ПАРСОНС ТОЛКОТТ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

американский социолог (р. Колорадо-Спрингс, 1902-1979). Развивал «социологию действия», определяющую действие тем смыслом или резонансом, которые индивидуальное действие находит внутри некоторой группы. Не существует действия без «группы».

Источник: Философский словарь

ПАРСОНС Толкотт
1902-1979) — амер. бурж. социолог, один из создателей структурно-функциональной школы в социологии. П. сводил соц. структуру к взаимодействию людей в рамках определенных институтов, к-рыс устанавливают нормы поведения индивидов. Религия рассматривалась П. как центр, аспект культуры, обеспечивающий интеграцию общества. В работах по социологии религии П. рассматривал прогрессирующую секуляризацию общества как результат его структурной дифференциации, к-рая приводит ко все большему обособлению религ. институтов. Теоретич. установки П. оказали влияние на амер. социологов Л.Шнайдера, Т. О. Динг, М. Ингера и др.

Источник: Атеистический словарь

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт
род. 13 дек. 1902, Колорадо-Спрингс - ум. 8 мая 1979, Мюнхен) - амер. социолог, представитель структурно-функционального направления в социологии, автор теории социального действия. Человеческое действие (поведение), по Парсонсу, - самоорганизующаяся система, функционирование которой предполагает выполнение ряда требований - адаптации, целедостижения, интеграции и поддержания "ценностного образца", т.е. регуляции с помощью языка, ценностей и т.д. Допускал и определенную степень волюнтаристичности для социального целого и его частей, а именно известную иррациональность и независимость от познаваемых условий среды и в то же время зависимость от субъективных оценок ситуаций. Главные произв.: "The structure of social action", 1937; "The social system", 1952; "Socialization and interaction process", 1956; "Social structure and personality", 1964; "Sociological theory and modern society", 1967; "Social system and the evolution of action theory", 1977; на рус. яз.: "Общетеоретические проблемы социологии". - В кн.: Социология сегодня. М., 1965.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАРСОНС Толкотт
(1902-1979) американский социолог, основатель школы структурного функционализма. Один из представителей социологической школы в культурологии, которая ищет истоки культуры в общественной природе человека и в организации общества. В центре внимания оказывается само общество, его структура и социальные институты, организация их деятельности. Для Парсонса культура выступает как результат общественно обусловленных действий людей на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе более «низкой» социальной системы лежат совместные действия людей, движимых целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Здесь главными целями являются: адаптация, интеграция, релаксация и т.д. Во второй системе, лишенной биологической обусловленности, культура выступает как система символов и норм, которые постоянно совершенствуются и усложняются. Парсонс стремился создать общую теорию общества, где культура выступает как важнейший регулятор жизнедеятельности людей. Работы Парсонса: «Социальная система» (1959), «Социальная система и эволюция действия» (1977) и др.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

ПАРСОНС Толкотт (1902—79)
амер. социолог, глава функциональной школы. С именем П. связывают поиски “общей теории” в совр. зап. социологии. На роль такой теории претендует социального действия теория, изложенная им в соч. “Структура социального действия” (1937), “Очерки чистой и прикладной социологической теории” (1949), “Социальная система” (1952) и др. Пользуясь методом структурно-функционального анализа, П. конструирует модель социальной системы, исходной клеточкой к-рой служит акт взаимодействия индивидов. Механизмом, с помощью к-рого устанавливается согласованность в их действиях и осуществляется выполнение предписанных им об-вом ролей, является, с т. зр. П, усвоение общепринятых норм, стандартов поведения, превращение их во внутренние мотивы деятельности. Гл. факторами, определяющими поведение людей (а, следовательно, и характер социального целого), выступают у него факторы идеальные (прежде всего, нормативно-ценностная структура общественного сознания). Рассматривая равновесие как важнейший признак нормального состояния социальной системы, П. уделяет большое внимание процессам регулирования, средствам социального контроля за этим состоянием (деятельность политических и правовых органов, реакции на поступки людей со стороны окружающих и т. д.), призванным уберечь об-во от нежелательных конфликтов, резких перемен и т. п. В работах “Структура и прогресс в современном обществе” (1959), “Эволюционные универсалии в обществе” (1964), “Общества. Исторический и сравнительный аспекты” (1966) П. пытается использовать нек-рые идеи эволюционизма, включить в описание социальных систем анализ их изменений. Вместе с тем под изменениями он понимал гл. обр. внутреннюю дифференциацию системы, усиливающую ее адаптивную способность (приспособленность), а не преобразование ее в принципиально иную систему.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

