Письменность

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Письменность
1) совокупность письменных средств общения, складывающихся из систем графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом; 2) совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Письменность
Техника, изобретенная около пяти тысяч лет назад и позволяющая фиксировать слово и мысль на долговечном носителе при помощи более или менее символических (пиктограммы, идеограммы) или условных знаков (буквы алфавита). Писать – значит вписывать мысль в пространство, где она застывает и сохраняется, и тем самым, во всяком случае частично, освобождать ее от времени. Книги заменяют память, вернее, поддерживают, приумножают и спасают ее. Часто говорят, что в бесписьменном обществе «смерть одного старика – это пожар целой библиотеки». Впрочем, старики по‑прежнему умирают, все без исключения. Но библиотеки горят лишь изредка. И благодаря письменности аккумуляция воспоминаний, идей и знаний продолжается бесконечно. Мы больше не довольствуемся тем, чтобы в личном порядке противостоять забвению; мы добавляем свои следы к другим следам, свои творения к другим творениям. Тем самым от логики повторения, свойственной мифам, мы переходим к логике накопительства и прогресса, свойственной истории. Вот почему нельзя считать ни случайностью, ни условностью тот факт, что изобретение письменности обозначает собой конец предыстории. Сохранение прошлого произвело переворот в нашем отношении к будущему: в историю вошло настоящее, которое разделяет и связывает то и другое.

Источник: Философский словарь.

ПИСЬМЕННОСТЬ
(Schrift) — в философском понимании наглядное средство выражения мысленного или произнесенного посредством определенных видимых знаков. Письмо относится к языку так же, как язык относится к внутреннему миру мыслей и переживаний: если слово является временным или окончательным объективным образом мысленного, то письменная картина слова, выраженная в знаках, есть дальнейшая объективизация и констатация того же внутреннего содержания. В отличие от сказанного и услышанного письмо носит прочный, устойчивый характер. В то время как отдельные знаки (буквы, понятийные элементы, символы, математические знаки, графические изображения и т. п.) понимаются как элементарные понятийные носители, значения письменных образов слов и предложений имеют более высокое смысловое содержание, которое не выводится из значений знаков, а становится ясным лишь в понятийном контексте мысленного слова. Письмо живого языка нельзя поэтому интерпретировать тем же элементарным способом при помощи средств кибернетической теории информации, как интерпретируются сигналы и отдельные знаки, несущие определенное значение. Последние сообщают информацию только о внешнем мире, в то время как письмо и язык являются средствами выражения чаще всего недифференцированной информации о внутреннем мире, которая может быть воспринята и переработана не математически и информационно-теоретически, а лишь на уровне понимания и переживания. Смысловое письмо (САФО), основанное только на смысловых значениях (примерно 180) основных знаков (числа, символы, принятые международные знаки и т. д.), было разработано А. Эккардтом.
А. Eckhardt. Phillos. der S., 1965; J. Derrida. L’écriture et la différence. Paris, 1967, dt. 1972; W. J. Ong. Orality and Literacy. London, 1982, dt. 1987; F. Coulmas. Über die S., 1981; V. Flusser. Die S., 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПИСЬМЕННОСТЬ
совокупность знаков, выраженная графическим способом по определенным правилам (орфография), состоящая из исходных единиц (алфавит) и являющаяся одной из форм существования и функционирования знаковых систем (языков). Развиваясь на базе языка, П. стала качественно новым этапом развития человеческого мышления и в виде книжной культуры превратилась в одно из важнейших средств познания и самопознания, а также хранения и передачи информации, знаний, норм и ценностей. Свойственная П. надежность фиксации культурного опыта, с одной стороны, гарантировала закрепление этого опыта в виде знаковой традиции, доступной для всех грамотных людей, а с другой — П. открывала путь к индивидуальному постижению мира и истории, к целенаправленному введению новых знаний, значений и представлений. Поэтому П. стала основным и самым мощным стимулом развития религиозной и научной культуры, гуманитарных наук и художественного литературного творчества. Развитие древнейших очагов мировой цивилизации было связано с возникновением различных типов П. Когда в долине рек Тигр и Евфрат (в Двуречье) в IV—III тыс. до н.э. сложилась шумеро-аккадская цивилизация, одним из ее достижений стало образование шумерской клинописи, символического способа фиксации мысли, и клинописных табличек — самых древних дошедших до нас образцов П. на Земле. В Древней Индии примерно со 2-й пол. III тыс. до н.э. П. зародилась в виде слоговых знаков и пиктографии, системы передачи содержания в виде рисунков, а позднее, в V—IV вв. до н.э., был создан санскрит, который стал одним из ранних и характерных примеров громадного общекультурного значения П., т.к. санскрит способствовал общению и духовному объединению многочисленных племен и народностей, населявших в то время Индию. В Древнем Египте П. в виде хозяйственных записей, поучений царей и жрецов получила развитие во II тыс. до н.э. При этом важной составной частью культуры Древнего Египта стало развитие письма в виде имеющих символическое значение рисунков — иероглифов, что не помешало постепенно перейти к слоговому типу П. Классическим примером развития иероглифического письма является культура Древнего Китая, где письменная система существовала с ХV в. до н.э. Со времени своего зарождения в Двуречье П. стала характерным явлением городской культуры, служа государственным и религиозным интересам, способствуя правовой и моральной регламентации и регулированию общественной жизни. Наряду с этим с древнейших времен П. оказалась важнейшим фактором духовной деятельности людей, дав толчок развитию художественной литературы как особого типа творчества. Наконец, П. превратилась в универсальный способ и средство общения между людьми, а также закрепления и передачи культурного опыта и знаний, тем самым способствуя развитию многих отраслей науки и человеческого знания. В последние десятилетия (см., напр., Г.М. Маклюен) в культурологии активно обсуждается вопрос о переходе от письменной культуры, культуры слова, к «экранной», компьютерной культуре, к новым средствам передачи и хранения информации. Однако, несмотря на это, П. останется одним из базовых достижений мировой цивилизации, отражающим важнейшие качества и особенности человеческого мышления и всемирной духовной культуры.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
168.93 кб

