ПИАЖЕ Жан

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Пиаже Жан
 (р. 1896) — швейцарский психолог, философ и логик. Проф. Женевского ун-та. П. внес значительный вклад во мн. разделы психологической науки. Опираясь на большой экспериментальный материал, П. построил в 30—40-х гг. теорию формирования интеллекта, к-рая рассматривает интеллект как систему операций, т. е. внутренних действий субъекта, производных от внешних предметных действий и образующих некоторое структурное целое. Психологические и логические идеи П. нашли свое обобщенное выражение в рамках «генетической эпистемологии» — теоретико-познавательной концепции, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. Развитие познания, по мнению П., ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным, все более устойчивым к изменяющимся условиям опыта, причем инвариантность знания материалистически рассматривается как отражение самого объекта и его свойств. В «генетической эпистемологии» имеются отдельные отступления от последовательно материалистического истолкования психики человека.

Источник: Философский словарь. 1963

ПИАЖЕ Жан (1896—1980)
швейцарск. психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии. Опираясь на большой экспериментальный материал, П. построил в 30 — 40-х гг. операциональную концепцию интеллекта, к-рая рассматривает интеллект как систему операций, т. е. внутренних действий субъекта, производных от внешних предметных действий и образующих нек-рые структурные целостности. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций П. использует исчисления математической логики. Большая заслуга принадлежит П. в развитии экспериментальной психологии: в серии работ он проанализировал механизмы формирования осн. психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи П. нашли свое обобщенное выражение в рамках “генетической эпистемологии”— теоретико-познавательной концепции, основанной на генетическом и историко-критическом подходе к анализу знания. Развитие познания, по мнению П., ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным, все более устойчивым к изменяющимся условиям опыта, причем инвариантность знания рассматривается как отражение самого объекта, его свойств и активной познавательной деятельности человека. В последние годы жизни П. разрабатывал проблемы генетической эпистемологии в связи с актуальными вопросами логики, психологии, биологии, лингвистики и кибернетики (в частности, вопросы о междисциплинарных связях психологии, ее месте в системе наук, специфике структурных методов познания и т. д.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПИАЖЕ Жан
швейцарский философ; p. 9.8.1896 (Невшатель) — ум. 16.9.1980 (Женева); профессор в Женеве, директор Института Ж.-Ж. Руссо. Помимо исследований по детской психологии и психологии личности занимался философскими вопросами символического мышления, формирования нравственных норм, генетики, познания, понимания языка и др., а также основными вопросами структурализма. Осн. соч.: La causalité physique chez l’enfant, 1927; Le jugement moral chez l’enfant, 1932, нем. изд. 1954; Le développement de la notion de temps chez l’enfant, 1946, нем. изд. 1955; La psychologie de l’intelligence, 1946; нем. изд. 1948 (рус. пер.: Психология интеллекта, 1969); Traité de logique — Essais de logistique opératoire, 1949; Introduction à l’epistémologie génétique, 1950, нем. изд. 1973; Les mécanismes perceptifs — Modèles probabilistes, 1961; Sagesse et illusions de la philosophie, 1965, нем. изд. 1974; L’image mentale chez l’enfant, 1966, нем. изд. 1979; Biologie et connaissance, 1967; Logique et connaissance scientifique (Hg.), 1967, нем. изд. 1974; Le structuralisme, 1968, нем. изд. 1973; Собр. соч.: Gesammelte Werke, 10 Bde., 1975. — A. Nicolas, J. Piaget, Paris, 1976 (библ.). (На рус. яз.: Избр. психологические труды, 1969.)
G. Furth. Intelligenz und Erkenntnis, 1972; G. Cellerier. J. R, Paris, 1973; T. Kesselring. Entwicklung u. Widerspruch. Ein Vergleich zwischen P.s genet. Erkenntnistheorie und Hegels Dialektik, 1981; F. Buggle. Die Entwicklungspsychologie J. P.s, 1985; M. Seltman, P.
Seltman. P.s Logic. London, 1985; R. L. Fetz. Struktur und Genese — J. P.s. Transformationen der Philos., 1988; T. Kesselring. J. P, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПИАЖЕ (Piaget) Жан
род. 9 авг. 1896, Невшатель - ум. 16 сент. 1980, Женева) - швейц. психолог, философ и логик, директор (с 1955) Международного центра генетической эпистемологии. Выдвинул концепцию стадиального развития психики. В одной из первых работ ("Речь и мышление ребенка", 1923; рус. пер. 1932) описал специфику детского мышления, выделив эгоцентризм (см. Эгоцентричный) в качестве главной отличительной характеристики его познавательной деятельности; в силу этого ребенок смешивает субъективное и объективное, переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. В мышлении ребенка обнаруживаются и такие особенности, как магия (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы) и анимизм (эти предметы наделяются сознанием и волей); см. Первобытные формы религии. В трудах "Генезис элементарных логических структур" (1939 - 1941; рус. пер. 1963) и "Психология интеллекта" ("La psychologie de l&inteligence", 1946) построил операциональную концепцию интеллекта. В качестве формального аппарата описания систем интеллектуальных операций Пиаже использовал исчисления математической логики. В серии работ по экспериментальной психологии проанализировал механизмы формулирования осн. психических функций и, в частности, важнейших понятий и принципов человеческого мышления. Психологические и логические идеи Пиаже нашли свое обобщенное выражение в рамках особого направления исследований, названного им генетической эпистемологией (симбиоз генетического и историко-критического подхода к анализу знания). Кроме указанных работ, выпустил (совместно с П. Фрессом) многотомный труд "Экспериментальная психология". На рус. яз. в 1969 вышли в свет "Избр. психологические труды".