1902- 1979) - американский социолог. Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Парсонс пытался построить общую аналитическую логико-дедуктивную теоретическую систему, охватывающую человеческую реальность во всем ее многообразии. Специфику человеческого действия Парсонс усматривал в символичности (то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т. п.), в нормативности (то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), в волюнтаристичности (то есть в известной иррациональности и независимости от условий среды, но в зависимости от субъективных «определений ситуации»). Парсонс исследует ситуацию взаимодействия социальных субъектов, связанных между собой системой «взаимных ожиданий» в том смысле, что их действия ориентированы на ожидания партнера. Четкое аналитическое развитие потребностей и ценностей позволило Парсонсу развести и разграничить такие подсистемы действия, как личность и культура. Парсонс показал несостоятельность как представлений о полностью независимой спонтанной личности, так и представлений о жестко культурно запрограммированных индивидах. В работах 60-х годов Парсонс обратился к проблемам эволюции обществ, положив в основу, своей эволюционной доктрины идею дифференциации. Парсонс различает три типа обществ: «примитивные», «промежуточные» и «современные». На примитивном уровне дифференциация отсутствует. Развит тие происходит путем последовательного развертывания эволюционных универсалий. Переход к «промежуточной» фазе определяется появлением письменности, социальной стратификации и культурной легитимизации. Переход к «современному» типу совершается с отделением правовой системы от религиозной, формированием административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы. В 70-е годы Парсонс сосредоточился на завершении разработки теории системы человеческого действия, а затем на анализе ее взаимосвязей со средой, то есть такими подсистемами мироздания, как мир физических объектов, биосфера и трансцендентный мир «конечных смыслов бытия».

Источник: Человек и общество. Культурология

ПАРСОНС Толкотт
13.12.1902, КолорадоСпрингс, Колорадо - 8.5.1979, Мюнхен), амер. социолог-теоретик, один из гл. представителей структурно-функционального направления в бурж, социологии.
П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла, В. Парето, а также использовал совр. системные, кибернетич. и символикосемиотич. представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. логико-дедуктивной теории человеч. действия как основы решения частных эмпирич. задач. Человеч. действие, по П., есть самоорганизующаяся система, специфику к-рой, в отличие от систем физич. и биологич. действия, он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличии таких символич. механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д.; во-вторых, в нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений ситуации». На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, социальную, личностную и организмич. подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. Одной из главных составляющих концепции П. является т. н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжений, решение к-рых обеспечивается специализиров. подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономич. подсистема, функцию целедостижения - политич. подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры - система верований, мораль и органы социализации (включая семью и институты образования).
Введенная П. система понятий оказала значит. влияние на амер. социологию, в т. ч. эмпирич. исследования. Вместе с тем его теория подвергается критике со стороны эмпирически ориентированных или радикально мыслящих бурж. социологов за ее интеллектуальную усложненность и консерватизм (Ч. Р. Миллс). Социологимарксисты критикуют теорию П. за формализм, внеисторичность, идеалистич. направленность, недооценку значения социальных конфликтов и противоречий, апологетич. установки, показывают несостоятельность притязаний его концепции структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологич. и антропологич. теории.

Источник: Советский философский словарь

ПАРСОНС Толкотт
(1902—1979) — амер. социолог, представитель структурно-функционального направления в социологии, автор теории соц. действия (см. Действие социальное). П. опирался на работы М.Вебера, Э.Дюркгейма, В.Парето, а также использовал совр. системные, кибернетические и семиотические представления. П. отстаивал необходимость построения общей аналитич. теории чел. действия как основы решения частных эмпирич. задач. Чел. действие, по П., есть самоорганизующаяся система, включающая в себя ряд подсистем с присущими им специфическими функциями. В трудах «Социальная система» (1951), «К общей теории действия» (1951) П. продолжает разрабатывать общую модель действия, к-рая включает в себя: действующее лицо (actor) и ситуационное окружение. Системы действия, по П., явл. открытыми системами, и чтобы продолжать свое существование, они должны удовлетворять четырем функционально необходимым условиям: адаптации, целеполагания, интеграции, латентности (сохранности структуры). В системе действия П. выделяет четыре подсистемы: систему организма (выполняющую функцию адаптации), систему личности (функция целеполагания), соц. систему (функция интеграции), систему культуры (функция сохранения структуры), к-рые делают возможным существование действия и ограничивают пространство выбора. На основе этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культ., соц., личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена. В кн. «Структура социального действия» (1937) чел. действие рассматривается как самоорганизующаюся система, описываемая следующими специфическими чертами: 1) символичность — регуляция осуществляется при помощи языка, ценностей и т.д.; 2) нормативность — зависимость действия от общепринятых норм и ценностей; 3) волюнтаристичность — независимость действия от внешн. условий среды, но при этом зависимость от субъективных «определений ситуации». Одной из гл. составляющих концепции П. явл. т.н. инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, целедостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжения, решение к-рых обеспечивается специализированными подсистемами. Так, внутри соц. системы функцию адаптации обеспечивает экон. подсистема, функцию целедостижения — полит. подсистема, функцию интеграции — правовые ин-ты и обычаи, функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы социализации (включая семью и ин-ты образования). Соч.: Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965. Л.Г.Скульмовская

