ПЛЕНЭРПЛЕСНЕР

ПЛЕРОМА

Найдено 6 определений термина ПЛЕРОМА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПЛЕРОМА

полнота) – гностический термин, используемый для обозначения божественного мира, места обитания Вселенской Души. Плерома – “море блеска и света”, “седалище Божества”, откуда истекает все доброе.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

ПЛЕРОМА

Греч.) "Полнота", гностический термин, принятый для

обозначения божественного мира или Всемирной Души. Пространство,

развитое и разделенное на ряд эонов. Обитель невидимых богов.

Имеет три ступени.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

ПЛЕРОМА

термин, встречающийся в различных христианских, гностических и герметических доктринах и обозначающий: 1) полное или целостное присутствие духовного начала: «потому что в Нем обитает вся полнота Божества телесно», Колос. 2.9; 2) в системе Валентина (и в ряде др. гностических учений) — порождаемый Богом (или возникающий в результате эманации) целостный духовный универсум, состоящий из соединенных попарно эонов (расположенных иерархически духовных сущностей), своего рода горний мир, образ неповрежденного мироздания, утративший целостность из-за падения последнего зона — Софии и обретающий ее вновь в результате апокатастасиса; 3) абсолютное воплощение того или иного качества: «космос есть полнота зла, Богже — [полнота] блага, либо же благо — (полнота] Бога» (Corpus Heimeticum VI 4).

H. В. Шабуров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЛЕРОМА

греч полнота), термин орто­доксальной и особенно еретич. христ. мистики, означа­ющий либо нек-рую сущность в ее неумаленном объеме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового завета: во Христе «обитает вся П. божества телесно», Колосс. 2,9), либо множественное единство духовных сущно­стей, образующих вместе нек-рую упорядоченную, внут­ренне завершенную «целокупность». В доктринах гно­стицизма П. составляется из полного числа (напр., тридцати) эонов, в к-рых до конца развертывает себя верховная первосущность. Внутри П. эоны группиру­ются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брач­ным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменат. числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего эона - Софии, или Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть ее возвращение в П. В ортодоксальной тео­логии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключенной в душе первочеловека Адама и раскрыва­ющейся во множестве человеч. душ, к-рые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Испо­ведника, в новое время - у Вл. Соловьева и особенно Вяч. Иванова; ср. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обыч­ном словоупотреблении «П.» - церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посла­ний апостола Павла), в к-ром множество членов образу­ет жизненное единство. Эта концепция оказала сильное воздействие на религиозно-общественный идеал средне­вековья.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПЛЕРОМА

термин ортодоксальной и особенно еретической христианской мистики, означающий либо некоторую сущность в ее неумаленном объеме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового Завета: во Христе «обитает вся П. Божества телесно», Кол. 2:9), либо множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную, внутренне завершенную «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из полного числа (напр., тридцати) эонов, в которых до конца развертывает себя верховная первосущность. Внутри П. зоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменательным, числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего зона — Софии, или Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть ее возвращение в П. В ортодоксальной теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключенной в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве человеческих душ, которые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника, в Новое время — у Вл. Соловьева и особенно Вяч. Иванова; срв. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» — Церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала воздействие на религиознообщественный идеал средневековья.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: София-Логос. Словарь

Плерома

греч. — полнота), термин ортодоксальной и особенно еретической христианской мистики, означающий либо некоторую сущность в ее неумаленном объеме, без ущерба и недостачи (напр., в тексте Нового Завета: во Христе «обитает вся П. Божества телесно», Кол. 2:9), либо множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную, внутренне завершенную «целокупность». В доктринах гностицизма П. составляется из полного числа (напр., тридцати) эонов, в которых до конца развертывает себя верховная первосущность. Внутри П. зоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), т. е. как бы брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически знаменательным, числам («четверица», «осьмерица» и т. д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего зона — Софии, или Ахамот, нарушившей структуру П.; искупление Софии есть ее возвращение в П. В ортодоксальной теологии необходимо отметить учение Григория Нисского о «П. душ» как некоей сверхличности, имплицитно заключенной в душе первочеловека Адама и раскрывающейся во множестве человеческих душ, которые составляют органическое целое (сходные мотивы у Максима Исповедника, в Новое время — у Вл. Соловьева и особенно Вяч. Иванова; срв. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» — Церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала воздействие на религиозно-общественный идеал средневековья. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено схем по теме ПЛЕРОМА — 0

Найдено научныех статей по теме ПЛЕРОМА — 0

Найдено книг по теме ПЛЕРОМА — 0

Найдено презентаций по теме ПЛЕРОМА — 0

Найдено рефератов по теме ПЛЕРОМА — 0