(Perspektivismus) — философское воззрение, согласно которому все познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего, и, следовательно, невозможна значимость всеобщности, свободная от влияния этой позиции. Лейбниц отметил, что один и тот же город, наблюдаемый с различных сторон, предстает перед нами перспективно многообразным, так же и в силу наличия бесконечного множества простых субстанций имеется столь же много различных миров, которые, однако, являются не чем иным, как соответствующими различным точкам зрения перспективными взглядами на один-единственный мир. Представителями перспективизма были также Ницше, Дильтей, Ортега-и-Гасет и др. К. Ясперс говорит о том, что каждый индивид смотрит на мир, находясь в своей «раковине».
С. F. Graumann. Grundlagen einer Phânomenologie und Psychologie der Perspektivitât, 1960.
ПЕРСПЕКТИВИЗМ
ПЕРСПЕКТИВИЗМ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПЕРСПЕКТИВИЗМ
понятие, выдвинутое Ф. Ницше уже в ранних произведениях «Рождение трагедии из духа музыки» и получившее законченное выражение в таких работах, как «Человеческое слишком человеческое», «Генеалогия морали», «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла» и особенно в «Воле к власти». Уже оппозиция между аполлоническим и дионисийским интерпретировалась им перспективистски, а в дальнейшем в связи с формулировкой учения о воли к власти понятие перспективности, перспективного зрения или точки зрения становилось для него все более важным. Это понятие позволяет объяснить образы и ценности современного мира, его состав, иерархии, силы, которые в нем действуют, исходя из того, что этот мир обезбожен (эпоха нигилизма после «смерти Бога»): «Мир для нас скорее еще раз сделался «бесконечным», поскольку мы не можем ему отказать в возможности заключать в себе бесконечные толкования». Уникальная и единственная перспектива, перспектива мира с точки зрения Бога, распалась, став лишь фикцией, иллюзией единства бытия. Открывшийся хаос, однако, — лишь иной вид перспективности бытия.
Глаз видит взглядом, «из своего угла», как говорит Ницше. Всякая перспективная точка зрения претендует на захват зримого, т. е. обладает волей к власти. Если в наличии одна перспектива, то рядом с ней и в ней самой со-существуют множество других перспективных углов, т. е. потенциальных точек зрения. Точка зрения появляется в результате действия пластических сил, которые выводят глаз из инертного дрейфа вдоль поверхности мира к взгляду как активно избирательному, волевому движению в зрительном поле. Мир, понимаемый перспективно, должен быть описан с точки зрения пафоса дистанции, которая не является интервалом или расстоянием, но зависит от того, насколько точно воля к власти направлена на мир и объекты, с какой патетической силой она себя в них утверждает, пытаясь ими завладеть. Дистанция не дана, а завоевывается в борьбе с другими. Нельзя выявить сущностное ядро вещи, ибо оно-то и есть точка зрения, сформировавшаяся вокруг этого ядра и ставшая самой вещью. Вещь — это форма, содержащая в себе точку зрения на мир. Перспективное поле зрения включает в себя множество углов-точек зрения, которые постоянно смещаются по отношению друг к другу, преобразуя предмет захвата в зависимости от тех пластических сил, что действуют в отдельной точке зрения. «Субъект» для Ницше не представляет собой кантианское трансцендентальное единство Я, но является множественным. Его сфера действия то расширяется, то сужается, он смещается в собственной сфере и то господствует над внешними ему позициями и точками зрения, то подчиняется им, ослабляя свое присутствие в мире (вплоть до исчезновения, полной утраты воли к власти). Человека сменяет сверхчеловек как новая точка зрения по отношению к человеку. См. лит. к ст. Ницше.
В. А. Недорога
Глаз видит взглядом, «из своего угла», как говорит Ницше. Всякая перспективная точка зрения претендует на захват зримого, т. е. обладает волей к власти. Если в наличии одна перспектива, то рядом с ней и в ней самой со-существуют множество других перспективных углов, т. е. потенциальных точек зрения. Точка зрения появляется в результате действия пластических сил, которые выводят глаз из инертного дрейфа вдоль поверхности мира к взгляду как активно избирательному, волевому движению в зрительном поле. Мир, понимаемый перспективно, должен быть описан с точки зрения пафоса дистанции, которая не является интервалом или расстоянием, но зависит от того, насколько точно воля к власти направлена на мир и объекты, с какой патетической силой она себя в них утверждает, пытаясь ими завладеть. Дистанция не дана, а завоевывается в борьбе с другими. Нельзя выявить сущностное ядро вещи, ибо оно-то и есть точка зрения, сформировавшаяся вокруг этого ядра и ставшая самой вещью. Вещь — это форма, содержащая в себе точку зрения на мир. Перспективное поле зрения включает в себя множество углов-точек зрения, которые постоянно смещаются по отношению друг к другу, преобразуя предмет захвата в зависимости от тех пластических сил, что действуют в отдельной точке зрения. «Субъект» для Ницше не представляет собой кантианское трансцендентальное единство Я, но является множественным. Его сфера действия то расширяется, то сужается, он смещается в собственной сфере и то господствует над внешними ему позициями и точками зрения, то подчиняется им, ослабляя свое присутствие в мире (вплоть до исчезновения, полной утраты воли к власти). Человека сменяет сверхчеловек как новая точка зрения по отношению к человеку. См. лит. к ст. Ницше.
В. А. Недорога
Источник: Новая философская энциклопедия
перспективизм
ПЕРСПЕКТИВИЗМ (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — разновидность субъективистской теории познания, в которой мир предстает в виде личной «перспективы» каждого человека. Это значит, что особенности восприятия объекта субъектом определяют процесс познания. Разработана в трудах Тейчмюллера, Ницще и Ортеги-и-Гассета. Рассуждая о метафизических интерпретациях реальности и субъективности индивидуального мгновенного опыта, Тейчмюллер обосновал тезис о том, что единственной фундаментальной реальностью является самость человека, а концептуальный мир есть проекция ее конститутивной активности. Основываясь на метафизике Лотце и монадологии Лейбница, Тейчмюллер полагал, что каждая метафизическая система содержит собственные истины. Точка зрения такой метафизической системы есть перспектива понимания всей реальности в целом. Ницше утверждал, что каждый человек, интерпретируя мир, вкладывает в эту интерпретацию собственный смысл. Этот смысл появляется благодаря тем влечениям и потребностям, которые свойственны данному субъекту, его социальной ситуации и частным интересам. Поэтому процесс познания понимается как индивидуальное восприятие мира. Ницше отрицал, что вещи и ценности имеют собственное существование вне мнения о них человека, поэтому, если смотреть с точки зрения множества перспектив, высвечивающих эти мнения, мера понимания мира существенно увеличивается. П. Ницше, таким образом, не исключает возможность знания о мире; он акцентирует проблему его постижения и получения, проблему понимания и возможность его отделения от заблуждения, вымыслов субъекта. Ницше утверждает, что истина как корреспонденция не существует, и нет «истинного мира бытия». Нет объективного знания, выразимого в привычных терминах истины и реальности; нет и знания человека о самом себе. Мир обладает бесчисленными смыслами — «перспективами» или «перспективными» подходами к различным вещам, за плюрализмом которых реальность исчезает и на первый план выдвигается фигура самого познающего субъекта. П. Ницше пролегает в русле идей натуралистической эпистемологии. В отличие от Ницше, Ортега-и-Гассет подчеркивает важность реальности для создания перспективы, идея которой является новым словом в понимании человека как субъекта познания. В создании перспективы участвуют два элемента: реальность внешнего мира и сам человек, причем структура реальности такова, что делает перспективу свойством самой реальности. Многочисленные слои и планы реальности инспирируют различные точки зрения на нее со стороны познающего субъекта. Ортега-и-Гассет ввел формулу «Я есть "Я" и мои обстоятельства», в соответствии с которой «обстоятельства» — имманентная часть окружающего человека мира. В них включаются как материальное окружение человека, так и определенное множество его убеждений, его психофизика. Человеческое «Я» формируется как единство его сознания и индивидуальных «обстоятельств». Это единство предопределяет индивидуальную точку зрения человека на мир, единственную и неповторимую «перспективу» видения последнего, недоступную никому другому и порожденную его индивидуальными особенностями. Познавая мир, человек организует, но не изменяет его. Индивидуальная перспектива познания мира порождает относительную индивидуальную истину о нем. Нет ложных перспектив, кроме той, что претендует на исключительность. Перспективистская эпистемология сводит познавательную деятельность к актам спонтанного восприятия мира и не рассматривает познание как понятийную, теоретическую деятельность. В рамках перспективистской эпистемологии познающий субъект стремится сообщать о чем-то, но это сообщение не может быть реализовано, так как нет инвариантных характеристик объекта познания и, как следствие, нет объективных понятий, которыми субъект может оперировать. М.А. Кукарцева