ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАВЛОВ Иван Петрович
1849-1936) — сов. физиолог, лауреат Нобелевской премии, основоположник эксперимент, изучения высш. нервной деятельности животных и человека. Учение П. об условных рефлексах явилось фундаментом для науч.-материалистич. подхода к исследованию высш. функций мозга животных и человека. Оно нанесло удар по религ. мировоззрению, показало несостоятельность утверждений богословов о целесообразности в поведении человека как проявлении сверхъестеств. нематериальных сил (души).

Источник: Атеистический словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович
русский физиолог; p. 26.9.1849 (Рязань) — ум. 27.2.1936 (Ленинград); 1890—1914 — профессор в Петербурге; завоевал известность своими исследованиями иннервации сердца, печени и кишечного тракта, но прежде всего своим учением об условных рефлексах — рефлексологией, которое было развито в научной альтернативе психоанализу, на его учении отчасти основывается американский бихевиоризм. Осн. соч.: Лекции о работе главных пищеварительных желез (1897, нем. изд. 1898); Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы (1923, нем. изд. 1926, англ. изд. 1927). Полн. собр. соч.: В 6 т., 1951—1952; — W. Dube. I. Р. Pawlow, 1953. S. A. Petruschewskl. Die materialist. Lehre I. R P.s, 1956;
Hand. Ps Beitrag zur Psychiatrie, 1972; J. A. Gray. P, Brighton, 1979.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ПАВЛОВ Иван Петрович
род. 14 сент. 1849, Рязань - ум. 27 февр. 1936, Ленинград) - рус. физиолог; лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1904; в 1890-1914 - профессор в Петербурге. Завоевал известность своими исследованиями иннервации сердца, печени и кишечного тракта, но прежде всего учением об условных рефлексах (см. также Бехтерев, Рефлексология). Кроме того, Павлов разработал учение о типах высшей нервной деятельности, о "динамическом стереотипе" как устойчивом комплексе реакции на раздражители и др. Труды Павлова и его школы в последив десятилетия используются для разработки и создания кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности. Осн. произв.: "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897); "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923); "Лекция о работе больших полушарий головного мозга" (1927) и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Павлов Иван Петрович
 (1849— 1936) — рус. естествоиспытатель. Проф. Военно-Медицинской акад. (до 1925), академик (с 1907), лауреат Нобелевской премии. П. — основоположник объективного экспериментального изучения высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов (Условные и бевусловные рефлексы). П. развил учение Сеченова о рефлекторном характере психической деятельности. Метод условных рефлексов позволил П. открыть осн. законы и механизмы деятельности головного мозга. Работы по физиологии пищеварения привели П. к мысли о возможности применения метода условных рефлексов к изучению поведения, психической деятельности животных. Явление «психического слюноотделения» и многочисленные экспериментальные исследования его послужили П. основанием для вывода о сигнальной функции психического, для разработки учения о двух сигнальных системах. Учение П. в целом служит естественнонаучным фундаментом материалистической психологии и диалектико-материалистической теории отражения (положение о связи языка и мышления, чувственного отражения и логического познания и др.). Данные работ П. и его школы в последнее время служат основой для разработки и создапия кибернетических устройств, имитирующих отдельные стороны психической деятельности. Осн. труды П.: «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы» (1923), «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) и др.

