ПИАЖЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ПИАЖЕ (Жан)
швейцарский психолог и педагог (Невшатель, 1896 — Колонь-Белльрив, 1980). Один из основателей и пионеров детской психологии. Его работы о «поэтапном» развитии мысли и языка у ребенка, его концепция ребенка как существа, отличного от просто «маленького взрослого», -— отмечены определенной оригинальностью: до него ребенка рассматривали как взрослого в миниатюре; Пиаже подчеркнул «природное» различие между миром взрослого и миром ребенка. Исследования генезиса человеческого разума привели его в конечном счете к изучению высших проявлений разума, в частности, — научной мысли. Таков его проект «Введения в генетическую эпистемологию» (1950), открывающий перед генетической психологией новые исследовательские горизонты. Его сочинения: «Язык и мысль ребенка» (1923), «Представление о мире у ребенка» (1926), «Психология разума» (1947), «Биология и познание» (1967), «Логика и научное познание» (1967), «Структурализм» (1968), «Уравновешенность познавательных структур» (1975). С 1952 г. Пиаже преподавал в Сорбонне. В 1955 г. он основал Международный центр генетической эпистемологии, опубликовавший около 40 выпусков «Исследований по генетической эпистемологии» («Etudes depisternologie genetique»). Кроме того, совместно с Фрэсом он издал «Трактат по экспериментальной психологии» (9 томов). Последний его важный вклад в науку — дебаты с Н. Хомским о проблемах языка и обучения. Ему мы обязаны понятиями ассимиляции, аккомодации, консервации, стадий развития, равновесия, уравновешенности и т.д. См. Детство.

Источник: Философский словарь

ПИАЖЕ
Piaget), Жан (род. 9 авг. 1896) – швейц. психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления и детской психологии; создатель т.н. "генетической эпистемологии". С 1929 руководит Институтом Ж. Ж. Руссо; с 1940 заведует кафедрой экспериментальной психологии и психологич. лабораторией в Женевском ун-те. В 1955 создал "Международный центр по генетической эпистемологии". В первом цикле эксперимент. работ (1921–25) П. исходит из того, что мысль происходит от действия, но при этом необоснованно считает, что речь непосредственно отражает действие, и полагает, что для понимания логики детей достаточно анализа одной их речи. В 30-е гг. П. приходит к выводу, что между речью и мышлением ребенка не существует строгого соответствия. В ранних работах П. делает упор на "социализацию" как на главный фактор интеллектуального развития (в этом пункте взгляды П. тесно сближаются с идеями французской социологической школы – Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.). Однако попытка непосредственно связать генезис интеллекта с эволюцией социальных образований и вывести первое из второго не увенчалась успехом. В связи с этим основным для него в проблеме взаимоотношения социальной действительности и индивидуального психич. развития становится исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими и социальными. В 30-е и 40-е гг. П. сформулировал осн. положения т.н. операциональной концепции интеллекта (см. "La psychologie de l´intelligence", P., 1946). Исходным в ней является положение, что развитие и функционирование психики, с одной стороны, есть ассимиляция данного материала имеющимися у индивида схемами поведения, а с другой – аккомодация (приспособление) этих схем к определ. ситуации. Адаптация организма к среде рассматривается как уравновешивание субъекта и объекта. Высшая форма уравновешивания – образование операциональных структур; поэтому центральным в концепции П. является понятие операции – внутр. действия субъекта, генетически производного от внешнего предметного действия и скоординированного с др. операциями так, что они образуют структурное целое, систему. Для системы операций характерна обратимость, т.е. наличие для каждой прямой операции ей обратной, к-рая восстанавливает по результату первой операции исходное состояние. П. выделяет четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторный интеллект (до 2-х лет), когда имеется лишь тенденция к обратимости действий; дооперациональный интеллект (2–7 лет), когда формируются речь и представление; стадия конкретных операций (7–12 лет), когда операции становятся обратимыми, но выполняются лишь на реальных предметах, в силу чего дети не могут логически правильно строить речь независимо от реальных действий; стадия формальных операций (с 12 лет), на к-рой появляется теоретич. мышление – "чистое" мышление, не зависимое от предметных действий. На основе операциональной концепции П. рассматривает генезис эмоцион. деятельности ребенка, функции выражения (см. "La formation du symbole chez l´enfant", Nch?t. – P., 1945), a также развитие восприятия (см. "Le d?veloppement des perceptions", P., 1960). Методологически очень важной является идея П. о единстве психологич. и логич. методов исследования мышления. Алгебра логики, аппарат к-рой применяется им для описания операциональных структур, понимается как аксиоматика мышления, а психология – как соответствующая ей эксперимент. наука. Логика как идеальная модель мышления не нуждается в апелляции к психологич. фактам. Но между логикой и психологией должно быть определ. соответствие (хотя и не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, к-рых достигает развитый интеллект (см. "Trait? de logique", P., 1949; "Logic and psyhology", Manch., 1953). Синтез психологич. и логич. воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе к-рой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетич. эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологич. исследований и широко используя аппарат совр. логики и математики. Важнейшие достижения П. относятся к индивидуальной психологии. Однако полученные им результаты показали ограниченность индивидуального подхода к психике и необходимость ее общественно-историч. понимания. Сняв проблему овладения индивидом миром социальной культуры, П. не смог вывести объективное содержание знания из деятельности индивидуального субъекта. Поэтому у П. тезис о взаимодействии субъекта и объекта нередко подменяется другим, производным от него – взаимоотношением субъективного и объективного в знании. П. и его сотрудники и в наст. время продолжают разработку операцион. концепции на основе синтеза методов различных наук (логики, психологии, социологии и т.д.). Результаты этих исследований публикуются в серии "?tudes d´epistemologie g?n?tique", основателем (1957) и гл. ред. к-рой является П. Соч.: Recherche, Lausanne, 1918; La naissance de l´intelligence chez l´enfant, Nch?t.–P., 1936; La construction du r?el chez l´enfant, Nch?t.–P., 1937; La repr?sentation de l´espace chez l´enfant, P., 1948 (совм. с В. Inhelder); La gen?se du nombre chez l´enfant, P.–Nch?t., 1950 (совм. с A. Szeminska); Introduction ? l´?pist?mologie g?n?tique, v. 1–3, P., 1950; Essai sur les transformations des op?rations logiques, P., 1952; De la logique de l´enfant ? la logique de l´adolescent, P., 1955 (совм. с В. Inhelder); в рус. пер. – Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Роль действия в формировании мышления, "Вопр. психологии", 1965, No 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук, "ВФ", 1966, No 12. Лит.: Выготский Л. С., Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. П., в кн.: Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, М.–Л., 1932; Комм А. Г., Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. П., "Вопр. психологии", 1957, No 1; Непомнящая Н. И., Анализ нек-рых понятий психологич. концепции Ж. П., там же, 1964, No 4; Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. П. – психолог, логик, философ, там же, 1966, No 4; Лекторский В. ?., Садовский В. Н., Генезис и строение интеллектуальной деятельности в концепции Ж. П., в кн.: Осн. направления исследований психологии мышления в капиталистич. странах, М., 1966; Thought in the young child, ed. by W. Kessen and С K?blman, "Monographs of the Society for Research in Child Development", 1962, serial M 83, v. 27, No 2; Flavell J., The developmental psychology of Jean Piaget, N. Y., 1963. В. Лекторский, В. Садовский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • ПИАЖЕ Жан

     (р. 1896) — швейцарский психолог, философ и логик. Проф. Женевского ун-та. П. внес значительный вклад во мн. разделы психологической науки. Опираясь на большой экспериментальный материал, П. построил