ПАУЛИНИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПАУЛИНИЗМ
понятие, используемое в религиоведч. лит-ре для характеристики тех соц. установок, нравств. принципов и вероучит. положений, к-рые характеризуются отходом от бунтарских настроений первонач. христианства и приписываются апостолу Павлу. В «Послании к римлянам» дают-ся такие рекомендации: «благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте» (12 : 14), «побеждай зло добром» (12 : 21), «всякая душа да будет покорна высшим властям» (13: 1). Этич. нормы в посланиях Павла выполняют охранительную функцию и сводятся к требованиям повиновения «властям предержащим» и признанию, что «нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены» (Рим. 13:1). Смирение и покорность выдвигаются в качестве нравств. эталона: «никому не воздавайте злом за зло» (Рим. 12: 17, «утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы» (Рим. 12: 12), «последуйте смиренным» (Рим. 12 : 16). Второе пришествие Христа отодвигается на неопрсд. срок. Для П. в противоположность петринизму характерна тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом.

Источник: Атеистический словарь

Паулинизм
(Paulinism). Этим термином принято обозначать ту теологию, в основе крой лежат взгляды ап. Павла в большей степени, нежели других н.з. авторов. Реформация стала по существу возрождением паулинизма, поскольку Павлово учение об оправдании верой было и остается для всех протестантских церквей "тем положением веры, которое определяет, живет или нет Церковь" (Лютер). Если же брать шире, то вся Западная церковь может рассматриваться как паулинистская, в то время как православные церкви Востока опираются в своем вероучении на Иоанна. В своем следовании августиновской традиции западные церкви Католичеекая и Протестантская  выступают партнерами, поскольку полагают, что говорить о связи между Богом и этим миром следует в законнических категориях и метафорами и что оправдание верой есть центральный момент сотериологии. Однако католики и протестанты толкуют учение ап. Павла поразному.
Лютеранские теологи всегда осознанно ориентировались на учение ап. Павла, но в последнее время появились три фактора, крые, возможно, будут способствовать нек-ром у пересмотру этой позиции. Первый фактор  экклезиологический: экуменическое движение привело к тому, что западные теологи стали больше принимать во внимание восточную богословскую традицию, представляющую совсем другой подход к оправданию верой и к Павлову учению вообще. С другой стороны, ученые приходят к осознанию того, что язык религии может указывать и внушать, но не описывать, и поэтому вся законничеекая фразеология, вероятно, представляет собой лишь одну из метафорических систем, крые могут быть использованы, когда мы говорим о Боге и мире. К-ром е того, исследователи НЗ все больше утверждаются в том, что историческое развитие различных теологических течений внутри НЗ (у Павла, Иоанна, синоптиков и проч.) шло параллельными, но достаточно самостоятельными путями. Отсюда тенденция рассматривать каждое из них в его собственных категориях, а не искать "канона в каноне", исходя из крого можно интерпретировать всю остальную Библию. Оказывается, что экуменические споры находят отражение в самом НЗ, поэтому тема многообразия и единства в НЗ сегодня чрезвычайно важна.
Сейчас существует несколько подходов к этой проблеме. Традиционный лютеранскопротестантский подход попрежнему довольно хорошо представлен  в нем проводится различие между учением ап. Павла в чистом виде и т.н. "ранним католицизмом", т.е. представленной уже в самом НЗ тенденцией уделять особое внимание таинствам, иерархическому священству и этическому христианству (что расценивается протестантами как отступление от истины). Некрые теологи находят это отступление уже у самого ап. Павла и полагают, что о чистом паулинизме можно говорить лишь применительно к ранним посланиям. Другие считают, что можно установить общий знаменатель для учения Павла и мотивов других н.з. авторов, и сомневаются в возможности установить к.л. теологическую гармонию вне связи с этим центром. Данн полагает, что н.з. авторы единодушны в том, что Иисус из Назарета и воскресший и прославляемый Христос  одно лицо, однако в остальном их взгляды существенно расходятся. Паулинизм, по его мнению,  лишь одна из версий христианства, неизбежно вступающая в противоречие с другими версиями. Недавно появился и третий подход, связанный в основном с именами немецких ученых М. Хенгеля и П. Штульмахера. Они утверждают сущностное единство разных теологических тенденций НЗ, находя в них одни и те же центральные теологические идеи, поразному выраженные и трактуемые. Так, напр., сердцевина теологии ап. Павла, как и теологии Иоанна, видится в провозглашении Иисуса Мессией, пришедшим примирить Бога и человека и принесшим себя в жертву ради спасения народа Божьего.
Теология НЗ постоянно развивается; подобное наблюдается и в экуменическом движении. Каким бы ни было дальнейшее развитие, мы можем с полным основанием утверждать, что те, для кого, как для Лютера, в Рим заключено "чистейшее Евангелие", не ошиблись в своей вере.