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПИАЖЕ Жан
9.8.1896, Невшатель -16.9. 1980, Женева), швейц. психолог, создатель операциональной концепции интеллекта и генетич. эпистемологии. Проф. ун-тов Невшателя (1926-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54). Основатель Междунар. центра генетич. эпистемологии в Париже (1955). Директор (с 1929) ин-та Ж. Ж. Руссо в Женеве. В ранних работах (1921-25) ключом к пониманию мышления ребенка П. считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка», 1923, рус. пер. 1932); при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта» - «La psychologie de Г intelligence», 1946), функционирование и развитие психики совершаются в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже наличными у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по П., представляет собой «внутр. действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия (см. Интериоризация) и скоординированное с др. действиями в определ. систему. П. выделил четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональ-ную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. П. внес значит. вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики; недостатки его концепции (переоценка роли логического в психологич. анализе мышления и др.) были подвергнуты критике в сов. психологии.

Источник: Советский философский словарь

ПИАЖЕ (Piaget) Жан
1896—1930) — швейц. психолог, философ и логик. С 1955 директор Международного центра генетической эпистемологии. В первых научных работах видел разгадку мышления ребенка в анализе детской речи (“Речь и мышление ребенка”, 1923; рус. пер. 1932). Он описал при этом своеобразие детского мышления, считая эгоцентризм главной отличительной характеристикой познавательной деятельности ребенка. Дети постоянно путают субъективное и объективное, переносят свои внутренние побуждения на реальные связи вещей. Они считают слова и жесты весьма действенными, а предметы наделяют сознанием и волей.
В работах “Генезис элементарных логических структур” (1939—1941; рус. пер. 1963) и “Психология интеллекта” (рус. пер. в кн. “Избранные психологические труды”, 1969) излагается операциональная концепция интеллекта. По мнению П., функционирование и развитие психики происходит через адаптацию индивида к среде. Природные схемы поведения позволяют ассимилировать материал через устоявшиеся механизмы восприятия, но в то же время эти схемы приспосабливаются к реальным жизненным ситуациям. П. различает четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций.
Для описания систем интеллектуальных операций П. использует математическую логику. В области экспериментальной психологии заслуга П. в том, что он проанализировал механизмы выражения основных психических функций и прежде всего важнейшие понятия и принципы человеческого мышления. Психологические и логические идеи П. получили теоретическую проработку в рамках особого направления исследований, которое он назвал генетической эпистемологией. Ее основной принцип — возрастание инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. П. принадлежит многотомный труд “Экспериментальная психология” (совместно с П. Фрессом). Избр. психологические труды. М., 1969. Популярная энциклопедия и психоанализ. М., 1997.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ПИАЖЕ (Piaget) Жан
1896-1980) - швейц. психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемологии. Проф. ун-тов Невшателя (1923-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54). Основатель Международного центра генетической эпистемологии (1955). В ранних работах (1921-25) ключом к пониманию мышления ребенка П. считал анализ детской речи (Речь и мышление ребенка, 1923; рус, пер. 1932), при этом в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривались процессы социализации. В последующем источник формирования и развития детской мысли П. усматривает в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта (Психология интеллекта, 1946; рус. пер. в кн.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде - ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование операциональных структур. Операция, по П., представляет собой "внутреннее действие" субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему.
П. выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по П., является идеальной моделью мышления, и она не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект. Синтез логических и психологических воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.
(совместно с Б. Инельдер) Генезис элементарных логических структур. М., . 1963; Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965, № 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук // Вопросы философии. 1966, №12; Избранные психологические труды. М., 1969; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика. М., 1983; Схемы действия и усвоение языка // Там же; Речь и мышление ребенка. М.,1994.

