американский социолог (р. Колорадо-Спрингс, 1902-1979). Развивал «социологию действия», определяющую действие тем смыслом или резонансом, которые индивидуальное действие находит внутри некоторой группы. Не существует действия без «группы».
ПАРСОНС ТОЛКОТТ
Источник: Философский словарь
Источник: Атеистический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
Источник: Философский энциклопедический словарь
1902- 1979) - американский социолог. Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Парсонс пытался построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Специфику человеческого действия Парсонс усматривал в символичности (то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т. п.), в нормативности (то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), в волюнтаристичности (то есть в известной иррациональности и независимости от условий среды, но в зависимости от субъективных «определений ситуации»). Парсонс исследует ситуацию взаимодействия социальных субъектов, связанных между собой системой «взаимных ожиданий» в том смысле, что их действия ориентированы на ожидания партнера. Четкое аналитическое развитие потребностей и ценностей позволило Парсонсу развести и разграничить такие подсистемы действия, как личность и культура. Парсонс показал несостоятельность как представлений о полностью независимой спонтанной личности, так и представлений о жестко культурно запрограммированных индивидах. В работах 60-х годов Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу, своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развит тие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Переход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совершается с отделением правовой системы от религиозной, формированием административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы. В 70-е годы Парсонс сосредоточился на завершении разработки теории системы человеческого действия, а затем на анализе ее взаимосвязей со средой, то есть такими подсистемами мироздания, как мир физических объектов, биосфера и трансцендентный мир «конечных смыслов бытия».
Источник: Человек и общество. Культурология
П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла, В. Парето, а также использовал совр. системные, кибернетич. и символикосемиотич. представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. логико-дедуктивной теории человеч. действия как основы решения частных эмпирич. задач. Человеч. действие, по П., есть самоорганизующаяся система, специфику к-рой, в отличие от систем физич. и биологич. действия, он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символич. механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д.; во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации». На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, социальную, личностную и организмич. подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепции П. является т. н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений, решение к-рых обеспечивается специализиров. подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономич. подсистема, функцию целедостижения - политич. подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и институты образования).
Введенная П. система понятий оказала значит. влияние на амер. социологию, в т. ч. эмпирич. исследования. Вместе с тем его теория подвергается критике со стороны эмпирически ориентированных или радикально мыслящих бурж. социологов за ее интеллектуальную усложненность и консерватизм (Ч. Р. Миллс). Социологимарксисты критикуют теорию П. за формализм, внеисторичность, идеалистич. направленность, недооценку значения социальных конфликтов и противоречий, апологетич. установки, показывают несостоятельность притязаний его концепции структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологич. и антропологич. теории.
Источник: Советский философский словарь
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
13 декабря 1902, КолорадоСпрингс — 8 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог, глава школы структурного функционализма. Образование получил в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. С 1927 преподавал в Гарвардском университете, с 1944 — профессор, а с 1946 — руководитель отделения социальных отношений в Гарвардском университете. При разработке своей общей логико-дедуктивной теоретической системы человеческой реальности опирался на идеи Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, а также английского экономиста А. Маршалла. Специфику социального действия Парсонс видел в его символическом характере (о чем свидетельствует использование таких механизмов регуляции, как язык, ценности и др.), в его нормативности (зависимости от общепринятых норм и ценностей), наконец, в его волюнтаризме (некоторой иррациональности, зависимости от субъективного видения ситуации). Исходными для теории социального действия являются понятия «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Рассматривая мотивационную структуру социального действия, Парсонс выделил познавательную (когнитивную) ориентацию, включающую способность выделить в окружающем мире отдельные объекты по их свойствам, месту и т. п., катектическую ориентацию-способность выделить объекты, имеющие для субъекта положительную ценность с точки зрения удовлетворения его потребностей, оценочную ориентацию-способность произвести дальнейший отбор объектов с точки зрения их первоочередности. Кроме того, для характеристики социального действия важна способность субъекта ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению, а также предвидеть, к чему могут привести изменения в ситуации. Вводя понятие экспекгации, Парсонс обозначил тот факт, что социальное действие ориентировано на ожидания других партнеров по ситуации и зависит от них. Наконец, ценностная ориентация, задаваемая культурой, регулирует действие в зависимости от объективно существующих «внешних символов» — ценностей или норм. Т. о., Парсонс различал в социальном действии относительно автономные сферы личности с ее потребностями и культуры.
