бытие идеального на доинформационном уровне, неопосредованное знаковыми структурами. Становление, свое Я (неповторимое начало души), Ты других субъектов, сопричастность трансцендентной реальности и её присутствие доступны только П.
Ист.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.С. 104-115. Сагатовский В.Н. Бытие идеального. СПб. 2003. С. 16-18, 36-38, 45-47.
ПЕРЕЖИВАНИЕ
Переживание
ПЕРЕЖИВАНИЕ
(Erlebnis) — имеющий большое значение опыт, который воспринимается как обогащение собственной личности. В психологии под переживанием понимается процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром; в широком смысле переживание равнозначно содержанию сознания. Благодаря этому получает выражение тот факт, что человек участвует в психическом как телесно-душевно-духовная целостность; см. также Осознанность действия; Реальность.
W. Dilthey. Das Е. und die Dichtung, 1905; E. Hóffding. E. und Deutung, 1923; A. Loewenstein. Das E., 1962; J. Habermas. Erkenntnis u. Interesse, 1968; R. Reininger (Hg.). Philos. des Erlebens, 1976; W. Mansch. Wirklichkeit und E., 1987.
W. Dilthey. Das Е. und die Dichtung, 1905; E. Hóffding. E. und Deutung, 1923; A. Loewenstein. Das E., 1962; J. Habermas. Erkenntnis u. Interesse, 1968; R. Reininger (Hg.). Philos. des Erlebens, 1976; W. Mansch. Wirklichkeit und E., 1987.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
ПЕРЕЖИВАНИЕ
1) Эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, к-рое испытывает субъект, представленное в его сознании и являющееся для него жизненным событием. 2) Наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. В этом значении термина раскрывается функция стремлений, желаний и хотений в регуляции деятельности личности. Эти формы П. отражают в сознании динамику борьбы мотивов, выбора или отвержения целей. 3) Форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов жизни, в крушении идеалов и ценностей; проявляется в преобразовании его психол. мира, направленном на переосмысление своего существования. Это значение термина фиксирует П. как особую форму активности, позволяющую в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ПЕРЕЖИВАНИЕ
Erleben) — непосредственное внутреннее схватывание явления. Переживание как процесс (Erleben) следует отличать от его содержания, пережитого (Erlebten) — и от предмета переживания. Переживание, ставшее предметом рефлексии (Erlebnis) отделено во времени от сиюминутного переживания-процесса (Erleben). Все переживания, на которые может быть направлено наше внимание, связаны между собой в непрерывном потоке переживаний (Eriebnisstrom). Поток переживаний имеет абсолютный характер (Гуссерль), ибо невозможно помыслить ни одно переживание вне его. Предмет переживания может и не обладать реальным существованием (как, напр., предмет сновидения). Вместе с тем акт переживания (Erleben); его содержание (Erlebnis) и предмет, к которому переживание отнесено (Erlebte) образуют живую целостность. Осознанное переживание всегда является ингеиционалышм, его исчерпывающее описание предполагает как выявление различных модусов его интенциональной направленности, так и различных способов данности коррелятов переживания (Erlebnis). «Переживать» — значит позволить воздействовать на себя чему-либо, прожить или испытать нечто. «Erlebnis» может означать как содержание (то, что переживается), так и «осознание» содержаний сознания. Переживание как пережитое (Erlebnis) характеризуется следующими чертами: своим содержанием; непосредственостью самого акта переживания (Erleben), который понятийно не опосредован; связанностью пережитого с переживающим субъектом; значимостью пережитого для жизненной взаимосвязи субъекта в целом. Переживание, или пережитое (Erlebnis), стало одной из важных категорий философии 19—20 вв. (В. Дильтей, О. Больнов, Н. Аббаньяно) благодаря заключенной в ней непосредственности, каковой субъекту открывается его собственная жизнь, и была использована в полемике как с претензией на абсолютность гегелевской спекуляции, так и с естественнонаучными и материалистическими интерпретациями проявлений человеческой жизни.
Лит.: Brentano Fr. Deskriptive Psychologie. Hamb., 1982; Dilthey W. Ideen zur einer beschreibenden und zergliedernden Psychologie.— Dilthey W. Gesammelte Schriften. Gott., 1982, Bd. V; Husserl E. Logische Untersuchungen. Untersuchungen zur Phanomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle, 1901.
И. А. Михаилов
Лит.: Brentano Fr. Deskriptive Psychologie. Hamb., 1982; Dilthey W. Ideen zur einer beschreibenden und zergliedernden Psychologie.— Dilthey W. Gesammelte Schriften. Gott., 1982, Bd. V; Husserl E. Logische Untersuchungen. Untersuchungen zur Phanomenologie und Theorie der Erkenntnis. Halle, 1901.
И. А. Михаилов
Источник: Новая философская энциклопедия