S. Motyer (пер. Т. В.) Библиография: J.D.G. Dunn ,Unity and Diversity in the NT; E. Kasemann, "The Problem of a NT Theology", NTS 19:23545; J. W. Drane, "Tradition, Law and Ethics in Pauline Theology", NovT 16: 16778; ? Hengel, The Atonement.
См. также: Павла, теология; Оправдание.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

ПАУЛИНИЗМ
система вероучительных и нравственно-социальных положений, характеризующих проповедь «бытия во Христе» ап. Павла. Согласно «новым тюбингенцам» (Ф.Баур), П. - это основанное Стефаном (Деян. 6:5 и ел.) и ап. Павлом универсальное языческо-христианское течение в ранней церкви, противостоящее начальному иудео-христианству и достигшее примирения с ним во 2 в. н.э.; церковь согласилась с необходимостью дел, а не одной лишь веры, но отказалась от соблюдения обрядовой части закона. Стараясь найти эллинистические заимствования в Павловой проповеди «бытия во Христе», представители либеральной теологии (О.Пфлейдерер, школы Р. Рейтценштейна) активно использовали термин «П.». Теперь им пользуются реже; версия «новых тюбингенцев» находит все меньше сторонников. Важнейшие особенности библейского иудаизма (действенное, проникающее в дела людей присутствие Духа, целостность жизни, лишенной разфаничений идеально-материального, нерасчлененность онтологии и этики, жизненность слова и нерационализируемость жизни) в полной мере сохранились в Посланиях апостола Павла. Включенные в текст широко распространенные среди эллинов идеи предполагали эсхатологической смысл, так что воздействие эллинизма на Павла было в основном косвенное - через иудаизм. Главное отличие Павла от иудеев: вера в Иисуса Спасителя евреев и язычников; отсюда критика положения о том, что закон является исключительной прерогативой Израиля. Если первое иудеи в условиях разброда 1 в. еще могли некоторое время терпеть, то второе было уже невыносимо. Тем не менее, несмотря на гонения, Павел остался иудеем, хотя и боролся с наиболее ревностными попытками иудеизации. Многие из принявших благовестие язычников жили точно так же, как и евреи, поэтому вряд ли возможно говорить о формировании особого антииудейского течения среди первых христиан, скорее — о двух взаимопереплетенных тенденциях. Антилегализм Посланий (sola fide) оказался мнимым — равно как и легализм евреев Палестины или диаспоры. Сходство отдельных стихов Евангелий и Посланий, объяснявшееся раньше влиянием П., теперь объясняется единством традиции (даже общим источником). И все же термин «П может использоваться не только историофафически, ведь в Посланиях действительно подготовлялся разрыв с иудаизмом, а по мере врастания церкви в мир и угасания эсхатологических ожиданий исчезал иудейский смысл феч. текста. Однако разрыв повлек не утрату благовестил, а его уже подготовленное развитие. Эсхатологически открытое Павлу единство Бога и Христа придало деятельности церкви вселенский смысл, разфаничение внутреннего и внешнего в жизни человека — противопоставление праведности по вере и дел закона, способствовало индивидуализации, развитию морального мотива и преодолению национальной разобщенности людей. Такие явления наступавшего будущего, как совесть (свидетельство человеческой слабости или силы жизни в Духе), ум (направленный на достижение Царства Божьего, а не на познание идей и причин), свобода (утверждавшаяся во Христе, а не в стоической независимости от обстоятельств), — хотя и переданы по-феч. (для первых двух в др.-евр. даже не было подходящих слов), жизненно-текучи не в эллинистическом смысле. Эти явления охватывают всего человека, а не какую-то его отдельную субъективную сторону — отделяя человека во Христе от погибавшего века, они также способствовали индивидуализации, а в дальнейшем (после Павла) получили близкие к исходным для эллинов толкования. Вся чуждая «этому веку» христианская жизнь развивала человеческую индивидуальность, но индивидуальность всегда значительную (так сказать, объективную), индивидуальность присутствия в Духе — в сообществе христиан. Целостная, совершенно практическая жизнь во Христе препятствовала отстраненно-созерцательному отношению к миру, аскетической изоляции или, наоборот, стремлениям к неге, подавляла презрение к физическому труду — препятствовала растворению церкви в язычестве и вырабатывала лояльность к государству. Этические черты христианства заданы совершенно непосредственно не в рационально оформленных правилах, а примером земной жизни Спасителя и ее фактическим течением в тех, кто ему подражает. Дела Христа были не субъективными действиями, а исполнением воплотившегося в Нем Царства Божьего, поэтому осуществление подражания ему христианами, хотя и происходит в личных усилиях, является чудесным и как бы природным процессом.
