ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫплатонизм в науке

ПЛАТОНИЗМ

Найдено 10 определений термина ПЛАТОНИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЛАТОНИЗМ

идеалистическое учение Платона и направление позднеантичной философии (I в. до н.э.), основой которого было противопоставление реального чувственного мира надреальному миру идей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

ПЛАТОНИЗМ

1) в узком смысле - направление позднеантич. философии 1 в. до н. э.- нач. 3 в. н. э.; более точное ого обозначение в совр. лит-ре - средний платонизм. 2) В широком смысле - всякое филос. нап­равление, опирающееся на учение Платона, Необхо­димый элемент П.- противопоставление чувств. мира миру идей. В дуалистич. системах П. материя понима­ется в качестве самостоят. начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, бла­гом, а в монистических идеалистич. - как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности П. представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним П., неоплатонизмом, а также систе­мами неопифагореизма, гностицизма и герметизма. В ср. века и в новое время вплоть до 19 в. П. выступает поч­ти исключительно в виде неоплатонизма и его ответв­лений.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПЛАТОНИЗМ

1) учение Платона; 1) направление в антич. философии, связанное с развитием и видоизменением учения Платона. История П. связана с деятельностью школы, носившей название Академии. Др. Академия (4-3 вв. до н. э.) соединяет П. с пифагореизмом; Средняя Академия (3-2 вв.) — со скептицизмом, возвращаясь к методам Сократа. Возрождение П. во 2—1 вв. дон. э. было связано с попытками создать универс. философию, объединив П. с идеями стоицизма, пифагореизма и аристотелизма. П. с его обращением к сверхъестеств. миру идей стал консервативной идеологией, оправдывающей бессилие человека перед всесильной судьбой, а его идеализм тесно соприкасается с религ. мировоззрением. П. оказал существ, влияние на религ. движения первых веков н. э.: теологию Филона, гностицизм, раннюю патристику. В 3-6 вв. П. приобретает форму неоплатонизма; 3) под П. часто имеется в виду включение элементов идеализма Платона в ту или иную филос. систему. В этом плане П. свойствен большинству идеа-листич. филос. систем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ПЛАТОНИЗМ

1) в узком смысле — направление позднеантической философии 1 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э.; более точное его обозначение в современной литературе — средний платонизм в отличие от неоплатонизма. 2) В широком смысле — всякое философское направление, опирающееся на учение Платона. Необходимый элемент платонизма — противопоставление чувственному миру мира сверхчувственного. В дуалистических системах платонизма материя понимается в качестве самостоятельного начала небытия и зла наряду с нематериальным первоначалом всякого бытия, благом, а в монистических идеалистических — как результат самоограничения и дробления этого первоначала. В античности платонизм представлен Древней, Средней и Новой Академией, средним платонизмом, неоплатонизмом, а также системами неопифагореизма, гностицизма и герметизма, эксплуатировавших ряд понятий и представлений платонизма. В Средние века и в Новое время вплоть до 19 в. платонизм выступает преимущественно в виде неоплатонизма и его ответвлений.

Ю. А. Шичалин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЛАТОНИЗМ

1) разработка учения Платона философами, прямо или косвенно являвшимися его учениками; 2) включение платоновской философии, особенно теории идей, в др. философские системы. Платонизм, сначала в виде "раннего платонизма", имел своих представителей в трех платоновских Академиях (в первой - Севсипп, Ксенократ; во второй - Аркесилай, Карнеад; в третьей - Антиох из Аскалона, учитель Варрона и Цицерона). К "среднему платонизму" принадлежат, напр., Цельс и Плутарх. Третьей, и наиболее значительной, формой платонизма был неоплатонизм. В средние века платонизм, по сравнению с аристотелизмом, не играл почти никакой роли (см. Европейская философия). Интерес к нему возродился на Западе в результате основания во Флоренции философом Марсилио Фичино платоновской Академии (1459), откуда он через кембриджскую школу распространился в Англии. В Германии платонизм и неоплатонизм возродились под влиянием англ, философии и благодаря немецкому идеализму; однако только с Лейбница начинается историческое понимание первоначального платонизма. В настоящее время философия Платона часто исследуется с точки зрения ее иррационалистического характера.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПЛАТОНИЗМ

ПЛАТОНИЗМ, общий термин для обозначения традиций, связанных с восприятием и интерпретацией философии Платона. Последователи Платона получили в Античности наименование «платоников» (?? ??????????), следование его философии - «философствованием по Платону» (???????????). Античный платонизм включает: 1) учения, возникшие в рамках школы Платона - Древней Академии (см. Академия); 2) учения платоников в период после закрытия афинской Академии в 1 в. до н. э. и до Плотина, ориентированные на тексты Платона как наиболее авторитетные и в целом традицию Древней Академии (Средний платонизм); 3) неоплатонизм. В более широком смысле платонизмом называют историю развития, интерпретации, распространения, переводов и влияния сочинений Платона, в т. ч. за рамками школы, и в разные периоды истории философии. См. тж. Академия, Платон (ч. II. Платон и платонизм), Платона комментаторы, Неоплатонизм, Средний платонизм и литературу к ним.     Лит.: Baltes M, D?rrie H. (hrsg.). Der Piatonismus in der Antike. Grundlagen - System -Entwicklung. Sammlung, Edition, ?bersetzung und Kommentierung aller zum Piatonismus -besonders der Periode 80 v. Chr. - 300 n. Chr. Einschlagigen Texte. ?bergreifende Darstellung. Bd. 1-8. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1987-2002; Шичалин Ю. А. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2000.     М. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

ПЛАТОНИЗМ

идеалист. направление позднеантич. философии (I—III вв.), в основе к-рого лежит учение Платона, утверждающее, что идея как предельно обобщающее логич. понятие первична по отношению к материи, являющейся ее истечением и отражением. Развитие П. прошло неск. этапов: Платоновская академия и Посидоний (систематизация идей Платона), средний П. (борьба с остатками натуралистических моментов в философии Платона, синтез исходных идей с аристотелизмом и пифагореизмом), неоплатонизм (III—VI вв.). Последний разрабатывал диалектику платоновской триады — единого, ума и души: Плотин, Порфирий (Римская шк.), Ямвлих (Сирийская шк.), Прокл (Афинская шк.). В Средние века П. воздействует на христ. монотеистическое богословие и византийскую философию, христианизировавшую П. (Василий Великий, Григорий Богослов). Позже П. оказал влияние на Максима Исповедника, Михаила Пселла, исихастов. Идеи неоплатонизма нашли отражение в ср.-век. арабо-мусульманской философии (Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд) и еврейском монотеизме (Ибн Габироль, Маймонид). Под влиянием переводов Прокла, идей Августина и Псевдодионисия Ареопагита неоплатонические учения отразились в нем. мистике XIII—XIV вв. (Мейстер Экхарт). В эпоху Возрождения идеи неоплатонизма популяризировались в Платоновской академии во Флоренции, а через нее они оказали влияние на кембриджских платоников (XVII в.). Неоплатонические тенденции прослеживаются в сочинениях Б.Спинозы, Г.В.Лейбница, а также в работах В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка. Б.В.Емельянов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Платонизм

совокупность учений, основывающихся на философии Платона. Отличительным признаком П. является признание противопоставления чувственного и идеального миров. Различные интерпретации П. пронизывают всю европейскую метафизику. В узком смщсле П. — направление позднеантичной философии IV в. до н. э. — начала III в. н. э. В послеплатоновской Академии последователи и ученики Платона существенным образом реформировали теорию его идей (Севсипп, Ксенократ), интересы исследователей концентрируются на логической и этической проблематике. В скептической Академии (Аркесилай) принципом философии становится воздержание от суждений, а основной задачей — внут-рифилософская борьба с догматизмом (прежде всего стоиков). Во II в. н. э. предпринимаются попытки школьной организации П. (Никомах Геразский), возвращение к логически реконструированному и откомментированному Платону. Это способствовало распространению и усвоению, но и искажению подлинного учения Платона. Следствием популяризации П. становится сакрализация образа Платона. Средний П. вступает в борьбу за приоритетное право представлять греческую мудрость вообще. Была создана система дисциплин, сакрализованных текстов для систематического школьного усвоения. Но концентрация всех видов научной, духовной и религиозной деятельности была осуществлена в неоплатонизме. В античности П. представлен также в неопифагореизме, гностицизме, герметизме. В средние века и в Новое время П. существует как модификации неоплатонизма.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

