ПЕТРАШЕВЦЫ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ПЕТРАШЕВЦЫ
представители прогрес. дворянской и разночинной интеллигенции, объединявшиеся вокруг петербурского кружка М. В. Буташевич-Петра-шевского в 40-х гг. 19 в. Ведущие его участники — М. В. Петрашев-ский, Н. А. Спешнев, Н. А. Мом-белли, И. М. Дебу, Ф. Н. Львов, Д. Д. Ахшарумов, Ф. Г. Толь, Н. С. Кашкин, А. В. Ханыков -были революц. демократами, материалистами, последователями Белинского и Герцена. П. считали, что религия примиряет людей с соц. несправедливостью, подавляет революц. активность. Они обличали Рус. правосл. церковь как защитницу крепостничества и самодержавного деспотизма, критиковали Библию, поддерживали и развивали атеистич. идеи франц. просветителей 18 в., Л. Фейербаха, ратовали за свободу совести, отделение церкви от гос-ва. Считая пропаганду атеизма необходимым элементом подготовки народа к революции, П. составляли тексты листовок, памфлетов, содержащих критику религии. Лучшие атеистич. статьи П. вошли в их коллективное соч. — во 2-й вып. «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (1846).

Источник: Атеистический словарь

ПЕТРАШЕВЦЫ
участники политического и теоретического движения рус. интеллигенции 2-й половины 40-х гг. 19 в., оппозиционного самодержавию. Деятельность П. проходила в кружках: центральным был кружок Петрашевского, главы и вдохновителя движения. Оно не было единым, в нем было два крыла: революционное и либеральное. К числу наиболее активных П. принадлежали Н. А. Спешнев, Н. А. Момбелли, И. М. Дебу, Д. Д. Ахшарумов, В. А. Головинский, А. В. Ханыков, П. Н. Филиппов, Н. С. Кашкин, Н. П. Григорьев, а также Достоевский и др. Движение было разгромлено в 1849, и царские власти жестоко расправились с его участниками. Из вопросов, обсуждавшихся в кружках П., гл. был вопрос о ликвидации крепостничества и монархии. Мн. П. были сторонниками наделения крестьян землей и установления революционным путем республики. Они резко осуждали эксплуатацию трудящихся, несправедливость властей и помещиков, жандармский произвол и отсутствие в России элементарных демократических свобод. П. критиковали буржуазный строй, отмечали, что капитализм несет народам новые страдания. П.-революционеры были социалистами-утопистами, подчеркивали, что социализм — закономерный продукт развития об-ва. Они были сторонниками крестьянского общинного социализма, пропагандистами идей Фурье в России, видели путь к социализму в народной революции. В философии П. стояли на материалистических позициях. Решающее влияние на них оказали Белинский. Герцен и Фейербах. В библиотеке П. было много книг, запрещенных к ввозу в Россию, среди к-рых осн. место занимали соч. по философии, социологии, социализму, политэкономии, в т. ч. истории революционных движений, “Нищета философии” Маркса и “Положение рабочего класса в Англии” Энгельса. В трудах П. излагаются осн. принципы материалистической онтологии и гносеологии, критикуются различные формы идеализма и религии: Канта, Гегеля, Шеллинга, Фихте, религиозные наслоения во взглядах Фурье и Фейербаха. П.-материалисты были пропагандистами научного знания. Они высказали ряд ценных мыслей о роли личности и народных масс в истории, о законах развития об-ва, о роли знания и науки. Движение П.— важный этап на пути укрепления идеологии революционного демократизма в России.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Петрашевцы
члены политического кружка, существовавшего в 1845—49 в Петербурге и созданного М. В. Буташевич-Петрашевским (1821—66). В кружок входили Н. А. Спешнев, А. В. Ханыков, П. Н. Филиппов, Н. П. Григорьев, И. А. Момбелли, И. М. Дебу, Д. Д. Ахшарумов, В. А. Головинский, П. А. Кузьмин, А. П. Баласогло, Ф. М. Достоевский, С. Ф. Дуров и др. В апреле 1849 кружок был разгромлен царским правительством. По своему составу кружок П. был неоднородным. Наряду с революционно-демократической группой (Петрашевский, Спешнев, Филиппов, Ахшарумов, Григорьев, Ханыков и др.) в него входили сторонники либерального направления (Н. Я. Данилевский, А. П. Беклемешев, В. Н. Майков и др.). Революционно настроенные П. питали ненависть к самодержавию и крепостничеству в России, выступали за революционные методы борьбы против царизма. В кружке П. изучалась и социалистическая литература. Особенно высоко ценились произв. Белинского, Герцена, Фейербаха, Фурье. В библиотеке П. были труды Руссо, Прудона, Мишле, Леру, Сен-Жюста, Луи Блана и др., а также «Нищета философии» Маркса, «Положение рабочего класса в Англии» Энгельса. Философские и социологические идеи П. наиболее полно были изложены в «Карманном словаре иностранных слов» (1846) Петрашевского, в «Письмах к К. Хаецкому» Спешнева, в «Речах» Ханыкова, Кашкина, Ахшарумова, Толя, в «Десяти заповедях» Филиппова, «Солдатской беседе» Григорьева и др. произв. П., стоявшие на материалистических позициях (Петрашевский, Спешнев и др.), критиковали идеализм Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга. Природа и ее законы признавались ими за объективную реальность, к-рая находится в постоянном изменении и развитии. Она объявлялась П. первоисточником жизни и человеческих знаний. П. утверждали, что «в мире нет ничего, кроме материи», ничего сверхъестественного, ничего такого, чего бы не заключалось в природе мира и из него не развивалось. Высоко ценя философию Фейербаха, П., однако, критиковали его за проповедь любви, как новой формы религии, к-рая «тащит всего человека к богу» (Спешнев). Петрашевский, Спешнев, Кашкин и др. были атеистами. Критически усваивая теорию Фурье, они отбрасывали религиозные наслоения в его учении. Идеи утопического социализма у революционного крыла П. были близки к идеям революционно-демократическим.