Разрабатывая общеметодологические принципы социологии в духе системного и функционального подходов, Парсонс главной считал проблему сохранения общественного равновесия (понятие, заимствованное у Парето), поддержания общественного порядка, данного стабильного состояния. Социальные конфликты, революции и пр. потрясения суть проявления болезненного состояния общества. С позиций функционализма Парсонс рассматривал каждое общественное явление с точки зрения его роли в поддержании стабильности и равновесия в обществе и сформулировал набор функциональных проблем, решение которых необходимо для сохранения целостности общественной системы. Среди них проблемы: адаптации системы к внешним объектам, достижения целей, интеграции общества и воспроизводства структуры и поддержания культурных образцов, а также снятия напряжений.
На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостюкения — политическая, интеграции — правовые институты, а воспроизводства структуры — культура (система верований, мораль, органы социализации индивида).
Структурно-функциональный анализ Парсонса был сосредоточен гл. о. на исследовании механизмов функционирования общества. Обратившись в конце жизни к проблеме общественного развития, Парсонс рассматривал его в духе эволюционной теории, положив в основу принцип функциональной дифференциации. Появление качественно нового в ходе общественного развития в сущности отрицалось.
Теоретико-методологические концепции Парсонса оказали значительное влияние на современную западную социологию и продолжают развиваться и уточняться. Вместе с тем консерватизм и чрезмерная усложненность его концепции стали объектом критики радикально настроенных социологов.
Соч.: Общетеоретические проблемы социологии.— В кн.: Социология сегодня. М-, 1965; Система современных обществ. М., 1997; The Structure of Social Action. N. Y, 1937; The social System. N. Y, 1951; Societies: Evolutionary and comparative Perspectives. Englewood Cliffs (N. J.), 1966; Action Theory and the Human Condition. N. Y, 1978.
В. Осипова
Источник: Новая философская энциклопедия
(р. 13 дек. 1902) – амер. бурж. социолог-теоретик. Уроженец США, образование получил в Лондоне (Лондонская школа экономики, где слушал лекции Хобхауза и Гинсберга) и в Гейдельберге (степень доктора социологии за дисс. "Понятие капитализма у М. Вебера и В. Зомбарта" – "„Capitalism“ in recent German literature: Sombart and Weber", 1927, опубл. в "Journal Political Economy", 1928, v. 36; 1929, v. 37). С 1944 – профессор и в 1944–46 – руководитель социологич. отделения, а с 1946 – отделения социальных отношений Гарвардского ун-та, ставшего центром теоретич. социологии в США. П. принадлежит большое число работ по теоретич. социологии, а также по эмпирич. исследованию социальной стратификации, социологии профессий и др. Он перевел на англ. яз. работу М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" ("Protestant ethic and spirit of capitalism", N. Y., 1930). Концепции, развиваемые П., группируются по двум направлениям. 1) Попытка разработать теоретич. схему "социального поведения" (см. Поведения социального концепция), в социального действия теории, приводящая к психологизации социологич. проблем. 2) Разработка общеметодологич. принципов и понятийного аппарата социологии. Гл. проблема, к-рую пытается решить П., – это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Вслед за Спенсером и Парето, П. считает центральным в социологии понятие "равновесия". Его концепции не чужд телеологизм: общество, по П., всегда стремится к состоянию некоего "абс. равновесия", а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления "болезни" общества. П. развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии, согласно к-рым существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании "равновесия". В связи с этим П. формулирует т.н. "функциональные предпосылки" общества: удовлетворение биологич. и психологич. нужд достаточной части членов данного общества; эффективная деятельность органов "социального контроля", воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи с чем данные индивиды выполняют предписанные им обществом роли и задачи. Консервативная идейная направленность концепций П. на сохранение существующего в обществе порядка, status quo препятствует науч. проведению принципа функционального рассмотрения явлений и процессов обществ. жизни. В учении П. также затушевывается, а в большинстве случаев прямо отвергается функциональный подход для установления путей изменения общества и соотношения различных его элементов в процессе этого изменения. Рассмотрение П. таких проблем, как "социализация", т.е. приобретение индивидом норм и ценностей данного общества, "социальный контроль", "социальное изменение", "социальное отклонение" (нарушение индивидом норм данного общества), характеризуется последоват. проведением позиции консерватизма. Рассматривая "социальную структуру", П. делает центром внимания проблему поддержания существующего социального деления. В учении о "социальной стратификации" П. не выходит за рамки существующих бурж. теорий, выдвигая в качестве "специфически-социологич." понятия социального расслоения деление общества на "группы престижа", "группы уважения" и т.д., вместо социально-экономич. групп. П. выступает в качестве одного из ведущих представителей "социологии институтов", уделяя гл. внимание рассмотрению экономич. институтов, семьи и политич. институтов. Согласно П., в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме обществ. сознания, прежде всего психологич. и этич. явлений – изменения ценностей, норм, обычаев и т.д. Их структуру П. объявляет существом структуры "социальных институтов". Так, существование собственности – результат наличия в обществе ценностей, признающих ее "естественность". Представления П. о явлениях распределения власти, классов в т.д. в амер. обществе лежат в рамках "теорий технократии": согласно П., власть в США сосредоточена " руках "специалистов", отнявших в результате "мирной революции" власть у собственников. Теории П. представляют собой последоват. апологию капиталистич. общества. Выступая сторонником "социального порядка" и обосновывая его как "естеств. форму" общества, П. тем самым санкционирует господствующие в США формы бюрократич. организации общества. Соч.: The structure of social action, N. Y.–L., 1937, 2 ed., Glencoe (Ill.), 1949; Essays in sociological theory pure and applied..., Glencoe (Ill.), 1949, 2 ed., Glencoe (Ill.), 1954; Toward a general theory of action (ed. with E. A. Shils), Camb., 1951; The social system, Glencoe (Ill.), 1952; Working papers in the theory of action, Glencoe (Ill.), 1953 (соавтор); Psychology and sociology, в кн.: Becker H. [а. о.], For a science of social man. Convergences in anthropology, psychology and sociology, ed. J. P. Gillin, N. Y., 1954; Family socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Economy and society, Glencoe (Ill.), 1956 (совм. с N. J. Smelser); An approach to psychological theory in terms of the theory of action, в кн.: Psychology. A study of a science, ed. S. Koch, N. Y.–Toronto–L., 1959; Structure and process in modern societies (A collection of essays) Glencoe (Ill.), 1960; Theories of society, ed. T. Parsons [a. o.], v. 1–2, Glencoe (Ill.), 1961; Social structure and personality, N. Y., 1964; в рус. пер. – Общетеоретич. проблемы социологии, в кн.: Социология сегодня, М., 1965; Многочисл. ст. в журн.: "American Sociological Review"; "American Journal of Sociology"; "Social Forces", "Psychiatry" и др. Лит.: Новиков Н. В., Совр. амер. капитализм и "теория социального действия" Т. П., "ВФ", 1963, No 3; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологич. теории, Л., 1964; Sоrоkin P., Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Mills Сh. Wr., The sociological imagination, ?. ?., 1959; The social theories of Talcott Parsons, ed. by M. Black, N. Y., 1961; Вauman Z., Parsons czyli konserwatyzm skodyfikowany, в кн.: Filozofia i socjologia XX wieku, pod red. B. Baczko, Warsz., 1962. H. Новиков. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
Е.А. Угринович
Источник: Новейший философский словарь
- амер. социолог, один из создателей теор. социологии и социальной антропологии 20 в. Образование получил в Амхерстском колледже, Лондонской школе экономики, Гейдельбергском ун-те, в 1926 защитил дис. о развитии понятия "капитализм" в нем. социологии (у М. Вебера и В. Зомбарта). С 1927 преподавал социологию и экон. теорию в Гарвардском ун-те, где создал оригинальную школу теор. социологии (Гарвардская социол. школа). В 1949 избирался президентом Амер. социол. ассоциации.
П. стремился к созданию фундаментальной теоретико-логич. системы, описывающей механизмы взаимодействия человека с окружающей действительностью во всем ее многообразии. Ключевой для этой системы стало построение теории действия (поведения в социальной среде), к-рую П. разрабатывал и совершенствовал на протяжении всей жизни. На раннем этапе характер работ П. определяется стремлением найти опр. компромисс между "социологизмом" Дюркгейма, жестко детерминировавшим человеч. поведение влиянием внешней социальной среды, и "понимающей" теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеч. поведение через соответствие "идеальным типам" - когнитивным моделям. Значит, влияние на ранние работы П. оказал также итал. социолог В. Парето (предлагавший сходную с веберовской модель деления человеч. действий по мотивации на "логические" - рационально осознаваемые, и нелогические - аффективные) и англ. экономист А. Маршалл.
Стремясь к преодолению как социол. идеализма, объяснявшего социальное действие исключительно субъективными мотивами, так и жесткой утилитарности позитивистского бихевиоризма, П. предлагает свое определение человеч. (социального) действия как самоорганизующейся динамичной системы. Осн. компонентами этой системы являются "деятель" (индивид или группа, совершающая действие) и "ситуация" (совокупность внешних факторов, определяющих среду, в к-рой совершается действие). Отличие социального действия от биол. и физического П. усматривает в его "волюнтаризме" (ориентации деятеля на собственное понимание ситуации), а также в наличии символич. (язык, культура) и нормативных (общезначимые нормы, ценности, правила) механизмов регуляции действия. Мотивация действия определяется наличием у деятеля стремления к удовлетворению опр. потребности (недостатка в чем-либо), а также его способностью к когнитивной (определение и классификация элементов среды), катектической (выявление значимых для удовлетворения его потребности элементов среды) и оценочной (сравнение этих элементов с его представлениями о формах удовлетворения потребности) ориентации в ситуации. Благодаря способности к оценке последствий своего действия (т.е. тех временных изменений, к-рое действие привнесет в ситуацию) деятель способен ставить перед собой цель и осуществлять ее. Однако на оценку ситуации и само действие влияют специфич. внешние детерминанты: наличие у каждого из участников действия опр. представлений о поведении других его участников ("взаимных ожиданий"), сформированных ценностями (общезначимыми "внешними символами" - эталонами оценки действия). Т.о. в человеч. действии как системе становится возможным выделение четырех взаимосвязанных подсистем: организмической (биол. составляющая действия), личностной (потребности и ориентация деятеля в ситуации), социальной (комплекс "взаимных ожиданий" и социальных норм) и культурной (ценности и символич. реализация действия). Соответственно становится возможным разведение в изучении человека как целостного существа четырех аналитич. полей: организма (информативные и энергетич. возможности, обусловленные биол. характеристиками человека), личности (индивидуальные психич. черты, потребности, эмоции, воля), социального субъекта (набор социальных ролей, функций, поведенч. ожиданий), культурного существа (ценности, предпочтения, представления, сформированные культурным опытом).
Для аналитич. описания социального действия П. также формулирует набор дихотомич. характеристик, размещение по осям к-рых (шкалирование) характеризует само действие и его мотивацию: "универсальное - партикулярное" - ориентация на стандартные правила поведения или уникальные характеристики ситуации; "достигнутое - предопределенное" - ориентация на социальные (статус, профессия) или биологически присущие (пол, возраст) характеристики человека во взаимодействии; "аффективное - нейтральное" - ориентация на получение немедленного удовлетворения потребностей или отказ от него во имя более важных целей; "специфичное - диффузное" - ориентация на общие или специфичные характеристики ситуации; "индивидуальное - коллективное" - ориентация на собственные или коллективные цели и интересы.
Эти дихотомич. характеристики реализуются в каждой из подсистем действия: на организмическом (субъектном) уровне - как возможные альтернативы поведения; на личностном уровне - как индивидуальные установки; на социальном - как "взаимные ожидания"; на культурном - как ценности (нормативные эталоны).
Сформулированная П. теория действия получает далее интерпретацию в рамках общей теории систем. В работах 50-х гг. П. совместно с Э. Шилзом формулирует четыре общие проблемы, решение к-рых необходимо для существования любой системы: адаптация системы к внешней среде; достижение опр. целей; интеграция (ликвидация конфликтов и снятие напряжения между элементами системы); воспроизводство (поддержание существующих в системе отношений и механизмов их регулирования). В соответствии с этим П. рассматривает подсистемы действия как функциональные элементы, обеспечивающие решение указанных проблем: организм обеспечивает адаптацию к среде и поддержание энергетич. баланса; личность, исходя из потребностей, осуществляет ориентацию в ситуации и формирует цели; социальная подсистема через "взаимные ожидания" обеспечивает интеграцию в процессе целедостижения; культурная подсистема дает ценностные критерии и образцы для коммуникации и поддержания отношений в системе. Очевидно, что два последних элемента данной системы действия являются выходами в более широкие, надиндивидуальные системы - социальную и культурную, однако в последующих работах П. развернутое рассмотрение получила только социальная система. Рассматривая об-во как рез-т взаимодействия индивида и, одновременно, регулятор совместного целедостижения, П. дает трактовку об-ва как функциональной системы. В социальной системе решение проблемы адаптации к среде обеспечивается хоз. подсистемой экон. организаций; совместное целедостижение обеспечивается и регулируется полит, подсистемой; интеграция осуществляется через правовые нормы и другие нормативные формы (обычаи, паттерны, ценности); воспроизводство обеспечивается формами социально-значимого знания - религ. представлениями, моралью, наукой, а также институтами социализации (семья, первичные группы, образоват. институты). Культура в работах П. интерпретируется в достаточно узком понимании - как часть социальной системы, обеспечивающая структурирование и существование ценностных форм - и рассматривается в чисто функционалистском ключе.
Анализируя каналы взаимодействия между элементами систем, П. рассматривал их преимущественно как эмоц. и символические. В рамках системы действия средствами взаимообмена между подсистемами являлись удовольствие - в обмене между организмом и личностью; эмоции - в обмене между личностью и культурой, культурой и социальной подсистемой; язык, желания, интересы - для обмена между участниками действия. В рамках же социальной системы средства обмена носят преимущественно символич. характер (являются "символич. посредниками") - к числу этих посредников П. относил язык, деньги, власть, ценности.
В более поздних работах (60-е - нач. 70-х гг.) П., завершая свою теоретико-социальную теорию, обратился от синхронич. системного анализа действия как универсальной категории человеч. поведения, и об-ва как всеобъемлющей среды реализации действия к диахронич. рассмотрению общественного развития. Анализируя развитие человеч. сооб-в, П. стоял на позициях эволюционизма и рассматривал социальную историю как последоват. процесс повышения адаптивных способностей об-ва, реализующийся прежде всего через усложняющуюся функциональную дифференциацию в социальной системе (распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации опр. функций). Эволюция осуществляется путем последоват. появления и распространения "эволюционных универсалий" - новаций, обладающих значит, адаптивными преимуществами и обеспечивающих обладающему ими об-ву возможность дальнейшего постулат. развития. С этой т.зр. П. делил об-ва на "примитивные", "промежуточные" и "современные". Смену "примитивных" (не знающих дифференциации) об-в "промежуточными" (в к-рых функциональные подсистемы выделены, но тесно смыкаются друг с другом) П. связывал с появлением письменности и социальной стратификации. Появление "совр." об-в связывается с развертыванием рыночной экономики, демократии "избирательного" типа, гос. бюрократии, универсалистской правовой системы. Появление этих универсалий знаменовало последоват. отделение экономики от политики, религии от права, науки от религии, выделение в самостоят. подсистему образоват. институтов.
Последние работы П. были посвящены анализу форм и каналов взаимовлияния и взаимообмена системы действия с природной средой, а также с устойчивыми культурными образованиями (трансценденциями).
Предложенная П. теория действия остается одной из наиболее разработанных в антропологии; она оказала значит, влияние на формирование совр. социальной антропологии и сохраняет свою актуальность, продолжая совершенствоваться и дополняться. Системнофункционалистская концепция об-ва, несмотря на критику со стороны "левых" социологов и представителей радикальной социологии за чрезмерную генерализацию и консерватизм, стала тем не менее существ, стимулом для развития структурно-функционального метода в социологии. П. оказал существенное влияние на неоэволюционизм как методол. направление макродинамич. исследований об-ва и культуры.
Соч.: The Social System. Glencoe, 111., 1951; Economy and Society. L., 1956 (совм. с Н. Смелзером); Toward a General Theory of Action. Camb., 1959 (совм. с Э. Шилзом); The Structure of Social Action. Glencoe, 1961; Social Stmcture and Personality. N.Y.; L., 1964; Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs, 1966 (совм. с Э. Шилзом, Г. Олпортом и др.); Sociological Theory and Modern Society. N.Y.; L., 1967; Social Systems and the Evolution of Action Theory. N.Y.; L., 1977; Action Theory and the Human Condition. N.Y.; L., 1978; Общетеор. проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965.
Лит.: Критика совр. бурж. теор. социологии. М.. 1977; Очерки по истории теор. социологии XX столетия. М., 1994; The Social Theories of Talcott Parsons. Carbondale; L., 1976; Adriaansens H.P.M. Talcott Parsons and the Conceptual Dilemma. L., 1980; Savage S.P. The Theories ofTalcott Parsons: the Social Relations of Action. L., 1981; Bourricaud F. The Sociology ofTalcott Parsons. Chi.; L, 1981; Holton R.J. Talcott Parsons on Economy and Society. L., 1986; Wenzel Н. Die Ordnung des Handelns. Fr./M., 1990; Talcott Parsons: Theorist of Modernity. L.etc., 1991.
Л. Г. Шейкин
Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия