ПЕРФОРМАНС

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Перформанс
англ. performance — исполнение) Публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина — жест. Эпатаж, провокационность — органические свойства П. Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за П. закрепилась характеристика «акт ради искусства»); художественной сверхзадачей — утверждение идентичности творца. П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. XX в. К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат русский и итальянский футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте «Мюзик-холл» 1913 г. концепция «театра неожиданности», профанирующего классическое искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хзппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетическая поэзия К.Швиттерса, театр жестокости А.Арто, а также Творческий опыт движения «Флюксус» и японской группы Гутай. Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, рискованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому — «концептуальное шаманство» Й.Бойса, «живая скульптура» Гилберта и Джорджа. П. — искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма — своеобразный «театр памяти», то П. входит в ее состав как символ забвения. Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. LActe pour lart. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de lart contemporain depuis 1945. 2 ed. P., 1990. H. M.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

ПЕРФОРМАНС
англ. performance — спектакль) — квазитеатральное действо, режиссирование и исполнение которого совершает профессиональный художник, в одиночку или с горсткой посвященных — нанятых статистов, коллег-соратников, обычно без словесного сопровождения, либо же таковое несущественно по сравнению с изобразительной частью. «От художника требуется нетерпимость к любым ограничениям в искусстве, следовательно, основа П. всегда анархична»,— утверждает исследовательница этого жанра Р. Ли Голдберг. В отличие от собственно театрального представления, П. часто пренебрегает фабульной занимательностью. Нередкий элемент шокирующего кощунства концентрируется в неопределенной единице времени, при этом каждая последующая фаза не отличается принципиально от предыдущей.
П. может совмещать хореографию, музыку, околорелигиозное действо и карнавал кощунств, но все это претворяется в единстве осмысленного творческого жеста. Жанр позволяет художнику лавировать между шаманизмом («оргии» и «мистерии» Германа Ницша, ок. 1962) и технократией (всякий мало-мальски стоящий П. предполагает фото- и видеофиксацию), подчас совмещая и то, и другое. Некоторые классификации относят к П. и боди-арт, и «автобиографическое представление», и «социальный комментарий». Что касается последнего, то его роль неуклонно возрастает и на Западе («Осама любит погорячее» Аарона Барщака, Виндзор, 2003: непреднамеренное целование художника, переодетого лидером Аль-Каиды, с принцем Уэльским), и в России («Изгнание из рая» А. Устина, Н. Николаевой, Петербург, 2002: П. в «Макдональдсе», попытка отнятия у посетителей гамбургеров и кока-колы двумя нагими художниками). Само напряженное ожидание П. также может быть его формой (француз Андре Кадер, «человек с разноцветной палкой», чье появление в галереях вносило страх и сумятицу). И, наверное, в таком контексте следует воспринимать «собачьи представления» О. Кулика, прокомментировавшего их следующим образом: «Реальность... возбужденная моими действиями, начинает действовать абсолютно...» В другом случае П. оказывается чуток к восприятию смутных криминогенных настроений эпохи («Расстрел парижских коммунаров» В. Цаголова, Киев, 4 мая 1993).
Перформеры 1960-х годов зачастую были безжалостны к себе — вплоть до вбивания гвоздей в собственные ладони — и немилосердны к публике. В современной России история повторяется. Потенциал бунта, таящийся в П., никуда не исчез, доказательства чему приходят вновь и вновь.
[О. Сидор-Гибелинда]
СМ.: Акция, Боди-арт, Нудизм, Провокация, Хэппенинг.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
423.46 кб

Перформанс и культура: морфология и историческая типология способов разрешения экзистенциального про

Докучаев Илья Игоревич
В статье рассматривается ключевая функция культуры, которая определена как обретение человеком и обществом смысла собственного бытия, или как разрешение экзистенциального противоречия между конечностью объективной реальности и бес
Читать PDF
0.00 байт

Перформансы и художественное творчество в современной культуре

Федосеева Илзе
Широкое распространение художественных перформансов свидетельствует о сдвигах в современной культуре: на первый план среди других видов художественного творчества выдвигается коммуникативное.
Читать PDF
88.10 кб

ПЕРФОРМАТИВ: Г.В. ЛЕЙБНИЦ И ФРАНЦУЗСКИЙ ПОСТРУКТУРАЛИЗМ

Костикова Анна Анатольевна
Статья посвящена реактуализации идей Г.В. Лейбница в современной философии. В центре внимания перформативность, перформативные акты, перформативный гендер и методологические основания названных проблем.
Читать PDF
304.00 кб

