ПАВЛОВПАВЛОВ Михаил Григорьевич

ПАВЛОВ Иван Петрович

Найдено 9 определений термина ПАВЛОВ Иван Петрович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАВЛОВ Иван Петрович

1849-1936) — сов. физиолог, лауреат Нобелевской премии, основоположник эксперимент, изучения высш. нервной деятельности животных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фундаментом для науч.-материалистич. подхода к исследованию высш. функций мозга животных и человека. Оно нанесло удар по религ. мировоззрению, показало несостоятельность утверждений богословов о целесообразности в поведении человека как проявлении сверхъестеств. нематериальных сил (души).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович

род. 14 сент. 1849, Рязань - ум. 27 февр. 1936, Ленинград) - рус. физиолог; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1904; в 1890-1914 - профессор в Петербурге. Завоевал известность своими исследованиями иннервации сердца, печени и кишечного тракта, но прежде всего учением об условных рефлексах (см. также Бехтерев, Рефлексология). Кроме того, Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакции на раздражители и др. Труды Павлова и его школы в последив десятилетия используются для разработки и создания кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности. Осн. произв.: "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897); "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923); "Лекция о работе больших полушарий головного мозга" (1927) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849—1936)

рус. естествоиспытатель, основоположник объективного экспериментального изучения высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов (Условные и безусловные рефлексы). П. развил учение Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности. Метод условных рефлексов позволил П. открыть осн. законы и механизмы деятельности головного мозга. Явление “психического слюноотделения” и многочисленные экспериментальные исследования послужили П. основанием для вывода о сигнальной функции психического. Учение П. и его совр. развитие служит одной из важнейших естественнонаучных основ материалистической психологии и диалектико-материалистической теории отражения (положение о связи языка и мышления, чувственного отражения и логического познания и др.). Труды П. и его школы в последнее время используются для разработки и создания кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности. Осн. соч.: “Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы” (1923), “Лекции о работе больших полушарий головного мозга” (1927) и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович

14(26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград] — русский ученый-физиолог. Учился в духовном училище и семинарии. По окончании Петербургского университета (1875) получил степень кандидата биологических наук. В 1879 окончил Медико-хирургическую академию; в 1883 защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». Три года работал в лабораториях Германии. В 1890—1924 профессор, заведующий кафедрой физиологии и лабораторией при Институте физиологии АН СССР. Лауреат Нобелевской премии по медицине за исследование механизмов пищеварения (1904). Действительный член Академии наук (1907), Исследуя поведение организма в единстве внешних и внутренних проявлений и во взаимоотношениях с окружающей средой, установил, что интегратором всех процессов жизнедеятельности, включая психические, служат центры больших полушарий головного мозга. Принципиально новый метод исследования функций головного мозга назвал методом условных рефлексов, которые, формируясь на основе безусловных врожденных рефлексов, вырабатываются в процессе индивидуальной жизни особи. Науку Павлов считал «орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе», поэтому экспериментально-теоретический материал, являющийся по содержанию объективно-истинным, выступает формой познавательной деятельности субъекта. В психологии допускал возможность единства («слития») субъективного и объективного, психического и физиологического, но психологический анализ считал недостаточным при изучении высшей нервной системы; выступал против интроспекции, способствовал внедрению объективных методов исследования психики. В учении о 2-й сигнальной системе, регулирующей поведение человека, важную роль отводил «сигналу сигналов» — слову, средству общения между людьми. В течение всей жизни Павлов отстаивал право ученого на творческую свободу, бесстрашно защищал подвергавшихся репрессиям ученых, резко выступал против «насилия над научной мыслью».

Соч.: Поли. собр. соч., т. 1—6. M.—Л., 1951—52; Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950. Лит.: Асратян Э. А. И. П. Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. М., 1981; Репрессированная наука, в. 2, под ред. М. Г. Ярошевского. СПб., 1994.

