ПАСИФАЯПАСКАЛЬ Блес

ПАСКАЛЬ

Найдено 3 определения термина ПАСКАЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ПАСКАЛЬ (Блез)

французский математик, физик, философ и писатель (Клермон-Ферран, 1623 — Париж, 1662). Принадлежа от рождения к высшей буржуазии, он довольно рано получает хорошее образование. В 16 лет он уже публикует «Опыт теории конических сечений». В 19 лет, в помощь отцу, налоговому инспектору, изобретает счетную машину. Затем обращается к исследованиям вакуума. Его жизненная установка меняется в 1654 г.: он едва избегает несчастного случая во время пересечения моста Нейи, после чего следует «ночь экстаза» (23 ноября 1654 г.), трогательным свидетельством которой стал его «Дневник». Тогда онобращается к Богу. 18 «Провинциальных писем» — это защита Арно и строгости Порт-Рояля против Сорбонны и казуистики иезуитов. Его теологические размышления находят себе место в «Очерках о благодати». Мысль обращается к апологии христианства, для чего он пишет многочисленные заметки. Но болезнь не оставляет ему времени на передышку. Его основное произведение, которое должно было стать его «апологией христианской религии», осталось незавершенным; оно существует лишь во фрагментах: это «Мысли», опубликованные его друзьями в 1670 г. Мысль Паскаля, глубокая — строгая, иногда полная отчаяния, но всегда живая и трогательная, остается плодотворной темой в философском размышлении о человеке. Экзистенциализм, как и Кьеркегор, признает свое родство с Паскалем. См. Янсенизм, Экстаз.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

ПАСКАЛЬ

Pascal) Блез (19.6.1623, КлермонФерран, 19.8.1662, Париж), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. После чрезвычайно плодотворной деятельности в области точных наук разочаровался в них и обратился к религиозным проблемам и философской антропологии: сблизившись с представителями янсенизма, выступил с энергичной критикой казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, русский перевод 1898). Основной философский труд — «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, представляющее собой наброски к незавершенному полемическому труду.

Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который, пройдя через опыт механистического рационализма XVII в., со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым предвосхищая последующую иррационалистическую тенденцию в философии (Якоби, романтизм и т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя основные идеи христианства из традиционного синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического типа, П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологический образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня». П. исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устает говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на антропологической проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркегора и Ф. М. Достоевского.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: София-Логос. Словарь

ПАСКАЛЬ

Pascal), Блез (19 июня 1623 – 19 авг. 1662) – франц. математик и физик, религ. философ. Он заложил теорию вероятностей, изобрел первую счетную машину, предвосхитил нек-рые идеи дифференциального исчисления, создал гидростатику, как науку. П. – один из творцов науки нового времени. В своих науч. трудах П. выступал против преклонения перед авторитетом, обосновывал методы экспериментального естествознания и, следуя за Декартом, – рационалистич. метод доказательства и проверки истины. Соображения П. о методе оказали влияние на Пор-Рояля логику. В противоречии с научной деятельностью П. находились его религиозно-мистические настроения, усилившиеся после знакомства с янсенизмом и принявшие уродливо- фанатическую форму в условиях обострившегося нервного заболевания. В 1655 П. поселился в аббатстве Пор-Рояль, ведя жизнь отшельника-аскета, упражняясь в христ. благочестии и заставляя себя не думать о науке. Религ. фанатизм убил в П. ученого. Включившись в борьбу янсенистов против иезуитов, П. написал блестящий памфлет против иезуитов – "Письма к провинциалу" ("Les lettres... ? un provincial...", 1657). В то же время П. боролся с вольнодумцами и атеистами. Как философ П. интересовался только религ.-этич. проблемами, рассмотрение им нек-рых онтологич. и гносеологич. вопросов носило подчиненный характер. Двойственность природы человека – таково первое осн. положение П. В онтологич. плане человек, по П., – соединение двух различных субстанций – души и тела. В моральном плане он представляет собой соединение доброго и злого. Только христ. религия с ее учением о грехопадении и преемственности греха дает, согласно П., удовлетворит. объяснение двойственности человека, и это является аргументом в пользу ее истинности (см. "Мысли", М., 1905, с. 115). Второе осн. положение П. состоит в утверждении испорченности, ограниченности, ничтожности человека. Ничтожность эта проявляется прежде всего в его неспособности постичь мир. П. широко использовал скептич. аргументы Пиррона, Монтеня, Декарта для развенчивания претензий разума на познание действительности. Не понимая диалектики конечного и бесконечного, а также абсолютной и относительной истины, П. делал ложный вывод, что человек, как ограниченное и конечное существо, не в состоянии познать бесконечную Вселенную. Эта же агностич. тенденция вытекала и из метафизич. интерпретации П. тезиса о всеобщей взаимосвязи: для познания одной вещи необходимо знать все другие, что невозможно, т.к. человек актуально не в силах охватить бесконечное мировое целое. До полного скептицизма П., однако, не доходил, т.к. признавал достоверным орудием постижения реальности чувство ("сердце" и инстинкт). Чувство свидетельствует об объективном существовании внешнего мира, первых принципах бытия – пространства, времени, движения (там же, с. 118). Но чувство оставляет человека в неведении относительно всей полноты бытия. Человек ничтожен, и как моральное существо он исполнен "... гордости, честолюбия, похоти, слабости, духовной нищеты и несправедливости..." (там же, с. 136). Наконец, страдания и неизбежность смерти – величайшие проявления "ничтожности" человека. П. высказывал крайне пессимистич. взгляд на человеч. жизнь, к-рую сравнивал с существованием осужденных на смерть узников, ежедневно видящих, как гибнут др. узники, ожидающих часа своей гибели, но не знающих, когда он наступит. Человек должен иметь силу осознать трагизм своего положения и искать выход в христ. вере: лишь на пути соединения с богом человек избавляется от отчаяния, обретает счастье и надежду на спасение и вечное блаженство. Проповедуемая П. мораль – аскетизм; чувство любви к др. людям рассматривается П. как грех, поскольку единственно достойное любви существо – это всесовершенный бог. В вопросе о доказательстве истины религии П. занимал откровенно фидеистич. и иррационалистич. позицию. Рациональные аргументы могут лишь подготовить человека к принятию религии: "Вся суть веры в том, что Бог постигается сердцем, а не разумом" (там же, с. 108). Историч. значение идей П. противоречиво, как противоречивы его деятельность и его мировоззрение. Если его науч. работы, разработка рационалистич. метода, борьба против иезуитов, инквизиции и папства сыграли большую прогрессивную роль, способствуя развитию антифеод. идеологии третьего сословия, то как религ. философ П. объективно помог клерикальной реакции, развернувшейся во Франции во-2-й пол. 17 в. и представлявшей орудие королевского-абсолютизма в борьбе с новыми, более радикальными оппозиц. силами, чем янсенисты. Мировоззрение П. подверглось острой критике со стороны просветителей 18 в. – Дидро, Д´Аламбера, Кондорсе. Вольтер неоднократно полемизировал с П., результатом чего явился критич. комментарий к "Мыслям" ("Pens?es" [publi?e avec les notes de Voltaire], L., 1776). Впоследствии на идеи П. опирались мн. философы-идеалисты и откровенные защитники религии. В обстановке страха и неуверенности, характерной для капиталистич. стран, пессимистич. философия П. вызывает большой интерес. Совр. экзистенциалисты считают П., наряду с Кьеркегором, основоположником своей философии. Действительно, мн. осн. темы экзистенциализма вполне отчетливо представлены уже у П. (человеч. существование как исходный пункт философствования, заброшенность человека в мире, тоска и отчаяние человека перед действительностью как проявление его сущности, смерть как одна из гл. филос. категорий, иррационализм), хотя полное отождествление взглядов П. с экзистенциализмом является неправомерной модернизацией. Соч.: "Мысли" ("Pens?es") – осн. филос. произведение П. н, над к-рым он работал в 1656–62 и к-рое осталось незаконченным. В 1658 П. произвел лишь классификацию собранных материалов и дал заглавия ряду разделов. Первое издание (издание "pr?originale", т.е. вышедшее "ранее первого") было осуществлено в 1669 под названием "Мысли Паскаля о религии и некоторых других предметах" ("Pens?es de M. Pascal sur la religion et sur quelques autres sujets", P.). Текст издания значительно отличается от оригинала; был опущен ряд мест, в к-рых П. особенно резко нападал на иезуитов; текст подвергся большой стилистич. переработке. Первое исправленное издание было осуществлено Фожером (M. P. Faug?re, v. 1–2, P., 1844). Лучшее совр. издание принадлежит Л. Лафума (L. Lafuma, v. 1–3, P., 1951); в его основу положена первая опись бумаг П., найденных после его смерти. Имеются три пер. на рус. яз.: И. Бутовского (СПБ, 1843); П. Первова (СПБ, 1888; 2 изд., М., 1899; 3 изд., М., 1905), С. Долгова (М., 1892; 2 изд., М., 1902). Пер. на англ. яз. – L., 1688; L.–Toronto – N. Y., 1931; Cleveland, 1955; в США – Andover, 1845; ?. ?., [1906]; [?. ?., 1950]; на нем. яз. – Augsburg, 1701; Hdlb., 1946; Lpz., 1948; Bremen, [1955]; на исп. яз. – Md, 1805; [P.], 1917; В. Aires–M?x., [1940]; на голл. яз. – Amst., 1686; Haarlem, 1889; на итал. яз. – Torino, 1767; Mil., 1911; Bari, 1941; на дат. яз. – Kbh, 1866; на польск. яз. – Warsz., [1931]; на норв. яз. – Oslo, 1947; на шведск. яз. – bd 1–2, Stockh., 1929; на венг. яз. – Bdpst, 1890; на чеш. яз. – Praha, 1909; на лат. яз. – Wirceburgi, 1741. Лит. о "Мыслях": Гуляев А. Д., Этич. учение в "Мыслях" П., Каз., 1906; Cousin V., Des "Pens?es" de Pascal, P., 1843; Strowski F., Les Pens?es de Pascal, P., [1931]; Tourneur Z., "Beaut? po?tique", Melun, 1933; Amoudru В., Des "pascalins" aux "pascalisants". La vie posthume des Pens?es, [P., 1936]; Lafuma L., Recherches pascaliennes, P., 1949; его же, Histoire des Pens?es de Pascal, P., 1954; Goldmann L., Le dieu cach?. ?tude sur la vision dans les Pens?es de Pascal, 5 ?d., P., 1955; Francis R., Les pens?es de Pascal en France de 1842 ? 1942, P., 1959; Oeuvres publ. par L. Brunschvicq, R. Boutroux et F. Gazier, v. 1–11, P., 1908–14; в рус. пер. – Письма к провинциалу, СПБ, 1898; Начала гидростатики. Архимед. Стэвин. Галилей. Паскаль, М.–Л., 1932. Лит.: Бутовский И., О жизни П. и его сочинениях, в кн.: Паскаль Б., Мысли, СПБ, 1843; Филиппов M. M., Паскаль, его жизнь и научно-филос. деятельность, СПБ, 1891; Орлов А. И., Франц. мудрец Влас Паскаль, [3 изд.], М., 1911; Кокосов В., Паскаль, [Горький, 1935]; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 142–43; История франц. лит-ры, т. 1, М., 1946; Cousin V., Etudes sur Pascal, 5 ?d., P., 1857; Jovy ?., ?tudes pascaliennes, v. 1–9, P., 1927–36; Sainte-Beuve C.-A., Les Grands ?crivains fran?ais, [t. 5] – XVII si?cle, P., 1928; Brunschvicg L., Pascal, P., 1932; Eastwood D. M., The revival of Pascal, Oxf., 1936; Rideau E., Descartes, Pascal, Bergson, P., [1937]; Вenz?cri E d., L´esprit humain selon Pascal, P., 1939; Finch D., La critique philosophique de Pascal au XVIII si?cle, Phil., 1940; Waterman M., Voltaire, Pascal and human destiny, ?. ?., 1942; Tourneur ?., Une vie avec B. Pascal, P., 1943; Brunschvicg L., Descartes et Pascal, lecteurs de Montagne, Nch?t., 1945; Sciacca M. F., Pascal, Brescia, [1946]; Вaudin ?., ?tudes historiques et critiques sur la philosophie de Pascal, v. 1–3, Nch?t., 1946–47; Humbert P., L´oeuvre scientifique de B. Pascal, P., 1947; Daniel-Rops, Pascal et notre coeur, P., 1948; Сhinard G., En lisant Pascal, Lille, 1948; Russier J., La foi selon Pascal, v. 1–2, P., 1949; Truc G., Pascal, son temps et le n?tre, P., 1949; Lefebvre H., Pascal, v. 1–2, P., 1949–54; Lapоrte J. M. F., Le coeur et la raison selon Pascal, P., [1950]; Adam ?., L´?poque de Pascal, P., 1951 (Histoire de la litt?rature fran?aise au XVII si?cle, t. 2); Guardini R., Pascal, ou le drame de la conscience chr?tienne, P., [1951]; Guitton J., Pascal et Leibnitz, P., 1951; Journet Сh., V?rit? de Pascal, Saint-Maurice, [1951]; B?guin ?., Pascal par lui-m?me, P., 1952; D´Angers J. E., L´apolog?tique en France de 1580 ? 1670. Pascal et ses pr?curseurs, P., [1954]; Gоldmann L., Le dieu cach?. ?tude sur la vision tragique dans les Pens?es de Pascal et dans le th??tre de Racine, 5 ?d., P., 1955; Des "Pens?es" de Pascal ? "L´Apologie", textes comment?es et annot?s par J. Mantoy, P., 1955; Spoerri Th., Der verborgene Pascal, Hamb., [1955]; Valensin ?., Pascal, в его кн.: Regards, 1, P., 1955; Brunet G., La "Pari" de Pascal, P., [1956]; Cresson ?., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956; Jerphagnon L., Pascal et la souffrance, P., [1956]; Pascal B. L´homme et l´oeuvre, [P., 1956]; Simonetti M., Studi Pascaliani, Roma, 1956; Le Roy G., Pascal, savant et croyant, P., 1957; Lacombe R. E., L´apolog?tique de Pascal, P., 1958; L?nning P., Tro og tanke efter B. Pascal, [Oslo, 1958]; Mortimer ?., ?. Pascal, L., [1959]; Baudouin Сh., B. Pascal ou l´ordre du coeur, [P., 1962]; Pascal e Nietzsche. Scritti di E. Castelli [e. a.], Padova, 1962; Pascal pr?sent. 1662–1962, Clermont-Ferrand, [1962]; Maire ?., Bibliographie g?n?rale des oeuvres de B. Pascal, t. 1–5, P., 1925–27. В. Кузнецов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме ПАСКАЛЬ — 0

Найдено научныех статей по теме ПАСКАЛЬ — 0

Найдено книг по теме ПАСКАЛЬ — 0

Найдено презентаций по теме ПАСКАЛЬ — 0

Найдено рефератов по теме ПАСКАЛЬ — 0