ЛЕНИН, ПАРТИЯ, ПЕРФОРМАТИВ! (РЕЦЕНЗИЯ)

Фомин Иван Владленович
Читать PDF
208.81 кб

ПЕРФОРМАТИВНОСТЬ И УРОВНИ КОММУНИКАЦИИ

Кузнецов В.Ю.
Читать PDF
177.74 кб

Перформативные презумпции права в свете парадигмы коммуникативной рациональности

Синченко Георгий Чонгарович
Читать PDF
728.71 кб

Возмущение знака. О перформативе, лозунгах и Ленине

Петровская Е.
В статье предлагается интерпретация социальных протестов с точки зрения физики. Для этой цели автор среди прочего обращается к делёзианскому понятию mot d’ordre, которое одновременно означает «лозунг» и «приказ».
Читать PDF
1.02 мб

Философия М. К. Мамардашвили как перформативная практика и античная увещательная традиция

Инюшина Ирина Алексеевна
В статье рассматривается философия российско-грузинского мыслителя XX века М.К. Мамардашвили в качестве перформативной практики и духовного упражнения. На основе современных исследований перформативности и теории перформанса Р.
Читать PDF
179.48 кб

Особенности и проблемы перформативного вывода Макса Блэка, или как избежать «Гильотины»

Юрьев Роман Александрович
Рассматривается попытка решения Максом Блэком философской проблемы, получившей в его работе название «гильотина Юма». М.
Читать PDF
277.53 кб

Методологический потенциал перформативной модели языка в изучении культуры

Медведев Николай Владимирович, Медведева Евгения Евгеньевна
Статья посвящена анализу особенностей перформативной модели языка, представленной в трудах позднего Витгенштейна.
Читать PDF
204.45 кб

Намерение (не) действовать: о перформативной структуре субъективности

Дуденкова Ирина Васильевна
В современных performance studies принято сочетать введенное Остином определение перформативности как слова, совершающего действие, и марксистскую идею о критическом потенциале теории, благодаря которому теория может изменять мир.
Читать PDF
359.25 кб

Конструирование перформативной телесности в современном искусстве

Торопова Анастасия Александровна
В статье исследуется механизм конструирования перформансистского тела. Современная культура выстраивает новую антропологию, переосмысляя статус человеческого тела.
Читать PDF
1.08 мб

Логика, смысл и ценность в перформативном измерении «Логико-философского Трактата» Людвига Витгенште

Данько С.В.
Многие современные аналитики сближают основные задачи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна с программой Б. Рассела, нацеленной на устранения языковой путаницы, порождающей «фундаментальные философские проблемы».
Читать PDF
0.00 байт

Антропология перформативности: к вопросу о критике театра в современной философии

Чухров Кетеван Карловна
В статье анализируется применение понятия «театр» в философских теориях об искусстве, исследуются причины, по которым философия размышляет о перформативных практиках театра.
Читать PDF
0.00 байт

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНФИГУРАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ: ОТ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ К ПЕРФОРМАТИВНОСТИ

Дудина Виктория Ивановна
В условиях сложного и текучего характера современности социальное знание уже не успевает отражать реальность, любая самая точная репрезентация размывается быстро меняющимися референтами.

Похожие термины:

  • ПЕРФОРМАТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА

    (performative linguistics). Лингвистика, которая не только изучает язык, но дополняет и обновляет его в самом процессе описания и моделирования: анализ переходит в *синтез языка. Акт описания системы становитс
  • ПЕРФОРМАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Англ. PERFORMATIVE BEHAVIOUR. Термин, с помощью которого английский теоретик театра С. Мелроуз пытается обосновать специфику игры актеров в постмодернистском представлении, находя ее в особом «перформативн
  • Перформативное Противоречие

    Противоречие, возникающее не между двумя высказываниями, но между высказыванием (в качестве предложения) и этим же высказыванием (в качестве акта). В качестве иллюстрации часто приводят такой прим
  • Перформативные высказывания

    понятие концепции Д. Остина) - высказывания, оказывающиеся исполнением некоторого действия.
  • Перформативный

    «Объявляю заседание открытым». Если я председательствую на этом заседании, то мои слова означают, что оно началось. Такова перформативная речь (дискурс) – она сообщает бытие тому, о чем объявляет,