H. M. Северикова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАВЛОВ Иван Петрович

14(26).9. 1849, Рязань - 27.2.1936, Ленинград], рус. физиолог, акад. АН СССР (1907). Нобелевская пр. (1904).

Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистич. традиций рус. философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюц.-биологич. (адаптивный) смысл. Центр, роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внеш. и внутр. проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга - высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве осн. акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря к-рому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты мн. нервнопсихич. проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил др. категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологич. своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиц. учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внеш. и внутр. среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качеств. различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.

П. выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамич. стереотипе» как, устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал междунар. науч. школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине н психологии, утвердив детерминистский и объективный подход к исследованию поведения живых существ.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович

(1849—1936) — рус. физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей науч. шк. физиологии. Д-р медицины (1883), проф. фармакологии и физиологии (1890). Лауреат Нобелевской премии за труды в обл. исследования механизмов пищеварения (1904), чл. Рос. АН (с 1907), иностр. чл. Лондонского королевского об-ва (1907). Руководитель Ин-та физиологии АН СССР и Биол. станции в Колтушах (1925—36). В 1875 г. окончил естеств. отделение физ.-матем. ф-та Петерб. ун-та. В 1883 г. защитил докт. дис. «О центробежных нервах сердца». В 1896 г. был избран зав. каф. физиологии, к-рой руководил до 1924 г. С 1921 г. и до конца жизни в лаборатории П. проходили знаменитые «Павловские среды», где он высказывался о мн. предметах, в т.ч. о теор. психологии, к к-рой относился в целом отрицательно. Учение П. о высшей нервной деятельности (ВНД) сложилось под влиянием материалистических и позитивистских традиций рус. философии и развивало идеи И.М.Сеченова. Руководящим для П. явл. представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биол. (адаптивный) смысл. Центр. роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешн. и внутр. проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические. Тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В кач-ве осн. акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря к-рому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от врожденных безусловных рефлексов. П. преобразовал традиц. учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешн. и внутр. среды. Принципиально новым явл. вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Определяя качеств. различие между ВНД человека и животных, выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). П. разработал также учение о типах ВНД, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал междунар. науч. шк. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ. Филос. взгляды ученого представляют собой синтез вульгарного материализма и позитивизма, что не мешало ему сохранять личную религ. веру. В годы сталинских репрессий активно использовал свой авторитет и личные связи, написал неск. обличительных писем высшему руководству СССР, пытаясь защитить ряд ученых и писателей от необоснованных обвинений. Соч.: Полное собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951—1952; Павловские среды: В 3 т. М., 1949. Н.Д.Наумов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936)

русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). В 1890-1925 - профессор Военно-медицинской академии; с 1891 и до конца жизни заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины. Основные сочинения: "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897), "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923), "Лекция о работе больших полушарий головного мозга" (1927) и др. П. - основоположник объективного экспериментального постижения высшей нервной деятельность животных и человека методом изучения условных рефлексов. Становление исследовательской программы П. происходило под влиянием работ Сеченова. В ранний период научной деятельности П. изучал проблему кровообращения и механизмы нервной регуляции сердечной деятельности (1883), выявил наличие у нервной системы трофической функции. Результаты исследования П. регулирующего воздействия коры головного мозга на деятельность пищеварения были обобщены П. в рефлекторной концепции и получили международное признание - Нобелевскую премию. П. впервые в науке применил метод хронического эксперимента к анализу целостного поведенческого акта, обосновал качественное отличие между высшей нервной деятельностью человека и животных в концепции о двух сигнальных системах. Согласно П., первая сигнальная система формируется как у животных, так и у человека и представляет собой физиологический базис конкретно-чувственного восприятия мира. Вторая сигнальная система - специфически человеческий феномен - формируется на основе речи и составляет нейрофизиологическую основу абстрактно-логического мышления. Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг человека отражает реальность в обобщенном виде, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции человеческого поведения и деятельности. П. также разработал учение о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители и т.д. Работы П. внесли значительный вклад в разработку философско-методологических оснований обширного комплекса биологических наук. П. рассматривал понятие рефлекса как абстракцию, производную от понятия уравновешивания, приспособления. Поскольку приобретенные животным реакции также направлены на его приспособление к окружающей среде, уравновешивание с ней, постольку П. считал правомерным и их рассматривать как рефлексы особого рода - условные рефлексы. Таким образом, используя физический принцип уравновешивания системы с окружающей средой, П. выявил общие нормы объяснения в научных картинах физической и биологической реальностей и одновременно раскрыл различный уровень абстракций, применяемых в физических и биологических науках. Концептуальный аппарат учения П. о рефлексах вошел в категориальный строй органического детерминизма и стал широко использоваться в различных областях биологического знания. Однако учение П. об условных рефлексах содержало в себе внутреннее методологическое противоречие. Условный рефлекс как принцип регуляции жизнедеятельности рассматривался с позиций органического детерминизма, а рефлекс как принцип организации нервных связей объяснялся в рамках физиологического варианта лапласовского детерминизма. Тем самым в учении П. совмещались две различные формы детерминизма и два соответствующих им типа научного объяснения. Решение этого противоречия учениками и последователями П. привело к разработке теории функциональных систем.

Е.В. Петушкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович

14(26).09.1849, Рязань - 27.02.1936, Ленинград) - физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904). Создатель учения о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, к-рое сложилось под влиянием материалистических традиций в рус. философии, физиологического учения Сеченова, коренным образом преобразовало физиологию и психологию, обогатило медицину, педагогику и др. науки о человеке. При этом П. исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма как целостного образования, главным регулятором деятельности к-рого является нервная система. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, он перешел к исследованию поведения организма в целом, механизмов его адаптации к окружающей среде и факторов, под влиянием к-рых он приобретает новые поведенческие формы и реакции. Отклонив представления о том, что указанные процессы определяются внетелесным началом (душой), П. доказал, что осн. актом поведения является условный рефлекс (термин введен П.), реализуемый высшими нервными центрами (корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой). Следуя Сеченову, П. взаимодействие организма со средой мыслил не по типу сугубо механической детерминации, а как регулируемое внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволяют организму различать свойства внешних объектов и благодаря этому эффективно действовать в изменчивых условиях среды. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (им соответствуют в психологическом плане чувственные образы - ощущения, представления) и вербальную (им соответствуют слова - устные и письменные -  человеческой речи). Благодаря вторым сигналам, в результате анализа и синтеза чувственных образов, возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим определяется качественное различие между поведением животных, поскольку оно регулируется только первой сигнальной системой, и человека, в к-ром обе системы связаны и лишь в случае патологии наблюдается разрыв между ними. Имея биологическую основу, условный рефлекс образован на базе безусловного (определенной потребности). Если сигнал ведет к успеху (подкрепляется), между ним и ответным действием организма образуется связь, к-рая при повторе становится все более прочной. Тем не менее, она является временной и если в дальнейшем не подкрепляется, то благодаря нервному процессу торможения гаснет. Организм постепенно учится различать сигналы (процесс дифференцировки). Знание этих процессов позволяет причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение. Тем самым было доказано преимущество детерминистского и объективного подхода к нему в противовес концепциям, исходящим лишь из субъективного метода анализа сознания. П. и его школа всесторонне изучили динамику образования и изменения условных рефлексов, открывшую механизмы мн. нервно-психических проявлений, в т. ч. невроза. Вопреки утверждению, будто он представляет организм только чисто механическим устройством, реагирующим на внешние толчки, П. отстаивал активный характер поведения. Условные рефлексы предполагают деятельность головного мозга по анализу и синтезу раздражителей, ее неотделимость от внутренних побуждений (потребностей) организма. П. изучал и др. рефлексы, в частности ориентировочный, или, как он его называл, рефлекс "что такое". Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в к-рой он оказался, и наилучшим образом "вычислить" то, что представляет для него наибольшую ценность. П. выдвинул учение о различных типах высшей нервной деятельности, о динамических стереотипах как устойчивом комплексе реакций и др. Отношение П. к психологии изменялось в различные периоды творчества. В течение ряда лет он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов. В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать столько же физиологическим, сколько и психологическим явлением. Учение П. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение, выраженное в утверждении объективного метода исследования сложнейших жизненных процессов и доказательстве целостности организма как системы, внешние и внутренние проявления деятельности к-рой нераздельны. П. мужественно и последовательно выступал против идеологических репрессий, отстаивая право ученого на творческую свободу. В 1950 г. по личному указанию Сталина прошла т. наз. "павловская сессия" Академии наук СССР и Академии медицинских наук, где по обвинению в отступлении от учения П. была учинена расправа над его независимо мыслящими, наиболее преданными ему учениками (Л. А. Орбели и др.). Работами П. был углублен детерминистский подход к исследованию поведения организма. Однако его нельзя считать редукционистом. Говоря о человеке, он признавал исключительно важную роль сознания в его саморазвитии и саморегуляции его поведения. Творческие открытия П., по свидетельству В. И. Вернадского, позволяют говорить о нем не только как о естествоиспытателе, но и как о глубоком мыслителе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович

14(26) сент. 1849 – 27 февр. 1936] – рус. физиолог. Акад. (с 1907), лауреат Нобелевской премии. Окончил Петерб. ун-т (1875) и Медико-хирургич. (позднее Военно-мед.) академию (1879), в к-рой начал науч. деятельность, работая одновременно в лаборатории при клинике С. П. Боткина. В 1890–1925 – проф. Военно-мед. академии; с 1891 и до конца жизни заведовал физиологич. отделом Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его участии. П. – основоположник объективного эксперимен-тального изучения высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов. Он развил учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере психич. деятельности. Свой подход к объяснению рефлекса как фактора взаимодействия организма с внешним миром П. выразил в трех положениях: детерминизм, связь динамики с конструкцией, единство анализа и синтеза. Стремясь к исследованию организма как целостной системы в естеств. условиях, П. создал новые методы исследования, в частности ввел в практику т.н. метод хронич. опыта, позволяющий свести к минимуму влияние посторонних условий эксперимента на его результат. В ранний период науч. деятельности П. исследовал кровообращение и впервые показал механизмы нервной регуляции сердечной деятельности ("Центробежные нервы сердца", 1883). Это позволило ему сделать вывод о наличии у нервной системы трофич. функции. Перейдя к исследованию пищеварения, П. доказал, что деятельность пищеварит. тракта находится под регулирующим воздействием коры головного мозга ("Лекции о работе гл. пищеварит. желез", 1897; Нобелевская премия, 1904). Многолетние экспериментальные исследования были обобщены П. в учениц о высшей нервной деятельности, изложенном в трудах "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1927). В этом учении было показано, что в коре больших полушарий головного мозга животных и человека образуются временные связи. Они формируются в результате индивидуального жизненного опыта и прочно удерживаются благодаря их постоянному подкреплению к.-л. жизненно важной функцией организма. Важным условием целесообразности рефлекторного акта является то, что организм всегда имеет афферентные сигнализации о том, в какой степени эффективно для организма в целом развернулось данное конкретное рефлекторное действие. Тем самым П. способствовал критике целесообразности в поведении организма как проявления каких-то нематериальных сил и развил дарвиновский принцип детерминизма в объяснении поведения организма. Явления "психического слюноотделения" и многочисл. экспериментальные исследования П. послужили ему основанием для вывода о сигнальной функции психического. Именно на основе принципа сигнализации были сформулированы все осн. положения учения о высшей нервной деятельности. Существо принципа сигнализации состоит в том, что он определяет такие формы приспособления организма, когда последний в своих ответных действиях предвосхищает течение будущих событий. Существенное филос. значение имеет концепция П. о второй сигнальной системе как физиологич. базисе абстрактного мышления (см. Сигнальные системы). "Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь,специально прежде всего кинэстезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов" (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 232). В концепции о двух сигнальных системах ?. с позиций физиологии решал проблему соотношения природного и социального в отражат. деятельности человеч. мозга. П. сформулировал положение о возможности органич. "слития" субъективного и объективного, психического и физиологического, что порой давало повод для ошибочного вывода о недооценке ?. значения психического. Между тем П. имел в виду подчеркнуть единство физиологического и психического, исключающее возможность отрыва и абсолютизации психического как некоей самодовлеющей сущности, что характерно для идеализма. "...Глупо было бы отрицать субъективный мир. Само собою разумеется, он, конечно, есть... Конечно, психологический анализ нужно считать недостаточным ввиду его тысячелетних бесплодных усилий изучить и анализировать высшую нервную систему. Но психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы, – это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния" ("Павловские среды", т. 2, 1949, с. 415–16). П. выступал как воинствующий материалист, напр., в полемике с Шеррингтоном, а также с Г. Дришем и др. Учение П. в целом служит естественнонауч. основой для диалектико- материалистич. разработки вопросов психологии. Оно способствовало освобождению психологии от интроспекциоиизма (см. Интроспективная психология) и внедрению объективных методов науч. исследования психики. Работы П. имеют существ. значение для разработки также диалектико-материалистич. теории отражения. Теоретические и экспериментальные исследования П. и его школы нанесли удар по религ. и идеалистич. мировоззрению. Результаты исследований П. и его учеников и последователей были использованы в последние годы при разработке и создании кибернетич. систем, моделирующих нек-рые аспекты работы мозга. Попытки канонизировать все без исключения высказывания П., в т.ч. и чисто гипотетические, как, напр., прямолинейное деление людей только на мыслительные и художественные типы, стремление рассматривать физиологич. механизмы отражения в качестве сущности самой психики, недоучет социально-историч. природы сознания и вообще некритич. подход к ряду положений оказывали одно время неблагоприятное влияние на разработку нек-рых фундаментальных проблем философии, психологии и психиатрии. При оценке значения, к-рое имеет разработанная П. теория мозговой деятельности для совр. нейрофизиологии, необходимо учитывать, что отд. ее частные положения (напр., представления о движении тормозного процесса по коре больших полушарий и нек-рые др.) являются устаревшими. Более же общие ее утверждения (напр., концепция взаимоотношения корковых и подкорковых образований, идея подкрепления как основы условно-рефлекторной регуляции мозговой деятельности и др.) полностью сохраняют свое значение методологич. основы объективного подхода к коренным вопросам работы мозга. Как и всякая естеств.-науч. теория, учение П. не может рассматриваться во всех своих частях как абс. истина; само его применение предполагает его дальнейшее развитие. Соч.: Полн. собр. соч., 2 изд., т. 1–6, М.–Л., 1951–52. Лит.: Ухтомский ?. ?., Великий физиолог. [Некролог], "Природа", 1936, No 3; И. П. Павлов (1849–1936), М.–Л., 1949; Анохин П. К., И. П. Павлов. Жизнь, деятельность и науч. школа, М.–Л., 1949; Асратян Э. ?., И. П. Павлов. Жизнь и науч. творчество, М.–Л., 1949; Бабский Е. Б., И. П. Павлов. 1849–1936, М., 1949; Бирюков Д. ?., И. П. Павлов. Жизнь и деятельность, М., 1949 (библ.); Быков К. М., Жизнь и деятельность И. П. Павлова, М.–Л., 1949; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Филос. вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии, М., 1963.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПАВЛОВ Иван Петрович — 0

Найдено научныех статей по теме ПАВЛОВ Иван Петрович — 0

Найдено книг по теме ПАВЛОВ Иван Петрович — 0

Найдено презентаций по теме ПАВЛОВ Иван Петрович — 0

Найдено рефератов по теме ПАВЛОВ Иван Петрович — 0