Пастухи

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПАСТУХ
символ Христа и его последователей как пастыря и овец основан на евангельских притчах Луки и Иоанна. Однако перевод этого символа в изобразительный ряд был ограничен, главным образом, ранним христианским искусством: он встречается в живописи катакомб, на саркофагах и геммах III и IV вв., а также в мозаиках V в. К эпохе Средневековья изображения Христа в образе пастуха отмирают и лишь изредка встречаются в более поздней живописи. Изобразительный канон сохранил два основных типа воспроизведения пастушеского образа Иисуса. В первом случае образ молодого, как правило, безбородого пастуха, сидящего посреди своих овец и играющего на сиринксе или лире, происходит от античного Орфея, зачаровывающего своей игрой животных. Второй образ — «добрый пастырь», — также идущий от античного Меркурия, хранителя стад, — представляет собой пастуха, несущего на плечах овцу. Источ.: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

ПАСТУХ
- пастырь, в мифопоэтической традиции божество и культурный герой.
Имеет функции охранителя, защитника, кормильца, путеводителя, мессии, патриарха, вождя и т. д., считается причастным к природной мудрости, тайне общения с животными и растениями, небесным и подземным мирами, идее времени (особенно в скотоводческих традициях).
У древних евреев Бог — Пастух, земля подобна пастбищу, а люди — охраняемому П. скоту (ср., например, Пс. 79, 2); П. Авель противопоставляется земледельцу Каину (ср. пожарь); П. были Авраам, Исаак и Иаков; в Новом завете на первое место выдвигается переносная трактовка образа пастыря (ср., например, Ио. 10, 1—6).
В иранской традиции Пастух — Ахурамазда (создатель скота, ср. Boxy ма-на), идеальный царь Виштаспа, в индийской П. выступают Путан, Митра, Варуна, Агни, Сома, Индра, Васиштха, бог—покровитель П.— Кришна, в греческой — Аполлон, Аргос, Гелиос, Герион, Парис, божественные покровители П.— Лай и Дафнис. II.— часто поят, музыкант, певец, изобретающий новые напевы и музыкальные инструменты (ср. Пан, Дафнис, Кришна, Давид). В земледельческих традициях П. может рассматриваться как образ дикого кочевника, разбойника.
Один из наиболее древних образов бога-пастуха связан с мифом об умирающем и воскресающем боге (ср. Думузи). В схеме т. н. основного индоевропейского мифа о громовержце, борющемся с демоническим противником за стадо, П. являются божества-антагонисты (например, Индра и Вритра либо Вала, Перун и Белее, Перкунас и Велняс, Велс), что также связывает П. с небесным и подземным мирами (ср. бог загробного мира, пасущий души умерших, и солнце, пасущее землю, а месяц — звезды; ср. также Гелиос, Аполлон, Ню-лап и Чжи-нюй). Характерный мифологический образ — П. диких животных (леший, Георгий как «волчий пастырь» и т. п.).
Особое положение Пастуха среди людей, их отъединенность от коллектива объясняют мотивы воспитания П. брошенного царского сына (Париса, Эдипа, Кришны), нечеловеческой (или двойственной) природы П., связи П. с различными божествами и духами (ср. Усиньш).

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

Пастухи

Человек, способный следить за общим крестьянским стадом. Люди обыкновенно выбирают в пастухи чело века безземельного, неспособного по слабости здоровья или по иным причинам к полевым работам. Но при этом принимается во внимание, что если пастух и немощен телом, то взамен владеет особой неизъяснимой и таинственной силой, при помощи которой влияет на стадо и спасает его от всяких бед и напастей. Таких необычайных пастухов очень много в лесных местностях. Здесь верят, что они (по словам пастушьего заговора) оберегают скотину от лютого зверя черного, от широколапаго медведя, от перехожаго пакостника-волка, рыскуньи-волчицы, от рыси и росомахи, от змея и всякого зверя, и гада, и от злого и лихого человека. Эти заговоры пастухи обязаны знать прежде всего, так как крестьяне придают этому большое значение: если в прежние времена не слыхать было на пастухов жалоб, то, стало быть, и за говорные слова говорились ими не на ветер, стало быть, они действительно владели той силой, которая не каждому дается. Нет явных следов, чтобы пастухи знались с лешими или полевыми и прибегали к их помощи, но людская молва и в этих знахарях не прочь подозревать связь с чародеями и с самими лешими. Уверены люди, что для удачной пастьбы опытные пастухи обещают лешему корову или две, так как волков и медведей напускает на стада эта лесная нежить. Кое-где, самих леших из благоговения к их могуществу называют «пастухами», потому-де что они перегоняют с места на место скотину, которая, вследствие множества насекомых, в стада не сгоняется. Без помощи леших пастухам приходится туго, а лешие, начальствуя над зверями и перегоняя их с места на место, в пастушьих делах очень опытны.
От леших, между прочим, запасаются пастухи «спуском», то есть особым заговором, при помощи которого колдуны отыскивают потерявшееся животное, и сами этими чарами руководствуются.
Когда придет время спускать скот на пастьбу, пас тух у всякой скотины промеж ушей и с крестца состригает клок шерсти и закатывает его в чистый воск. Этот шарик он впоследствии прячет под камень, около того места, куда обычно ходит стадо на водопой, и предварительно читает длинный заговор, при чем шарик этот держит в одной руке, а в другую берет висячий замок. И сам пастух, и все хозяева крепко верят в охранительную силу этого заговора. Перед первым выгоном скота на пастбище производится еще особый обряд «обхода», необходимый для того, чтобы стадо не расходилось летом и не блуждало бы по лесам. Заключается этот обряд в том, что пастух обходит стадо со свечой, с которой стояли светлую заутреню. Часть этой свечи он заделывает в свой берестяной рожок и уверен, что на звук такого рожка скот станет сходиться скорее и охотнее, а хищные звери быстрее убегать прочь.

Источник: Словарь славянской мифологии

Похожие термины:

  • Пастырь (пастух)

    Слово «пастырь» часто упоминается в Священном писании как в прямом, так и в иносказательном смысле. Первым пастырем овец был Авель. В христианстве символизм Христа и христиан как пастыря и овец ос
  • АДАМАНТОВЫ, пастуховцы

    одно из согласий поморского толка старообрядцев-беспоповцев, возникшее в нач. 18 в. А. учили, что антихрист уже пришел и царствует в мире, отвергали деньги и документы, на к-рых якобы стоит печать ант