Источник: Философский словарь. 1963

ПАВЛОВ Иван Петрович
(1849 - 1936) - великий русский ученый-физиолог, академик (с 1907). Научная деятельность И. подразделяется на два периода: в течение первого (до конца XIX в.) он занимался физиологией кровообращения, пищеварения и нервной системы. Его эксперименты в этих областях способствовали упрочению в медицине материалистич. теории, разработанной замечат. русским клиницистом С. П. Боткиным, и были отмечены Нобелевской премией (1904). С начала XX в. начинается второй этап в деятельности ученого: по изучению высш. отдела центр, нервной системы - головн. мозга. Только при Сов. власти П. получил возможность широко развернуть исследоват. работу, создав в итоге учение о высшей нервной деятельности - новую отрасль науки. По своему мировоззрению П. - последовательный материалист. В своих трудах П. неоднократно высказывался против религии и фидеизма и прямо называл себя атеистом. Он решительно выступая, в печати и устно, против агностицизма и неверия в силу разума. Резкой критике подвергал идеалистич. концепции в психологии и физиологии за субъективные, в конечном счете дуалистич. представления о психике как бесплотной духовной сущности («душе»), считая рефлекс и физиологическим и элементарным психическим явлением в одно и то же время. Атеистич. значение учения П. состоит в том, что он, установив объективные закономерности работы головного мозга (безусловный и условный рефлексы, первая и вторая сигнальные системы и т. д.), создал научное понимание психики, объяснил те поихич. явления (сои, сновидения, гипноз, самовнушение, нек-рые случаи «чудесных» исцелений), к-рые считались необъяснимыми и выдавались церковниками за «доказательство» существования «души» и бога. П. разработал также научное понимание инстинкта, темперамента, связи мышления с языком и речью, психич. заболеваний. Исключив возможность спекулирования на незнании сложных психич. явлений, П. дал в этой области блестящее подтверждение принципа детерминизма. Материалистическое по своей сущности учение о высшей нервной деятельности является одной из естеств.-научных основ диалектич. материализма и могучим оружием в борьбе с идеализмом и религ. представлениями.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПАВЛОВ Иван Петрович
14(26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград] — русский ученый-физиолог. Учился в духовном училище и семинарии. По окончании Петербургского университета (1875) получил степень кандидата биологических наук. В 1879 окончил Медико-хирургическую академию; в 1883 защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца». Три года работал в лабораториях Германии. В 1890—1924 профессор, заведующий кафедрой физиологии и лабораторией при Институте физиологии АН СССР. Лауреат Нобелевской премии по медицине за исследование механизмов пищеварения (1904). Действительный член Академии наук (1907), Исследуя поведение организма в единстве внешних и внутренних проявлений и во взаимоотношениях с окружающей средой, установил, что интегратором всех процессов жизнедеятельности, включая психические, служат центры больших полушарий головного мозга. Принципиально новый метод исследования функций головного мозга назвал методом условных рефлексов, которые, формируясь на основе безусловных врожденных рефлексов, вырабатываются в процессе индивидуальной жизни особи. Науку Павлов считал «орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе», поэтому экспериментально-теоретический материал, являющийся по содержанию объективно-истинным, выступает формой познавательной деятельности субъекта. В психологии допускал возможность единства («слития») субъективного и объективного, психического и физиологического, но психологический анализ считал недостаточным при изучении высшей нервной системы; выступал против интроспекции, способствовал внедрению объективных методов исследования психики. В учении о 2-й сигнальной системе, регулирующей поведение человека, важную роль отводил «сигналу сигналов» — слову, средству общения между людьми. В течение всей жизни Павлов отстаивал право ученого на творческую свободу, бесстрашно защищал подвергавшихся репрессиям ученых, резко выступал против «насилия над научной мыслью».
Соч.: Поли. собр. соч., т. 1—6. M.—Л., 1951—52; Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности. М., 1950. Лит.: Асратян Э. А. И. П. Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. М., 1981; Репрессированная наука, в. 2, под ред. М. Г. Ярошевского. СПб., 1994.
H. M. Северикова