Источник: Современная западная философия: словарь

ПИАЖЕ (Piaget) Жан (1896-1980)
швейцарский ученый, один из ведущих психологов 20 в. Создал новое научное направление - генетическую эпистемологию. Отвечая на вопрос о специфике человеческого способа адаптации П. делает акцент на способности человеческого интеллекта самостоятельно добывать знания, отличительной чертой которых является их объективность, независимость от добывающего эти знания субъекта. Онтогенез такой способности и стал предметом многолетних исследований П. При этом П. удалось достичь редкого единства созданной им уникальной по разработанности теории интеллектуального развития ребенка и собранного им самим грандиозного по объему эмпирического материала. Теория П. включает целостную систему взаимосвязанных понятий: равновесие, адаптация, ассимиляция, аккомодация, интеллект, стадии интеллектуального развития, действие, интериоризация, операция, операционная система, ритмы, регуляции, группировки, символическая функция и др. Адаптация человека связана с развитием его интеллекта. По П., существуют три основные стадии интеллектуального развития: сенсомоторный интеллект (0-2 года), дооперационное мышление (2-7 лет), операционное мышление (7-15 лет). Последнюю стадию, в свою очередь, П. разделяет на подстадию конкретных операций (7-11 лет) и подстадию формальных операций (11-15 лет). Интеллект добывает знания, осуществляя различные действия с познаваемым объектом. Развитие интеллекта - это развитие познавательных действий. При этом имеется в виду, во-первых, расширение репертуара доступных ребенку действий с познаваемым объектом и совершенствование этих действий (например, развитие координации сенсорных и моторных компонентов действия, вариативности его исполнительной части при сохранности цели, возможности объединения действий в более сложные комплексы. Во-вторых, развитие интеллекта ведет к появлению, наряду с обычными предметными действиями, действий символических, выполняемых во внутреннем плане, в воображении и далее к действиям над символическими, знаковыми формами предметных действий, например, логическим операциям над высказываниями. В-третьих, развитие интеллекта включает координацию, согласованность действий, объединение их в сложные познавательные структуры (ритмы, регуляции, группировки). Тип познавательной структуры объясняет уникальную, неповторимую феноменологию мышления на каждой стадии развития. В частности, объективность знаний - это следствие превращений познавательных действий субъекта в операции, являющиеся элементами особой познавательной структуры - группировки. Исследования П. охватывают не только развитие мышления, но и других интеллектуальных функций - восприятия, памяти (представлений), речи, морального сознания. Концепции П. присущ определенный биологизм и, соответственно, акцент на созревании как главным факторе интеллектуального развития, взгляд на развитие речи как результат созревания общей символической функции, унифицирование различных действий при анализе предметных манипуляций, измерений, классификаций, моральных суждений. Раскрытая П. феноменология интеллектуального развития ребенка стала классикой, о которой не могут не считаться даже те, кто спорит с его теорией. Наиболее полный анализ исследований П. осуществил Д. Флейвелл. Основные сочинения: "Речь и мышление ребенка" (1923); "Психология интеллекта" (1946); "Введение в генетическую эпистемологию" (т. 1-3, 1949-1950); "Механизмы восприятия" (1961); "Генетическая эпистемология" (1970); "Генезис элементарных логических структур" (1972, совместно с В. Имельдер) и др.
Г.М. Кучинский

Источник: Новейший философский словарь

ПИАЖЕ Жан
9 августа 1896, Невшатель — 16 сентября 1980, Женева) — швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интеллекта и генетической эпистемояогии. Профессор университетов Невшателя (1923-29), Женевы (с 1929) и Лозанны (1937-54).
В ранних работах (1923—46) ключом к пониманию мышления ребенка считал анализ детской речи («Речь и мышление ребенка».— La langage et pensee chez lenfant. P., 1923, рус. пер. 1932); в качестве ведущего фактора интеллектуального развития рассматривал процессы социализации. В дальнейшем источник формирования и развития детской мысли усматривал в действиях с вещами. Согласно операциональной концепции интеллекта («Психология интеллекта».— La psychologie de lintelligence. P., 1946, рус. пер.: Избранные психологические труды, 1969), функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации индивида к среде — ассимиляции данного материала уже имеющимися у индивида схемами поведения, а также приспособления (аккомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешивания субъекта и объекта является образование т. н. операциональных структур. Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие» субъекта, генетически производное от внешнего, предметного действия и скоординированное с другими действиями в определенную систему. Пиаже выделил четыре основные стадии развития интеллекта: сенсомоторную, дооперациональную, стадию конкретных операций, стадию формальных операций. Он внес значительный вклад в психологию мышления, детскую психологию, в разработку проблем взаимоотношения психологии и логики. Логика, по Пиаже, является идеальной моделью мышления и не нуждается в апелляции к психологическим фактам. Между логикой и психологией существует определенное соответствие (но не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, которых достигает развитой интеллект («Трактат по логике»,—Traite de logique. P., 1950). Синтезлогических и психологических воззрений Пиаже нашел выражение в концепции генетической эпистемологии («Introduction a lepistemologie genetique», vol. 1—3. P, 1949—1951), в основе которой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетическая эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологических исследований и широко используя аппарат современной логики и математики.
В 1955 под руководством Пиаже в Женеве был создан «Международный центр генетической эпистемологии»; начиная с 1957 центр стал издавать периодические сборники статей «Etudes depistemologie genetique», в которых участвовали многие выдающиеся психологи, логики и кибернетики 60—80-х га и анализировались такие важные проблемы, как цели и задачи генетической эпистемологии, отношение между формальной логикой и реальным мышлением, роль понятия равновесия в логике и психологии и т. п.
Соч.: Les mecanismes perceptifs. Modeles probabilistes, analyse genetique, relations avec lintelligence. P., 1961; Sagesse et illusions de la philosophie. P., 1965; Lepistemologie genetique. P., 1970; Problemes de psychologie genetique. P., 1972; Behavior and evolution. N. Y, 1978; в рус. пер.: Генезис элементарных логических структур. М., 1963 (в соавторстве с В. Инельдер); Избранные психологические труды. М., 1969; Экспериментальная психология, редакторы-составители П. Фресс и Ж. Пиаже. М., 1969, 2-е изд. М., 1994; Психогенез знаний и его эпистемологическое значение.— В сб.: Семиотика. М., 1983; Схемы действия и усвоение языка.— Там же.
Лит.: Лекторский В. А., Садовский В. Основные идеи «генетической эпистемологии» Жана Пиаже.— «Вопросы психологии», 1964, № 4; Флеивыл Д. X. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Обухова Л. ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. М., 1981; Piaget. Philosophy and the Human Sciences, ed. by Н. J. Silvennan. N.Y, 1980; Legendre-Bergeeon M.-F. Lexique de la psychologie du developpment de J. Piaget. Morin, 1980; Furth H. G. Piaget and Knowledge: Theoretical Foundation. Chi.—L., 1981; Revue internationale de philosophie, 1982. № 142—43, fasc, 4; Cohen D. Piaget: Critique and Reassesment. L.— Canberra, 1983; Brief J.-C. Beyond Piaget: a Philosophical Psychology. N. Y.-L., 1983; Piaget and the Foundations of Knowledge. Hillsdale, 1984.
В. Н. Садовский

Источник: Новая философская энциклопедия