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

13 декабря 1902, КолорадоСпрингс — 8 мая 1979, Мюнхен) — американский социолог, глава школы структурного функционализма. Образование получил в Лондонской школе экономики и Гейдельбергском университете. С 1927 преподавал в Гарвардском университете, с 1944 — профессор, а с 1946 — руководитель отделения социальных отношений в Гарвардском университете. При разработке своей общей логико-дедуктивной теоретической системы человеческой реальности опирался на идеи Э. Дюркгейма, В. Парето, М. Вебера, а также английского экономиста А. Маршалла. Специфику социального действия Парсонс видел в его символическом характере (о чем свидетельствует использование таких механизмов регуляции, как язык, ценности и др.), в его нормативности (зависимости от общепринятых норм и ценностей), наконец, в его волюнтаризме (некоторой иррациональности, зависимости от субъективного видения ситуации). Исходными для теории социального действия являются понятия «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Рассматривая мотивационную структуру социального действия, Парсонс выделил познавательную (когнитивную) ориентацию, включающую способность выделить в окружающем мире отдельные объекты по их свойствам, месту и т. п., катектическую ориентацию-способность выделить объекты, имеющие для субъекта положительную ценность с точки зрения удовлетворения его потребностей, оценочную ориентацию-способность произвести дальнейший отбор объектов с точки зрения их первоочередности. Кроме того, для характеристики социального действия важна способность субъекта ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению, а также предвидеть, к чему могут привести изменения в ситуации. Вводя понятие экспекгации, Парсонс обозначил тот факт, что социальное действие ориентировано на ожидания других партнеров по ситуации и зависит от них. Наконец, ценностная ориентация, задаваемая культурой, регулирует действие в зависимости от объективно существующих «внешних символов» — ценностей или норм. Т. о., Парсонс различал в социальном действии относительно автономные сферы личности с ее потребностями и культуры.
Разрабатывая общеметодологические принципы социологии в духе системного и функционального подходов, Парсонс главной считал проблему сохранения общественного равновесия (понятие, заимствованное у Парето), поддержания общественного порядка, данного стабильного состояния. Социальные конфликты, революции и пр. потрясения суть проявления болезненного состояния общества. С позиций функционализма Парсонс рассматривал каждое общественное явление с точки зрения его роли в поддержании стабильности и равновесия в обществе и сформулировал набор функциональных проблем, решение которых необходимо для сохранения целостности общественной системы. Среди них проблемы: адаптации системы к внешним объектам, достижения целей, интеграции общества и воспроизводства структуры и поддержания культурных образцов, а также снятия напряжений.
На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостюкения — политическая, интеграции — правовые институты, а воспроизводства структуры — культура (система верований, мораль, органы социализации индивида).
Структурно-функциональный анализ Парсонса был сосредоточен гл. о. на исследовании механизмов функционирования общества. Обратившись в конце жизни к проблеме общественного развития, Парсонс рассматривал его в духе эволюционной теории, положив в основу принцип функциональной дифференциации. Появление качественно нового в ходе общественного развития в сущности отрицалось.
Теоретико-методологические концепции Парсонса оказали значительное влияние на современную западную социологию и продолжают развиваться и уточняться. Вместе с тем консерватизм и чрезмерная усложненность его концепции стали объектом критики радикально настроенных социологов.
Соч.: Общетеоретические проблемы социологии.— В кн.: Социология сегодня. М-, 1965; Система современных обществ. М., 1997; The Structure of Social Action. N. Y, 1937; The social System. N. Y, 1951; Societies: Evolutionary and comparative Perspectives. Englewood Cliffs (N. J.), 1966; Action Theory and the Human Condition. N. Y, 1978.
В. Осипова