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАВЛОВ Иван Петрович
14(26).9. 1849, Рязань - 27.2.1936, Ленинград], рус. физиолог, акад. АН СССР (1907). Нобелевская пр. (1904).
Учение П. о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистич. традиций рус. философии и развивало идеи И. М. Сеченова. Руководящим для П. являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюц.-биологич. (адаптивный) смысл. Центр, роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип нервизма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внеш. и внутр. проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга - высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические; тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В качестве осн. акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря к-рому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от прирожденных безусловных рефлексов. П. и его ученики всесторонне исследовали динамику образования и изменения условных рефлексов (процессы возбуждения, торможения, иррадиации и др.), открыв детерминанты мн. нервнопсихич. проявлений (в частности, неврозов как результата «сшибки» процессов возбуждения и торможения). Наряду с условными рефлексами на раздражители, подкрепляемые безусловными, П. выделил др. категории рефлексов (ориентировочный, рефлекс свободы, рефлекс цели), объясняющие биологич. своеобразие жизнедеятельности. П. преобразовал традиц. учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внеш. и внутр. среды. Принципиально новым в трактовке этих раздражителей являлся вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Благодаря принципу сигнальности предвосхищается течение будущих событий и поведение организуется соответственно возможным благоприятным или неблагоприятным для организма ситуациям. Выводы П. о закономерностях образования условных рефлексов и сигнальной модификации поведения стали одним из истоков кибернетики. Определяя качеств. различие между высшей нервной деятельностью человека и животных, П. выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). Благодаря слову как «сигналу сигналов» мозг отражает реальность в обобщенной форме, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции поведения.
П. выдвинул также учение о типах высшей нервной деятельности, о «динамич. стереотипе» как, устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал междунар. науч. школу. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине н психологии, утвердив детерминистский и объективный подход к исследованию поведения живых существ.

Источник: Советский философский словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович

русский физиолог и медик (Рязань, 1849 —Ленинград, 1936). Получил медицинское образование в 1879 г. в Военной Академии Санкт-Петербурга. Работал в Германии у физиологов Гейденгайна и Людвига (1884-1886). Начиная с 1889 г. занимается своими знаменитыми опытами над процессами пищеварения. В 1890 г. избран профессором фармакологии в Томске и Санкт-Петербурге, где он отстаивал использование экспериментального метода в психологии. В 1904 г. получает Нобелевскую премию (по психологии и медицине) за свои исследования в области пищеварительных желез, опубликованные в 1897 г. в его «Лекциях о работе главных пищеварительных желез»: Павлов настаивает на роли нервной системы в питании организма и тесных отношениях, устанавливаемых питанием между живым существом и окружающей средой. Эта фундаментальная идея Павлова возникала уже и у его учителя, физиолога Ивана Сеченова (1829-1905). Но наибольшую известность Павлову принесло его открытие, объявленное им на международном медицинском конгрессе в Мадриде: «Экспериментальная психология и психопатология на животных». Павлов здесь подводит итог своим исследованиям «условных рефлексов», состоящих в искусственном воспроизведении определенной автоматической реакции индивида (например, опускать рычаг) при появлении какого-либо стимулятора (например, электрический или световой сигнал). В 1915 г. Павлов опубликовал работу по психологии сна, где он излагает теорию сна как торможения, источник которого — в коре головного мозга, а также теорию гипноза и истерии, утверждающую единство психологического и физиологического, объективного и субъективного. В 1921 г. ленинским декретом для исследований Павлова была создана специальная биологическая станция. Его последнее важное произведение — статья об «условном рефлексе» (1935), предназначавшаяся для советской «Большой медицинской энциклопедии». Общий принцип работ Павлова — признание существенного различия между человеческой психологией, — предполагающей вмешательство языка, понятия и интеллекта, — и животной физиологией, — предполагающей лишь высшую нервную деятельность. Но этот принцип вписывается в общую материалистическую доктрину, рассматривающую язык, в котором возникают понятия человеческого интеллекта, как реакцию второй степени, «вторую сигнальную систему», приходящую на смену реакции первой степени («первой сигнальной системы»), состоящей из нервных рефлексов. Одним словом, отголосок нервных реакций есть и в сфере сознания: сознательное и на первый взгляд I волевое поведение может управляться и определяться соответствующим нервным обусловливанием. Так в комплексе павловского учения представлена его теория «условных рефлексов». Работы Павлова, продолженные Бехтеревым, подготовили базу для психологии поведения и исследования рефлексов, позволяющих человеку приспособиться к сложной технике (работа на конвейере, космические полеты, а также весь комплекс автоматических реакций разума в сложных ситуациях).

