Платон мне друг, но истина дороже…ПЛАТОНА КОММЕНТАТОРЫ

Платон, Платонизм

Найдено 1 определение:

Платон, Платонизм

(Plato, Platonism).

Древнегреческий философ (ок. 427347 гг. до н.э.), оказавший сильное влияние на западную мысль, родился в аристократической семье, из крой происходили многие известные политические деятели. Платон жил в Афинах, получил блестящее образование, после чего несколько лет был членом кружка Сократа, до смерти учителя в 339 г. до н.э.

После смерти Сократа Платон много путешествовал по Греции, Египту и Сицилии, что сильно повлияло на развитие и формирование его мысли. В своих философских занятиях он не ограничивался сократовской мыслью, обращаясь также к наследию Пифагора и Гераклита. После прибытия в Афины (дата его возвращения точно не известна) Платон организовал свою знаменитую философскую школу, названную Академией, и учил там вплоть до своей смерти.

Платон написал более двадцати дошедших до нас философских сочинений в форме диалога, основным действующим лицом крых был Сократ. Обычно эти диалоги назывались по имени одного из участников философской беседы. Изза специфической формы этих произведений не раз возникал вопрос о том, какие из высказанных суждений действительно принадлежат говорящему (Сократу или его собеседникам), а какие самому Платону.

Невозможно точно определить, в каком порядке были написаны диалоги Платона, однако ученые по большей части пришли к согласию относительно периодов его творчества. Ранние диалоги в основном посвящены этике. В них обсуждаются такие вопросы, как добродетель, правильное поведение, а также беспрекословное подчинение государственной власти даже ценой собственной жизни. В поздних диалогах гораздо меньше диалектических споров, но полнее представлены философские взгляды Платона.

По мысли Платона, чувственный опыт не может быть действенным средством уяснения природы реальности, поскольку он часто заблуждается и в лучшем случае способен только к воеприятию фактов меняющегося мира. Платон делает акцент на правильном использовании мышления и математики, крые, как он считает, более достоверны в достижении знания, чем естественные науки.

С точки зрения его методологии внутренне присущее человеку знание, с крым он рождается на свет, становится доступным ему путем размышления, а также через собеседование с другими людьми посредством т.н. сократического метода. Примером может служить известный разговор с мальчикомрабом из челяди Менона ("Менон", 8287). Поскольку мальчик в силу своего происхождения не мог научиться принципам геометрии, то его восприятие этих истин обязано искусным наводящим вопросам Сократа, крый с их помощью извлекал врожденное знание, уже имевшееся в его разуме. Посредством таких рациональных средств можно открыть иной мир идей.

Наиболее важный вклад Платона в философию религии состоит в том, что он создал теорию идей, космологию и учение о бессмертии души.

Идеи. По мысли Платона, идеи  это не физические объекты и не логические или математические символы. Скорее, они существуют объективно и обеспечивают реальность физических объектов в чувственно воспринимаемом мире, крые лишь несовершенным образом могут их имитировать. В диалоге "Тимей" идеи представлены как мысли Бога; такое истолкование они часто получали как в дохристианской платонической традиции, так и в христианской философии, начиная с Августина. Чувственный мир сформирован по образцам этих идей, крые представляют собой идеальные копии вещей живой и неживой природы, включая предметы, созданные человеком ("Государство", 59596).

Идеи упорядочены согласно принципу иерархии; высшая идея  это благо. Другие высшие идеи истина и красота, следом за ними идут более низкие, но также важные идеи  справедливость, храбрость, мудрость и благочестие ("Государство", 517; "Филеб", 6465).

Космология. Ее составляют учения о формировании мира, человека и материальных объектов, копирующих вечные идеи. Большая часть этих учений содержится в диалоге "Тимей", крый несколько столетий пользовался наибольшей популярностью и оказал сильное влияние на христианскую мысль.

В "Тимее" Демиург ("мастер", "ремесленник"), выступающий в функции Бога, оформляет предсуществующую материю, копируя образцы вечных идей. Его творение, наделенное разумом или душой, обладает частицей божественной сущности.

В "Законах" также содержатся фрагменты естественной теологии Платона, крый приводит своего рода космологическое доказательство бытия Божьего, исходя из того, что существует движение. Здесь Платон отвергает атеизм и деизм (т.е. представление о божественном существе, к-рое никак не заботит то, что им создано). Однако диалогу " Политик " (см. 27374) присущи черты деизма, поскольку Бог, создав человека, предоставляет его самому себе.

