ПЯТИДЕСЯТНИКИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

ПЯТИДЕСЯТНИКИ
протест, течете, возникшее в начале 20 в. в США, основой вероучения к-рого является миф о «сошествии св. духа» на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они получили «дар про-рочествования» - «говорения на иноязыках». ? вероучении пятиде-сятничества большое место занимает проповедь близости второго пришествия, конца света и тысячелетнего правления Христа. П. соблюдают обряды крещения, хлебопреломления, большое значение придают мистич. общению с богом. При этом особая роль отводится «св. духу»: считается, что угодный богу человек может стать орудием «сошедшего на него духа». Такое «сошествие» происходит в условиях крайней религ. экзальтации, доходящей до умопомрачения на молитв. собраниях, и проявляется в глоссолалиях. Для П. характерна мистич. обстановка молений, вера в «явления» и «видения», культ пророков и пророчиц. Последствиями молитв, собраний и обрядов являются психич. изнурение, проявления религ. изуверства. Деятельность нек-рых групп П. носит антиобществ, характер. У нас в стране различаются несколько течений пятидесятничества, названных в основном именами их основателей (воронаевцы, смородин-цы, мурашковцы и др.). В 1945 часть П. объединилась с еванг. христианами-баптистами.

Источник: Атеистический словарь

ПЯТИДЕСЯТНИКИ
религ. секта, учение к-рой отправляется от евангельского сюжета о "сошествии св. духа на апостолов" в день т.н. пятидесятницы. Отличит. особенность учения П. – идея "индивидуальной пятидесятницы", понимаемой как способность ревностного верующего приобрести "дары св. духа", проявляющиеся в глоссолалии ("говорении на языках") и исцелении больных путем наложения на них рук. По своим идеям П. близки баптистам и адвентистам: первым – по идее греховности человека и единственно возможному для него спасению благодаря искупит. жертве Христа; вторым – по идее о непосредств. близости второго пришествия и установления на земле тысячелетнего царства Христа. П. появились в первом десятилетии 20 в. почти одновременно в Уэльсе и Лос-Анжелосе и распространились во мн. странах: Скандинавии, Венгрии, Польше, Германии, а также в Лат. Америке. Особенно большой успех проповедь П. имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма. В наст. время общая численность П. превышает 10 млн. чел. В 1906–14 П. проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в Россию, вербуя себе сторонников гл. обр. среди рядовых последователей евангельского христианства и баптизма, недовольных диктатурой "верхов". В первые годы после Октябрьской революции П. не отличались широким прозелитизмом. Оживление деятельности в годы нэпа продолжалось до конца 20-х гг. Секта имела централизованное руководство, проводила съезды, издавала журнал "Евангелист". Значительно уступая в численности евангельским христианам и баптистам, секта П. к исходу 20-х гг. сравнялась по числу последователей с адвентистами. П. упорно отказывались от службы в Красной Армии. В 1944–45 П., при условии отказа от глоссолалии, были приняты в Союз евангельских христиан. Тем не менее они продолжали придерживаться своего экстатич. культа. А. Клибанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПЯТИДЕСЯТНИКИ
(собственное назв. - христиане еванг. веры) - христ. секта, название к-рой связано с мифом о сошествии «св. духа» в день пятидесятницы (см. Троица) на апостолов Христа и о получении ими вследствие этого способности пророчествовать и говорить на «разных языках». Первые общины П. появились в Лос-Анжелосе в США в 1905—1906, отколовшись от баптистов. Секта имеет последователей гл. о. в Сев. Америке, Скандинавии, Италии, Бразилии. В США она состоит из ряда объединений, среди к-рых имеются негритянские, итальянские и др. Самое большое объединение П. в США - «Ассамблеи бога» - включает более 2500 общин и ок. 200 тыс. последователей. Первые П. в царской России появились в конце 1913 в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия), а затем, в годы империалистич. войны, - в