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАРСОНС ТОЛКОТТ

(р. 13 дек. 1902) – амер. бурж. социолог-теоретик. Уроженец США, образование получил в Лондоне (Лондонская школа экономики, где слушал лекции Хобхауза и Гинсберга) и в Гейдельберге (степень доктора социологии за дисс. "Понятие капитализма у М. Вебера и В. Зомбарта" – "„Capitalism“ in recent German literature: Sombart and Weber", 1927, опубл. в "Journal Political Economy", 1928, v. 36; 1929, v. 37). С 1944 – профессор и в 1944–46 – руководитель социологич. отделения, а с 1946 – отделения социальных отношений Гарвардского ун-та, ставшего центром теоретич. социологии в США. П. принадлежит большое число работ по теоретич. социологии, а также по эмпирич. исследованию социальной стратификации, социологии профессий и др. Он перевел на англ. яз. работу М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" ("Protestant ethic and spirit of capitalism", N. Y., 1930). Концепции, развиваемые П., группируются по двум направлениям. 1) Попытка разработать теоретич. схему "социального поведения" (см. Поведения социального концепция), в социального действия теории, приводящая к психологизации социологич. проблем. 2) Разработка общеметодологич. принципов и понятийного аппарата социологии. Гл. проблема, к-рую пытается решить П., – это проблема удержания общества в данном стабильном состоянии. Вслед за Спенсером и Парето, П. считает центральным в социологии понятие "равновесия". Его концепции не чужд телеологизм: общество, по П., всегда стремится к состоянию некоего "абс. равновесия", а социальные конфликты и борьба тенденций представляют явления "болезни" общества. П. развивает эти идеи на основе принципов функционализма в социологии, согласно к-рым существо каждого элемента и явления в жизни общества определяется его ролью в поддержании "равновесия". В связи с этим П. формулирует т.н. "функциональные предпосылки" общества: удовлетворение биологич. и психологич. нужд достаточной части членов данного общества; эффективная деятельность органов "социального контроля", воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами; соответствие индивидуальных мотиваций членов общества этим нормам, в связи с чем данные индивиды выполняют предписанные им обществом роли и задачи. Консервативная идейная направленность концепций П. на сохранение существующего в обществе порядка, status quo препятствует науч. проведению принципа функционального рассмотрения явлений и процессов обществ. жизни. В учении П. также затушевывается, а в большинстве случаев прямо отвергается функциональный подход для установления путей изменения общества и соотношения различных его элементов в процессе этого изменения. Рассмотрение П. таких проблем, как "социализация", т.е. приобретение индивидом норм и ценностей данного общества, "социальный контроль", "социальное изменение", "социальное отклонение" (нарушение индивидом норм данного общества), характеризуется последоват. проведением позиции консерватизма. Рассматривая "социальную структуру", П. делает центром внимания проблему поддержания существующего социального деления. В учении о "социальной стратификации" П. не выходит за рамки существующих бурж. теорий, выдвигая в качестве "специфически-социологич." понятия социального расслоения деление общества на "группы престижа", "группы уважения" и т.д., вместо социально-экономич. групп. П. выступает в качестве одного из ведущих представителей "социологии институтов", уделяя гл. внимание рассмотрению экономич. институтов, семьи и политич. институтов. Согласно П., в основе всех закономерностей в жизни общества лежат те или иные изменения в форме обществ. сознания, прежде всего психологич. и этич. явлений – изменения ценностей, норм, обычаев и т.д. Их структуру П. объявляет существом структуры "социальных институтов". Так, существование собственности – результат наличия в обществе ценностей, признающих ее "естественность". Представления П. о явлениях распределения власти, классов в т.д. в амер. обществе лежат в рамках "теорий технократии": согласно П., власть в США сосредоточена " руках "специалистов", отнявших в результате "мирной революции" власть у собственников. Теории П. представляют собой последоват. апологию капиталистич. общества. Выступая сторонником "социального порядка" и обосновывая его как "естеств. форму" общества, П. тем самым санкционирует господствующие в США формы бюрократич. организации общества. Соч.: The structure of social action, N. Y.–L., 1937, 2 ed., Glencoe (Ill.), 1949; Essays in sociological theory pure and applied..., Glencoe (Ill.), 1949, 2 ed., Glencoe (Ill.), 1954; Toward a general theory of action (ed. with E. A. Shils), Camb., 1951; The social system, Glencoe (Ill.), 1952; Working papers in the theory of action, Glencoe (Ill.), 1953 (соавтор); Psychology and sociology, в кн.: Becker H. [а. о.], For a science of social man. Convergences in anthropology, psychology and sociology, ed. J. P. Gillin, N. Y., 1954; Family socialization and interaction process, Glencoe (Ill.), 1955; Economy and society, Glencoe (Ill.), 1956 (совм. с N. J. Smelser); An approach to psychological theory in terms of the theory of action, в кн.: Psychology. A study of a science, ed. S. Koch, N. Y.