ПЛАТОНИЗМ

- учение древнегреческого философа Платона (V - IV вв. до Р.Х.), породившее обширное течение религиозно-философской мысли, влиявшее до ХХ века. Синтетические возможности и своеобразный духовный опыт платонизма привлекали внимание представителей патристики, схоластики, мыслителей Возрождения, Нового времени и русских религиозных философов. Главное здесь - учение об идеях (эйдосах или формах), особом идеальном мире помимо вещей и нашего их восприятия. Познание горнего идеального мира, во-первых, открывает путь к сути вещей, а, во-вторых, готовит душу войти в него после смерти, вернуться на свою небесную родину, где душа была до своего рождения на земле (доктрина предсуществования души). Весь горний мир полон света Высшего блага - и его познание является целью философских исканий, мотивируемых эросом - любовной страстью к познанию и красоте. Космос - мировой организм с Мировой душой - динамическим и оживляющим началом, наделенным высшим разумом (это Зевс вместе с Софией). Земная природа - мир несовершенных тел, созданных согласно своим идеальным прообразам, но остающихся ущербными из-за своей материальности (мэона или не-сущего). Космос - место ущербного, плененного и сумрачного существования воплощенных душ, из-за своих былых ошибок направленных для нравственного исправления; но те, кто предан добродетели и философии, после смерти обретают полноту жизни в горнем мире среди других чистых бестелесных душ. Правильная подготовка к смерти и развоплощение - благо для души, а смерть - не враг. Души, не желающие вести духовно-нравственную работу путем философии, обречены на многократные реинкарнации в земные тела. Познание - это припоминание (по греч. анамнезис): душа, постигая суть вещей, просто вспоминает то, что она прежде, до рождения, непосредственно созерцала в виде идей очами разума. Созерцание увенчивает всякое познание у Платона. Высшая добродетель - разум. В политическом плане платонизм настаивал на власти философской элиты. Раннехристианские мыслители положительно отнеслись к учению Платона о высшем мире идеальных умопостигаемых сущностей, сблизив его с Премудростью, Логосом, но отвергли его учение о душе - с реинкарнациями, развоплощением, индивидуалистически мотивированным познанием и эротикой. Боговоплощение для платоников неприемлемо - оно, с их точки зрения, нарушает космический порядок. Для платоников был бы более приемлем Иисус, покинувший этот мир, ничего не затронув в космическом распорядке. В учении Церкви для них неприемлемо положение, что спасает вера, а не гнозис. Вера (pistis) для них - не самоотдача Богу, а незрелость души, не доросшей до мистического ведения. В истории культуры платонизм был как вдохновляющим, так и искушающим учением. Платонизм не возражал против языческого политеизма и ко многим его представителям нужно адресовать упреки ап. Павла в Рим.1.18-32.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПЛАТОНИЗМ

идеалистич. направление антич. философии, основанное на учении Платона и развивавшееся вплоть до возникновения неоплатонизма (4 в. до н.э. – 3 в.). П. состоит в основном из теории идей. Платоновская идея есть предельно обобщенное жизненно функциони-рующее логич. понятие, содержащее в себе принцип и метод, или причину осмысления каждой вещи, обладающая художеств. структурой и образующая специфич. субстанциальную действительность и ее цель. Материя для П. есть отражение и истечение идеи. Эти моменты платоновской философии в разные периоды П. получали разнообразную трактовку. Осн. гносеологич. причиной возникновения П. были недостатки др.-греч. космологии, к-рая не могла справиться с такими проблемами, как становление (ее рассмотрение вело ко всеобщей неразличимости вещей и, следовательно, к своеобразному нигилизму) или индивидуальность (рассмотрение к-рой атомистами приводило к невозможности объяснить текучую действительность геометрич. атомами, лишенными всяких реальных физич. св-в). Возникла потребность создать такую концепцию действительности, к-рая в своей основе состояла бы из нематериальных атомов, но в условиях применения диалектич. метода обосновывала бы материальную текучесть вещей. Др. словами, если древний натурфилос. космос был проблемой по преимуществу чувств. восприятия или такого чувств. восприятия, к-рое не отличимо от разумного постижения, то в 5 в. до н.э. этот космос уже превратился в проблему сознания, или разума, что и дало свои результаты в виде философии Платона и его школы. Социально-политич. предпосылки возникновения П. состояли в том, что обществ. отношения рабовладельч. формации уже далеко ушли от примитивной, непосредственной физич. эксплуатации раба. Теперь стало выгодным эксплуатировать раба и духовно. Это открывало новые горизонты для духовного развития, в результате чего старый натурфилос. космос тоже превратился в проблему разума и духа. Это вызвало к жизни такую философию, как П., начинающую учить о материи как об отражении и истечении духа и в то же самое время подвергшую материальный космос небывало тонкой логич. разработке, превратившую также и эту логич. разработку в проблему духа. Однако это "духовное" понимание материального мира необходимо приводило к старой натурфилософии, но уже на новых, априорных и духовных началах. Поэтому философия самого Платона и П., учившая не столько о вещах, сколько об идеях вещей, становилась идеологией людей, бессильных исправить свое положение и устремлявших свой взор в идеальный мир. П. стал философией реставрации, консервативной, а подчас реакционной философией. Однако в определенной исторической обстановке ?. в дальнейшем (в неоплатонизме) играл иногда и прогрессивную роль. Первые преемники Платона не подвергли существ. развитию его идеи (см. Академия платоновская). Дело стало меняться с 1 в. до н.э., когда Посидоний решительно повернул П. на путь строгой систематизации, по преимуществу на основе комментария одного из наиболее систематич. произведений Платона – "Тимея". Так возник стоич. П., к-рый держался еще долго после ?осидония, найдя для себя большую опору в богословии Филона Александрийского, в гностицизме, в герметизме и во всей доникейской патристике, а во 2–3 вв. н.э. у Нумения, учителя Плотина и Оригена. Против стоич. П. выступило направление, к-рое тяготело к Аристотелю и к 3 в. одержало решит. победу со своим рационализмом и диалектикой над мифологией стоич. П. (см. П. П. Блонский, Философия Плотина, М., 1918, с. 11–27). Именно уже Антиох из Аскалона успешно боролся со стоич. этикой в пределах Академии, Гай (платоник 1-й пол. 1 в. н.э.) со своим учеником Альбиной, а также при участии Апулея, Кальвисия Тавра, Аттика и вообще пифагорействующих аристотеликов этого века постепенно изгоняли стоицизм из стоич. П. Аммоний Саккас создал учение об идеальном мире в стиле Платона и Аристотеля и освободил также и учение о душе от методов стоич. натурализма. Нумений тоже стоял на путях этого синтезирования П. с аристотелизмом, но ему мешала в этом связанность с иудейскими и инд. богословием. Т.о., начиная c l в. до н.э. платоники, используя Аристотеля и пифагорейцев, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, к-рые в известной степени, остались еще у самого Платона и весьма окрепли в век эллинизма благодаря деятельности стоиков, эпикурейцев и скептиков. В результате этой почти трехвековой борьбы в 3 в. н.э. появляется неоплатонизм – тщательно разработавший систему Платона. В дальнейшем П. фигурировал гл. обр. именно в виде неоплатонизма. Лит.: Гиляров ?., Платонизм как основание совр. мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбе философии, М., 1887; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 249–258; H?fer Р., Die Bedeutung der Philosophie f?r das Leben nach Piaton, G?tt., 1870; Stein H. von, Sieben B?cher zur Geschichte des Piatonismus, Tl 1–3, G?tt, 1862–75; Keller L., Die Akademien der Platoniker im Altertum, nebst Beitr?gen zur Geschichte des Piatonismus in den Christi liehen Zeiten, "Monatshefte der Comeniusgesellschaft", В., 1899; Archer-Hind R.D., Some remarks on the later Platonism, "J. of Philology", 1904, v. 29, No 58; Glawe W., Die Hellenisierung des Christentums, В., 1912; Frankl W. M., Platonismus, "Arch. f?r Geschichte der Philosophie", 1910, Bd 23, H. 4; Adam J., The vitality of Platonism and other essays, Camb., 1911; Leisegang H., Die Begriffe der Zelt und Ewigkeit im sp?teren Platonismus, M?nster, 1913; Duhem P., Le syst?me du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon ? Copernic, t. 1, P., 1913; More P. K., Platonism, Princeton, 1917; Billings Th., The Platonism of Philo Judaeus, Chi., 1919; Burnet J., Platonism, Berk. (Calif.), 1928; Shore y P., Platonism ancient and modem, Berk. (Calif.), 1938; Moreau J., La construction de l´id?alisme platonicien, P., 1939; M?autis G., Platon vivant, P., [1950]; Merlan P., From Platonism to Neoplatonism, The Hague, 1953; Vogel С. J. de, Problems concerning later Platonism, "Mnemosyne", 1949, ser. 4, v. 2, fasc 3; D?rrie H., Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelpiatonismus, в кн.: Les sources de Plotin, Gen., 1960; Hoffmann E., Platonismus und christliche Philosophie, Z.–Stuttg., 1960. См. также лит. при ст. Неоплатонизм и Платон. А. Лосев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПЛАТОНИЗМ — 0

Найдено научныех статей по теме ПЛАТОНИЗМ — 0

Найдено книг по теме ПЛАТОНИЗМ — 0

Найдено презентаций по теме ПЛАТОНИЗМ — 0

Найдено рефератов по теме ПЛАТОНИЗМ — 0