Источник: Философский словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович
(1849—1936) — рус. физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Основатель крупнейшей науч. шк. физиологии. Д-р медицины (1883), проф. фармакологии и физиологии (1890). Лауреат Нобелевской премии за труды в обл. исследования механизмов пищеварения (1904), чл. Рос. АН (с 1907), иностр. чл. Лондонского королевского об-ва (1907). Руководитель Ин-та физиологии АН СССР и Биол. станции в Колтушах (1925—36). В 1875 г. окончил естеств. отделение физ.-матем. ф-та Петерб. ун-та. В 1883 г. защитил докт. дис. «О центробежных нервах сердца». В 1896 г. был избран зав. каф. физиологии, к-рой руководил до 1924 г. С 1921 г. и до конца жизни в лаборатории П. проходили знаменитые «Павловские среды», где он высказывался о мн. предметах, в т.ч. о теор. психологии, к к-рой относился в целом отрицательно. Учение П. о высшей нервной деятельности (ВНД) сложилось под влиянием материалистических и позитивистских традиций рус. философии и развивало идеи И.М.Сеченова. Руководящим для П. явл. представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биол. (адаптивный) смысл. Центр. роль в саморегуляции выполняет нервная система (принцип невризма). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма в единстве внешн. и внутр. проявлений, во взаимоотношениях с окружающей средой. Органом, реализующим эти взаимоотношения, служат центры больших полушарий головного мозга — высшего интегратора всех процессов жизнедеятельности, включая психические. Тем самым отвергался дуализм духовного и телесного. В кач-ве осн. акта поведения выступил условный рефлекс (термин введен П.), благодаря к-рому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования, приобретая новые формы поведения, отличные от врожденных безусловных рефлексов. П. преобразовал традиц. учение об органах чувств в учение об анализаторах как целостных «приборах», производящих высший анализ и синтез раздражителей внешн. и внутр. среды. Принципиально новым явл. вывод П. об их сигнальной функции (идея, восходящая к Сеченову). Определяя качеств. различие между ВНД человека и животных, выдвинул учение о двух сигнальных системах. Первые (сенсорные) сигналы взаимодействуют со вторыми (речевыми). П. разработал также учение о типах ВНД, о «динамическом стереотипе» как устойчивом комплексе реакций на раздражители и др. Создал междунар. науч. шк. Работы П. произвели коренные преобразования в физиологии, медицине и психологии, утвердив детерминистский и объективный подходы к исследованию поведения живых существ. Филос. взгляды ученого представляют собой синтез вульгарного материализма и позитивизма, что не мешало ему сохранять личную религ. веру. В годы сталинских репрессий активно использовал свой авторитет и личные связи, написал неск. обличительных писем высшему руководству СССР, пытаясь защитить ряд ученых и писателей от необоснованных обвинений. Соч.: Полное собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951—1952; Павловские среды: В 3 т. М., 1949. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936)
русский физиолог, академик (1907). Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). В 1890-1925 - профессор Военно-медицинской академии; с 1891 и до конца жизни заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины. Основные сочинения: "Лекции о работе главных пищеварительных желез" (1897), "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923), "Лекция о работе больших полушарий головного мозга" (1927) и др. П. - основоположник объективного экспериментального постижения высшей нервной деятельность животных и человека методом изучения условных рефлексов. Становление исследовательской программы П. происходило под влиянием работ Сеченова. В ранний период научной деятельности П. изучал проблему кровообращения и механизмы нервной регуляции сердечной деятельности (1883), выявил наличие у нервной системы трофической функции. Результаты исследования П. регулирующего воздействия коры головного мозга на деятельность пищеварения были обобщены П. в рефлекторной концепции и получили международное признание - Нобелевскую премию. П. впервые в науке применил метод хронического эксперимента к анализу целостного поведенческого акта, обосновал качественное отличие между высшей нервной деятельностью человека и животных в концепции о двух сигнальных системах. Согласно П., первая сигнальная система формируется как у животных, так и у человека и представляет собой физиологический базис конкретно-чувственного восприятия мира. Вторая сигнальная система - специфически человеческий феномен - формируется на основе речи и составляет нейрофизиологическую основу абстрактно-логического мышления. Благодаря слову как "сигналу сигналов" мозг человека отражает реальность в обобщенном виде, вследствие чего радикально изменяется характер регуляции человеческого поведения и деятельности. П. также разработал учение о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций на раздражители и т.д. Работы П. внесли значительный вклад в разработку философско-методологических оснований обширного комплекса биологических наук. П. рассматривал понятие рефлекса как абстракцию, производную от понятия уравновешивания, приспособления. Поскольку приобретенные животным реакции также направлены на его приспособление к окружающей среде, уравновешивание с ней, постольку П. считал правомерным и их рассматривать как рефлексы особого рода - условные рефлексы. Таким образом, используя физический принцип уравновешивания системы с окружающей средой, П. выявил общие нормы объяснения в научных картинах физической и биологической реальностей и одновременно раскрыл различный уровень абстракций, применяемых в физических и биологических науках. Концептуальный аппарат учения П. о рефлексах вошел в категориальный строй органического детерминизма и стал широко использоваться в различных областях биологического знания. Однако учение П. об условных рефлексах содержало в себе внутреннее методологическое противоречие. Условный рефлекс как принцип регуляции жизнедеятельности рассматривался с позиций органического детерминизма, а рефлекс как принцип организации нервных связей объяснялся в рамках физиологического варианта лапласовского детерминизма. Тем самым в учении П. совмещались две различные формы детерминизма и два соответствующих им типа научного объяснения. Решение этого противоречия учениками и последователями П. привело к разработке теории функциональных систем.
Е.В. Петушкова

