ПАУЛЬСЕН Фридрих

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАУЛЬСЕН (Paulsen) Фридрих
род. 16 июля 1846, Лангенгорн, Шлезвиг - ум. 14 авг. 1908, Берлин) - нем. философ и педагог; с 1878 - профессор. На него оказали влияние Фехнер, Вундт, Лотце, Кант и Спиноза. Материальный мир, по мнению Паульсена, является проявлением духовной божественной всеобщей жизни, которая обладает волей и выдвигает цели и которая должна означать осуществление единого замысла, служить подтверждением воли, воплощающей идеи в жизнь. Цель этики и педагогики - совершенствование индивидуальной сущности в смысле (нового) гуманизма и совершенное жизненное утверждение индивида и общества, в качестве члена которого осознает себя человек. Самосознание человека погружено в историческую жизнь социального целого, во имя которого человек трудится, творит и борется. Осн. произв.: "System der Ethik", 2 Bd., 1889; "Einleitung in die Philosophie", 1892; "Iramanuel Kant", 1898; "Pдdagogik", 1909; "Geschichte des gelehrten Unterrichts", 1885.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАУЛЬСЕН Фридрих
16 июля 1846, Лангенхорн — 14 августа 1908, Берлин) — немецкий философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Профессор Берлинского университета (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э. Гартманом, В. Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как «постоянно повторяющуюся попытку достигнуть цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей» (Введение в философию. М., 1908, с. 3). Философия должна решать онтологические и космологические проблемы, т. е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую и универсальную систему знаний о мире, он превращал ее в науку наук. «... Все науки — принадлежат философии» (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Свою философию он определял как «идеалистический пантеизм» (там же, с. 242), суть которого заключается в истолковании действительности как обнаружения «единой духовной Всежизни». Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, он видел основу духовного в воле, которая есть первоначальный и постоянный фактор душевной жизни.
В этике Паульсен выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо — сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. Цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как «члена высшего целого — человечества» (Основы этики. М., 1900, с. 276). Соч.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnistheorie. Lpz., 1875; I. Kant, Sein Leben und seine Lehre. Stuttg., 1898, в рус. пер.: Педагогика. М., 1913 Лит.: Speck J. F. Pauken. B., 1929
А. П. Огурцов

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАУЛЬСЕН Фридрих

(16 июля 1846 – 14 авг. 1908) – нем. философ, автор работ по истории философии, этике и педагогике. Проф. Берлинского ун-та (с 1878). Определяя смысл и задачи философии, П. выступал против позитивистского отрицания ее и сведения к гносеологии. Вслед за Лотце, Э. Гартманом, Вундтом он пытался возродить философию как метафизику, как общую теорию действительности, как "...постоянно повторяющуюся попытку д о с т и г н у т ь цельного единства представлений и мыслей о форме и связи, о смысле и значении всех вещей" ("Введение в философию", М., 1908, с. 3). Философия, по П., должна решать онтологич. и космологич. проблемы, т.е. проблемы о природе действительности как таковой и о взаимной связи всех вещей. Истолковывая философию как всеобъемлющую, синтетич. и универсальную систему знания о мире, П. превращал ее в науку наук. "... Все науки – принадлежат философии" (там же, с. 19), они входят в нее как ее необходимые звенья; стремление к универсальному познанию единой действительности объединяет философию и религию. Решительно выступая против атеизма – "догмата социал-демократии", П. пытался "...сделать религиозное миросозерцание и научное объяснение природы совместимыми друг с другом" (там же, с. V). Свою философию он определял как "идеалистический пантеизм" (см. тамже, с. 242), суть к-рого заключается в истолковании действительности как обнаружения "единой духовной Всежизни" (см. тамже, с. УП). Бытие и сущность природы и общества – в этом духовном, всеедином, раскрывающем себя в многообразных телесных и духовных модификациях. Развивая концепцию всеобщего одушевления, П. видел в каждой телесной системе только проявление внутр. психич. жизни, а мир рассматривал как тело всеединого, Бога. Примыкая к Шопенгауэру и Фехнеру, П. видел основу духовного в воле, к-рая есть "...первоначальный и в известном смысле постоянный фактор душевной жизни" (там же, с. 120). Объективный мир – лишь реализация действующей воли, Бога. Методологической основой панпсихической натурфилософии П. служит стирание граней между простейшими формами отражения и психическими явлениями, отрицание скачка в развитии психики. "Это, – по словам Ленина, – самая уязвимая пята его философии" (Соч., т. 38, с. 39). Система П. – пантеизм в откровенно идеалистической форме, сочетаемый с иррационалистическим волюнтаризмом. В этике П. выдвигает концепцию энергетизма, противопоставляя ее гедонизму. Для энергетизма высшее благо – сама жизненная деятельность, претворяющая цели в жизнь. Сущность счастья не в удовольствиях, а в самом процессе деятельности. П. видит цель этики в определении совершенного жизненного утверждения человека как "...члена высшего целого – ч е л о в е ч е с т в а" ("Основы этики", М., 1900, с. 276). Исходные пункты этики энергетизма связаны с общефилос. принципами, с волюнтаристской трактовкой П. психич. явлений. "Воля к жизни", к-рая "... в человеке приходит к сознанию самой себя" (там же, с. 266), воля к нормальному выполнению жизненных функций, заключенных в природе человека и реализующаяся в его действиях, – центр. тезисы этич. системы П. Соч.: Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Kantischen Erkenntnisstheorie, Lpz., 1875; Immanuel Kant. Sein Leben und seine Lehre, Stuttg., 1898; в рус. пер, – Педагогика, M., 1913. Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 38–40; Хвостов В. М., Очерк истории этических учений, 2 изд., М., 1913. Д. Завадье, А. Огурцов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.