ПАСХА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАША
Санскр.) Петля распятия Шивы; петля, которую он держит в
правой руке в некоторых его изображениях.

Источник: Теософский словарь

ПАСХА
главный христианский праздник, отмечаемый в честь воскресения распятого на кресте Иисуса Христа. Постановлением I Вселенского собора (325) Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, но обязательно отдельно от иудейской пасхи (песах), которая в иудаизме связывается с исходом евреев из Египта.

Источник: Религиоведческий словарь

Пасха
Главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть Иисуса Христа. Праздник Пасхи продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания И. Христа на земле по воскресении. В отдание Пасхи служба совершается подобно тому, как в отдания двунадесятых праздников.

Источник: Православный церковный словарь.

Пасха
1) Еврейский Песах, ежегодное празднество с переменной датой (длится семь или восемь дней, начиная от 15 числа месяца Нисана) в память об исходе народа израильского из Египта. 2) Христианская Пасха, празднество с переменной датой в память о воскресении Христа, теоретически должна была бы отмечаться одновременно с еврейским Песахом. Никейский Собор (325) постановил, что она будет ежегодно отмечаться в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. В силу различий между соответствующими церковными и обычными календарями обе Пасхи порой довольно далеко отстоят друг от друга. Восточнохристианская церковь пользуется другим календарем.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

ПАСХА
Easter). Это слово, по-видимому, образовалось от Остары,
скандинавской богини весны. Она была символом воскресения всей
природы, и ей поклонялись ранней весной. У языческих древних
скандинавов был обычай в это время обмениваться крашенными
яйцами, которые называли яйцами Остары. Теперь они стали
Пасхальными Яйцами (Easter-Eggs). Как сказано в "Asgard and the
Gods": "Христианство вложило другой смысл в этот древний обычай,
связав его с празднеством Воскресения Спасителя, который, подобно
скрытой жизни в яйце, покоился в могиле три дня, прежде чем
проснулся для новой жизни." Это было тем более естественно, ибо
Христос отождествлялся с тем же Весенним Солнцем, которое
появляется во всем своем великолепии после мрачной и долгой
смерти зимой. (См. "Яйца".)

Источник: Теософский словарь

ПАСХА
пасхальные обряды. У иудеев основаны на истории бегства из Египта и странствий в пустыне, изложенной в книге Исход. Отмечается в ночь на первую субботу первого весеннего полнолуния. Христиане празднуют Пасху на день позже; в данном случае этот праздник связывается с главным чудом Иисуса Христа, распятого накануне еврейской Пасхи и воскресшего на третий день. Главный христианский пасхальный обряд – ночная литургия с причащением. Домашние пасхальные торжества (так называемое «разговение») включают в себя традиционные весенние обряды, возникшие задолго до принятия христианства: так, в православии основным атрибутом пасхи служат кулич и крашеные вареные яйца. В связи с тем, что православная церковь не приняла григорианский календарь, Пасха празднуется здесь на две недели позже, чем в католической и протестанских церквях.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Пасха
главный христ. праздник, отмечаемый как день «чудесного воскресения» из мертвых Иисуса Христа. Историч. наука свидетельствует, что праздник П. заимствован христианством из иудаизма, получив здесь новое содержание. У древн. скотоводческих иудейских племен он связывался с «умилостивлением» духов, затем с развитием культа Яхве стал праздником, к-рым отмечался мифич. «исход» евреев из Египта. Связь с древн. обычаями прослеживается во многих обрядах совр. христиан. П. (напр., раскрашивание яиц, изготовление творожной «пасхи» и др.). В раннем христианстве празднование воскресения Христа совпадало с иудейской П. I вселенский собор христ. церкви в 325 г. установил, что П. должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, непременно отдельно от дня празднования иудейской П. Т. о., христ. П. — «кочующий» праздник, выпадающий в разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю. Празднество П. служит закреплению в сознании верующих антинаучных представлений, проповеди идей классового мира и всепрощения.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПАСХА
от др.-евр. песах - прохождение) - гл. христ. праздник, установленный в честь «чудесного воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в евангелиях. Однако, как установлено, своими корнями П. уходит в более далекое прошлое. Первоначально это был праздник др.-иуд. скотоводч., а затем земледельч. племен. Некогда его содержание составляло умилостивление духов с целью заручиться их помощью и поддержкой в период весеннего отела скота, а затем — начала жатвы. Отсюда сохранившийся в иудаизме обычай приготовления на П. мацы - пресных лепешек и выпекание на христ. П. куличей, окраска яиц и пр. С развитием у евреев культа бога Яхве праздник стал связываться в иудаизме с мифич. исходом из Египта, с ожиданием мессии, с идеями национализма. Основываясь на еванг. сказаниях о том, что Иисус был казнен и воскрес в дни празднования иудеями П., христиане отмечали вначале свою П. одновременно с иудейской. Лишь в 325 I вселен. (Никейский) собор христ. церкви установил, что П. должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния, непременно отдельно от П. иудейской, П. является, т. о., «кочующим» праздником. Для вычисления дня празднования П. составляются особые тябпищл-пасхалии. Христ. церковь отмечает П. очень торжественно, используя ее для пропаганды идей клас. мира, всепрощения, всеобщего христ. братства, к-рые призваны притупить клас. самосознание трудящихся, примирить их с соц. несправедливостью в клас.-антагонистич. об-ве. Оказывая сильное эмоц.-психоло-гич. воздействие на людей, пасхальные службы являются эффективным средством укрепления религиозности и роста влияния церкви на нек-рую часть населения.