Источник: Философский словарь. 1963

ПЕТРАШЕВЦЫ
представители прогрессивной, демократически настроенной русской интеллигенции, объединявшейся в 40-х гг. XIX в. в несколько кружков, центральным из к-рых был кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. Наибольшая активизация деятельности П. относится к 1848—1849. П. были последователями В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Правда, среди посетителей собраний П. были и либерально настроенные люди, по осн. участники кружков - М. В. Буташевич-Петрашовский, Н. А. Спешнев, П. А. Момбелли, И. М. Дебу, Ф. Н. Львов, Д. Д. Ахшарумов, Ф. Г. Толь, А. В. Ханыков и др. - стояли на позициях рев. демократизма, утопич. социализма и материализма. Царское правительство жестоко расправилось с П. Большая группа их была приговорена к расстрелу, замененному затем каторгой и арестантскими ротами. Одним из «преступлений», поставленных в вину П., было то, что на их собраниях читались речи о религии, отвергалась «достоверность всех книг свящ. писания и даже самое бытие божие» (Петрашевцы. Т. III. М. - Л., 1928, с. 295), а на одной из «пятниц» было зачитано письмо Белинского к Гоголю, к-рое вызвало «множество восторженных одобрений об-ва, в особенности там, где Белинский говорил, что у русского народа нет религии» (там же, с. 5). Борьбу против религии и церкви П. считали сост. частью борьбы против самодержавно-крепостнич. строя, понимая, что церковь с ее учением являлась защитницей этого строя. Рел. атеизм вытекал из всего строя их рев.-демократич. и материалистич. взглядов. На собраниях П. часто горячо обсуждались вопросы сущности и происхождения религии, подвергались критике тексты евангелий, анализировались доводы против религии, выдвинутые франц. материалистами и Л. Фейербахом. Идеи атеизма развивались петрашевцами и в их произведениях, в особенности во втором выи. «Карманного словаря иностр. слов, вошедших в состав русского языка» (1846), автором большей части статей и редактором к-рого был Петрашевский. Это - одно из лучших материалистич. и атеистич. произведений XIX в. Отношение П. к религии предельно ясно выражено в словах Петрашевского: «В мироздании... нет ничего сверхъестественного» (Филос. и обществ.полит. произв. петрашевцев. М., 1953, с. 320). «Нет бога и нет богов», - говорил Спешнев (там же, с. 490). Одним из оснований для отрицания «всемогущего» и «всеблагого» бога П. считали факт наличия несправедливостей в обществе, то, что одни живут в нищете и бесправны, а другие утопают в роскоши и угнетают первых. К возникновению религ. взглядов, доказывали П., привели беспомощность человека перед непонятными ему стихийными силами природы, страх перед ними. Эту идею высказывал Толь в своей речи, посвященной ©опросам религии, Ни 25 марта 1849. Та же мысль в яркой форме развивалась в статье «Оракул», написанный Петрашевским для «карманного словаря...». Петрашевский и Спешнев вслед за Фейербахом считали также, что представления о божествах произошли «от обоготворения человеком своей личности и общих закопов своего мышления» (там же, с. 184).
