ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович
сер. 16 в.) — русский мыслитель-публицист. Выходец из Западной (Литовской) Руси, ок. 1539 приехал в Москву. Основные сочинения — «Сказание о книгах», «Сказание о Магмете салтане», «Первое предсказание философов и докторов», «Малая челобитная», «Второе предсказание философов и докторов», «Сказание о царе Константине» и «Большая челобитная» — были написаны в кон. 40-х гг. 16 в. и переданы Ивану IV. В них предлагались проекты государственных и социальных преобразований. Пересветов обосновывал необходимость «грозной» и высокопросвещенной царской власти, опирающейся на храбрых «воинников» и мудрых наставников, способных обуздать расточительность самоуправства «вельмож» и паразитизм «ленивых богатых». Доказывал, что личная свобода граждан — основа благополучия государства, ибо свобода порождает храбрость, отвагу и инициативу, а холопство и рабство убивают их. Закабаление объявлял порождением дьявола, источником нравственного зла и причиной оскудения государства. «Правду» (справедливость) предпочитал вере: «Бог не веру любит — правду». Он безразлично относился к обрядовой стороне православия и межконфессиональным схоластическим спорам, объявил «мудрость» одной из важнейших добродетелей человека. Как и многие гуманисты, полагал, что мудрость требует активного вмешательства в жизнь общества, а обладание ею считал неотъемлемым качеством идеального монарха.
Соч.: Соч. И. С. Пересветова, подг. текста А. А. Зимина. М.—Л., 1956. Лит.:3;

Источник: Новая философская энциклопедия

ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович

(гг. рожд. и смерти неизв.) – рус. мыслитель и политич. деятель. Происходил из мелкопоместного западнорус. дворянства Великого княжества Литовского. Ок. 1538–1539 он выехал в Россию, приняв перед этим участие в ряде воен. походов польского короля и побывав в Польше, Венгрии, Чехии и Молдавии. Перу П. принадлежат "Повесть об основании и взятии Царьграда", "Сказание о царе Константине", "Малая и Большая челобитные". В своих сочинениях, поданных осенью 1549 Ивану IV Грозному, П. изложил проект гос., военных и судебных реформ, в основе к-рых лежала мысль о дальнейшей централизации Русского гос-ва и создании сильной самодержавной власти, опирающейся на постоянное дворянское войско. Для достижения этих целей П. призывал к самым жестоким формам подавления любого противодействия государю. В сочинениях П. заметна тенденция к постепенной секуляризации обществ. мысли, к-рая выражается в противопоставлении ср.-век. теократич. идеям идеала светского гос-ва, возглавляемого "мудрым" монархом, действующим в интересах дворянства и руководствующимся принципом выдвижения и награждения не по "породе", а по "выслуге", т.е. по личным качествам и способностям. Идеал П. – "мудрый" и сильный государь, любящий "книжное знание" и приближающий к себе "дохторов" и ученых философов. П. настаивал па первенстве "правды" над "верою" ("бог не веру любит – правду"). Соч.: Соч., текст подготовил А. А. Зимин, М.–Л., 1956. Лит.: ?олосин И. И., О челобитных П., "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. Кафедра истории СССР", 1946, т. 35, вып. 2, с. 25–55; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.–Л., 1947; Саккетти А. Л., Политич. программа И. С. П., "Вестник МГУ. Серия обществ. наук", 1951, No 1, с. 107–17; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 34–36; Зимин ?. ?., И. С. П. и его современники, М., 1958 (имеется библ.); Клибанов А. И., Реформац. движение в России в XIV – первой половине XVI в., М., 1960 (имен. указ.); Сахаров А. М. и Муравьев А. В., Очерки рус. культуры IX – XVII вв., М., 1962, с. 209–14. В. Корецкий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.