ПЕРСПЕКТИВИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПЕРСПЕКТИВИЗМ
(Perspektivismus) — философское воззрение, согласно которому все познание обусловлено личной позицией, точкой зрения познающего, и, следовательно, невозможна значимость всеобщности, свободная от влияния этой позиции. Лейбниц отметил, что один и тот же город, наблюдаемый с различных сторон, предстает перед нами перспективно многообразным, так же и в силу наличия бесконечного множества простых субстанций имеется столь же много различных миров, которые, однако, являются не чем иным, как соответствующими различным точкам зрения перспективными взглядами на один-единственный мир. Представителями перспективизма были также Ницше, Дильтей, Ортега-и-Гасет и др. К. Ясперс говорит о том, что каждый индивид смотрит на мир, находясь в своей «раковине».
С. F. Graumann. Grundlagen einer Phânomenologie und Psychologie der Perspektivitât, 1960.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПЕРСПЕКТИВИЗМ
понятие, выдвинутое Ф. Ницше уже в ранних произведениях «Рождение трагедии из духа музыки» и получившее законченное выражение в таких работах, как «Человеческое слишком человеческое», «Генеалогия морали», «Веселая наука», «По ту сторону добра и зла» и особенно в «Воле к власти». Уже оппозиция между аполлоническим и дионисийским интерпретировалась им перспективистски, а в дальнейшем в связи с формулировкой учения о воли к власти понятие перспективности, перспективного зрения или точки зрения становилось для него все более важным. Это понятие позволяет объяснить образы и ценности современного мира, его состав, иерархии, силы, которые в нем действуют, исходя из того, что этот мир обезбожен (эпоха нигилизма после «смерти Бога»): «Мир для нас скорее еще раз сделался «бесконечным», поскольку мы не можем ему отказать в возможности заключать в себе бесконечные толкования». Уникальная и единственная перспектива, перспектива мира с точки зрения Бога, распалась, став лишь фикцией, иллюзией единства бытия. Открывшийся хаос, однако, — лишь иной вид перспективности бытия.
Глаз видит взглядом, «из своего угла», как говорит Ницше. Всякая перспективная точка зрения претендует на захват зримого, т. е. обладает волей к власти. Если в наличии одна перспектива, то рядом с ней и в ней самой со-существуют множество других перспективных углов, т. е. потенциальных точек зрения. Точка зрения появляется в результате действия пластических сил, которые выводят глаз из инертного дрейфа вдоль поверхности мира к взгляду как активно избирательному, волевому движению в зрительном поле. Мир, понимаемый перспективно, должен быть описан с точки зрения пафоса дистанции, которая не является интервалом или расстоянием, но зависит от того, насколько точно воля к власти направлена на мир и объекты, с какой патетической силой она себя в них утверждает, пытаясь ими завладеть. Дистанция не дана, а завоевывается в борьбе с другими. Нельзя выявить сущностное ядро вещи, ибо оно-то и есть точка зрения, сформировавшаяся вокруг этого ядра и ставшая самой вещью. Вещь — это форма, содержащая в себе точку зрения на мир. Перспективное поле зрения включает в себя множество углов-точек зрения, которые постоянно смещаются по отношению друг к другу, преобразуя предмет захвата в зависимости от тех пластических сил, что действуют в отдельной точке зрения. «Субъект» для Ницше не представляет собой кантианское трансцендентальное единство Я, но является множественным. Его сфера действия то расширяется, то сужается, он смещается в собственной сфере и то господствует над внешними ему позициями и точками зрения, то подчиняется им, ослабляя свое присутствие в мире (вплоть до исчезновения, полной утраты воли к власти). Человека сменяет сверхчеловек как новая точка зрения по отношению к человеку. См. лит. к ст. Ницше.
В. А. Недорога

Источник: Новая философская энциклопедия

перспективизм
ПЕРСПЕКТИВИЗМ (фр. perspective от лат. perspicere — смотреть сквозь, проникать взором) — разновидность субъективистской теории познания, в которой мир предстает в виде личной «перспективы» каждого человека. Это значит, что особенности восприятия объекта субъектом определяют процесс познания. Разработана в трудах Тейчмюллера, Ницще и Ортеги-и-Гассета.         Рассуждая о метафизических интерпретациях реальности и субъективности индивидуального мгновенного опыта, Тейчмюллер обосновал тезис о том, что единственной фундаментальной реальностью является самость человека, а концептуальный мир есть проекция ее конститутивной активности. Основываясь на метафизике Лотце и монадологии Лейбница, Тейчмюллер полагал, что каждая метафизическая система содержит собственные истины. Точка зрения такой метафизической системы есть перспектива понимания всей реальности в целом.         Ницше утверждал, что каждый человек, интерпретируя мир, вкладывает в эту интерпретацию собственный смысл. Этот смысл появляется благодаря тем влечениям и потребностям, которые свойственны данному субъекту, его социальной ситуации и частным интересам. Поэтому процесс познания понимается как индивидуальное восприятие мира. Ницше отрицал, что вещи и ценности имеют собственное существование вне мнения о них человека, поэтому, если смотреть с точки зрения множества перспектив, высвечивающих эти мнения, мера понимания мира существенно увеличивается. П. Ницше, таким образом, не исключает возможность знания о мире; он акцентирует проблему его постижения и получения, проблему понимания и возможность его отделения от заблуждения, вымыслов субъекта. Ницше утверждает, что истина как корреспонденция не существует, и нет «истинного мира бытия». Нет объективного знания, выразимого в привычных терминах истины и реальности; нет и знания человека о самом себе. Мир обладает бесчисленными смыслами — «перспективами» или «перспективными» подходами к различным вещам, за плюрализмом которых реальность исчезает и на первый план выдвигается фигура самого познающего субъекта. П. Ницше пролегает в русле идей натуралистической эпистемологии.         В отличие от Ницше, Ортега-и-Гассет подчеркивает важность реальности для создания перспективы, идея которой является новым словом в понимании человека как субъекта познания. В создании перспективы участвуют два элемента: реальность внешнего мира и сам человек, причем структура реальности такова, что делает перспективу свойством самой реальности. Многочисленные слои и планы реальности инспирируют различные точки зрения на нее со стороны познающего субъекта. Ортега-и-Гассет ввел формулу «Я есть "Я" и мои обстоятельства», в соответствии с которой «обстоятельства» — имманентная часть окружающего человека мира. В них включаются как материальное окружение человека, так и определенное множество его убеждений, его психофизика. Человеческое «Я» формируется как единство его сознания и индивидуальных «обстоятельств». Это единство предопределяет индивидуальную точку зрения человека на мир, единственную и неповторимую «перспективу» видения последнего, недоступную никому другому и порожденную его индивидуальными особенностями. Познавая мир, человек организует, но не изменяет его. Индивидуальная перспектива познания мира порождает относительную индивидуальную истину о нем. Нет ложных перспектив, кроме той, что претендует на исключительность. Перспективистская эпистемология сводит познавательную деятельность к актам спонтанного восприятия мира и не рассматривает познание как понятийную, теоретическую деятельность. В рамках перспективистской эпистемологии познающий субъект стремится сообщать о чем-то, но это сообщение не может быть реализовано, так как нет инвариантных характеристик объекта познания и, как следствие, нет объективных понятий, которыми субъект может оперировать.         М.А. Кукарцева

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
324.74 кб

Перспективизм, сфера должного и объективность в социогуманитарном познании

Тузова Т.М., Алексеева Е.А.
Исследуются неизбежная горизонтность и неустранимый перспективизм социогуманитарного познания, его аксиологическая нагруженность.
Читать PDF
285.68 кб

Перспективизм как философская стратегия в «Вакьяпадии» Бхартрихари

Десницкая Евгения Алексеевна
Бхартрихари, индийский философ-грамматист (V в. н.э.
Читать PDF
112.05 кб

К проблеме ресурсоэффективности и оценке перспектив будущего человека: философский взгляд

Ардашкин Игорь Борисович
Рассматривается стратегия ресурсоэффективного развития общества, анализируется понятийный аппарат, его смысловые значения сквозь призму оценки перспектив будущего человека.
Читать PDF
242.36 кб

Христианские стратегии духовной сборки общества: успехи прошлого, актуальность, проблемы, перспектив

Столбова Н. В.
Рассматривается христианство как система духовной сборки общества, ее сильные и слабые стороны. Кризис христианской духовности на современном этапе развития вызывает как попытки отказа от нее, так и попытки ее модернизации.
Читать PDF
361.92 кб

К реабилитации транспоколенческого гуманизма в светевозможных перспектив создания технологий неуничт

Кононов Александр Анатольевич
Owing to a human nature and limitation of a human life considerable number of people do not see the big sense in existence of a human civilisation after their own death and death of their relatives.
Читать PDF
160.13 кб

О введении в анализ творчества (к обоснованию типологических перспектив концептуального освоения с у

Петряев В. В.
Исследования творчества указывают на отсутствие определенности как в отношении самого множества его феноменов, так и в выборе адекватного данной неопределенности способа их упорядочения различными авторами.
Читать PDF
558.46 кб

Ноосферный вариант цивилизационных перспектив человечества

Васильева Наталия Алексеевна
Читать PDF
78.11 кб

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ФАКТОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНВЕРГЕНЦИЯ ПЕРСПЕКТИВ

Петровский Вадим Артурович
Читать PDF
493.09 кб

Идеология и политика: определение стратегических перспектив развития современного общества

Вольтер О. В.
Рассматриваются проблемы политической идеологии как важнейшего компонента политического процесса. Анализируется теория деидеологизации общества, возникшая в начале 60-х г. XX в.
Читать PDF
243.74 кб

О некоторых задачах философии в контексте перспектив технологизации человека

Соколова Светлана Николаевна
Рассматриваются социальные и антропологические последствия технологического развития в современном мире.
Читать PDF
506.42 кб

Философский анализ перспектив человека в мире hi-tech

Хакимова Ольга Борисовна
Статья посвящена обсуждению проблем кризиса гуманизма, трансгуманизма и постгуманизма в эволюционной перспективе. Высокие технологии делают возможным социоприродный переход жизни к искусственным формам.
Читать PDF
312.14 кб

Киберпространство и перспектива формирования личностного бытия

Пудикова А. А.
Читать PDF
255.63 кб

Перспектива самопознания и другой

Рябушкина Татьяна Михайловна
Читать PDF
0.00 байт

Методологические основания нравственно-философской экспертизы права в контексте перспектив его совер

Артемов Вячеслав Михайлович
В статье обосновывается высокая значимость для общества и государства регулярной и целенаправленной нравственно-философской (этической) экспертизы права.
Читать PDF
411.20 кб

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Шулер Ирина Владимировна
В статье особое внимание уделяется выявлению теоретических основ, исторических закономерностей и перспектив развития этических взглядов в современном деловом мире.

Похожие термины:

  • взаимности перспектив тезис

    ВЗАИМНОСТИ ПЕРСПЕКТИВ ТЕЗИС — один из важнейших аспектов проблемы социализации знания в рамках социальной феноменологии. Интерсубъективность естественной установки сознания предполагает, что
  • ПЕРСПЕКТИВА

    [фр. perspective от лат. perspicere насквозь видеть, внимательно рассматривать] – перспективный, будущий период.
  • ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ЭТИКЕ

    (reversed perspective in ethics). Представление о том, что каждый человек должен испытывать чувство вины не только за свои прегрешения, но и за грехи других, а в перспективе за всё и за всех. Этот принцип опирается
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

    анализ, направленный на изучение будущего.
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    долгосрочный или среднесрочный план, сроком от 3 до 15 лет.
  • ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ

    1) долгосрочный проект, план; 2) многообещающий проект.