ПЕРУН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Перун
Бог грозы у древних славян, хранитель порядка и противник Чернобога. После крещения славян его культ был перенесен на святого Илью.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ПЕРУН
гл. бог др.-славян. пантеона, бог дождя, молнии и грома. П. соответствовал греч. Зевсу и римск. Юпитеру. Культ П. сохранялся до принятия христианства на Руси. Черты П. были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца (см. Святых культ).

Источник: Атеистический словарь

Перун
слав.)  – бог грозы (грома). Был также связан с войной и считался покровителем военной дружины и ее предводителя, особенно на Руси. Его представляли в виде немолодого бородатого мужа, скачущего на коне или едущего в колеснице. В Киевской Руси П. Почитали как высшего из богов. С П. связывали горы, дубы и дубравы, ему был посвящен четверг, называемый «днем Перуна».

Источник: Мифологический словарь

ПЕРУН
божество грома и молнии, повелитель др. богов в религии древних славян, особенно восточных; аналогичен др.-греч. Зевсу. Образ II. носил двойств. характер: считалось, что П. своими молниями и дождями как бы оплодотворяет землю, а с другой стороны - в сознании верующих он был грозным карающим и разрушающим божеством. С распространением христианства церковники пытались устранить из нар. верований образ П., но, поскольку это не вполне удалось, перенесли его черты на Илью-пророка и Георгия Победоносца.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПЕРУН
слав.): Бог грозы и грома; связан с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя – князя, особенно на Руси. Его представляли в виде Идола с деревянной головой, серебряными волосами и золотыми усами. Главным оружием его были камни и стрелы. Разъезжает на коне или колеснице и поражает своим оружием змеевидного врага. Дерево, посвященное П. было дубом; день – четверг. П. является одной из ипостасей Даждьбога, выдвинувшегося на первое место в условиях военных походов на Балканы У1 в. Р. Х. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10 вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Перун
др.- рус. Перунъ, обществ. Регипъ)—в славянской мифологии Бог грозы и грома (бог-громовник). Этот славянский культ восходит к древнейшей индоевропейской традиции. В балтийской традиции аналогичным богом выступал Перкунас. Выступал как глава языческого пантеона (Зевс у греков), выполнял функции военного предводителя, покровителя военных дружин и их предводителей. У восточных славян — покровитель княжеской власти. Образ Перуна - идол с серебряной головой и золотыми усами. В индоевропейской традиции главный атрибут Перуна - борода, которая давала ему громовую силу. Молнии Перуна имели образ камней, каменных молний или топоров. В поздней традиции Перун превращается в святого Петра или Илью (Георгия) - он на коне с копьем-молнией, которой поражает змея - темную силу. Обычно Перун побеждает своего соперника - бога темных сил (иногда Белеса - бога скота и царства мертвых), после чего освобождаются воды, идет дождь с молнией и громом. Ритуал вызывания дождя очень широко распространен в славянской культуре; это обливание водой женщины, культ связан с дубом, с дубовыми рощами, с возвышенностями, на которых устанавливались идолы. В балтийской и славянской традиции имеется связь Перуна со сторонами света, в других культурах с ним связывают четырех-, восьмичленную) структуру священного пространства. Бог был соотнесен с календарем, ему был посвящен день « четверг ». В северной части русской территории отмечалось обилие Перунов. Это обстоятельство исследователи связывают с географической и сезонной множественностью функций и ипостасей божества. Кое-где формы Перуна получали самостоятельное воплощение в подчиненных божествах. В Киеве Перун возглавлял пантеон, идол стоял на берегу Днепра вместе с другими главными персонажами.

Источник: Человек и общество. Культурология

Перун

Перун – бог-громовник, которому в славянском пантеоне принадлежит особое место. Он связывался с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя – князя.
Перун – сын Сварога. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи, гром выражает его гнев, по всему небу развеваются его одежда и борода, ветры и бури – его дыхание.
Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче. Когда же вернутся из теплых стран птицы, Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский конь переносит его в мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов. Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый ворон, петух, возвещающий утро. Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие на тучи, считались священными.
Перун посылает дожди, от него зависит урожай, а значит – жизнь. Он покровитель земледелия и кузнечного дела. Как Перун плугом-грозой вспахивает облачное небо, разбрасывает семя дождя, гремит палицей, так и человек на земле возделывает пашню, кует плуги и топоры. Как Перун побеждает темные силы, так и пахарь ведет вечный бой с засухой или холодом. Поэтому в древнерусском языке родственны слова: оратай (пахарь) и рать (войско). А Перун не только бог грома и молнии, но и покровитель воинов.
По традиции Перуна считают верховным божеством древних славян, хотя, по мнению исследователей, он занял главенствующее место относительно поздно, а до него во главе пантеона стояли Род (Сварог) или Дажьбог.
Перун представлялся славянам в образе немолодого длиннобородого мужа, разъезжающего по небу на огненной колеснице в сопровождении грозной свиты – Грома, Молнии, Дождя и Урагана. Перун мечет на землю каменные стрелы и там, где ударит такая стрела, из земли начинает бить гремячий (незамерзающий) ключ.
По свидетельству древнерусского летописца, идол Перуна был деревянный, с серебряной головой (то есть волосами; серебро изображало седину) и золотыми усами. Жрец Перуна поддерживал перед его идолом неугасимый огонь, в котором горели дубовые дрова.
Перуну посвящался центральный летний праздник земледельческого культа. В этот день в жертву Перуну приносили быка или вепря (дикого кабана). Шкура и внутренности жертвенного животного сжигались на священном огне, мясо съедалось во время ритуальной трапезы, а череп вешали на дуб – священное дерево Перуна, росший поблизости от святилища.
Перун почитался также как покровитель княжеской власти, воинов и военных подвигов. При заключении государственных соглашений князья клялись оружием и богом Перуном. В договоре князя Святослава с греками есть такая клятва: «Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною, будем прокляты от бога, в которого верим, от Перуна и Велеса, и да будем желты, как золото, и пусть посечет нас собственное оружие».
В одной из летописей содержится загадочная фраза о том, что «Перун есть мног». Исследователи толкуют ее по-разному: то ли «перуны» было собирательным названием какого-то разряда божеств, то ли это указание на большое количество святилищ Перуна. Таких святилищ действительно было много. Одно из наиболее значительных находилось в Киеве, другое – близ Новгорода, в местечке, до сих пор носящем название Перынь.
После введения христианства святилища всех языческих богов были уничтожены, идолы повержены. Идол Перуна, стоявший в Киеве на вершине холма, сбросили в Днепр. Летописец рассказывает, что, когда он плыл по течению, киевляне бежали по берегу следом и кричали: «Выплывай, Перуне, выплывай!»
В христианскую эпоху образ Перуна-громовержца слился в народном сознании с образом святого Ильи-пророка, так же, как и Перун, разъезжающего по небу на огненной колеснице. В засуху совершались молебны, посвященные Илье-пророку, а в Ильин день – 20 июля (2 августа по новому стилю) – строго запрещались полевые работы. Если же кто-нибудь нарушал этот запрет, то его лошадь распрягали, а сбрую всей деревней пропивали в кабаке.
Связь образа Ильи-пророка с языческими представлениями ясно выступает и в поверьях о том, что Илья-пророк своими громовыми стрелами преследует нечистую силу, которая в грозу прячется, превращаясь в змей, собак и кошек, укрывается под шляпками грибов-поганок. После Ильина дня запрещалось купаться, потому что в этот день купаются черти и вода становится опасной для человека.

Источник: Словарь славянской мифологии