ПАВЛИКИАНСТВО

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАВЛИКИАНСТВО
греч. Paulikia-noi - предположительно от имени апостола Павла) — еретич. движение в христианстве, возникшее в 7 в. в Армении. Соц. база П. -крестьяне, ремесленники, городская беднота. П. выступало против феод. эксплуатации, материального и политич. неравенства. Идейн. источники П. — манихейство, маз-дакизм. Вероучение П. дуалистично: мир разделен на враждебные царства — духовное, или царство бога (добра), и материальное, или царство сатаны (зла). П. отвергало христ. церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, культ богородицы, пророков, святых, икон. Его приверженцы отказывались от крещения, причащения, постов. П. оказало влияние на развитие ереси гондракийцев в Армении, хуррамитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Византии.

Источник: Атеистический словарь

ПАВЛИКИАНСТВО
религ.-мистич. дуалистич. учение, возникшее в конце VI - нач. VII в. в Армении или в Сирии и получившее название, но всей вероятности, от имени одного из раннехрист. еретиков - Павла Самосатского. К концу VIII в. II. переросло в широкое еретич. движение, к-рое охватило значит. районы М. Азии, Сев. Сирии, Армении, а также Фракии и выражало интересы угнет. крестьянства, готового к открытой борьбе против феод. зависимости, эксплуатации и налогового гнета. К сер. IX в. павликиане перешли к вооруж. восстаниям. Частично они приняли участие уже в восстании Фомы Славянина в М. Азии (820—823), в сер. IX в. создали на вост. границах Визант. империи независимую «республику» со столицей в г. Тефрика и в своих походах против Византии доходили до г. Никеи. Лишь в 872 визант. войскам с трудом удалось разгромить павликиан и разрушить Тефрику. В основе П. как учения лежало представление о существовании и вечной борьбе двух миров: небесного мира добра, творцом к-рого признавался бог, и материального мира зла, творцом и повелителем к-рого признавался сатана. Долг «истинного христианина» павликиане видели в борьбе против сатаны и его мира. Они не почитали богородицу, апостолов, святых, их иконы, отказывались от крещения, причащения, постов, посещения церкви и т. д. Христианскую церковь они отвергали как орудие гос-ва и союзницу знати, как защитницу порядков, созданных сатаной. В этом учении явственно влияние манихейства. В свою очередь и П. оказало сильное воздействие на развитие ересей тондракцев в Армении, хурремитов в Азербайджане, богомильства в Болгарии и Византии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ПАВЛИКИАНСТВО
дуалистическое учение, родственное манихейству, считавшее весь материальный мир творением сатаны и только духовный мир — созданным Богом. Возникло в середине 7 в. на территории Византийской империи и Армении. Павликиане признавали догмат о Троице, но считали, что триипостасный Бог-Отец является творцом только небес, ангелов и духовного мира. Христианские священные книги не отвергались, но истолковывались в духе манихейских идей. Павяикиане отвергали почитание Богоматери и всех святых, крест считали символом проклятия (ибо на нем был распят Христос), не признавали таинств крещения и причащения, икон и церковных обрядов. Считая сатанинским творением все общественные институты, в т. ч. и церковь, они отрицали необходимость духовенства. Духовные вожди павликиан назывались Просто синекдемами («спутниками» — слово заимствовано из послания апостола Павла). Первые павликиане, согласно «Полезной истории» Петра Сицилийского, аргументировали свое учение ссылками на послания апостола Павла, к имени которого восходит и само название «Павяикиане». Основоположник секты — Константин, последователь Мани, называл себя Сильваном, ученикомапостола Павла. Окончательное оформление павликианского движения относится ко времени народного антиналогового движения 820—825, знаменем которого было павликиаиство.
В 9 в. павликиане контролировали значительную территорию в районе Мелитены, где находилась их столица Тефрика, и успешно сражались с Византийской империей в союзе с арабами. В 872 византийские войска захватили Тефрику и казнили вождя павликиан Хрисохира, что знаменовало разгром павликианекого движения. Часть уцелевших павликиан бежала в Восточную Армению, где присоединилась к тондракитам, а другие ушли на Балканы, повлияв на развитие богомильского движения.
В. А. Арутюнова

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАВЛИКИАНСТВО
греч. ???????????, предположительно, от имени апостола Павла) – антифеод. религ.-политич. движение, возникшее в 7 в. в Армении и Византии и принявшее форму религ. ереси. Наибольшего развития достигло в 8–9 вв., когда образовалось независимое павликианское гос-во с центром в Тефрике (на востоке Византии). В 872 павликиане были разбиты визант. имп. Василием I; в 10 в. часть их была переселена во Фракию, где они упоминаются под назв. попеликане. Наиболее видные вожди П. в 9 в. – Сергий, Карвей и Хрисохир. Учение павликиан, опиравшееся на манихейские традиции (см. Манихейство), носило дуалистич. характер. Оно исходило из признания двух начал: злого бога – создателя, демиурга мира – и "отца небесного", к-рому якобы будет принадлежать власть в будущем. По учению павликиан, весь мир пронизан злом; земные порядки не созданы "небесным отцом" и могут рассматриваться как порочные. В соответствии с этим П. осуждало церк. иерархию, пышность церк. церемониала, монашество. П. отвергало Ветхий завет и из "священных книг" христианства признавало лишь евангелия, послания и деяния апостольские. П. отбрасывало православное учение о богородице, таинствах и крестном знамении. Проповедуя равенство, павликиане создавали общины, члены к-рых пользовались равными правами. В целом оно было направлено против социальных порядков и идеологии феод. строя. Учение павликиан оказало идейное влияние на богомильство и нек-рые более поздние зап.-европ. еретич. движения. В отличие от богомильства, П. не призывало к аскетизму. Павликианская лит-ра почти не сохранилась. Лит.: Липшиц Е. Э., Павликианское движение в Византии в VIII и первой пол. IX вв., в сб.: Византийский временник, т. 5, М., 1952, с. 49–72; Юзбашян К. Н., К истории павликианского движения в Византии в IX в., в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, вып. 4, М., 1956, с. 246–79; Бартикян Р. М., Источники для изучения истории павликианского движения, Ереван, 1961; Ter-Mkrttschian К., Die Paulikianer im byzantinischen Kaiserreiche und verwandte ketzerische Erscheinungen in Armenien, Lpz., 1893; Loos M., Le mouvement pauliclen ? Byzance, "Byzantino-slavica", 1963, v. 24, No 2, p. 258–86, 1964, v. 25, No 1, p. 52– 68. А. Каждан. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.