ПАТРИАРХАТ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАТРИАРХАТ
церковь, управляемая пагридрхол

Источник: Атеистический словарь

Патриархат
форма социальной организации, при которой мужчина играет доминирующую роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

Патриархат
гр. pater (patros) – отец + arche – власть) – сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.  

Источник: Словарь по культурологии

ПАТРИАРХАТ
(ОТ греч. pater - отец и агсЬе - начало, власть) - в христ-ве - управляемая патриархом церковь со всеми ее элементами, включая вероучение, культ, предания и традиции, а также церк. институт с его иерархии, системой управления, средствами воздействия на верующих (см. Патриаршество).

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Патриархат
гр. pater (patros) – отец + arche – власть) сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни. период родового строя. Характерна преобладающая роль мужчины в хозяйстве, обществе, семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности; развитие скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата – время разложения первобытнообщинного строя.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПАТРИАРХАТ
греч. patriarches — глава рода) — форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве (охота, рыболовство, скотоводство и др. важные для существования коллектива работы) и социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов и т. д.). П. присущи патрилокальность (приход женщин в семьи родовых общин) и патрилинейность (отцовский счет родства). Совр. наука различает ранний П., основанный на парной семье, и поздний П., к-рый появился в конце первобытнообщинного строя в виде больших моногамных патриархальных семей. Как и матриархат, П. существовал не у всех народов и, по мнению ряда ученых, не являлся стадией развития первобытнообщинного строя.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Патриархат
историческая ступень в развитии первобытнообщинного строя на стадии его разложения, возникшая после матриархата и характеризующаяся господством мужчины в хозяйстве и во всем укладе родовой общины. П. возник в тот период, когда на основе первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — стали относительно быстро развиваться производительные силы об-ва, регулярный обмен, частная собственность, рабство. По мере развития скотоводства и земледелия в собственность мужчины постепенно переходят скот и полученные в обмен на скот рабы. При П. на смену групповому браку приходит парный; муж признается отцом детей; жена и дети принадлежат ему по праву собственности. Патриархальная семья (численностью 100 и более человек) была прежде всего хозяйственной единицей (Род и родовая община). На основе дальнейшего развития производительных сил, частной собственности и обмена она распадается на отдельные мелкие моногамные семьи.

Источник: Философский словарь. 1963

ПАТРИАРХАТ
от греч. ????? – отец и ???? – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века. В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов. Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la r?publique", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей". В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cit? antique. ?tude sur la culte le droit, les institutions de la Gr?ce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-europ?ennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("V?lkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи. В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der V?lker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", ?. ?., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс ?., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древние общества", Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.–Л.], 1941; Ковалевский М., Первобытное право, вып. 1, М., 1886; Ольдерогге Д. ?., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Косвен М. О., Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество. Этнографич. материалы и исследования, М., 1951. Л. Файнберг. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
868.22 кб

Патриархат и матриархат в дискурсе философской антропологии: гендерные аспекты власти

Черных Сергей Сергеевич
В статье проведен анализ гендерных аспектов власти сквозь призму смены и взаимной борьбы культурных формаций, таких как матриархат и патриархат.
Читать PDF
639.73 кб

Третий Патриарх школы Тяньтай Чжи и и его сочинения

Марханова Татьяна Фридриховна
В данной статье рассматривается краткий биографический очерк третьего патриарха школы Тяньтай Чжи И, его роль в становлении традиции тяньтайского буддизма. Представлен полный список его сочинений.
Читать PDF
93.18 кб

99. 03. 025. Алексий II (Ридигер А. М. ; Патриарх; 1929). Бог. Человек. Мир//православие и экология.

Девина И. В.
Читать PDF
86.14 кб

99. 03. 026. Алексий II (Ридигер А. М. ; Патриарх; 1929). Христианский взгляд на экологическую пробл

Девина И. В.
Читать PDF
318.01 кб

Святой Фотий, патриарх константинопольский, о философе иоанне филопоне (Bibliotheca: cod. 21-23, 43,

Иванов Игорь
В статье говорится о состоянии дел в современном изучении богословско-философского наследия святого Фотия, патриарха Константинопольского, и в частности о его труде «Библиотека». Кратко характеризуется ее тематическое содержание.
Читать PDF
322.56 кб

Из исторической и творческой биографии третьего Патриарха школы тяньтай Чжи и

Марханова Татьяна Фридриховна
В статье автор приводит биографические данные величайшего философа китайской буддийской школы тяньтай Чжи И. Анализируется философско-сотериологическая концепция одного из трактатов Чжи И «Фа цзе цы ди чу мень».

Похожие термины:

  • Московский Патриархат

    Патриаршество было установлено на Руси с 1589. На патриарха перешли права и преимущества прежнего митрополита, первоначально избираемого и поставляемого в Константинополе. Патриарх, как и митропол
  • Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

    (Алексей Михайлович Ридигер) род. 23 февр. 1929 в Таллине в глубоко верующей семье. С раннего детства Ридигер прислуживал в церкви. Обучался в русской средней школе в Таллине. С 1944 по 1947 был старшим ипод
  • ПАТРИАРХ

    (греч. patriarches - праотец, родоначальник) - титул глав нек-рых церквей (в т. ч. русской правосл. церкви) и епархий (в католицизме).
  • Авторитарно-патриархальная политическая культура

    перенос традиционного образа отца семейства - сурового, но справедливого - на все властные инстанции в обществе: «царь-отец», «любимый вождь - отец народа» и т. п. При такой установке «теплота» «отеч
  • Культура патриархальная

    тип политической культуры, который характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными.
  • ПАТРИАРХИЯ

    церк. область, подчиненная патриарху.
  • МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ

    1) высший орган управления рус. правосл. церкви во главе с патриархом. Последний избирается поместным собором и ответствен только перед ним. При патриархе имеется вспомогательный орган - св. синод; 2
  • ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ КРЕСТ

    символ Православной церкви, который также называют «католическим крестом кардинала» и «крестом с двумя перекладинами». Верхняя перекладина служит для надписи «Иисус Христос, Царь Иудейский», сд
  • ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

    ежемесячный журнал Рус. правосл. церкви, издается с 1943. С 1971 выходит на рус. и англ. языках. В нем публикуются постановления и распоряжения Синода, указы и послания патриарха, сообщения о церк. жизни,
  • ИЗДАТЕЛЬСКИИ ОТДЕЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

    одно из синодальных учреждений рус. правосл. церкви. Основан в 1945. И. о. М. п. издает богослужеб., церк.-историч. и богословскую лит-ру, книги и брошюры, «Журнал Моск. патриархии», «Моск. церк. Вестник». И