–Toronto–L., 1959; Structure and process in modern societies (A collection of essays) Glencoe (Ill.), 1960; Theories of society, ed. T. Parsons [a. o.], v. 1–2, Glencoe (Ill.), 1961; Social structure and personality, N. Y., 1964; в рус. пер. – Общетеоретич. проблемы социологии, в кн.: Социология сегодня, М., 1965; Многочисл. ст. в журн.: "American Sociological Review"; "American Journal of Sociology"; "Social Forces", "Psychiatry" и др. Лит.: Новиков Н. В., Совр. амер. капитализм и "теория социального действия" Т. П., "ВФ", 1963, No 3; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологич. теории, Л., 1964; Sоrоkin P., Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Mills Сh. Wr., The sociological imagination, ?. ?., 1959; The social theories of Talcott Parsons, ed. by M. Black, N. Y., 1961; Вauman Z., Parsons czyli konserwatyzm skodyfikowany, в кн.: Filozofia i socjologia XX wieku, pod red. B. Baczko, Warsz., 1962. H. Новиков. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902-1979)
американский социолог. Основатель школы структурного функционализма в социологии (линия функционального императивизма в отличие от линии функционального структурализма Мертона, по определению Дж. Тернера). На протяжении более чем 30 лет после 2-й Мировой войны являлся одним из основных теоретиков социальной мысли, по крайней мере, в англоговорящем мире. Образование: Амхерстский колледж (степень бакалавра, с отличием); Лондонская школа экономики (магистратура); Гейдельбергский университет (докторантура). С 1927 - преподаватель социологии в Гарвардском университете. В 1949 был избран президентом Американской социологической ассоциации. Являлся членом и президентом Американской академии искусств и наук. Для П. основной научно-исследовательской задачей было построение общей, системной, основанной на обобщении накопленного эмпирического и теоретического опыта, социологической теории. Для построения собственной концепции П. широко использует работы своих знаменитых предшественников: Дюрк-гейма, в частности, его идею "органической солидарности" и метод анализа стабильности социальной системы, состоящей из функционально-дифференцированных ролей; М. Вебера, - обоснование необходимости изучения социальных организаций и институтов через обобщенную схему - "рациональность социальной системы"; а также труды Парето (в интерпретации Л. Дж. Хендерсона). Кроме того П. придает большое значение положениям, разработанным в рамках антропологического и психологического направлений социальной мысли (Спенсер, Фрейд). В своей первой книге ("Структура социального действия", 1937) П. утверждает, что основным объектом анализа в социологической теории систем действия является единичный акт, который конституируется из: актера; целей деятельности; и социальной ситуации, представленной средствами и условиями, нормами и ценностями, посредством которых выбираются цели и средства: "Если что-либо и является существенным для концепции социального действия, так это его нормативная ориентация". Система действия является структурированным набором единичных актов. В таком социальном контексте индивиды стремятся к максимальному удовлетворению, а поведение и отношения, достигающие этой цели, становятся институционализированными в систему статусных ролей. П. описывает социальное действие как состояние напряжения между элементами двух порядков - "нормативными" и элементами "условий". Если рассматривать социальное действие как процесс, то он означает "последовательное отрицание элементов условий в направлении конформности с элементами норм". Впоследствии П. определяет социальную систему как "модель организации элементов действия, соответствующих последовательности или упорядоченному набору изменений интегративных образцов множества индивидуальных актеров". Социальная система, в соответствие с его теорией, предполагает наличие трех подсистем: (1) личностная система (действующие актеры); (2) система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей); (3) физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться. Каждая система, развиваясь, сталкивается с двумя основными наборами проблем. Во-первых, внутренняя проблема достижения социального порядка или интеграции. Развитие проблемы в таком ракурсе приводит П. к формированию его знаменитой концепции систем и подсистем, каждая из которых отвечает "внутренним и внешним функциональным требованиям системы социального действия. Для того, чтобы выжить, любая система должна отвечать четырем функциональным требованиям: адаптация (к физическому окружению; экономика); достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения; политика); интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями; социентальное сообщество); поддержание образцов, латентность (средства достижения относительной стабильности; социализация). Данная концепция широко известна под названием AGIL (адаптпция -цель -интеграция -латентность). Все подсистемы связаны между собой "средствами обмена" ("Экономика и общество", 1956), которые представляют собой деньги (А), власть (G), влияние (I), и обязательства (L). Равновесие социальной системы зависит от этих сложных процессов обмена между различными подсистемами. Условно, научную деятельность П. можно разделить на два этапа: доэволюционные и эволюционные работы. Основные положения его ранних работ, которые впоследствии были реализованы в эволюционной концепции истории, можно свести к нижеследующему: (1) все существующие живые системы, включая системы действия и общества, определяются двумя наборами отношений - отношениями между частями систем и отношения типа "система -окружение"; (2) концепция функции является ключевой для анализа обоих типов отношений. Анализ отношений между частями системы сводится к проблематике поддержания внутренней структуры (гомеостазиса). А анализ отношений типа "система -окружение" к проблеме адаптации к изменяющемуся внутреннему окружению; (3) и в том, и в другом случае, основной функциональной значимостью обладает система, а не ее части. Тематика доэволюционных работ П. сосредоточена, таким образом, на концепции социальной системы как ограниченно-замкнутой и поддерживающей стандартные образцы; иерархическом порядке концепции системы, функции, структуры и процесса; а также внутренне-внешней оси четырехфункциональной парадигмы. В более поздних работах П. обращается к проблеме истории и эволюции человеческого общества. Согласно теории "социокультурной эволюции общества", последнее развивается от простых форм к более сложным, через процесс деления и дифференциации с последующей повторной интеграцией. Фактором, направляющим эволюцию, является возрастание способности к адаптации. П. отмечает наличие критерия самодостаточности, который и отличает человеческое общество от других социальных систем и, таким образом, концептуализирует культурную систему, системы личности и поведения, как окружение социальных систем. Системы и подсистемы общества организуются в кибернетическую иерархию: культурная, социальная, личностная и биологическая. Эволюция проходит следующие стадии: примитивную, продвинутую примитивную, промежуточную и современную. Примитивное общество однообразно и гомогенно, отсутствует разнообразие подсистем. За счет процессов дифференциации подсистем и их функций примитивное общество проходит ряд стадий и в конце концов приходит к своему современному состоянию. Основными характеристиками современного общества являются: (1) полная дифференциация систем в соответствие со схемой AGIL; (2) доминирование в экономике массового производства, наличие бюрократической организации, -рынок, деньги являются общепризнанным средством обмена; (3) система права - основа социального контроля и координации; (4) наличие социальной стратификации, в основе которой лежит критерий успеха; (5) дифференцированная, сложная система социальных взаимосвязей. Творческое наследие П. огромно, однако среди основных его работ можно выделить следующие: "Социальная система" (1951), "К общей теории действия" (написана с Э. Шиллсом, 1951), "Общества: эволюционные и сравнительные перспективы" (1966), "Система современных обществ" (1971), "Социальное действие и условия человеческого существования" (1978). Теоретические идеи П., развиваемые им на протяжении 40 лет, подверглись резкой критике со стороны представителей других направлений, в частности сторонников конфликтной социологии, феноменологии, гуманистической школы в социологии. Критике подверглось обращение к биологическим и органическим аналогиям, анализ социального порядка и исключение из проблемного поля девиантных отклонений и социальных конфликтов; отсутствие удовлетворительного объяснения социальных изменений, их подмена теорией дифференциации; отсутствие определения и анализа социальных классов; тавтологичность самой теории, отсутствие возможности ее операционализации; ее излишняя "объективность", поскольку несмотря на то, что П. ввел элемент субъективности в свою теорию социального действия ("система отнесенного действия"), очевидно, что в его теории общество доминирует над субъектом действия. Однако, такая многоаспектность критики теоретической социологии П. может расцениваться как еще одно ее достоинство, поскольку большинство современных социальных теорий развивались, полемизируя с ней, оппонируя и заимствуя у нее теоретические положения, понятия и принципы. В последнее время обращение к теории структурного функционализма повторно входит в моду. Например: Дж. Александр "Возрождение Парсонса в немецкой социологии", Р. Коллинз "Социологическая теория" (1984), Р. Мюнх "Теория Парсонса сегодня: в поисках нового синтеза", работы Э. Гидденса и Дж. Тернера.
Е.А. Угринович