Буддийский тантрический трактат «Абхишека-нирукти»: описание санскритского письменного памятника с п

Бушуев Евгений Сергеевич
Публикация посвящена буддийскому тантрическому трактату XI в. «Абхишека-нирукти», принадлежащему индийскому ученому Суджаяшригупте. Статья содержит его описание, а также перевод вступительных и заключительных строф. Библиогр.
Читать PDF
332.94 кб

Деятельность разума в богословии. Анализ понятия в древнехристианской и позднеантичной письменности

Михайлов Петр Борисович
В настоящей статье дается подробный филологический, философский и богословский анализ понятия ™p…noia (мысленное представление, порой переводимое как примышление).
Читать PDF
165.67 кб

Историческое значение армянской письменности, переводческой и оригинальной литературы в аспекте диал

Эдуард Л. Даниелян
Письменность посредством переводческой и оригинальной литературы являетсяважным фактором межцивилизационного общения.
Читать PDF
671.22 кб

Corpus Christi: онтология и эстетика в памятниках ранней христианской письменности

Селивёрстов В.Л.
Современные исследования памятников ранней христианской письменности (II-III вв.) ограничиваются либо структурно-организационными и этическими вопросами, либо рассматривают литургическое содержание.

Похожие термины:

  • УСТНОЕ, ПИСЬМЕННОЕ и КНИГОПЕЧАТНОЕ ОБЩЕСТВА МАКЛЮЭНА

    Социальная типизация с т. зр. истории развития средств массовой коммуникации проводится в работах канадского мыслителя Маршалла Мак-Люэна (McLuhan M.). Историческую эпоху, предшествующую становлению
  • Письменности происхождение

    основные ступени развития письма: - пиктография – рисунчатое письмо, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщ