ПИЕТИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пиетизм
направление протестантизма конца XVII - XVIII в. в.. Пиетизм стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства, подчеркивая при этом значение практического переустройства жизни. Пиетизм нашел отражение в творчестве Гсте, немецкого романтизма.

Источник: Человек и общество. Культурология

Пиэтизм
(pietas благочестие). Так называют иногда вообще религиозный образ мыслей и жизни. В частности, пиэтизмом называют религиозное направление некоторых педагогов, существовавшее в Германии в XVII и XVIII веках. После Шпенера (1635—1705) главным представителем пиэтизма в педагогии был Франке.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

ПИЕТИЗМ
противостоящее протестантской ортодоксии мистическое течение конца 17 и 18 в., ставившее религиозные чувства выше религиозных догматов. Основатель – немецкий теолог Шпенер – отвергал церковную обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести божественную благодать. В широком смысле под пиетизмом понимают религиозно-мистическое настроение и поведение.  

Источник: Религиоведческий словарь

ПИЕТИЗМ
от лат - pietas - благочестие) - противостоящее ортодокс. протестантизму мистич. течение кон. 17—18 вв., ставившее чувства релчг. выше догматов религ. Основатель П. - нем. теолог Шпенер - отвергал церк. обрядность, подчеркивал необходимость для верующих личного переживания бога, к-рое позволяет утвердить высоконравств. принципы жизни и обрести «божеств. благодать». П. активно насаждал веру в чудеса, фанатизм, откровенную мистику. В широком смысле П. - религ.-мистич. настроение, поведение. В связи с этим под П. обычно понимают показное благочестие, религ. ханжество.

Источник: Атеистический словарь

ПИЕТИЗМ
(от лат. pictas - благочестие) - в общем значении - направление в религии, ставящее религ. чувство выше религ. учений. В связи с этим под П. обычно понимают показное благочестие, религ. ханжество. В спец. значении П. - антиинтеллектуалистич. течение в лютеранстве, зародившееся в Германии XVII в. в обстановке феод. реакции. В XVIII в. оно было использовано реакцией в борьбе против идей Просвещения. Основателем этого течения был франкф. богослов Шненер, выступивший с проповедью своих идей в 1670. В 1694 пиетисты открыли свой ун-т в Галле, ставший центром П. Они объявили греховными театр, танцы, игры, нарядные костюмы, даже смех и шутки, требовали непрерывного покаяния, травили ученых и философов. Ими был изгнан из Галле философ-лейбницианец Вольф: прусскому королю было внушено, что отрицание Вольфом свободы воли оправдывает дезертирство прусских солдат. В наст. вр. пиетисты - ревностные фанатики, враги науки, разума, воинств. враги социализма и коммунизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПИЕТИЗМ

(от лат. pietas - долг перед Богом, благочестие) - распространившееся в XVIII в. в Германии реформистское движение, направленное против лютеранской ортодоксии, формализма ее теологии, слабости ее миссионерской работы и социального служения. Основатель пиетизма - Ф.Шпенер (1635-1705). Пиетисты ставили на первое место строгую мораль, преданность религиозному долгу и семейным обязательствам, распространение Евангелия, сотрудничество в социальной работе, помощь бедным и др. Сохранялась верность Св. Писанию как основе личного благочестия и подчеркивалось значение индивидуального религиозного опыта. Пиетизм объясняли как христианский ответ на становление автономной личности в светской культуре и критиковали за ослабление чувства принадлежности к традиции, за религиозный индивидуализм, а Н.Бердяев - за духовную бескрылость, приземленность практических интересов и недостаточную персоналистическую выраженность. Реформу в лютеранстве пиетизм не осуществил, но оздоровил ряд его сторон.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ПИЕТИЗМ
от лат. pietas — благочестие) — 1) религиозномистическое настроение, поведение, глубокое религиозное благочестие; 2) мистическое течение кон. 17—18 в., возникшее как реакция на формализм лютеранского богословия и как антитеза рационализму и деизму. Тяготея к традиционному мистицизму и реализуя его в рамках протестантизма, приверженцы пиетизма рассматривали его как возрождение якобы преданных забвению идей Реформации и М. Лютера. Основатель пиетизма лютеранский пастор Ф. Я. Шпенер (1635— 1705) ставил религиозные чувства выше религиозных догматов, отвергал церковную обрядность. Шпенер и его последователи выступали за оживление религиозной жизни через развитие внутреннего мира верующих и аскезы, подчеркивали необходимость для верующих личного переживания Бога, которое позволяет утвердить высоконравственные принципы жизни и обрести Божественную благодать. Несмотря на противодействие ортодоксальных лютеранских теологов, пиетизм приобрел немало сторонников, в т. ч. и вне лютеранства. В определенной мере он способствовал возникновению ряда религиозных сект (методистов, сведеборгиан и др.). Традиции пиетизма сохраняются среди консервативных течений протестантизма и сегодня.
Ф. Г. Овсиенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Пиетизм
от лат. pietas — благочестие), направление протестантизма конца XVII—XVIII вв., противоречиво связанное с Просвещением и рационализмом. Как реакция на отвлеченность и догматическое окостенение протестантского (лютеранского) богословия П., парадоксально совмещавший сектантскую узость и большую смелость отдельных положений, стремился к пробуждению и обновлению религиозного чувства и по своим внутренним тенденциям тяготел к традиционной философской мистике, подчеркивая при этом значение практического переустройства жизни. Основная линия развития П. связана с именами Ф. Я. Шпенера (1635-1705, «Pia desideria», 1675) и А. Г. Франке (1663-1727), превратившего Галле в центр пиетизма. В стороне от основного направления П. находилось учение Г. Арнольда (1666-1714), давшего в своей «Беспристрастной истории Церкви и еретиков» («Unparteyische Kirchen und Ketzerhistorie», Tl 1-4, 1699) резкую критику церковной жизни, пересмотревшего историю Церкви с недогматических нравственных позиций и отчетливо выразившего демократическо-социальную сторону П. П. нашел отражение в творчестве Гете, оказал известное влияние на Гердера, имел существенное значение для Гамана, Новалиса, Щлейермахера и формирования немецкого романтизма, способствуя художественному и философскому постижению личности в ее сложности и индивидуальной глубине. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПИЕТИЗМ (лат. pietas - благочестие)
мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой веры и свободы. Испытал определенное содержательное влияние со стороны квиетизма. Основателем П. является Ф. Шпенер, выступивший с 6 тезисом с намерением возродить "истинную религию", основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и догматах, реставрированных в лютеранстве (Pia Desideria, 1675). Шпенер подчеркивал необходимость для верующего личного благочестия, живого общения с Богом. Обличая "фарисейство" в обществе, он надеялся своим адогматизмом вызвать резонанс, который вернул бы его собратьев к подлинной духовной жизни. Становление и развитие П., таким образом, детерминировано теми же факторами, которые обусловили в свое время оформление протестантизма в целом и которые питают историческую эволюцию мистической традиции (см. Мистика, Протестантизм). Движение П. началось с молитвенных собраний в доме Шпенера. Позже были организованы маленькие общины для совместного чтения Писания и богослужения, которые, однако, не были отделены от господствующей Лютеранской церкви. Но вскоре Шпенер и его ученик А. Франк вступают в спор с Лейпцигскими богословами, где осуждают как нечто противное духу Христа философию и догматику, а вместе с ними и науку в целом, в результате чего и происходит столкновение П. с ортодоксальным лютеранством, закончившееся осуждением и изгнанием из Германии последователей П. Значительную роль в распространении П. сыграл П. Герхард - сочинитель текстов гимнов-молитв, ставших очень популярными среди верующих. Одним из видных представителей П. является М. Л. фон Цинцендорф, основатель общины Генргюгера, поэтическое творчество которого стало знаменем тех протестантов, которые ищут не "абстрактных теологических спекуляций", а "чувственно эмоционального переживания Божественной любви". Вскоре из-за внутренней борьбы за власть П. распадается на различные направления, некоторые из которых сохранились в контексте консервативного протестантизма до нашего времени. П. своим иррационализмом и адогматизмом оказал значительное влияние не только на историю протестантизма, но и на развитие философии в Германии, особенно на классическую философию (Кант - вопрос о возможности метафизики, Шеллинг - бескорыстное созерцание эстетического и др.) и на философию жизни (возврат к жизни и чувству человека, к его реальному опыту от отвлеченных понятий и метафизических постулатов). Влияние П. испытали также Гердер, Новалис, Гете, Шлейермахер и др.
С.Л. Лепин

Источник: Новейший философский словарь

ПИЕТИЗМ
от лат. pietas – благочестие) – направление в нем. протестантизме конца 17 – нач. 18 вв. П. противопоставил себя ортодокс. богословию и церк. жизни как возрождение первонач. идей Реформации и Лютера. Будучи реакцией на рационализацию протестантского богословия, П. представлял собой типичное религ. движение, стремившееся к пробуждению и обновлению религ. чувства и по своим внутр. тенденциям тяготел к традиц. мистицизму, реализуя его в рамках и формах протестантизма. В то же время П. был нем. вариантом религ. движения, прошедшего в 17–18 вв. по всей Европе вне конфессиональных границ и стремившегося к углублению веры (учения Молиноса, Ж. де Лабеди, методизм в Англии и т.д.). Осн. линия развития П. (в лютеранстве) связана с именами Ф. Я. Шпенера ("Pia desideria", Fr./M., 1675) и А. Г. Франке. На начальной стадии П. выступал в основном как религ.-практич. течение, не касающееся существа богословских догм, со след. особенностями: 1) упором на эмоц. личное переживание связи с божеством в противовес рационалистич. вероучению ортодокс, теологов – отсюда культ чувства в П. и внимание к человеч. психологии; 2) призывом к практич. следованию принципам христ. морали; 3) возвращением к ранне-лютеровскому положению о "всеобщем священстве" в противовес резкому отделению духовенства от массы верующих. С деятельностью Франке в Галле, ставшем центром П., наступил период догматич. закостенения П. и систематизации его осн. принципов. След. положения П. (как они выявились в полемике проф. А. Ланге из Галле и ортодокс. богослова В. Э. Лешера) противоречили офиц. вероучению: истинно только богословие возрожденных (П. подчеркивал необходимость для обретения благодати наряду с крещением и личного возрождения); для оправдания веры нужны добрые дела; перфектизм – вера в возможность достичь относит. совершенства; хилиазм; отвержение нравственно-безразличных дел, что вело к осуждению развлечений, театра и т.п. В стороне от осн. направления П. находилось учение Г. Арнольда, давшего в своей "Непартийной истории церкви и еретиков" (G. Arnold, Unparteyische Kirchen und Ketzerhistorie, Tl 1–4, Fr./M., 1729) резкую критику церк. жизни, впервые пересмотревшего историю церкви с недогматич. нравств. позиций и отчетливо выразившего демократич.-социальную сторону П.: стремление к социальному равенству, идею полной религ. терпимости, сведенные на нет галльской кодификацией П. П. вместе с сопутствующими ему мистикой и теософией 18 в. противостоял рационалистич. философии Просвещения. Пиетистами были И. Я. Мозер, Гаман, Лафатер. П. оказал известное влияние на Гердера и Гете (понимание мира как органического целого) и был одним из течений, подготовивших нем. романтизм. П. восприняли Ваккенродер, Новалис; идею личной религии развивал Шлейермахер. Как течение П. перестал существовать в конце 18 в. Возрождавшийся в виде отд. очагов в 19 в. (особенно в Вюртемберге) П. имел мало общего с П. 17–18 вв. В целом П. с его противопоставлением внешней, догматич. стороне религии ее субъективной, эмоц. стороны, акцентированием роли индивидуального переживания в религии явился своеобразной формой религ.-этич. приспо-собления личности к сложившейся системе бурж. обществ. отношений, чем и определяется его консервативный характер. Лит.: Нечаев П., П. и его историч. значение, М., 1873; Sclimid H., Die Geschichte des Pietismus, N?rdlingen, 1863; Ritschl ?., Geschichte des Pietismus, Bd 1–3, Bonn, 1880–86; J?ngst J., Pietisten, T?bingen, 1906; Pietismus und Nationalismus, hrsg. von M. Beyer–Fr?lich, Lpz., 1933 (Deutsche Selbstzeugnisse, Bd 7); ?inson К. S., Pietism as a factor in the rise of German nationalism, N. Y., 1934; Salomies I., Der Hallesche Pietismus in Ru?land zur Zeit Peters des Gro?en, Hels., 1936. Ал. В. Михайлов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Пиетизм
(Pietism).
В истории христианства периодически возобновляется тенденция, когда на передний план выдвигается повседневная жизнь христианина и уделяется меньше внимания формальным теологическим конструкциям и церковной организации. Историки пиетизма подчеркивают четыре основных признака этой тенденции. (1) Ее практический характер. Для пиетистов главное  душа человека, и поэтому особое значение они уделяют христианскому образу жизни. (2) Библейскиориентированный характер. Пиетисты, если перефразировать Дж. Уэсли,  это "люди одной книги", все жизненные цели и правила крых основаны на Св. Писании. (З)Перфекционистский пафос. Пиетисты всерьез озабочены святостью жизни, всеми силами пытаются следовать Божьим законам, распространять христианское благовестив и помогать нуждающимся. (4)Реформистский пафос. Пиетисты обычно противостоят тому, что они называют "сухостью" и "выхолощенностью" официальной Церкви и церковной практики.
Шпенер и Франке. Немецкой лютеранской церкви в кон. XVII в. приходилось преодолевать многочисленные трудности. Ее деятельность жестко контролировали князья независимых германских государств. Многие пасторы были не меньше увлечены философскими спорами и риторическими упражнениями, чем заботой о своих конгрегациях. Разрушительная Тридцатилетняя война(1618 48), крую вели под религиозными знаменами, породила скептическое отношение к церковной жизни. Однако картина не казалась слишком мрачной. Реформам в Германии способствовали события в Голландии и пуританской Англии. В немецкоязычных землях христианство сохраняло свою жизненность, о чем свидетельствовали, напр., писания И. Арндта. Его "Истинноехристианство" (1610)оказало сильное влияние на будущих деятелей пиетизма.
Тем не менее во многих местах еще неугасшую церковную жизнь искажали и сухость, и беспринципность церковных лидеров. Ситуацию изменил неутомимыйтрудФ.Я. Шпенера, приглашенного в 1666 г. старшим пастором во ФранкфуртнаМайне. Шпенера нередко называют отцом пиетизма. Он призвал к нравственным переменам и положил начало обширной переписке на духовные темы, благодаря чему его позже именовали "духовным советником всей Германии". Еще важнее то, что Шпенер способствовал реформам повседневной церковной практики. В проповеди, произнесенной в 1669 г., он говорил о том, что миряне могут собираться вместе и, "отставив стаканы, карты и кости", поддерживать друг друга в христианской вере. В следующем году Шпенер сам создал collegia pietatis ("собрание благочестивых"), встречавшееся по средам и воскресеньям для молитвы и обсуждения услышанной накануне проповеди. Участники читали отрывки из Св. Писания и благочестивой литературы, размышляя о том, как можно связать все это с повседневной жизнью.
В 1675 г. Шпенера попросили составить новое предисловие к проповедям И. Арндта. Тогдаон и предпринял решительный шаг к возрождению Церкви  увидели свет его знаменитые Pia Desideria ("Благочестивые помыслы"). В этой работе он кратко и доходчиво проанализировал причины духовного упадка в протестантской Германии и предложил ряд реформ. Трактат произвел настоящий фурор. Шпенер критиковал дворян и князей за непозволительный контроль над Церковью, пасторов  за подмену живой веры сухими доктринами, мирян  за нежелание вести себя похристиански. Он прямо призывал к возрождению идей Лютера и ранней Реформации, хотя несколько изменил их учение,  к примеру, он рассматривал спасение скорее как возрождение (новое рождение), а не как оправдание перед Богом.
В Pia Desideria Шпенер предложил шесть основных направлений реформы, вместе составивших краткое изложение программы пиетизма. (1)Надо "шире использовать среди нас Слово Божье". Библия "должна стать главным орудием всякого изменения". (2) Необходимо возродить "духовное священство", священство всех верующих. Убеждая каждого христианина активно участвовать в христианском служении, Шпенер приводил в пример Лютера. (3) Необходимо воплощать христианство на практике; христианство больше, чем простое знание. (4) В религиозных спорах надо проявлять сдержанность и благородство. Шпенер просил своих читателей любить неверующих и заблуждающихся, молиться за них, вести диспуты в сдержанном тоне. (5)Надо иначе готовить пасторов. Шпенер подчеркнул, что необходимо воспитывать пасторов в набожности и благочестии, а не только преподавать им академические знания. (6)Пасторы должны произносить поучительные проповеди, понятные людям, а не заумные лекции, крые мало кому понятны и интересны.
Хотя эти предложения составили программу реформирования и обновления, они выявили два нелегких момента, ставших постоянной проблемой для пиетизма. Вопервых, многие деятели Церкви и профессиональные теологи сопротивлялись предложениям Шпенера одни хотели сохранить прежний статус, другие искреннебоялись опасного субъективизма и антиинтеллектуализма. Вовторых, некрые миряне воеприняли предложение Шпенера как призыв выйти из официальной Церкви, хотя он сам отвергал любые сепаратистские выводы из своих построений.
В 1686 г. Шпенер перебрался из Франкфурта в Дрезден, откуда в 1691 г. его пригласили в Берлин. Пребывание в Дрездене было отмечено непрекращающимися спорами, но оказалось небесполезным  здесь он познакомился со своим будущим преемником А. Г. Франке. В Берлине Шпенер содействовал основанию университета в Галле, крый в 1692 г. предложили возглавить Франке. Под руководством Франке университет этот показал, что такое пиетизм, вопло!ценный в жизнь. Франке превратил собственный дом в школу для бедных детей, основал получивший всемирную известность приют для сирот, институт для подготовки учителей, а позже участвовал в создании издательства, медицинской клиники и других учреждений.
Пережив в 1687 г. драматическое религиозное обращение, Франке неизменно стремился к евангелизаторской и миссионерской деятельности. Под его руководством университет Галле стал центром самых смелых миссионерских проектов того времени. Университет основал Центр восточных языков и содействовал новым переводам Библии. Влияние миссионерских идей Франке распространялось через миссионеров, отправлявшихся из Галле в другие земли, а косвенно  и через такие движения, как Моравские братья или Датская миссия, вдохновлявшиеся вождями пиетизма.
Распространение пиетизма. Шпенер и Франке стали вдохновителями самых разных направлений в германском пиетизме. Крестник Шпенера и ученик Франке, граф Н. Л. фон Цинцендорф возглавил возрожденную Моравскую церковь. Под руководством Цинцендорфа беженцы из Моравии образовали нечто вроде collegiapietatis внутри немецкого лютеранства, а затем возродили Богемский союз братьев. Моравские братья, как они себя называли, пронесли пиетистскую заботу о личной духовности буквально по всему миру. Переломным в истории англоязычного христианства стал момент, когда Дж. Уэсли оказался в обществе Моравских братьев, путешествуя по Джорджии в 1735 г. Знакомство с их образом жизни, а по возвращении в Англию и с их вероучением способствовало его евангелическому пробуждению.
Под общим влиянием Шпенера и Франке пиетистское отношение к Библии сформировалось среди еще одной группы немецких лютеран из Вюртемберга. Лидером ее стал И.А.Бенгель (16871752), сочетавший академическую ученость и благоговейное отношение к Св. Писанию. Бенгель изучал текст НЗ, тщательно и взвешенно его комментировал, написал несколько книг о Тысячелетнем Царстве.
Скоро волны пиетизма, исходившие из Галле, Вюртемберга и от Моравских братьев, дошли до Скандинавии. Со шведскими и финскими солдатами, захваченными в плен во время войны с Россией (1709), пиетизм проник в Сибирь. В Англии пиетизм получил распространение благодаря Уэсли. В ответ на просьбы немецких иммигрантов о духовном наставничестве сын Франке отправил за океан основателя американского лютеранства Г.М. Муленберга. К-ром е того, в молодой Америке пиетизм оказал воздействие на меннонитов, Моравских братьев, Братьев общинной жизни и голландских реформатов. Влияние Шпенера, Франке и их последователей не прекратилось и в XIX в. Возрождение интереса к Лютеру и его теологии, активная евангелизаторская деятельность Базельской миссии и Общества внутренней миссии Дании, проповедь норвежца X. Н. Хауге (17711824) и основание Шведской миссии Церкви Завета (1878) восходят корнями к пиетизму предыдущей эпохи.
Влияние пиетизма. Историки долго изучали взаимоотношения пиетизма с Просвещением  рационалистическигуманистическим движением, бурный рост крого в XVIII в. привел со временем к секуляризации Европы. Разные авторы отмечали, что пиетизм и Просвещение одновременно ополчились на протестантскую ортодоксию, что оба движения отстаивали права каждого человека и обращали больше внимания на практику, чем на теорию. Главный исторический вопрос заключается в том, не проложил ли пиетистский антитрадиционализм, индивидуализм и практицизм путь к нехристианскому проявлению тех же свойств. Но пиетисты остались верны Св. Писанию, субъективизм их находился под контролем христианского вероучения,азначит,каковы бы ни были взаимоотношения пиетизма с Просвещением, основную причину скепсиса и рационализма надо искать в иных источниках.
Такая же историческая неясность сопутствует взаимосвязи пиетизма и интеллектуальных движений, возникших как реакция на Просвещение. Какникак три великих мыслителя постпросвещенческой эпохи  философидеалист И. Кант, гениальный писатель И. В. Гете и теологромантик Ф. Шлейермахер в юности были привержены пиетизму. Вероятно, целесообразно рассматривать пиетизм как движение, параллельное Просвещению и позднейшим европейским движениям, с их поисками личного смысла и неприятием иссякших традиций. Но, поскольку пиетизм в самой сущности своей привержен Евангелию, он оставался источником бесспорно христианского возрождения.
В XVIIXVIII вв. религиозные движения, близкие пиетизму, возникли вне Германии. Фактически немецкий пиетизм был одной из вариаций общей темы  потребности выйти за пределы выхолощенных формул о Боге, чтобы установить с Ним более близкие отношения. Такие попытки предпринимали английские пуритане кон. XVIXVII в. Пуританин из Новой Англии К. Мейтер, переписывавшийся с Франке, старался распространить пиетистский дух в Новом Свете. После смерти Мейтера прошло немного лет, но американское Великое пробуждение 173040х гг. имело уже пиетистские черты. В Англии труд "Настойчивый призыв к благочестивой и святой жизни" (Serious Call to a Devout and. Holy Life, 1728) У. Ло отстаивал нечто близкое пиетистской морали. А методизм Уэсли, с его акцентом на Св. Писание, приверженностью евангелизму и учительству, с его духом практической благотворительной деятельности и евангелического экуменизма, носил, по самой своей сути, пиетистский характер.
Пиетистские элементы можно наблюдать и вне протестантизма, в католицизме и иудаизме. Янсенистское движение во Франции XVII в. подчеркивало религию души, за крую ратовал Шпенер. Основатель хасидского движения в иудаизме Баал ШемТов (170060) тоже стремился вырваться за пределы ортодоксального обряда и обрести близостьс Богом.
Общая оценка пиетизма должна учитывать обстоятельства его происхождения. В узком ли немецком употреблении или в более общем смысле, пиетизм был сложным феноменом. Он вобрал в себя мистицизм позднего Средневековья, прибавив к нему приверженность Св. Писанию и мысли о священстве мирян, характерные для ранней Реформации. Противостоя формализму и сухой ортодоксии теологического истеблишмента, пиетизм в своей заботе о подлинно личном религиозном опыте был продуктом своего времени. Он в нек-ром смысле был христианским ответом на то, что называлось "открытием индивида", вырабатывая христианскую форму индивидуализма и практицизма в Европе при переходе к Новому времени.
В специфически христианских категориях пиетизм можно рассматривать как серьезную попытку реформировать протестантское наследие. Страхи ранних его оппонентов частично оправдались  в худшем варианте пиетистские тенденции могут привести к чрезмерному субъективизму и неумеренной эмоциональности, повредить тщательному научному анализу, раздробить Церковь в угоду эмоциональному сепаратизму, выработать новые кодексы почти законнической морали и принизить ценность предания. Вместе с тем пиетизм был и остался источником мощного возрождения Церкви. В своих лучших проявлениях он доказывает абсолютную необходимость Св. Писания для христианской жизни, вдохновляет мирян на христианское служение, поощряет миссионерство, способствует развитию религиозной свободы и сотрудничества верующих, призывает христиан не успокаиваться до тех пор, пока они не обретут близость с Богом.
М.А. Noll (пер. Ю.Т.) Библиография: A. Ritschl, Geschichte des Pietismus, 3 vols.; F. ?. Stoeffler, The Rise of Evangelical Pietism, German Pietism During the Eighteenth Century, and (ed.) Continental Pietism and Early American Christianity; D. W. Brown, Understanding Pietism; R. Lovelace, The Dynamics of Spiritual Life.
См. также: Шпенер, Филипп Якоб; Франке, Август Герман.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
170.50 кб

Просвещение и пиетизм: к истории трансформации нравственных требований протестантизма

Еремеева Н.В.
В статье дается краткий обзор моральной проблематики периода лютеранской ортодоксии и пиетизма в контексте их соотношения с идеями Просвещения.
Читать PDF
382.03 кб

Учение пиетизма: а было ли религиозное Просвещение в Германии?

Крыштоп Людмила Эдуардовна
В статье рассматривается религиозное движение пиетизма, сформировавшееся в середине XVII в. в Германии и игравшее немаловажную роль на протяжении всего Просвещения.

Похожие термины:

  • ПИЕТИЗМ (лат. pietas - благочестие)

    мистическое учение в ортодоксальном лютеранстве, появившееся в 17-18 вв. в Германии как негативная реакция на догматизацию протестантской церкви, еще так недавно провозгласившей приоритет живой ве