Источник: Новейший философский словарь

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ

академик, профессор физиологии, знаменитый русский ученый, творец учения об "условных рефлексах". Главный его труд - "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных" (сборник статей, речей, докладов) - вышел в свет в 1923 г.
И. П. Павлов и его ученики впервые дали точное экспериментальное подтверждение теоретическим взглядам Сеченова, отца русской физиологии. В 1863 г. Сеченов выпустил книгу "Рефлексы головного мозга", в которой, далеко опередив взгляды своего времени, рассматривал психологию как часть физиологии, сводя науку о психических процессах к изучению моторной (мышечной) деятельности. Исходя из идеи Сеченова о рефлекторном механизме, как об общей основе психической жизни, Павлов предпринял анализ деятельности рабочих приборов тела (мышц и желез), рассматривая ее как совокупность реакций на внешние раздражения, совершаемых организмом в целях приспособления к окружающей среде. Предметом непосредственных наблюдений Павлова была работа слюнных желез у собак. Известно, что в силу врожденного рефлекторного механизма собака выделяет слюну, когда ей в рот попадет пища; это - натуральный или "безусловный" рефлекс. Опыты Павлова обнаружили, что если, напр., всякий раз при кормлении собаки зажигать электрическую лампочку (или давать звонок), то между нервным механизмом зрительного аппарата и рефлекторным механизмом, заведующим выделением слюны, установится определенная связь. В результате повторения подобных опытов уже один вид лампочки сам по себе, без принятия пищи, вызовет слюноотделение. Образуется новая связь, новый путь в нервной системе, "привычка", это и есть то, что Павлов называет "искусственным" или "условным" рефлексом. Безусловные рефлексы врождены, постоянны (инстинкты), условные - непостоянны, временны, приобретены (опыт, привычка). На основе безусловных рефлексов возникают условные связи, определяющие характер индивидуального поведения животного (или человека). Биологическое значение условно-рефлекторной связи огромно; индивидуализируя ответы организма на внешние раздражения, она бесконечно утончает его ориентировку в окружающем мире.
Изучая результаты своих необыкновенно простых опытов над собаками, Павлов открыл закономерность в надстраивании одного условного рефлекса над другим (рефлексы 1, 2 и 3 порядка) и пришел к той мысли, что вся психическая деятельность ("душа") есть не что иное, как совокупность рефлексов, т.-е. закономерных ответов на внешние раздражения. Смысл всей своей исследовательской работы Павлов резюмирует в следующих словах: "В сущности интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание. Однако, механизм его был и есть окутан для нас глубоким мраком. Все ресурсы человека: искусство, религия, литература, философия и исторические науки - все это соединяется, чтобы бросить луч света в этот мрак. Но человек располагает еще одним могущественным ресурсом: естественно-научным изучением с его строго объективным методом. Это изучение (речь идет об условных рефлексах) делает с каждым днем, как это все видят и знают, грандиозные успехи".
Рефлексологический метод Павлова впервые поставил на действительно научную почву изучение психических процессов. Старая психология рассматривала разрозненные элементы душевной жизни, нередко прибегая для их объяснения к фиктивному понятию какой-то таинственной "душевной" субстанции. Рефлекторная дуга объединила эти полузависимые элементы в одно целое, подлежащее объяснению со строго материалистической точки зрения. Психика была введена в общую систему рефлексов организма, психология сделалась частью биологии. Справедливо сравнивают иногда Павлова с Дарвином. Как Дарвин создал научную биологию рода (развитие видов, образование инстинктов), так Павлов обосновал биологию личности (образование условных рефлексов, привычек, личное развитие).
Неудивительно, что творец научной рефлексологии впал в некоторую переоценку созданного им метода и попытался приложить его также и к объяснению общественных явлений. По вопросу о связи между биологическими и социологическими воззрениями акад. Павлова читатель найдет материал в статье тов. Троцкого "К первому всероссийскому съезду научных работников". /Т. 21/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