В жизни Христа чувства любви и радости приобретают неэмоциональную твердость: это экспрессия новой жизни; любовью к Богу и ближнему человек вступал в Царство Божье. Призыв к любви — это утверждение реальности Царства и начавшейся гибели феховного мира, а вовсе не словесная отсылка к его только возможному наступлению. Вся речь Христа повелительна не вследствие чисто словесной формы, а в силу запечатленности в ней уже исполненного. Такой же вид это долженствование принимает и в Посланиях ап. Павла: жизнь и ее выражение в речи, в эмоциях друг от друга неотделимы. Поэтому и для Павла любовь, надежда, вера — не обыкновенные душевные порывы, а объективные как бы природные признаки наступающего Царства Божьего. Царство Божье дано в самых обыденных подробностях; Христос постоянно обращается к конкретным человеческим делам и нуждам, и в благовествовании Павла разбираются различные жизненные случаи. Провозглашенное Христом исполнение закона, сплачивающее, а не разъединяющее людей (пример несоблюдения субботы: Мк. 2:23-3:5), «во Христе» повсеместно распространяется. Беззаботная (но не праздная) деятельная жизнь в неприметно начавшемся Царстве Божьем (Мк. 6:7-13, ср. Мф. 6:25-34) продолжается в Павле и его сподвижниках: иудеи не видели противоположности духовной и физической работы, и для Павла тоже любое дело может быть трудной, изнурительной колесу, но не потому, что обязательно делается руками, а вследствие претерпеваемых в нем мучений (1 Кор. 15:58). Благовестие от Христа к Павлу по существу неизменно — Царство Божье продолжается, однако уже свершившееся пасхальное событие смерти и Воскресения меняет жизнь протагонистов. Обостряется субъективная мотивация: после Воскресения она уже не могла быть задана непосредственно личным примером Христа в подражании Богу-Отцу, Его милости (Лк. 10:25—29), и раскрывается в эсхатологической ориентации мира - в подражании Христу как Духу, Его Смерти и Воскресению (в законе Духа, праведности по вере), противостоящему закону буквы, греху и смерти. Благодаря Христу христиане переживают страдание и смерть как жизненную неизбежность и радость. Нормативная эсхатологическая ориентация обнаруживает дополнительные оттенки: теперь основанием действий является не только земная жизнь Христа, а прежде всего пасхальное событие, запечатлевшееся в Павле и других христианах (т.е. подражание Павлу), сопровождаемое указаниями на скорую гибель этого мира и Второе Пришествие (парусию). Обострению субъективной мотивации способствовали и эллинистические заимствования; их первоначальный смысл все же не был совсем утрачен. После Павла по мере угасания надежд на близость Пришествия меняются ориентиры людей.
В пастырских Посланиях (Титу и Тимофею — 2 в. н.э.) сказано уже о примирении со всякой властью без указания на время и на то, кем поставлена эта власть (1 Тим. 2:1—2; ср.: 3:7; контраст: 1 Кор. 15:24, 6:1 и ел.), т.е. на основании внутрицерковной, а не эсхатологической практики. Поэтому и само это примирение приобретает вид безусловного компромисса. Принятие или непринятие благовестил связано с добродетелями или пороками, однако их обретение недейственно — не содержит отсылок к жизни конкретных людей, не сопровождается немедленным вступлением в новую жизнь или погибель (1 Тим. 6:3 и ел., контраст: 1 Кор. 11:29-32, особ. 2 Кор. 11:15; Гал. 5:15), остается призывной записью. Увещевания приобретают субъективные черты советов наставника ученику. Исчезла и острота противопоставления закона вере (1 Тим. 1:8, ел.). Вера теряет жизненность, о ней говорится как о «здравом учении». Мимесис лишен практического смысла. Для Павла добро(е) слишком существенно, чтобы быть лишь прилагательным, и не является только словесно — это сразу же претворяемое в жизнь действие Христа в людях, поэтому не просто «доброе дело», а чаще «добро» (тб ayacrav, то koXov), но в пастырских Посланиях — это добрые дела, поданные как человеческое пожелание, они украшают нынешний век (1 Тим. 2:9-10; ср. Тит. 2:10 и ел.). И все же именно в таком умиротворенно-моралистическом виде испытавшее влияние Павла христианство сберегло благовестие от поднимавшегося гносиса.
В целом П. способствовал универсализации христианства, предотвратив опасность его узконационального развития или угрозу его исчезновения в язычестве. Лит.: Швейцер Л. Мистика апостола Павла // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992; Davies W. Paul and Rabbinic Judaism. Some Rabbinic Elements in Pauline Theology. London. SPCK, 1962; Dunn J. Jesus, Paul and the Law. Studies in Mark and Galatians. London: SPCK, 1990; Kiimmel W. DieTheologie des Neuen Testaments nach seinen Hauptzeugen Jesus — Paul us — Johannes. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1987. И.В.Кирсберг

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001