерпретаций принципов разумной деятельности в контексте исследований в облас

Ладов Всеволод Адольфович
Представлены различные парадигмы понимания сущности разумной деятельности, которые можно зафиксировать в философских теориях сознания.
Читать PDF
182.34 кб

Плюрализм трактовок феномена «Утопия» в контексте единой европейской утопической традиции

Петрихин А. В., Курочкина Л. Я.
В статье феномен «утопия» рассматривается в качестве альтернативы гуманистическому преобразованию действительности. Разнообразие трактовок понятия «утопия» породило и соответствующее множество его определений.
Читать PDF
272.04 кб

Научное познание и плюрализм

Пискорская С. Ю.
Статья затрагивает вопросы научного познания и, в частности, проблему существования гносеологического и методологического плюрализма.
Читать PDF
264.62 кб

Плюрализм культур и философия

Андреева И. С.
Читать PDF
238.62 кб

2003. 04. 001. Культурный плюрализм и философия. (обзор)

Андреева И. С.
Читать PDF
141.22 кб

Мировоззрение: плюрализм и проблема монизма

В. А. Киносьян
Читать PDF
910.00 кб

Социокультурный плюрализм - необходимость существования современной культуры

Серёгина Т. В., Назарова Г. Ф.
Статья посвящена разработке теории «целостной личности», которая актуальна в условиях кризиса современного общества и крушения традиционных представлений о человеке.
Читать PDF
377.06 кб

Трансцендентальный плюрализм Б. В. Яковенко

Никулина Ольга Вячеславовна
В статье анализируется философская теория трансцендентального плюрализма выдающегося представителя русского неокантианства Б.В. Яковенко.
Читать PDF
56.91 кб

Культурный плюрализм: понятие и сущность

Пригода Н. С.
Статья акцентирует внимание на проблеме культурного плюрализма как одной из глобальных проблем современного общества.
Читать PDF
75.54 кб

Креативный плюрализм Г. Д. Гурвича рецензия на книгу: Le Goff Jasques. Georges Gurvitch: Le pluralis

Антонов Михаил Валерьевич
В настоящей работе суммируются основные положения книги современного французского правоведа Жака Ле Гоффа, посвященной исследованию социолого-правовой концепции Г. Д. Гурвича.
Читать PDF
402.96 кб

2012.03.003. КАМБОВСКИ В. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВА: СКЕПТИЦИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ, АПРИОРИЗМ

Цибизова И.
Читать PDF
282.04 кб

Металогический плюрализм и универсальная логика

Васюков Владимир Леонидович
Концепция логического плюрализма утверждает, что существует не одна истинная логика, но много.
Читать PDF
0.00 байт

Ценностный плюрализм в современном дискурсе гражданского общества: путь к самоотрицанию?

Бойцова Ольга Юрьевна
Актуальность аксиологического измерения в политических исследованиях не вызывает сомнений.

Похожие термины:

  • Монизм, дуализм и плюрализм

    философские принципы, утверждающие в качестве исходного начала мира одну, две или множество субстанций. С точки зрения монизма в основе мира находится единое первоначало (у Фалеса вода, у Гераклит
  • ПЛЮРАЛИЗМ в эстетике

    от лат. pluratis—множественный). 1) Нормальное для науки проявление борьбы мнений, позиций, оценок в эстетике, к-рое на каждом этапе развития эстетической теории должно приводить (в идеале) к нек-рому во
  • Монизм и плюрализм

    от греч. monos один, единственный и лат. pluralis – множественный) – противоположные принципы истолкования генезиса и/или организации бытия мира, исходя из одного или нескольких независимых начал. Генет
  • Плюрализм как модель познания

    «ПЛЮРАЛИЗМ КАК МОДЕЛЬ ПОЗНАНИЯ» -труд по философии науки Хельмута Шпиннера, видного адепта немецкого критического рационализма Spinner H. Pluralismus als ErkenntnismodeO. Frankfurt a. M., 1974.). С самого начала Шпиннер высту
  • КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ

    концепция, постулирующая необходимость сохранения множества этнических культурных традиций на фоне глобализации, когда наблюдаются тенденции к унификации культурных моделей, внедряемых в жизн
  • ПЛЮРАЛИЗМ МОНИСТИЧЕСКИЙ

    от лат. pluralis - множественный и греч. monos один, единственный) - философская позиция, согласно к-рой существует как множество независимых и не сводимых друг к другу видов бытия (в онтологии), оснований и
  • ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

    возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Политический плюрализм
  • ПЛЮРАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    лат. pluralis - множественный) -поликонфсс. характер религиозности соц. групп, подданных одного гос-ва. В условиях феодализма существовала относит, однородность религиозности данной соц. или этнич. гру