ПАТРИЦИ Франческо

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАТРИЦИ Франческо
1529-1597) - итал. натурфилософ-пантеист. Исходя из положения о тождестве бога и мира, отрицал божеств. творение из ничего. Вселенная, по П., бесконечна; на этой основе отвергал геоцентризм. Признавал 4 начала: пространство, свет, тепло и поток. Активное начало — свет (божественный и зримый). Жизнь мира — непрерывный поток вещей, пронизанный оживляющей его душой. В отличие от христианства мери
лом нравственности считал личное благо. Гл. соч. - «Новая философия Вселенной» (1591).

Источник: Атеистический словарь

ПАТРИЦИ Франческо
1529, Kepco - февраль 1597, Рим), итал. гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Преподавал философию в ун-тах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума» («Nova de Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевленной органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и «родственности» всех вещей - свет, излучаемый божеств. всеединством и пронизывающий весь мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l-2, 1582, новое изд. 1969) П. в противовес аристотелевской концепции поэзии как подражания развил представление о художникетворце; состояние творчества описывается как одержимость «божеств. безумием» - вдохновением. Автор трактатов по риторике, историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.

Источник: Советский философский словарь

ПАТРИЦИ Франческо
1529, Кресе вДалмации — февраль 1597, Рим) — итальянский натурфилософплатоник эпохи Возрождения. Происходил из знатной хорватской семьи. С детства много путешествовал, изучал в Падуе и Ингольштадте богословие и медицину, занимался книготорговым делом, издавая в т. ч. описания неведомых стран. С 1570 — придворный философ герцога Феррарского и профессор платонической философии, позже перебрался в Рим, где ему покровительствовал пала Климент VII, его бывший ученик. Литературное наследие разнопланово: комментарии к лирике Петрарки, переводы сочинений Прокла и Иоанна Филопона, трактаты и диалоги о политике, поэтике, истории, военном искусстве, а также собственно философские труды «Перипатетические дискуссии» (1572 и 1581), «Новая философия Вселенной» (Nova de univeisis philosophia, 1591) и неоконченный диалог «Любовная философия». Подобно своему современнику Пьеру деля Раме, Патрици выступил против безоговорочного признания авторитета Аристотеля в философии. Доказывая нерасторжимую связь всех вещей, он приходил к пантеистическому выводу о тождестве Бога (в качестве Всеединого) и мира. Соответственно, догмату о творении мира во времени «из ничего» Патрици предпочел неоплатоническую теорию эманации, объяснявшую и бесконечность мира, и его одушевленность в целом и во всех частях. В развиваемой Патрици метафизике света свет выступает как эманация, он все поддерживает, соединяет и различает. Всеединство Вселенной, первоначало, единое, благо, Бог тождественны; Бог повсюду и нигде. Бесконечная Вселенная включает в себя бестелесный божественный свет, переходящий в свет физического мира, все тела которого состоят из пространства, света, тепла и потока. Поток тождествен непрерывно изменчивой и движущейся материи, которая есть причина формы. Мир — откровение вечного божественного духа. В основе этики Патрици лежит учение о «филавтии», любви к самому себе, свойственной, как доказывал философ, всем сущностям и даже самому Богу.
Соч.: De rerum natura. Ferrara, 1587; Lamorosa filosofia. Firenze, 1963; в рус. пер.; Любовная философия.— В кн.: Эстетика Ренессанса, т. I. М., 1981,с.377—413; Поэтика. Декада спора.—Там же, т. U.M., 1981, с. 123-171.
Лит.: Горфункель А. X. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Brickman В. An introduction to Francesco Patrizis «Nova de universis philisophia». N.Y, 1941.
О. Ф. Кудрявцев

Источник: Новая философская энциклопедия