ПАТОЧКА Ян

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПАТОЧКА Ян
1 июня 1907, Турнов, Восточная Богемия —13 марта 1977, Прага) — чешский философ. С 1925 учился в Карловом университете в Праге. В 1929—30 в Париже, знакомится с идеями Э. Жильсона, слушает лекции Э. Туссерля. К этому времени относится его первое сочинение — «Французская философия». В 1931—34 учится в Германии, сначала в Берлине (семинары И. Гартмана), затем во Фрейбурге (семинар M Хайдеггера о Гегеле и понятии науки и др.). В 1934 в Праге по образцу уже широко известного лингвистического кружка организовывается центр феноменологических исследований (Л. Ландгребе, М. Брод, Д. Чижевский и др.; устанавливаются связи с феноменологами др. стран). От имени кружка Паточка приглашает в Прагу Гуссерля, лекции которого в ноябре 1935, как и более ранние в Вене в мае 1935, становятся основой для работы «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология». Тема жизненного мира — в центре работы Паточки «Естественный мир как философская проблема» (1936). Преодоление духовного кризиса эпохи связывается им с устранением разрыва между «естественным (наивным) миром» и «миром науки» и осознанием единства культур европейских народов, причем важную культурную миссию Чехии Паточка видит в посредничестве между восточно- и западноевропейскими культурами. После 2-й мировой войны активно участвует в обновлении системы университетского образования. В статье «Масарик вчера и сегодня» заявляет, что метафизика — это «событие, акт нашей жизни и нашего свободного человеческого бытия». Издает педагогические и философские труды Каменского. В 1968—71 профессор философии в Карловом университете Праги. Один из авторов «Хартии 77».
Соч.; Ausgewahlte Schriften in 5 Banden. Wen, 1987-92; Francouska filosofie.— «Ceska mysl» 24,1928; Uvod do Husserlovy fenomenologie.— «Filosoficky casopis», № 13. Prag., 1965; Europa nach Europa. Prag., 1975. Лит.: Studien zur Philosophie von Jan Patoeka.— «Phanomenologische Forschungen», Bd. 17. Freiburg—Munch., 1985.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАТОЧКА (Patocka) Ян
1907-1977) - чешск. философ. Изучал романистику, славистику и философию сначала в Карловом ун-те в Праге, затем в Сорбонне (где впервые услышал Гуссерля). В 1931 защитил диссертацию "Понятие очевидности и его значение для ноэтики", после чего продолжил обучение в Берлине (у Н. Гартмана и В. Йегера) и во Фрейбурге (у Гуссерля и Хайдеггера). До 1944 - гимназический учитель в Праге, после войны до 1949 - доцент Карлова ун-та. Вынужден оставить ун-т по политическим причинам. До 1954 работает в библиотеке Масарика, а с 1958 - в библиотеке Института философии Академии Наук. В 60-70-е - проф. Карлова ун-та, гостевой проф. в ун-тах Левена, Фрейбурга, Майнца и др. В 1972 по политическим причинам отправлен на пенсию. В 1977 - один из авторов "Хартии 77" (вместе с Вацлавом Гавелом). В том же году умер после пристрастного допроса в полиции.
Начав с разработки трансцендентальной феноменологии во вполне гуссерлевском ключе, П. очень скоро подверг позицию учителя решительной критике. Естественно-природный мир для П. - не просто горизонт опыта, но прежде всего целостность, совокупность взаимосвязей и "указаний" на смысл бытия. Человек, будучи существом, открытым этому "показу", должен рассматриваться философией не в качестве завершенного в себе субъекта, а в качестве деятельного "sum" ("существую"). Свое учение П. обозначает как "а-субъективную феноменологию". Критикуя гуссерлевский идеал абсолютной рефлексивной очевидности, П. подчеркивает, что всякая рефлексия - постольку, поскольку она развертывается во времени - содержит внутри себя "темный осадок", принципиально не поддающийся рефлексии. В этом пункте своей концепции П. сближается с такими его современниками как Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Финк, Арендт.
Исходя из понимания человека как телесного существа, П. развивает оригинальную концепцию "экзистенциальной подвижности" человека. В ней исследуются такие основные модусы как "укоренение", "самопродолжение", "прорыв". В последнем из названных модусов П. усматривает важное дополнение к хайдеггеровской аналитике Dasein. От Хайдеггера и от Финка П. отличает также особое внимание к феномену ответственности.
В полном согласии со своей философской позицией П. активно солидаризируется со всеми, кто в своем неприятии лжи способен отказаться от комфорта. Участие П. в политической борьбе - продолжение его философии.
Иван Блеха (Прага)
Ausgewalte Schriften in 5 Bde. W., 1987-1992.
J. Patocka. Philosophie, phenomenologie, politique. Reunis par M. Richiret E. Tassin. Grenoble, 1992.

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
251.76 кб

Антиномия войны и мира в философии Я. Паточки

Сидоренко Ирина Николаевна
В статье анализируется экзистенциально-феноменологический подход чешского философа Яна Паточки к определению природы войны.