ПЛОТЬ МИРАПЛУТАРХ АФИНСКИЙ

ПЛУТАРХ

Найдено 4 определения термина ПЛУТАРХ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

ПЛУТАРХ

ок. 46-позже 119) – греческий ученый-энциклопедист. Его труды по философии, истории литературы, физике, медицине, риторике и теологии показывают широту интересов и универсальную образованность автора. Наибольшую ценность для исследователей религии представляют его сочинения, посвященные культу Исиды и Осириса.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

ПЛУТАРХ

из Херонеи (ок. 45- ок. 127), греч. писатель и философ-моралист. При­надлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисл. стоич., перипатетич. и пифагорейским влияниям в духе характер­ного для того времени эклектизма. Его интерпрета­ция Платона продолжала линию Посидония. Полеми­зируя со стоич. натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космич. начала несовершенства, дуалистически противостоящего транс­цендентному богу. Посредники между миром и богом- демоны (гении). Философия для П. - не систематич. дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с совр. ему антич. вульгарной философией; однако если для моралистов стоич., кинич. и эпикурейского типа характерен па­фос резкого противоположения критикуемой действи­тельности и спасит. проповеди, то П. постоянно апел­лировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеч. отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обыватель­ское почтение ко всему общепринятому. Этич. норма для П. - не утопич. теория, а идеализиров. практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к мо­ральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историч. материале. Историч. повество­вание в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали П. стояли понятия («образования», «просвещения», т. е. эллин­ской духовной культуры) и («человеко­любия», т. е. эллинской гуманности).

Разработанный П. идеал антич. гуманности и граж­данственности широко использовался в новое время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и док­тринерству, Руссо - его внимание к «естеств.» чер­точкам человеч. психологии и свободолюбие; граж­данственность создала П. огромную популярность у идеологов Великой франц. революции. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Плутарх

из Херонеи (ок. 45 - ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом - демоны (гении). Философия для П. — не систематическая дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с современной ему античной вульгарной философией; однако если для моралистов стоического, кинического и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасительной проповеди, то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этическая норма для П. — не утопическая теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историческом материале. Историческое повествование в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали П. стояли понятия Jiai5eia («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной культуры) и ф1^аУ0рштйа («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности). Разработанный П. идеал античной гуманности и гражданственности широко использовался в Новое время. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Руссо — его внимание к «естественным» черточкам человеческой психологии и свободолюбие; гражданственность создала П. огромную популярность у идеологов Великой французской революции. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПЛУТАРХ

??????????) и з Х е р о н е и (ок. 46 – ок. 127) – греч. писатель и философ-моралист. Принадлежал к Академии платоновской и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисл. стоич., перипатетич. и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония и подготовляла неоплатонич. истолкование Библии. Полемизируя со стоич. натурализмом и пантеизмом, П. часто склонялся к пониманию материи как космич. начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцен-дентному богу. Посредники между миром и богом – демоны (гении); демонология дает П. возможность примирить философский монотеизм с традиционной греческой мифологией. Философия для П. – не систематич. дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит П. с совр. ему антич. вульгарной философией; отличие в том, что если для моралистов стоич., кинич. и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой за тотальное неразумие действительности и спасительной проповеди (затем этот пафос переходит в христианство), то П. постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеч. отношений. Отсюда его отвращение к доктринерству, узости, нежизненному ригоризму (напр., в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому: его защита традиц. религии от эпикурейской критики вызвала возмущение молодого Маркса. Этич. норма для П. – не утопич. теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл "Параллельных жизнеописаний" знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историч. материале. Историч. повествование в биографиях П. всецело подчинено моральной проблематике. Во имя реставрации полисной классики П. резко осуждал индивидуализм и асоциальный дух новейших филос. и религ. учений, хотя сам в условиях рим. владычества (к к-рому относился абсолютно лояльно) не мог не отдавать дань индивидуализму (история препарируется П. под углом зрения культа "великих людей"). В центре морали П. стояли понятия "???????" ("образования", "просвещения", т.е. эллинской духовной культуры) и ??????????? ("человеколюбия", т.е. эллинской гуманности). Сильный морально-педагогич. уклон имеет эстетика П., реставрирующая аристотелианскую теорию подражания (см. также Мимесис). Разработанный П. идеал антич. гуманности и гражданственности широко использовался в раннебурж. идеологии. Монтеню импонирует враждебность П. аскетизму и доктринерству, Руссо – его внимание к "естественным" черточкам человеч. психологии и свободолюбие; гражданственность создает П. огромную популярность у идеологов франц. революции конца 18 в. Морализм П. пытался реставрировать Эмерсон. Соч.: Moralia, v. 1–2, N. Y.–L., 1927–28; Vitae parallelae, recognoverunt Cl. Lindskog et K. Ziegler, v. 1–4, Lpz., 1914–39; 2 ed., v. 1, Lpz., 1957 (изд. продолжается); в рус. пер. – О происхождении мировой души по "Тимею" Платона. Пир семи мудрецов, в кн.: Браш М., Классики философии, т. 1, [СПБ, 1907], с. 378–422; О музыке, вступ. ст. ?. ?. Браудо, с приложением биографии Плутарха А. И. Малеина, П., 1922; Фрагменты [против теологии Эпикура], в кн.: Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, [М.], 1938, с. 88–92; Застольные беседы [и др.], в кн.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, [М.], 1962; Сравнительные жизнеописания, т. 1–3, М., 1961–64 (ст. С. И. Соболевского). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 127; Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (по имен. указат.); Mандес М. И., К Плутарху, "Филологич. обозрение", 1895, т. 8, с. 111; Mалеин ?., Жизнь и соч. П., в кн.: Плутарх, О музыке, П., 1922; Лурье С. Я., П. и его время, в кн.: Плутарх, Избр. биографии, М.–Л., 1941, с. 5–18; Болдырев А. В., Плутарх, в кн.: История греч. лит-ры, т. 3, М., 1960, с. 173–86; ?irzеl R., Plutarch, Lpz., 1912; Geigenm?ller P., Plutarchus Stellung zur Religion und Philosophie seiner Zeit, "Neue Jahrb?cher f?r das klassische Altertum", 1921, Bd 47; Thorndike L., A history of magic and experimental science, v. 1, [L.]–N. Y., 1923, p. 200–220; Вassi D., Il pensiero morale, pedagogico, religioso di Plutarco, Firenze, 1927; Ziegler K., Plutarchos von Chaironeia, Stuttg., 1949; Вrоecker H., Animadversiones ad Plutarchi libellum ???? ????????, Bonn, 1954; Westman R., Plutarch gegen Kolotes. Seine Schrift "Adversus Colotem", als philosophiegeschichtliche Quelle, Helsingfors, 1955; Weber H., Die Staats-und Rechtslehre Plutarchs von Chaironeia, Bonn, 1959; Berry E. G., Emerson´s Plutarch, Camb., 1961; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 324–28. С. Аверинцев, Ф. Кессиди. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПЛУТАРХ — 0

Найдено научныех статей по теме ПЛУТАРХ — 0

Найдено книг по теме ПЛУТАРХ — 0

Найдено презентаций по теме ПЛУТАРХ — 0

Найдено рефератов по теме ПЛУТАРХ — 0