ПАВЛОВ Иван Петрович
14(26).09.1849, Рязань - 27.02.1936, Ленинград) - физиолог, лауреат Нобелевской премии (1904). Создатель учения о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, к-рое сложилось под влиянием материалистических традиций в рус. философии, физиологического учения Сеченова, коренным образом преобразовало физиологию и психологию, обогатило медицину, педагогику и др. науки о человеке. При этом П. исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма как целостного образования, главным регулятором деятельности к-рого является нервная система. Начав с изучения кровообращения и пищеварения, он перешел к исследованию поведения организма в целом, механизмов его адаптации к окружающей среде и факторов, под влиянием к-рых он приобретает новые поведенческие формы и реакции. Отклонив представления о том, что указанные процессы определяются внетелесным началом (душой), П. доказал, что осн. актом поведения является условный рефлекс (термин введен П.), реализуемый высшими нервными центрами (корой больших полушарий головного мозга и ближайшей подкоркой). Следуя Сеченову, П. взаимодействие организма со средой мыслил не по типу сугубо механической детерминации, а как регулируемое внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволяют организму различать свойства внешних объектов и благодаря этому эффективно действовать в изменчивых условиях среды. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (им соответствуют в психологическом плане чувственные образы - ощущения, представления) и вербальную (им соответствуют слова - устные и письменные -  человеческой речи). Благодаря вторым сигналам, в результате анализа и синтеза чувственных образов, возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим определяется качественное различие между поведением животных, поскольку оно регулируется только первой сигнальной системой, и человека, в к-ром обе системы связаны и лишь в случае патологии наблюдается разрыв между ними. Имея биологическую основу, условный рефлекс образован на базе безусловного (определенной потребности). Если сигнал ведет к успеху (подкрепляется), между ним и ответным действием организма образуется связь, к-рая при повторе становится все более прочной. Тем не менее, она является временной и если в дальнейшем не подкрепляется, то благодаря нервному процессу торможения гаснет. Организм постепенно учится различать сигналы (процесс дифференцировки). Знание этих процессов позволяет причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение. Тем самым было доказано преимущество детерминистского и объективного подхода к нему в противовес концепциям, исходящим лишь из субъективного метода анализа сознания. П. и его школа всесторонне изучили динамику образования и изменения условных рефлексов, открывшую механизмы мн. нервно-психических проявлений, в т. ч. невроза. Вопреки утверждению, будто он представляет организм только чисто механическим устройством, реагирующим на внешние толчки, П. отстаивал активный характер поведения. Условные рефлексы предполагают деятельность головного мозга по анализу и синтезу раздражителей, ее неотделимость от внутренних побуждений (потребностей) организма. П. изучал и др. рефлексы, в частности ориентировочный, или, как он его называл, рефлекс "что такое". Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в к-рой он оказался, и наилучшим образом "вычислить" то, что представляет для него наибольшую ценность. П. выдвинул учение о различных типах высшей нервной деятельности, о динамических стереотипах как устойчивом комплексе реакций и др. Отношение П. к психологии изменялось в различные периоды творчества. В течение ряда лет он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов. В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать столько же физиологическим, сколько и психологическим явлением. Учение П. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение, выраженное в утверждении объективного метода исследования сложнейших жизненных процессов и доказательстве целостности организма как системы, внешние и внутренние проявления деятельности к-рой нераздельны. П. мужественно и последовательно выступал против идеологических репрессий, отстаивая право ученого на творческую свободу. В 1950 г. по личному указанию Сталина прошла т. наз. "павловская сессия" Академии наук СССР и Академии медицинских наук, где по обвинению в отступлении от учения П. была учинена расправа над его независимо мыслящими, наиболее преданными ему учениками (Л. А. Орбели и др.). Работами П. был углублен детерминистский подход к исследованию поведения организма. Однако его нельзя считать редукционистом. Говоря о человеке, он признавал исключительно важную роль сознания в его саморазвитии и саморегуляции его поведения. Творческие открытия П., по свидетельству В. И. Вернадского, позволяют говорить о нем не только как о естествоиспытателе, но и как о глубоком мыслителе.