Петрограде, Баку и др. городах. Общины П. формировались из б. баптистов и евангелистов, недовольных тенденцией к превращению их сект в обычную церк. орг-цию со свойственными церквам формализмом и чисто внешней «благочестивостью». Не найдя пути к рев. борьбе, часть баптистов и евангелистов обращалась к крайнему мистицизму, характерному для П. Росту общин П. во время империалистич. войны способствовала их проповедь антимилитаризма. Новая волна активизации и роста секты наблюдалась в 1922, после приезда из США на Украину Воронаева, видного проповедника П. В 1926 было образовано «всесоюзное объединение христиан еванг. веры». К 1930 оно насчитывало ок. 350 общий, охватывавших примерно 17 тыс. приверженцев. В 30-е гг. успехи социалистич. строительства сопровождались массовым отходом верующих от религии; значительно сократилась численность и общин П. В 1945 П. объединились с баптистами и евангелистами (см. Еванг. Христиане-баптисты). Однако мн. общины П. не вошли в это объединение. В наст. вр. эти общины П. пополняются, как и прежде, в основном выходцами из среды баптистов. В основе идеологии П. лежит антигуманистич. утверждение, что человек - «чадо гнева» и «раб греха» и что «спасение» он может получить только в результате полного отречения от «земных» интересов и посвящения себя богу. Особое внимание в вероучении П. уделяется третьему лицу «троицы» - «св. духу». Ссылаясь на библ. рассказ о сошествии «св. духа» на апостолов, П. утверждают, что угодный богу человек может стать слепым орудием сошедшего на него «св. духа». Внешним проявлением такого состояния человека признается «говорение» на непонятном языке, будто бы являющемся «ангельским наречием», на к-ром человек ведет «разговор с богом». Заявляя о возможности мистич. «общения с богом», П. верят во всякого рода «явления», «наития», «провидения» и «пророчества». Представление о «даре пророчества» играет особенно большую роль в религ. одурманивании верующих руководителями П. Молитв, собрания П. проходят в обстановке крайнего нервного возбуждения, религ. экзальтации и фанатизма. К таким собраниям П. нередко готовятся продолжит, время, истощая себя молитвами и постами. В результате пребывания в секте мн. П. превращаются в умственно и психически неполноценных людей. Среди П. известно немало случаев тяжелых психич. заболеваний, смерти от «чудесных исцелений» и психич. расстройств, а также случаи убийства на почве религ. фанатизма. Пропаганде П. свойствен резкий антиобществ. характер. Под «моральной чистотой» П. понимают прежде всего требование «свободы от мира», отказ от участия в обществ, жизни страны.
П. отказываются от исполнения долга защиты отечества. Во главе общин секты нередко стоят люди, не лояльные к Сов. власти, использующие религ. идеологию для распространения настроений и взглядов, враждебных сов. действительности. Рядовые П. - это обычно люди, встретившие в жизни к.-л. затруднения, что и было использовано проповедниками для вовлечения их в секту. П. делятся на ряд направлений. В нашей стране среди П. преобладают «воронаевцы». Группа П., пропагандирующих идею переселения на г. Сион в Палестине в ожидании «второго пришествия Христа», называется «сионистами». В народе часто пятидесятники именуются «трясунами», т. к. во время молений с «говорениями» они доводят себя до изнеможения и экстаза. Изуверский характер культа пятидесятников приводит к моральному и физическому калечению людей.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Похожие термины:

  • Пятидесятники христиане евангельской веры

    религ. орг-ция, основой вероучения к-рой является миф о «сошествии святого духа» на апостолов на 50-й день после воскресения Христа, вследствие чего они получили «дар пророчествования» — «говорени
  • Пятидесятница

    см. Троица.
  • Пятидесятничество

    (Pentecostalism). Евангелическое харизматическое реформаторское движение, обычно ведущее отсчет своего существования с 1901 г., когда на молитвенном собрании в Топике (Канзас), проходившем подруководством