ПЕТЦОЛЬДТ Йозеф

Найдено 1 определение
ПЕТЦОЛЬДТ Йозеф

(4нояб. 1862 – 1 авг. 1929) – нем. философ-эмпириокритик, основатель "Общества позитивистской философии" (1912). П. популяризовал концепцию "чистого опыта" Авенариуса и стремился объединить ее с имманентной философией Шуппе. В книге "Введение в философию чистого опыта" (рус. пер., т. 1, СПБ, 1910) П. критиковал материалистическую концепцию причинности, заменяя ее функциональной зависимостью, которая свидетельствует "... о процессах, не следующих друг за другом во времени, а одновременных и тем не менее друг от друга зависящих" (указ. соч., с. 38). Поскольку причинно-следственная связь неотторжима от движения во времени (что затрудняет выявление начала действия причины и ее завершение), постольку, по П., этот тип зависимости неопределенен. В соответствии с общей концепцией однозначности П. проводил т. зр. психофизического параллелизма. Развивая махистский принцип экономии мышления, П. считал, что самый существенный признак всех целей нашего мышления и творчества является устойчивость (см. "Einf?hrung in die Philosophie der reinen Erfahrung", Bd 2, Lpz., 1904, S. 72). На основании этого принципа он пытался построить гносеологию, этику и эстетику. В кн. "Проблема мира с точки зрения позитивизма" (рус. пер., СПБ, 1909) П. выступал с критикой материализма по вопросу о субстанции, развивая понятие интроекции Авенариуса. Согласно П., тенденция мышления к устойчивости приводит к попытке обнаружить за изменчивостью вещей нечто постоянное – сущность, противопоставленную миру явлений. Такое удвоение мира и есть интроекция, "вкладывание" несуществующей субстанции в вещи: ощущение и есть сама вещь. Отрицая субстанциальность вещей, П. развивает концепцию принципиальной координации субъекта и объекта. Поскольку мир для П. существует лишь как ряд чувств. образов, к-рые для различных субъектов различны, он в конечном счете приходит к релятивизму и, – несмотря на словесное признание объективной реальности, – к солипсизму. Гносеология у П. сведена к психологии. "Мы знаем теорию познания в более узком смысле этого слова, как психологию познания..." ("Проблема мира...", с. 192). Причем субъект познания для П. – это изолированный, вырванный из социальных связей индивид. Историю философии П. рассматривал как "историю мучений, которые причиняло мыслителям полное ничто, выдуманная вещь, субстанция" (там же, с. 213). Лишь благодаря Юму, критиковавшему понятия причинно-следственной связи и субстанции, создается, по мнению П., возможность возникновения науч. философии. Филос. взгляды П. были подвергнуты обстоят. критике в кн. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (Соч., т. 14, с. 149). Соч.: Maxima, Minima und ?konomie, Altenburg, 1891; Das Gesetz der Eindeutigkeit, "Vierteljahrsschrift f?r wissenschaftliche Philosophie", 1895, Jg 19, H. 2; Die Stellung der Relativit?tstheorie in der geistigen Entwicklung der Menschheit, 2 Aufl., Lpz., 1923; Das Verh?ltnis der Machschen Gedankenwelt zur Relativit?tstheorie, в кн.: Mach ?., Die Mechanik in ihrer Entwicklung, Lpz., 1921. Лит.: Herrmann Ch., J. Petzoldt, "Kant-Studien", 1929, Bd 34, H. 3/4. А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.