Источник: Русская философия: словарь

ПАВЛОВ Иван Петрович
14(26) сент. 1849 – 27 февр. 1936] – рус. физиолог. Акад. (с 1907), лауреат Нобелевской премии. Окончил Петерб. ун-т (1875) и Медико-хирургич. (позднее Военно-мед.) академию (1879), в к-рой начал науч. деятельность, работая одновременно в лаборатории при клинике С. П. Боткина. В 1890–1925 – проф. Военно-мед. академии; с 1891 и до конца жизни заведовал физиологич. отделом Ин-та экспериментальной медицины, организованного при его участии. П. – основоположник объективного эксперимен-тального изучения высшей нервной деятельности животных и человека методом условных рефлексов. Он развил учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере психич. деятельности. Свой подход к объяснению рефлекса как фактора взаимодействия организма с внешним миром П. выразил в трех положениях: детерминизм, связь динамики с конструкцией, единство анализа и синтеза. Стремясь к исследованию организма как целостной системы в естеств. условиях, П. создал новые методы исследования, в частности ввел в практику т.н. метод хронич. опыта, позволяющий свести к минимуму влияние посторонних условий эксперимента на его результат. В ранний период науч. деятельности П. исследовал кровообращение и впервые показал механизмы нервной регуляции сердечной деятельности ("Центробежные нервы сердца", 1883). Это позволило ему сделать вывод о наличии у нервной системы трофич. функции. Перейдя к исследованию пищеварения, П. доказал, что деятельность пищеварит. тракта находится под регулирующим воздействием коры головного мозга ("Лекции о работе гл. пищеварит. желез", 1897; Нобелевская премия, 1904). Многолетние экспериментальные исследования были обобщены П. в учениц о высшей нервной деятельности, изложенном в трудах "Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы" (1923) и "Лекции о работе больших полушарий головного мозга" (1927). В этом учении было показано, что в коре больших полушарий головного мозга животных и человека образуются временные связи. Они формируются в результате индивидуального жизненного опыта и прочно удерживаются благодаря их постоянному подкреплению к.-л. жизненно важной функцией организма. Важным условием целесообразности рефлекторного акта является то, что организм всегда имеет афферентные сигнализации о том, в какой степени эффективно для организма в целом развернулось данное конкретное рефлекторное действие. Тем самым П. способствовал критике целесообразности в поведении организма как проявления каких-то нематериальных сил и развил дарвиновский принцип детерминизма в объяснении поведения организма. Явления "психического слюноотделения" и многочисл. экспериментальные исследования П. послужили ему основанием для вывода о сигнальной функции психического. Именно на основе принципа сигнализации были сформулированы все осн. положения учения о высшей нервной деятельности. Существо принципа сигнализации состоит в том, что он определяет такие формы приспособления организма, когда последний в своих ответных действиях предвосхищает течение будущих событий. Существенное филос. значение имеет концепция П. о второй сигнальной системе как физиологич. базисе абстрактного мышления (см. Сигнальные системы). "Если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь,специально прежде всего кинэстезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов" (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 232). В концепции о двух сигнальных системах ?. с позиций физиологии решал проблему соотношения природного и социального в отражат. деятельности человеч. мозга. П. сформулировал положение о возможности органич. "слития" субъективного и объективного, психического и физиологического, что порой давало повод для ошибочного вывода о недооценке ?. значения психического. Между тем П. имел в виду подчеркнуть единство физиологического и психического, исключающее возможность отрыва и абсолютизации психического как некоей самодовлеющей сущности, что характерно для идеализма. "...