Бессмертие души. Рассуждения на эту тему представлены гл. обр. в "Федоне", однако они встречаются и в других диалогах. Смерть, по мысли Платона, характеризуется разделением души и тела. В течение жизни тело  это помеха, оно противостоит душе, края томится в нем как в темнице ("Федон", 6568; 9194). После смерти праведных ожидает лучшая участь, чем неправедных. Неправедные подлежат суду, наказанию и исправлению "под землей"; праведные идут в "небесные обители" ("Федр", 24849). Этот двойственный характер суда отражен в известном мифе об Эре ("Государство", 61416).

Все души бессмертны и обретают познание как земного, так и духовного миров. Душа, по мысли Платона, "рождается" много раз. Возраст некрых душ  десять тысяч лет, однако души философов, перерождаясь, достигают желанного результата за более короткий срок, чем все прочие. После истечения этого срока душа обретает небесное блаженство ("Менон", 81; "Федр", 24849). Поэтому философ, понимая, что он стремится к подлинной мудрости и совершенству, не должен бояться смерти ("Федон", 6568).

Влияние философии Платона. Учение Платона о идеях, его космология, а также представления о бессмертии имели огромное значение для философии религии; остальные его учения тоже были весьма популярны. Политическая философия, намеченная в "Государстве", делит подданных на три категории  царейфилософов, воинов и работников. Этическая философия Платона, считая мудрость добродетелью, вдохновляла тех, кто искал чисто интеллектуального наслаждения ("Филеб"). Его эстетическая философия, края учила, что следует подражать идеальной красоте, а не временным физическим реалиям ("Пир"), оказывала влияние на протяжении всей истории искусства.

Платоновскую Академию закрыл Юстиниан в 529 г. н.э. Однако платонизм в различных его формах продолжал оставаться наиболее влиятельной философией. О его влиянии на иудаизм свидетельствует творчество еврейского философа Филона (I в. до н.э.). В III в. н.э. идеи Платона оказали стимулирующее воздействие на Плотина, крый развивал их мистические элементы. Христианская мысль также находилась под влиянием платонизма. Климент Александрийский и Ориген (III в.) пытались создать синтез идей Платона и своей теологии. Истолкование Платона Августином господствовало в христианской философии все следующее тысячелетие.

В эпоху Ренессанса возрождению идей платонизма способствовали Mapсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола, жившие во Флоренции. Позднее, в XVII в., кембриджские платоники также вдохновлялись этими идеями. В современной философской мысли платонизм повлиял на таких мыслителей, как А.Э. Тейлор и А. И. Уайтхед.

Платон оказал колоссальное влияние на западную мысль, поэтому с ним должны считаться представители всех философских направлений. На протяжении столетий исследователи Платона поразному оценивали его учение. Некрые подвергали сомнению представление об объективном существовании идей, другие критиковали его убежденность в том, что можно вспомнить свои предыдущие существования. Его космологию со временем отвергли, особенно те, кому был ближе эмпиризм. Христианские ученые справедливо предостерегали от чрезмерного увлечения Платоном,посколькуте, кто "христианизирует" его философию, надеясь обрести в ней надежное средство для достижения истины, сталкиваются с трудностями, крые невозможно разрешить средствами платонизма.

g. r habermas (пер. в. р.)

Библиография: The Collected Dialogues of Plato, ed. E. Hamilton and H. Cairns; I.M. Crombie,/171 Examination of Platos Doctrines, 2 vols.; D. Gallop, Plato: Phaedo: G.M.A. Grube, Platos Thought; W. К. C. Guthrie, Plato, the Man and His Dialogues: Earlier Period and The Later Plato and the Academy; R. Klibansky, The Platonic Tradition During the MiddleAges;T.M. Robinson, Platos Psychology; D. Ross, Platos Theory of Ideas; A. E. Taylor, Platonism and Its Influence; W. J. Verdenius, "Plato and Christianity", Rat 5:1532; G. Vlastos, Platonic Studies, Platos Universe, and (ed.) Plato I: Metaphysics and Epistcmology; N. White, Plato on Knowledge and Reality.

См. также: Неоплатонизм; Августин; Кембриджские платоники.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Платон, Платонизм — 0

Найдено научныех статей по теме Платон, Платонизм — 0

Найдено книг по теме Платон, Платонизм — 0

Найдено презентаций по теме Платон, Платонизм — 0

Найдено рефератов по теме Платон, Платонизм — 0