Пирсон, Карл

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Пирсон Карл
 (1857—1936)— англ. математик и философ-идеалист, махист. Известен работами в области математической теории статистики и биометрии. Был директором биометрической и евгенической лабораторий в Лондонском ун-те. Осн. философская работа «Грамматика науки» посвящена вопросам методологии науки. Задача науки, по П., состоит не в объяснении, а лишь в классифицировании и описании фактов. Как и др. махисты, он считал материальные вещи лишь группами чувственных восприятий, а законы природы, пространство и время — продуктами человеческого ума. Вместе с тем субъективный идеализм П. выделяется во всем махизме своей откровенностью и последовательностью и лишен попыток подделаться под материализм. Всесторонняя критика П. дана В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Источник: Философский словарь. 1963

ПИРСОН Карл
27 марта 1857 -17 апреля 1936) английский ученый и философ. Получил биологическое и математическое образование. Профессор кафедры прикладной математики Университетского колледжа Лондонского университета (занял этот пост после своего учителя У. Клиффорда), в 1911—13 был профессором евгеники того же университета. В философии Пирсон — типичный представитель «второго позитивизма», продолжатель феноменалистической традиции Д. Беркли, Д. Юма и Д. С. Милля. Мир внешних вещей рассматривал как проекцию во вне внутренних процессов сознания. Близок Э. Маху (который посвятил ему свою «Механику») в понимании сущности современной науки.
Задачу науки Пирсон видел не в объяснении, а в описании и классификации фактов. При этом ученый должен стремиться формулировать безличностные (интерсубьекгивные) суждения о фактах. В основе любых фактов — ощущения, причина, или источник, которых неизвестен. Саму причинность Пирсон трактовал как отношение регулярной последовательности между ощущениями. Научный закон лишь описывает порядок следования ощущений, он — чисто ментальная конструкция, экономящая наше мышление. Наука механики — удобный язык, обобщающий чувственный опыт ученого. Но этот язык следует очистить от таких пуганых метафизических понятий, как «материя», «сила», «причинность», «масса», и ряд других. Многие понятия науки (типа понятия «атом») не обозначают какую-либо реальность, а являются конструкциями ума.
Метафизику Пирсон сравнивал с поэзией, а метафизика — с поэтом, который, однако, опасен, ибо претендует на рациональность своих утверждений. Наука для Пирсона едина и имеет всеохватывающий характер, для нее нет недоступных тем (в т. ч. философских или религиозных). Научный прогресс — главный критерий прогресса человечества, включая и моральный прогресс. Позитивистская философия науки Пирсона явилась непосредственной предшественницей логического позитивизма и логического эмпиризма.
Соч.: Grammar of Science. L., 1892; The Chances of Death and Other Studies in Evolution, v. 1—2. L, 1897; Natural Life from the Standpoint f Science. L., 1901; Грамматика науки. СПб., 1911.
А. Ф. Грязное

Источник: Новая философская энциклопедия

Пирсон, Карл

(27 марта 1857 – 17 апр. 1936) – англ. философ-позитивист, математик и биолог. Учился в Кембридже, Гейдельберге и Берлине. С 1884 – проф. математики, а затем евгеники Лондонского ун-та. По филос. воззрениям – субъективный идеалист. "С материализмом... Пирсон воюет самым решительным образом..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 40). Осн. филос. произв. П. – "Грамматика науки" ("Grammar science", 1892, рус. пер., СПБ, [1911]), представляющее собой "... критику основных понятий современной науки..." (указ. соч., с. 10). П. объявил метафизикой всякое признание объективного существования вещей за пределами чувств. восприятий. Продолжая линию Беркли и Юма, П. настаивал на тезисе, что человеку доступен лишь мир чувств. восприятий. Внешний мир – проекция во вне мира сознания, он является "...чистым продуктом нашей рассудочной способности" (там же, с. 216). Наука, согласно П., это идеальное описание и классификация наших восприятий, теория символов, экономизирующих мышление, а "...не объяснение чего бы то ни было" (там же, с. 245). Это стремление П. свести науку к описанию восприятий сливается с движением к "описательной физике", представленным Клиффордом, Герцем и др. Понятия, к-рыми оперирует наука, – материя, закон, причинность, атом, пространство и т.д., – по П., лишь конструкции, создаваемые для описания и классификаций наших ощущений. Объективные законы действительности превращаются, т.о., лишь в отражение собств. логики человека. Решит. критике филос. концепцию П. подверг Ленин. Проводя мысль о том, что реальность – это лишь проекция чувств. восприятий, П. вместе с тем не сомневался в связи мышления с мозгом как материальным субстратом. "И противоречие между этим тезисом (единственно соответствующим науке) и исходным пунктом его философии осталось обнаженным, бросающимся в глаза" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 80). Столь же противоречиво и доказательство П. реального существования других людей: "...раз реально чужое сознание, значит, допускается существование и других людей вне меня" (там же, с. 84). Этот вывод П. никак не сообразуется с его солипсизмом. Отвергая христ. мораль, как основанную на слепом религ. чувстве, П. полагает, что нравств. поведение и приближение к нравств. идеалу возможно лишь на основе науч. познания и интеллектуального прогресса. П. пропаганди-ровал под видом социализма моральное совершенствование людей, связанное с евгеническим улучшением человеч. рода. Соч.: The ethics of free thought, L., 1888; The chances of death and other studies in evolution, v. 1–2, L., 1897; Natural life from the standpoint of science, L., 1901; The life, letters and labours of Francis Galton, v. 1–4, Camb., 1914–30. А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.