ПАУЛЬСЕНПаульсен, Джон

ПАУЛЬСЕН Фридрих

Найдено 2 определения термина ПАУЛЬСЕН Фридрих

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ПАУЛЬСЕН (Paulsen) Фридрих

род. 16 июля 1846, Лангенгорн, Шлезвиг - ум. 14 авг. 1908, Берлин) - нем. философ и педагог; с 1878 - профессор. На него оказали влияние Фехнер, Вундт, Лотце, Кант и Спиноза. Материальный мир, по мнению Паульсена, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. Цель этики и педагогики - совершенствование индивидуальной сущности в смысле (нового) гуманизма и совершенное жизненное утверждение индивида и общества, в качестве члена которого осознает себя человек. Самосознание человека погружено в историческую жизнь социального целого, во имя которого человек трудится, творит и борется. Осн. произв.: "System der Ethik", 2 Bd., 1889; "Einleitung in die Philosophie", 1892; "Iramanuel Kant", 1898; "Pдdagogik", 1909; "Geschichte des gelehrten Unterrichts", 1885.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАУЛЬСЕН Фридрих

16 июля 1846, Лангенхорн — 14 августа 1908, Берлин) — немецкий философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Профессор Берлинского университета (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э. Гартманом, В. Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как «постоянно повторяющуюся попытку достигнуть цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей» (Введение в философию. М., 1908, с. 3). Философия должна решать онтологические и космологические проблемы, т. е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую и универсальную систему знаний о мире, он превращал ее в науку наук. «... Все науки — принадлежат философии» (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Свою философию он определял как «идеалистический пантеизм» (там же, с. 242), суть которого заключается в истолковании действительности как обнаружения «единой духовной Всежизни». Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, он видел основу духовного в воле, которая есть первоначальный и постоянный фактор душевной жизни.

В этике Паульсен выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо — сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. Цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как «члена высшего целого — человечества» (Основы этики. М., 1900, с. 276). Соч.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnistheorie. Lpz., 1875; I. Kant, Sein Leben und seine Lehre. Stuttg., 1898, в рус. пер.: Педагогика. М., 1913 Лит.: Speck J. F. Pauken. B., 1929

А. П. Огурцов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме ПАУЛЬСЕН Фридрих — 0

Найдено научныех статей по теме ПАУЛЬСЕН Фридрих — 0

Найдено книг по теме ПАУЛЬСЕН Фридрих — 0

Найдено презентаций по теме ПАУЛЬСЕН Фридрих — 0

Найдено рефератов по теме ПАУЛЬСЕН Фридрих — 0