Источник: Атеистический словарь

ПАСХА
(от др.-евр. песах - прохождение) - главный христ. праздник, в основе к-рого лежит миф о чудесном воскресении Иисуса Христа, согласно евангельским сказаниям, распятого на кресте по приговору иудейск. суда синедриона, утвержденному рим. наместником Понтием Пилатом. Учитывая, что идея воскресения является центр, в христ-ве, особая роль отводится и празднику в честь этого события. Правосл. богословы называют его «праздником праздников и торжеством из торжеств». Как свидетельствуют научн. данные, истоки П. лежат в иудейском празднике, установленном в память об исходе иудеев из Египта и связанном с ожиданием прихода «небесного освободителя» - мессии. В свою очередь этот праздник ведет начало от древнеиуд. празднества скотоводч., а затем земледельч. племен, совершавших жертвоприношения духам природы, чтобы получить у них поддержку в хозяйств, заботах и нуждах. Непременным ритуалом было приготовление пресных лепешек - мацы, откуда произошел обычай выпекать на христ. П. куличи. Первоначально христ. П. отмечалась одновременно с иудейской. Однако на I вселенсцерк. соборе в 325 в Нинее было решено отмечать ее в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской П. Т. обр., П. является «кочующим» праздником, выпадающим каждый год на разные числа. Церковь составляет спец. таблицы-пасхалии определяя даты П. на много лет вперед. Осн. идеологич. содержание праздника составляют идеи клас. мира, всепрощения, всемирного христ. братства, притупляющие клас. самосознание масс. Вместе с тем П., привлекая значит. часть населения, служит одним из действ, средств идеологии. и эмоционально-психологич. влияния на людей.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Пасха
В написании со строчной буквы – еврейский праздник, увековечивший исход из Египта. Пасха с прописной буквы – христианский праздник, славящий воскресение Христа. Ален называл Пасху языческим праздником, поскольку, по его мнению, он знаменует всего лишь торжество жизни над смертью. Пасха – весенний праздник, аналог которому находится у всех народов, и праздник воскресения, сходный с которым также имеется почти у всех. Подлинно христианским праздником Ален считает Рождество, потому что оно славит не силу, а слабость, не жизнь или победу, а любовь. Положенный рядом с быком и ослом гонимый беззащитный младенец, которого некому защищать кроме юной матери, трепещущей от страха и твердящей слова молитвы, и терзающегося недоумением отца, – вот что такое Рождество. Я же подлинным праздником духа назвал бы святую пятницу (194), потому что в этот день мы чтим поруганную справедливость, муку страдающей любви и, конечно, высочайшее мужество, не ведающее ни гнева, ни насилия, ни надежды. «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Это праздник не веры, но верности. Было воскресение или его не было, разве это что‑нибудь меняет в величии Христа и его завета? Сравнение с крестной мукой позволяет выделить главное и в празднике Пасхи – это торжество скорее веры, чем верности, и скорее надежды, чем веры. Вопреки убеждению Алена, Пасха – подлинно религиозный, следовательно, настоящий христианский праздник, поскольку христианство является религией. Нам всем очень хочется верить в Христа, как мы верим в приход весны. Но весна – не бог. И жизнь наша – не Бог. В день Пасхи атеисты чувствуют себя атеистами вдвойне, ибо верят только в живой и смертный дух. Но любят свою веру ничуть не меньше, а может быть, и больше.

Источник: Философский словарь.

ПАСХА
или Воскресение Христово. Не является одним из двенадцати праздников, поскольку считается “праздником праздников”. Незадолго до 12 часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница, с гроба снимают плащаницу – большой плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя, вносят ее в алтарь через Царские врата и помещают на престол, где она остается 40 дней. В полночь крестным ходом начинается Пасхальная Заутреня. Народ выходит из храма под пение “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебя славити”. Процессия обходит храм и возвращается к его закрытым дверям. И здесь священик торжественно объявляет о Воскрсении Христовом, потом восклицает: “Слава Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице!”, затем поется пасхальный тропарь. Народ снова входит в храм, который украшен цветами и освящен, все священники – в светлых ризах. В центре храма на аналое лежит икона Воскресения, которая изображает Христа, разбивающего врата ада и освобождающего Адама и Еву. На этой службе ничего не читается, но все поется. Только священник восклицает: “Христос воскресе!” и люди отвечают ему: “Воистину Воскресе!” Перед началом литургии читается пасхальное слово Иоанна Златоуста, которое приглашает всех забыть свои грехи и полностью погрузиться в радость праздника. Важное место в праздновании Пасхи занимает обрядовая еда, включающая в себя пасху из творога, куличи, крашеные яйца – все это освящается в субботу. Христиане стойко держатся строгого поста, особенно на последней страстной неделе, и разговляются только после того, как восславят Светлое Воскресение Христа. Но Пасхальная служба приурочена не к восходу солнца, а служится в темные часы первого дня недели, чтобы дать верующим возможность ощутить новое сотворение мира и мистически войти в “Новый Иерусалим”, который побеждает непрерывную ночь зла и уничтожает тьму нашего смертного греховного мира.
Само слово “Пасха” означает Исход, переход. Первоначально Пасха была посвящена освобождению племени Израиля (Иакова, внука Авраама) от египетского владычества, история которого описана во второй книге Ветхого Завета – Исход, и праздновалась в один день с евреями. Но в 325 году было принято постановление на Никейском соборе праздновать Пасху «в тот воскресный день, который от весеннего равноденствия будет первый после полнолуния». Таким образом, христианская Пасха является переходящим праздником, в зависимости от которого вычисляются даты других переходящих праздников: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница и др.

Источник: Православие. Основные понятия.

ПАСХА
(греч. pascha, от др.евр. pesach, букв. - прохождение) - иудейский и христ. праздник; в христианстве он считается главным. В далекой древности евреи, будучи кочевыми скотоводч. племенами, праздновали П. в связи с весенним отелом скота и при этом приносили ягненка в жертву «духам» пустыни и пастбищ. С переходом древних скотоводов к оседлости и земледелию их праздник П. соединился с празднованием начала жатвы, к-рое устраивалось в первое полнолуние после весеннего равноденствия. Традиция приготовления мацы - пресных лепешек, выпекаемых верующими евреями к П., - восходит к приготовлению опресноков из муки, смолотой из первых зерен нового урожая. С развитием культа Яхве иудейская П. была истолкована жрецами уже как праздник в честь мифич. «исхода из Египта», будто бы осуществленного под прямым руководством Яхве. Позже раввинами в празднование иудейской П. были внесены идея ожидания мессии, «спасителя» евр. народа (см. Мессианизм), а также элементы национализма. Реакционным по своему существу остается праздник иудейской П. и в наст. время. В капиталистич. странах еврейские бурж. идеологи используют этот праздник для пропаганды национализма, идей классового мира среди евреев и вражды « коммунизму. Христианство, переняв из иудаизма праздник П., переделало его по-своему. Ранние христ. общины связывали П. с мифами о страдании, смерти и воскресении Христа, т. к., по Евангелию, эти события в жизни мифич. Христа произошли в период П., и устраивали свой праздник одновременно с иудейской П. Однако в 325 первый вселенский собор постановил, что дата христ. П. должна приходиться на первое воскресенье после истечения полной недели со времени иудейской П. Это воскресенье приходится на время с 22 марта по 25 апр. по ст. ст.; П. празднуется целую неделю. В обрядах, связанных с христ. П., в большой мере обнаруживаются мн. культовые традиции дохрист. религий. Но христианство их переосмысливало и перетолковывало. Так, уже сам умирающий и воскресающий весной бог, каковым и предстает Христос в праздновании П., - типичная фигура ряда мифов и мистерий разл. аграрных культов. Ход богослужения в предпасхальную «страстную неделю» и в пасхальное «светлое воскресенье» (скорбные сюжеты и покаяние, сменяемые радостными гимнами при сообщении о «воскресшем» боге) в общих чертах повторяет ход мистерий, к-рые посвящались, напр., Осирису, Дионису, Адонису, Аттису. Особая роль творожной «пасхи» и яиц в пасх, обычаях заимствована из весенних культовых праздников, связанных с получением первых весенних продуктов в крестьянском хоз-ве и с подготовкой к полевым работам. Такие праздники, известные мн. европ. народам, в т. ч. и русскому, в большой мере слились с праздником христ. П., повлияв на его оформление.
В основу поучений по поводу празднования П. христ. церковники, ссылаясь на пример страданий («страстей») мифич. Христа, шедшего на распятие, кладут реакц. идеи терпения и готовности к страданиям («Христос терпел и нам велел»), смирения (показное омовение ног архиереями священникам - тоже по «примеру» Христа), всепрощения, «братства во Христе», классового мира (обычай взаимного целования - христосования). Т. о., праздник П. служит целям духовного одурманивания трудящихся.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Пасха
(Easter).
Ежегодный праздник и период времени, установленные в память о Воскресении Христовом. Дата этого древнейшего и важнейшего из переходящих праздников определяет христианский литургический год.
В германских языках общеупотребительные слова (в англ. easier, в нем. ostem ) происходят либо от имени неизвестной германской богини весны  Eastre (эту точку зрения развивал английский монах Беда Достопочтенный), либо, что более вероятно, от др.герм, корня, означающего "рассвет" или "восток" (время и место восходящего солнца). В древности этими германскими словами стали переводить греч. словоpascha (от евр. pesah). Это слово употребляется в Библии и вошло в большинство романских языков (fyp.paques, ит.pasqua).
Празднование Пасхи в раннехристианской Церкви и сопутствующие ему календарные споры были результатом христианских попыток освободиться от влияния иудаизма. Воскресенье вытеснило еврейскую субботу уже во II в., и, несмотря на предпринятые в Малой Азии попытки сохранить дату еврейской Пасхи (14 нисана) для празднования христианской Пасхи, Никейский собор постановил ежегодно праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния и весеннего равноденствия (21 марта). К сожалению, различные методы вычисления Пасхи, разработанные для согласования еврейского лунного и римского солнечного календаря, привели к многочисленным спорам, как, напр., спор VII в., разгоревшийся в Британии между кельтским и римским христианством. Даже известная реформа календаря, предпринятая в 1582 г. папой Григорием XIII, сначала была направлена на то, чтобы сохранить празднование Пасхи весной, для чего был исправлен небольшой сдвиг во времени (11 дней на тот момент) в менее точном юлианском календаре. Поскольку в православии попрежнему используют старый календарь, расхождение с другими церквями может доходить до пяти недель. В последние годы в интересах христианского единства были выдвинуты предложения считать универсальным днем Пасхи второе воскресенье апреля. Это, в свою очередь, позволило бы создать единую мировую литургию.
Первоначально в честь Пасхи служили одну ночную службу, где вспоминались смерть и воскресение Христа. Во время этого обряда зажигали пасхальную свечу, молились, читали Св. Писание и все причащались. К-ром е того, это время считалось идеальным моментом для крещения (воскресение к новой жизни символизировалось белыми одеждами); оно, в свою очередь, удлиняло краткий подготовительный период до 40дневного поста (установленного в честь 40дневного поста Христова перед страстями). Соответственно, после IV в. единый праздник распался на несколько частей, и воскресение стали праздновать отдельно, утром в Светлое воскресенье, а пасхальные недели растянулись еще на 40 или 50 дней. В течение долгих веков вокруг Пасхи возникло множество народных обычаев, уходящих корнями в весенний языческий фольклор (пасхальные яйца и кролик) и в иудейские и христианские предания.
R.K. BlSHOP(nep. А.К.) Библиография: L. Cowie and J. Gummer, The Christian Year; G. Dix, The Shape of the Liturgy; D. Jones, G. Wainwright,and E. Yarnold, The Study oftheLithurgy; F. Weiser, The Easter Book; E. Zcrubuvel, "Easierand Passover: On Calendars and Group Identity", ASR, Apr., 1982.
См. также: Пасхальныеспоры; Христианский год.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Пасха, иудейская

    (Passover). Первый из трех ежегодных праздников, когда требовалось, чтобы все верующие мужского пола приходили в святилище (Исх 23:1417). Существительноepesah  производное от глаголаpasah ("пройти мимо" в значен