Будучи идеалистами в объяснении явлений обществ, жизни, П. еще не видели классовых корней религии. Но они не раз говорили, что религия служит угнетателям. Так, Ханыков называл религию и невежество спутниками деспотизма, Толь высказывал мысль, что с помощью религии угнетатели стремились дать более прочное основание несправедливым обществ, порядкам. П. показывали полную противоположность религии и науки. В то время как религия, отрицая возможность познания человеком окружающего мира, обрекает его на пассивность, наука, подчеркивали П., вооружая человека знанием закономерностей природы, дает ему возможность преобразовывать природу. Развитие естествознания приводит к тому, что «чудо, - говорил Петрашевский, - признается простым, натуральным фактом, одним из проявлений жизни природы; в нем ищут уже не откровение божества..., а стараются узнать, удобоприменяем ли он к практической жизни человека и какое значение может иметь в сфере его деятельности...» (там же, с. 307—308). Петрашевский приходил к выводу, что для человека, обладающего знанием законов природы, «в мироздании нет ничего подчинимого...» (там же, с. 320). Петрашевский обращал внимание на вред религии: «Слепая вера в бога, - писал он, - вредна, ибо она повергает человека в бездействие и косность» (Дело петрашевцев. Т. III. М. - Л., 1951, с. 28). Эту же мысль доказывал и Толь, считавший, что религия «не только не нужна в социальном смысле, но даже вредна, потому что она подавляет развитие ума...» (там же, с. 415). Им полностью отвергалась религия и как средство улучшения поведения людей: религия, говорил Толь, заставляет человека быть добрым не по собственному убеждению, а по чувству страха наказания. Отвергая всякую религию, П. были сторонниками полной свободы совести. Они считали необходимым отделить церковь от гос-ва и передать крестьянам земли монастырей и церквей. Они мечтали о создании в результате пар. революции республиканского правительства, к-рое, в частности, выполнило бы их планы в отношении религии, увеличило бы расходы на «обществ, пользы» п в том числе на всемерное развитие науки, культуры, нар. образования.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПЕТРАШЕВЦЫ,
общее название участников собраний кружков разночинной рус. интеллигенции 2-й пол. 40-х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по весну 1849 проходили у М. В, Буташевича-Петрашевского. Состав И. не был постоянным, организационно и идейно оформленным. На собраниях П. заслушивались сообщения на различные темы: Н. Я. Данилевского, А. В. Ханыкова и К. И. Тимковского - об идеях Фурье, Ф. Г, Толя - о происхождении религии, Ф. II. Львова - о спец. и энциклопедич. образовании, И. Л. Ястржембского - о политэкономии, Петрашевского - о социально-иолитич. проблемах рус. общества. Полиция раагромила движение. По делу П. было привлечено 123 чел., осуждено 22 чел., из них 21 чел.- к смертной казни, замененной ссылкой на каторгу, в арестантские роты и т, д.
Идейно-теоретич. лицо движения П, определялось его «левым», наиболее активным в политич. отношении крылом во главе с Петрашевским, к к-рому ближе всех были В. Н. Майков, Н. А, Спешнев и Н. А. Момбелли.
Как просветители, «левые» П. апеллировали к разуму, науке, философии, обличали обскурантизм, невежество, отстаивали свободомыслие, веротерпимость, права и свободы человека, находящиеся в гармонии с «общим благом» и др. Социализм «левого» крыла движения «П.» возник в рамках антифеод., антикрепостнич. просветит. мировоззрения. Сам Петрашевский считал себя фурьеристом. По его мнению, система Фурм есть попытка разрешить поставленные 18 в. проблемы «быта общественного» не посредством бурж. либерализма, к-рый приносит личность «в жертву капиталу», а на пути соединения выгод частного и общего х-ва (см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев. Это должно искоренить неисчислимое зло, источником к-рого стал «свободный ход пром-сти», т. е. капиталистич. путь развития.
В отличие от др. П., Спешнев, подобно франц. просветителям Мабли и Морелли, отстаивал идею ликвидации частной собственности.
«Правое» крыло П. (Данилевский, Тимковский, Ханыков, Н. С. Кашкин и др.) занимало по преимуществу аполитичную позицию, ограничивая свою деятельность пропагандой консервативно-романтически толкуемого социализма Фурье, подчеркивая его «мирный» и «безвредный» характер, отличие от учений о равенстве философов 18 в. и коммунистов, совместимость с политич. порядками России.
Всех участников движения П. объединяла та или иная степень критич. отношения к крепостнич. действительности. В движении П. участвовал Ф. М. Достоевский.
Выдающимся результатом деятельности Петрашевского и его единомышленников (Майкова и др.) явился «Карманный словарь иностр. слов» (в. 1-2, 1845-46). к-рый по своему духу напоминал «Филос. словарь» Вольтера. Словарь П. «удивил всю Россию» (А. И. Герцен); он «составлен умно, с знанием дела» (В. Г. Белинский).
Обществ.-политич, и филос.-историч. концепция «левого» крыла П. выражена в просветит. категориях («общее благо», «естеств. право», «природа человека», «естеств.» и «искусств.» обществ. отношения и т. д.). П. учитывали новый опыт пром. развития Зап. Европы, сравнительно с просветителями 18 в. глубже понимали направление обществ. развития, неумолимость законов историч. прогресса, роль индустрии в жизни общества и т, д., но в целом не вышли за рамки идеологии Просвещения. Перестройку форм обществ. жизни они ставили в зависимость в первую очередь от сознат. деятельности человека, а обществ.-политич. идеал обосновывали антропологич. аргументами,
В сфере философии «левые» П.- убежденные противники схоластич. систем («антиметафизики»), сторонники тесной связи философии с естествознанием. Не соглашаясь равно и с «неразвитым и грубым материализмом», отрицающим существование духовных явлений, а также со всяким «разъединением духа и материи», авторы «Карманного словаря» предложили материалистическую по сути, но пантеистически окрашенную филос. концепцию. Они признавали подчиненность всех явлений в природе определ. законам, истинность «атомистич. системы» и «общего закона противодействия сил»; отрицали покой в природе и считали беспрерывные перерождения и преобразования проявлениями ее жизни; полагали постоянной «от вечности» «массу действующих сил в природе»; в ней не может быть ничего совершенно нового, чего прежде не существовало в др. формах.
Человек, по П., является «высшим существом» (принцип «антропотеизма», «гуманитаризма», «обожествления человечества или человека»), ничтожным перед лицом природы как индивидуум, но могучим как род. Человек - новатор, приводящий в движение действующие силы (предметы) в природе или в нем самом, доступные его владычеству и управлению, вносящий в жизнь новый ряд явлений.
Спешнев шел неск. дальше антропотеизма, оформившегося под влиянием Фейербаха, в направлении к более последоват. материализму и атеизму.
«Правые» П. также критиковали «слепую веру» и спекулятивные «метафизич. учения», апеллировали к естествознанию, однако склонялись к теистич. позиции. Они заимствовали ряд принципов фурьеристской «теории всемирного единства» и «теории четырех движений». Земля с человечеством - лишь частный орган в общей жизни Вселенной, человеч. род - составная часть гармонии элементов и царств. Опираясь на теорию страстей Фурье, П. апеллировали к инстинктам и страстям человека, а также к божеств. разуму, якобы начертавшему в природе свою волю, к-рую человеку надлежит воплотить в обществ. устройство. В целом их социальная философия отличалась консервативно-романтич. характером.
Движение П. временно объединило своих членов на антикрепостнич. платформе, в дальнейшем бывшие П. примкнули к различным направлениям рус. обществ. и филос. мысли. Деятельность П. внесла вклад в становление рус. просветительства 19 в., утопическосоциалистич. и революц.демократич. мысли.

Источник: Советский философский словарь

ПЕТРАШЕВЦЫ
участники собраний ("пятниц") у Буташевича-Петрашевского во 2-й пол. 40-х гт. XIX в. в Петербурге и кружков, к ним примыкавших (бр. Майковых, С. Ф. Дурова, Кашкина, Ханыкова). Их объединяли идеи отмены крепостного права, уничтожения самодержавия и установления республики, интерес к зап. философской и социалистической литературе, увлеченность работами Белинского и Герцена. Возникшие в целях самообразования, к зиме 1848/49 г. "пятницы" стали пропагандистским центром, где в острых дискуссиях обсуждались политические события на Западе, порядок проведения социальных реформ в России, формы участия в народных выступлениях, возникали споры между атеистами и верующими, об общественной роли литературы. П. искали философскую концепцию, к-рая помогла бы понять происходящее в России и содействовать ее переустройству. Наиболее полно философские воззрения П. представлены в их коллективном труде - "Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка" (1-й вып. - 1844, 2-й - 1846). Задуманный Майковым и Петрашевским, к-рый и был его редактором, т. обр., чтобы обойти политическую цензуру, он состоял из специально подобранных статей, разбросанных по всему тексту, с тем чтобы внимательный читатель не терял главную нить. В завуалированной форме в словаре обличались крепостнические порядки, критиковались поклонники старины - славянофилы и зап. мыслители, считавшие классовую борьбу естественным состоянием человечества (Т. Гоббс, Г. Гроций, С. Пуфендорф). Высказывая критическое отношение к философии И. Канта и И. Г. Фихте, П. высоко ценили фр. материалистов (Д. Дидро, К. А. Гельвеция, П. Гольбаха) и социалистов Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона и др. Не соглашаясь с идеализацией первобытного об-ва Ж. Ж. Руссо, П. искали, как и мн. утописты, "тип, идеал, прообраз общественного благоустройства и человеческого счастья" в будущем, видели историческое развитие об-ва как смену различных исторических эпох, каждая из к-рых проходит свой период рождения, роста и упадка. Свидетеля быстрого развития капитализма на Западе, П. непременным, но недостаточным условием народного благосостояния считали развитие промышленности. Учение Фурье привлекало П. именно потому, что рисовало детальные картины развития производства. В поисках закономерностей общественной жизни П. обращались к идее "нормального развития человека" и необходимости полного удовлетворения его потребностей, принятой материалистами XVIII в. П. верили в силу человеческого разума и главным препятствием развития человечества считали мистицизм и обскурантизм, приметы к-рых видели и в древн., и в совр. мире, когда сильные мира сего стараются "содержать знания в тесном кружке священнодействующих, употреблять самые знания для содержания народа в еще большем невежестве и уничижении, представить ум человеческий ограниченным, божество непонятным, а истину - недосягаемой" (ст. Словаря "Обскурантизм", изъятая цензурой). Особенный вред обскурантизма П. усматривали в его гонениях на философию, призванную рассматривать "человека как человека". Теория исторического развития человечества для П. - это социализм, впервые провозглашенный Иисусом Христом догматами "любви к ближнему" и "прощения обид". Свою главную задачу П. видели в том, чтобы претворить эти идеи в жизнь, но расходились в понимании того, как это сделать. Одни из них считали, что освобождение крестьян не представляет никакого затруднения, достаточно только пылкой молодежи выйти на площадь, другие, прежде всего сам Петрашевский, считали это авантюризмом, предлагая длительную и серьезную подготовку к социальным изменениям: "Можно строить химеры, но надо говорить серьезно". Не все П. занимались философскими проблемами. Среди П. были экономисты (В. А. Милютин), писатели (Ф. М. и М. М. Достоевские, А. И. Пальм, М. Е. Салтыков-Щедрин), литературные критики (Майков, Григорьев), ученые (А. П. Баласогло, Данилевский), поэты (А. Н. Плещеев, С. Ф. Дуров), студенты (А. В. Ханыков, П. Н. Филиппов), чиновники (Д. Д. Ахшарумов, Кошкин), военные (Н. П. Григорьев, Ф. Н. Львов, Н. А. Момбелли). По словам Герцена, "круг этот составляли люди молодые, даровитые, чрезвычайно умные и чрезвычайно образованные". На каждой "пятнице" присутствовало, как правило, более десяти человек, принимавших участие в дискуссиях. Вокруг собраний появлялись кружки, в к-рых продолжилось обсуждение неотложных реформ в стране, вызревал план создания тайного об-ва, замысел о распространении революционных идей среди различных слоев населения. Вокруг Спешнева возникла законспирированная группа для организации тайной типографии и издания нелегальной литературы пропагандистского толка. Деятельность П. была прервана в самом разгаре дискуссий, в период, когда ухе была создана обширная библиотека запрещенных рус. и зарубежных авторов, подготовлены для печати листовки. В ночь с 23 на 24 апреля 1849 г. П. были арестованы. К следствию привлекалось 122 человека. Трое сошли с ума во время следствия. Специально созданная военно-судная комиссия приговорила 15 человек к расстрелу, генерал приговорил к расстрелу 21. 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге был разыгран обряд подготовки к смертной казни. Петрашевского, Григорьева, Момбелли облачили в саваны и привязали к столбам. Но вдруг прискакал царский фельдъегерь, объявив об отмене смертной казни. Она была заменена на различные сроки каторги, ссылки и отдачу в арестантские роты. Петрашевский и Львов продолжили в Сибири борьбу против царской администрации, наладили связи с ссыльными декабристами. Вместе со Спешневым были основателями сибирской периодической печати - газет "Иркутские губернские ведомости" и "Амур". По выходе с каторги нек-рые П. стали знаменитыми писателями Достоевский, Плещеев), занимались земскою деятельностью (Спешнев, Кашкин). П. высоко ценил Герцен, считая их наследниками декабристов. На страницах "Колокола" он публиковал с трудом полученные из Сибири мемуарные документы П. Оторванные от семей, общественной столичной жизни, лишенные всех прав состояния, П. на долгие годы стали для сочувствующей им интеллигенции символом гражданского мужества и героизма. О своем восторженном отношении к П. вспоминал Достоевский. Память о Петрашевском как о друге и учителе на долгие годы сохранил Салтыков-Щедрин. Мн. из документов П., их обширные архивы, рукописи, письма, особенно периода ссылки, пока еще не изучены.

Источник: Русская философия: словарь

ПЕТРАШЕВЦЫ
участники кружков передовой рус. интеллигенции (Петербург, 1845–49), ставившие своей целью борьбу против царизма на основе принципов демократии и идей утопич. социализма. Ленин считал, что революц. социалистич. интеллигенция России ведет свое начало примерно "от кружка петрашевцев" (см. Соч., т. 7, с. 26, прим.). Центр. кружок П. – кружок Петрашевского – возник в 1845. В разное время "пятницы" Петрашевского посещали литераторы – M. E. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, братья В. Н. и А. Н. Майковы, А. А. Григорьев, С. Ф. Дуров, А. И. Пальм; чиновники – братья И. М. и К. М. Дебу, А. П. Баласогло, В. А. Головинский, Д. Д. Ахшарумов, Н. Я. Данилевский, Н. И. Кайданов; офицеры – Н. А. Момбелли, Ф. Н. Львов, Н. П. Григорьев, П. А. Кузьмин; экономисты – И. В. Вернадский, В. А. Милютин, будущий географ и путешественник П. П. Семенов; учителя – Ф. Г. Толь, И. Л. Ястржембский; студенты – А. В. Ханыков, П. Н. Филиппов и др. Собрания П. происходили также у Момбелли, Н. С. Кашкина, Плещеева, Дурова и Пальма, на квартире Спешнева. Кружки П. существовали также в Москве, Ревеле, Казани, Ростове Ярославском. Часть петрашевцев была настроена в либерально-бурж. духе и в своих политич. идеалах не шла далее конституц. монархии. Но общий тон в кружках П., их обществ. лицо и историч. значение определяли деятели, либо уже ставшие революц. демократами, либо находившиеся на пути к революц. демократизму в дворянский период освободит. движения России. В своих предположениях и требованиях в области социально-экономич. и политич. преобразований П. пошли значительно дальше декабристов. В условиях политич. реакции 40-х гг. П. пропагандировали идею республики в ее демократич. форме, выдвинули требования освобождения крестьян с землей без какого бы то ни было выкупа, радикальной судебной реформы, отмены цензуры и др. Критикуя заговорщицкую тактику декабристов, П. пришли к мысли "о возможности и близости у нас революции" в форме крест. войны. Важное значение для развития революц. мысли в России сер. 19 в. имел составленный П. "Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Первый его выпуск (в подготовке к-рого приняли участие В. Майков, Петрашевский, Р. Р. Шрандман и др.) вышел в свет в Петербурге в апреле 1845. Белинский дал "Словарю" положит. оценку и советовал запасаться им "всем и каждому" (см. Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 62). Все осн. статьи второго выпуска (1846), определявшие политич. и мировоззренч. направление словаря, были написаны Петрашевским. "Петрашевцы, – писал Герцен в "Былом и думах", – ринулись горячо и смело на деятельность и удивили всю Россию „Словарем иностранных слов“" (Собр. соч., т. 10, 1956, с. 344). В апреле 1849 большая группа П. была арестована и посажена в Петропавловскую крепость. 22 человека были преданы воен. суду, 21 – приговорен к расстрелу (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Ханыков, братья Дебу, Львов, Н. Григорьев, Ястржембский, Головинский, Филиппов, Толь, Тимковский, Д. Ахшарумов, А. Европеус, Пальм, Дуров, Плещеев, Ф. Достоевский, Кашкин, П. Шапошников). На эшафоте была зачитана конфирмация, по к-рой расстрел был заменен ссылкой на каторжные работы, в арестантские роты, в линейные батальоны действующих на Кавказе войск и т.д. Филос. взгляды П. получили наиболее полное выражение в произведениях Петрашевского, Спешнева, Ханыкова, Баласогло, Д. Ахшарумова, Кашкина, Толя и Львова. Формирование их мировоззрения происходило под воздействием восстания декабристов, революции 1848–49 в Европе, нараставшего крест. и нац.-освободит. движения. Филос. и социологич. воззрения П. складывались под воздействием произведений франц. просветителей-материалистов, Фейербаха, социалистов-утопистов и особенно теории Фурье. Решающую роль в становлении мировоззрения П. в целом сыграли произведения Белинского и Герцена. В б-ке П. имелись произведения Маркса "Нищета философии" и Энгельса "Положение рабочего класса в Англии"; однако П. еще не выделяли науч. социализм из др. социалистич. учений. Филос. воззрения П. не были единообразными. Братья Достоевские, Данилевский, Беклемишев, Дуров и нек-рые другие были людьми глубоко религиозными. Петрашевский, Спешнев, Толь, Кашкин и другие П. были убежденными материалистами и атеистами. В статьях "Идеализм" (в 1-м вып. "Словаря") и "Материализм" (во 2-м вып.) ясно проводилась мысль о противоположности материализма и идеализма. В "Карманном словаре" и особенно в бесцензурных работах Петрашевского, Спешнева, Кашкина и нек-рых других П. дается резкая критика идеализма, идеалистич. метафизики. Спешнев объявил "абсолютный дух" Гегеля выдумкой идеалистич. философии, предметом веры, а не науки. В своей "Речи о задачах обществ. наук" (1848) Кашкин, опираясь на тексты из работы Герцена "Дилетантизм в науке", выступил против стремления Канта и философов-идеалистов вообще "поставить разум человека выше законов природы..." (Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, 1953, с. 657). Спешневу принадлежит глубокий критич. разбор – т.н. антропотеизма в философии Фейербаха. В статьях "Карманного словаря" отчетливо проводилась идея об объективном характере природы и законов ее развития. Спешнев назвал эту идею осн. принципом "нового времени". Петрашевский считал романтиками людей, мечтающих "... как-нибудь вывернуться из-под законов природы..." (там же, с. 381); он дал оригинальную критику идеалистич. позиции гегельянцев в этом вопросе (см. тамже, с. 402, а также с. 479, 496). Но эти утверждения не означали признания П. фатального действия законов природы. Петрашевский доказывал, что человек "... и со временем чрез сознание мировых законов, должен вполне сделаться властелином и устроителем всей в и д и м о й п р и р о д ы..." (там же, с. 342). В трактовке П.-материалистами объективных законов природы имелись элементы диалектич. подхода. В опубликованной в словаре П. ст. "Оппозиция" говорилось о действии в мире "...общего закона противодействия сил, под условием воздействия или взаимодействия которых совершается развитие всех форм бытия в природе" (там же, с. 297). В словарной статье "Неология" движение в природе, ее развитие и жизнь определялось П. как процесс обновления, как "общий закон преобразования ф о р м" (см. тамже, с. 215), действующий не только в природе, но и в сфере человеческого мышления и творчества. Но, сделав большой шаг к пониманию отд. сторон диалектич. развития природы, П. не смогли порвать с нек-рыми осн. принципами механистического материализма. В "Карманном словаре", в произведениях Петрашевского, Спешнева, Толя, Львова и нек-рых др. П. отстаивались принципы материалистич. теории познания. Примкнув к материалистически толкуемому сенсуализму, Петрашевский, Спешнев и др. отмечали вместе с тем громадное значение науч. обобщений, проверки и сопоставления добытых фактов, их систематизации, обнаружения их сущности. В свою очередь развитие разума П. ставили в зависимость от опыта, полагая, что "... знания в буквальном смысле нет a priori, a только a posteriori..." и что "... практика является предшественницей теории и обобщительницей частных фактов и явлений" (там же, с. 321). Социологич. воззрения П. Ключом к "философии истории" П. является учение о "природе человека". Гл. причину ненормальности всех предшествовавших обществ, как и совр. бурж. общества, П. вслед за Фурье видели в том, что в них "природа человека" не принималась во внимание, более того, подавлялась неправильной организацией х-ва, неразумным политич. устройством и др. факторами. П. полагали, что устройство об-ва, к-рое по самой своей природе подвержено изменению, необходимо "приладить" к неизменной (или почти неизменной) "природе человека", найти с помощью разума такое обществ. устройство, при к-ром человеч. страсти не только не противоречили бы друг другу и не приходили бы в столкновение с разумом, но превращались бы из источников страдания в источники наслаждения, в движущие силы прогресса. В конечном счете активные поиски П. закономерностей развития общества привели их к признанию в качестве осн. и определяющей причины обществ. развития разума человека, эволюции его сознания. Все П. с сочувствием относились к судьбе нар. масс. Но взгляды их на роль народа в обществ. прогрессе были различны и порой даже противоположны. Выражая т. зр. либералов, Беклемишев видел в народе лишь разрушит. силу, направленную против "обществ. порядка". По другому смотрели на народ П.-демократы. Нек-рые из них, напр. Ахшарумов, проявляли колебания в этом вопросе, не доверяя полностью народу на том основании, что из-за тяжелой жизни многие простолюдины ленивы и дики, что "... куча пьяниц, воров и даже убийц – это все жертвы нашего общества", что "от них можно всего ожидать..." (там же, с. 676). Но при всех этих колебаниях решение вопроса о судьбах обществ. прогресса П. связывали с интересами, волей и активностью нар. масс. П. высказали ряд оригинальных мыслей о роли личности в истории. Петрашевский неоднократно подчеркивал, что мыслящий человек, понимая зависимость людей от объективных законов, не приписывает отд. личности "чрезвычайного значения" и "особой важности". Вместе с тем он признавал за выдающимися личностями роль новаторов, борцов за новое против старого в обществ. жизни. Отд. П. приближались к пониманию классовой борьбы как одной из важнейших закономерностей развития общества. В этом смысле о классовой борьбе говорил Ханыков: "Один закон, выражающий эти отрицания, идет чрез всю историю в различных видах, – это закон победителей и побежденных, проявлявшийся на Востоке борьбою каст, в Греции – борьбою демотов с эвпатридами, в Риме – плебеев с патрициями, в средние века – разнообразной борьбою освобожденной личности с авторитетом, борьбою расколов, партий, сословий новых, образовавшихся в то время, характеристическою, наконец, борьбою крестьян, промышленных коммюн с вассалами и в наше время – борьбою пролетариев с капиталистами" (там же, с. 508–09). Изучение конкретного историч. опыта борьбы угнетенных народов и практич. применение принципов теории естеств. права к вопросу о нациях и нац. отношениях позволили Петрашевскому сформулировать важный тезис о праве каждого народа на независимое нац. существование. Самостоятельность нации П. не возводили в абсолют, как это делали идеологи "официальной народности" и славянофилы, а отстаивали идею равенства и дружбы между всеми народами. Они осуждали колонизаторскую политику Англии и др. гос-в в отношении отсталых стран Азии, Африки и Америки. Касаясь вопроса о будущности наций, Петрашевский, Баласогло, Ханыков, Ястржембский и др. П. считали, что в очень отдаленной перспективе исчезнут не только вражда, но и различия между нациями. Возникновение и усиление элементов реализма в социологич. воззрениях П. связано с их революц. демократизмом в политике, к-рый был слит с их утопич. социализмом. П. были противниками не только феод. рабства, но и всякого рабства и угнетения, в т.ч. и буржуазного. "С о ц и а л и з м требует устранения этих явлений из жизни общественной" (там же, с. 429). По убеждению Головинского, европ. бурж. общество не только не устранило классово-сословной борьбы, наблюдавшейся в прежней истории, но еще более обострило ее, поставив трудящихся перед выбором: смерть от голода или борьба за лучший обществ. строй. "Социализм – это протест голода" ("Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 224). На формирование социалистич. мысли П. оказали очень большое влияние социалисты-утописты Сен-Симон, Р. Оуэн и особенно Фурье. П. горячо восприняли положение Фурье о социализме как великой реорганизации обществ. произ-ва, новой организации человеч. труда. Все П.-социалисты, как сторонники революц. преобразований, так и их противники, были убеждены, вслед за Фурье, в возможности увеличения произ-ва до размеров, обеспечивающих всем не только довольство, но даже роскошь (см. тамже, т. 2, 1941, с. 298). Вслед за Фурье П.-социалисты были убеждены в том, что превращение труда из тягостной обязанности в источник непосредств. наслаждения жизнью приведет к резкому увеличению числа людей, занятых производит. трудом, ибо в сферу произ-ва перейдут все люди, ведущие паразитич. образ жизни, и все прислуживающие им; сюда же перейдет значит. часть торг. сословия; ненужным окажется войско, таможенная стража, сборщики акцизов и податей. Организация труда на основе ассоциации откроет широкие возможности для вовлечения в крупное произ-во женщин, для соединения школьного образования с производственным обучением детей. Вместе с тем большинство петрашевцев-социалистов не считало социалистич. взгляды своих зап.-европ. учителей безупречными. Многие из них не разделяли предложенный Фурье принцип распределения богатств в фаланстере (4/12 – на капитал, 5/12 – на труд и 3/12 – на талант), считая неправомерным передачу какой-либо части дохода капиталу. Им казалась также несбыточной мысль, чтобы предлагаемый Фурье и Оуэном социалистич. опыт в малом размере мог привести к распространению всеобщего благоденствия, а самое главное, что осуществление социалистич. хоз-ва возможно без политич. борьбы и ревелюц. преобразований в обществе. Вопрос о путях осуществления социалистич. учения в России был очень трудным для П. Самым большим препятствием для осуществления социализма, а равно и демократич. обществ. преобразований П. считали "... наше глупое, злое... правительство" (Ахшарумов Д. Д., см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, с. 674), царское самодержавие. Задача ликвидации крепостного строя и свержения царизма признавалась главной в их практич. деятельности. Но вместе с тем, наиболее дальновидные из П. полагали, что только современная, т.е. капиталастич. цивилизация должна подготовить "материалы а способы для будущего благосостояния всего человечества". Разумеется, не все П.-демократы достаточно критически относились к учению Фурье. Так, Ханыков разделял, хотя и в особенной трактовке, космологич. учение Фурье. Ахшарумов, вслед за Фурье, придерживался взгляда, что большие города есть зло в обществ. жизни и полагал, что в социалистич. обществе они должны погибнуть. Знаменательно, что в сознании ряда П. зарождались идеи рус. крест. социализма. Автор "Солдатской беседы" Григорьев показал, что община, крест. артель есть "изобретение русского ума, давно поставившего социализм на должное ему место". При обсуждении на собраниях П. вопрос о роли крест. общины поднимался неоднократно в выступлениях Головинского, Ханыкова, Баласогло и самого Петрашевского. Э т и ч . в з г л я д ы П. В области этики, как и в социологии, П. исходили "из опытного исследования природы человеческой". Для создания счастья их этика вменяла в священную обязанность всякому человеку бороться за свободное, всестороннее и гармонич. развитие всех своих способностей и удовлетворение своих потребностей. Этика П. была направлена не только против старой крепостнической, но и против ханжеской бурж. морали, основанной на религии и гоббсовском принципе "вражды всех противу каждого" (см. тамже, с. 187). В области эстетич. воззрений часть П. (M. M. Достоевский, А. Майков и др.) придерживалась концепции "иск-ва для иск-ва"; в противоположность им Петрашевский, Плещеев, Баласогло и др. отстаивали важнейшие положения эстетики Белинского с ее требованиями народности, реализма и высокой идейности художеств. произведений. Теоретич. деятельность П., организованная ими пропаганда материалистич. и диалектич. идей в философии, идей утопич. социализма и прогрессивных социологич. теорий, отстаивание ими принципов морали и эстетики, проникнутых духом революционно-демократич. гуманизма, отвечали насущным потребностям освободит. борьбы против царизма, знаменовали начало поисков передовой обществ. мыслью России правильной революц. теории. Документы и соч. см. вкн.: Карманный словарь иностр. слов..., вып. 1–2, СПБ, 1845–46; Петрашевцы в воспоминаниях современников, [т. 1], М.–Л., 1926; Петрашевцы. Сб. материалов, т. 2–3, М.–Л., 1927–28; Дело петрашевцев, т. 1–3, М.–Л., 1937–51; Филос. и обществ.-политич. произведения петрашевцев, М., 1953. Лит.: Арефьев В., М. В. Буташевич-Петрашевский в Сибири, "Рус. старина", 1902, т. 109, [No 1]; Войнов В., Петрашевский-Буташевич Михаил Васильевич, в кн.: Рус. биографич. словарь, [т. 13], СПБ, 1902; Герцен А. И., Петрашевский, Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 6, П., 1919; Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы, ч. 1, М., 1922; Бешкин Г., Идеи Фурье у Петрашевского и петрашевцев, М.–П., 1923; ?ифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; Никитина Ф., Обществ.-политич. и филос. взгляды М. В. Буташевича-Петрашевского, в сб.: Из истории рус. философии XVIII – XIX вв., М., 1952; Огарев Н. П., Предисл. [ к сборнику "Рус. потаенная литература XIX в."], в его кн.: Избр. соц.-политич. и филос. произведения, т. 1, М., 1952; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 17; Герцен А. И., Собр. соч. в 30 томах, т. 10, М., 1956, с. 343–44; т. 17, М., 1959, с. 106–107; т. 18, М., 1959, с. 243–44; т. 19, М., 1960, с. 193, 230; т. 25, М., 1961, с. 46, 67, 138; [Мартыновская В. С.], Соц.-экономич. мировоззрения петрашевцев, в кн.: История рус. экономич. мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Богатов В. В., Осн. черты мировоззрения выдающихся представителей движения П., М., 1958; Усакина Т. И., Петрашевцы и лит.-обществ. движение сороковых годов XIX в., Саратов, 1965; Лейкина-Свирская В., Петрашевцы, М., 1965. В. Евграфов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины: