ПАШТПАШУТ

ПАШУПАТИ

Найдено 3 определения термина ПАШУПАТИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

ПАШУПАТИ


        (Владыка животных) — один из эпитетов Рудры, а позже Шивы, отражающий глубокие историч. корни в происхождении данного божества, имеющего, по-видимому, связь с еще доарийским культом бога — покровителя охоты и скотоводства. Это качество П. запечатлено, в части., в одном из атрибутов Шивы — лани, к-рую он держит в одной из рук (иногда она сопутствует ему). Шива в образе П. представляется гл. божеством для секты пашупата. В философском смысле П. рассматривается и как "Владыка душ", т. е. всего одушевленного (см. ШАЙВА-СИДДХАНТА). В нек-рых шиваитских мифах подчиненность всех других богов Шиве подчеркивается через признание ими себя "пашу" ("животными") в отношении к нему.
Н. Краснодембская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ПАШУПАТА


        название шиваитской секты, члены к-рой поклонялись Шиве в образе Пашупати. Характерным элементом их культовой практики являлось вызывающе свободное, часто непристойное поведение, во многом имитировавшее повадки животных — быка, петуха, воробья. Дикими криками и танцами, странными телодвижениями и поступками, "купанием" в пепле с кремационных площадок (см. БХАСМАН) они стремились произвести на окружающих впечатление сумасшедших. Идея такого поведения, несомненно восходящая к древним пластам шаманской практики, состояла в том, что, уподобляя себя животным, они наилучшим образом служили своему повелителю — Шиве, а отбрасывание всех социальных норм как бы делало их равными абсолютно свободному всесильному богу. Конечная цель индуизма, мокша, так и интерпретировалась ими как свобода от всяких ограничений (в т. ч. от личных неудобств и страданий). Основателем секты считается некий Лакулиша ("Повелитель дубинки" — один из эпитетов Шивы), живший, видимо, ок. 100 г. н. э. Ему приписывается создание текста "Пашупата-сутра", в к-ром, в части., содержится изложение системы тренировки и воспитания члена секты. Исследователи отмечают сходство идей П. с воззрениями древнегреческих школ киников и отчасти стоиков.
А. Дубянский

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

ПАШУПАТА

ранняя шиваитская тантрическая школа, почитавшая Шиву в образе Пашупати («владыка животных»). Основателем считается сам Шива, первый же земной учитель — Лакулиша (П-Ш вв.). Четыре ученика Лакулиши стали основателями четырех подшкол П. Она развивалась активно в Гуджарате и Раджпутане (запад Индии) и была хорошо известна во времена царя Харши (VII в.). Основной текст П. — «Пашупата-сутры», приписываемые самому Лакулише. П. — непосредственная предшественница некоторых тантрических школ «левой руки». В учении П. разрабатывается пять категорий: 1) причина (Шива); 2) следствие (знание, органы чувств и души); 3) йога (практика познания Бога); 4) ритуальное почитание Бога; 5) достижение окончательного освобождения. Согласно другой классификации, в школе рассматриваются три основных понятия: пашу (букв, «скот»), в данном случае имеется в виду душа; паша, «узы», опутывающие душу и в то же время соединяющие ее с высшим источником; наконец, пати («господин») — Бог, высшая материальная и действенная причина мира, податель милосердия, избавитель от кармы. Практика П. включала в себя эксцентрические телодвижения, подражание повадкам животных, «купание» в пепле священного огня для приобретения оккультных сил, вероятно, сексуальные практики — и все это наряду с обычными медитациями на форме Бога, повторениями слога Ом и покаяниями. Школа постепенно исчезает к концу I тыс. н. э. См. Капалика, Агхора, Шиваизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

Найдено схем по теме ПАШУПАТИ — 0

Найдено научныех статей по теме ПАШУПАТИ — 0

Найдено книг по теме ПАШУПАТИ — 0

Найдено презентаций по теме ПАШУПАТИ — 0

Найдено рефератов по теме ПАШУПАТИ — 0