Глупо было бы отрицать субъективный мир. Само собою разумеется, он, конечно, есть... Конечно, психологический анализ нужно считать недостаточным ввиду его тысячелетних бесплодных усилий изучить и анализировать высшую нервную систему. Но психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы, – это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния" ("Павловские среды", т. 2, 1949, с. 415–16). П. выступал как воинствующий материалист, напр., в полемике с Шеррингтоном, а также с Г. Дришем и др. Учение П. в целом служит естественнонауч. основой для диалектико- материалистич. разработки вопросов психологии. Оно способствовало освобождению психологии от интроспекциоиизма (см. Интроспективная психология) и внедрению объективных методов науч. исследования психики. Работы П. имеют существ. значение для разработки также диалектико-материалистич. теории отражения. Теоретические и экспериментальные исследования П. и его школы нанесли удар по религ. и идеалистич. мировоззрению. Результаты исследований П. и его учеников и последователей были использованы в последние годы при разработке и создании кибернетич. систем, моделирующих нек-рые аспекты работы мозга. Попытки канонизировать все без исключения высказывания П., в т.ч. и чисто гипотетические, как, напр., прямолинейное деление людей только на мыслительные и художественные типы, стремление рассматривать физиологич. механизмы отражения в качестве сущности самой психики, недоучет социально-историч. природы сознания и вообще некритич. подход к ряду положений оказывали одно время неблагоприятное влияние на разработку нек-рых фундаментальных проблем философии, психологии и психиатрии. При оценке значения, к-рое имеет разработанная П. теория мозговой деятельности для совр. нейрофизиологии, необходимо учитывать, что отд. ее частные положения (напр., представления о движении тормозного процесса по коре больших полушарий и нек-рые др.) являются устаревшими. Более же общие ее утверждения (напр., концепция взаимоотношения корковых и подкорковых образований, идея подкрепления как основы условно-рефлекторной регуляции мозговой деятельности и др.) полностью сохраняют свое значение методологич. основы объективного подхода к коренным вопросам работы мозга. Как и всякая естеств.-науч. теория, учение П. не может рассматриваться во всех своих частях как абс. истина; само его применение предполагает его дальнейшее развитие. Соч.: Полн. собр. соч., 2 изд., т. 1–6, М.–Л., 1951–52. Лит.: Ухтомский ?. ?., Великий физиолог. [Некролог], "Природа", 1936, No 3; И. П. Павлов (1849–1936), М.–Л., 1949; Анохин П. К., И. П. Павлов. Жизнь, деятельность и науч. школа, М.–Л., 1949; Асратян Э. ?., И. П. Павлов. Жизнь и науч. творчество, М.–Л., 1949; Бабский Е. Б., И. П. Павлов. 1849–1936, М., 1949; Бирюков Д. ?., И. П. Павлов. Жизнь и деятельность, М., 1949 (библ.); Быков К. М., Жизнь и деятельность И. П. Павлова, М.–Л., 1949; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Филос. вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии, М., 1963.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
163.31 кб

Иван Петрович Павлов

Бякина В.П., Давыдова Т.В., Маслова Н.А.
Статья приурочена к юбилейной дате – 80летию присвоения имени И. П. Павлова Первому СанктПетербургскому государственному медицинскому университету.Отражен научный путь первого Нобелевского лауреатаРоссии.