ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
(от франц. perfection — совершенствование) — учение о способности человека и всего человечества к совершенствованию.
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
от фр. perfection - совершенствование) - учение о способности человека и всего человеческого к совершенствованию; см. Оптимизм. Представители перфекционизма считают совершенствование человека его нравственной целью и видят в нем смысл истории вообще. Перфекционистами являются Лейбниц, Шефтсбери, Кондорсэ, Ренан, Хр. Вольф, Кант и др.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Перфекционизм
(лат. perfectio – совершенный) – в этике: признание совершенства за наивысшее благо (добро) и главную цель всех индивидуальных и коллективных (групповых) действий. За показатель и меру морального совершенствования принимается, например, сила детерминации в стремлении к совершенству и степень приближения к ней, т. е. к идеалу и к нравственному образцу. Перфекционизм часто отождествляется с ригоризмом (см. Ригоризм).
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
(Perfektionismus; от фр. perfection — «совершенствование») — учение о способности человека и всего человеческого к совершенствованию, см. Оптимизм. Корни перфекционизма содержатся в присущей эпохе Просвещения вере в прогресс, когда совершенствование человека считается его нравственной целью и смыслом истории вообще. В современном понимании перфекционизм исходит из молчаливой предпосылки, что высокий уровень технологического совершенствования само собой влечет за собой и нравственные совершенства. Перфекционистами являются Лейбниц, Шефтсбери, Кондорсе, Ренан, Хр. Вольф, Кант, большинство позитивистов, так же как и многие теоретики науки.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ
(лат. perfectus – совершенство) – система ценностных ориентаций, которая указывает на наличие (реальное или гипотетически регулятивное) некоего абсолютно положительного в нравственном отношении образца, стремление приблизиться к которому и должно составлять смысл человеческой жизни.
Стремление к самосовершенствованию П. рассматривает в качестве одной из самых возвышенных смысложизненных задач. Путь к самосовершенствованию – это путь немногих, путь аскетизма. Этическая доктрина П. (Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Л. Карсавин ) тесно связана с признанием религиозных ценностей. Вне их признания идеалы личного совершенствования могут трансформироваться в образ реально возможного достижения абсолютного совершенства здесь, на земле. Идеи П. присутствуют в концепциях мыслителей Возрождения, преобладают в философии Фр. Ницше . Воплощение идей П. в творчестве Ницше – это преобладание «любви к дальнему» над «любовью к ближнему». В этом случае П. расходится с другой системой нравственных ориентаций – альтруизмом . Не чужда этой идее в ее абсолютно светском варианте и философия марксизма . Своеобразным обоснованием П. являются идеи З. Фрейда , интерпретировавшего процесс самосовершенствования как процесс сублимации .
Стремление к самосовершенствованию П. рассматривает в качестве одной из самых возвышенных смысложизненных задач. Путь к самосовершенствованию – это путь немногих, путь аскетизма. Этическая доктрина П. (Н. Бердяев, Вл. Соловьев, Л. Карсавин ) тесно связана с признанием религиозных ценностей. Вне их признания идеалы личного совершенствования могут трансформироваться в образ реально возможного достижения абсолютного совершенства здесь, на земле. Идеи П. присутствуют в концепциях мыслителей Возрождения, преобладают в философии Фр. Ницше . Воплощение идей П. в творчестве Ницше – это преобладание «любви к дальнему» над «любовью к ближнему». В этом случае П. расходится с другой системой нравственных ориентаций – альтруизмом . Не чужда этой идее в ее абсолютно светском варианте и философия марксизма . Своеобразным обоснованием П. являются идеи З. Фрейда , интерпретировавшего процесс самосовершенствования как процесс сублимации .
Источник: Краткий философский словарь.