Источник: Новейший философский словарь

ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (1902-1979)

- амер. социолог, один из создателей теор. социологии и социальной антропологии 20 в. Образование получил в Амхерстском колледже, Лондонской школе экономики, Гейдельбергском ун-те, в 1926 защитил дис. о развитии понятия "капитализм" в нем. социологии (у М. Вебера и В. Зомбарта). С 1927 преподавал социологию и экон. теорию в Гарвардском ун-те, где создал оригинальную школу теор. социологии (Гарвардская социол. школа). В 1949 избирался президентом Амер. социол. ассоциации.
П. стремился к созданию фундаментальной теоретико-логич. системы, описывающей механизмы взаимодействия человека с окружающей действительностью во всем ее многообразии. Ключевой для этой системы стало построение теории действия (поведения в социальной среде), к-рую П. разрабатывал и совершенствовал на протяжении всей жизни. На раннем этапе характер работ П. определяется стремлением найти опр. компромисс между "социологизмом" Дюркгейма, жестко детерминировавшим человеч. поведение влиянием внешней социальной среды, и "понимающей" теорией социального действия М. Вебера, описывающей человеч. поведение через соответствие "идеальным типам" - когнитивным моделям. Значит, влияние на ранние работы П. оказал также итал. социолог В. Парето (предлагавший сходную с веберовской модель деления человеч. действий по мотивации на "логические" - рационально осознаваемые, и нелогические - аффективные) и англ. экономист А. Маршалл.
Стремясь к преодолению как социол. идеализма, объяснявшего социальное действие исключительно субъективными мотивами, так и жесткой утилитарности позитивистского бихевиоризма, П. предлагает свое определение человеч. (социального) действия как самоорганизующейся динамичной системы. Осн. компонентами этой системы являются "деятель" (индивид или группа, совершающая действие) и "ситуация" (совокупность внешних факторов, определяющих среду, в к-рой совершается действие). Отличие социального действия от биол. и физического П. усматривает в его "волюнтаризме" (ориентации деятеля на собственное понимание ситуации), а также в наличии символич. (язык, культура) и нормативных (общезначимые нормы, ценности, правила) механизмов регуляции действия. Мотивация действия определяется наличием у деятеля стремления к удовлетворению опр. потребности (недостатка в чем-либо), а также его способностью к когнитивной (определение и классификация элементов среды), катектической (выявление значимых для удовлетворения его потребности элементов среды) и оценочной (сравнение этих элементов с его представлениями о формах удовлетворения потребности) ориентации в ситуации. Благодаря способности к оценке последствий своего действия (т.е. тех временных изменений, к-рое действие привнесет в ситуацию) деятель способен ставить перед собой цель и осуществлять ее. Однако на оценку ситуации и само действие влияют специфич. внешние детерминанты: наличие у каждого из участников действия опр. представлений о поведении других его участников ("взаимных ожиданий"), сформированных ценностями (общезначимыми "внешними символами" - эталонами оценки действия). Т.о. в человеч. действии как системе становится возможным выделение четырех взаимосвязанных подсистем: организмической (биол. составляющая действия), личностной (потребности и ориентация деятеля в ситуации), социальной (комплекс "взаимных ожиданий" и социальных норм) и культурной (ценности и символич. реализация действия). Соответственно становится возможным разведение в изучении человека как целостного существа четырех аналитич. полей: организма (информативные и энергетич. возможности, обусловленные биол. характеристиками человека), личности (индивидуальные психич. черты, потребности, эмоции, воля), социального субъекта (набор социальных ролей, функций, поведенч. ожиданий), культурного существа (ценности, предпочтения, представления, сформированные культурным опытом).
Для аналитич. описания социального действия П. также формулирует набор дихотомич. характеристик, размещение по осям к-рых (шкалирование) характеризует само действие и его мотивацию: "универсальное - партикулярное" - ориентация на стандартные правила поведения или уникальные характеристики ситуации; "достигнутое - предопределенное" - ориентация на социальные (статус, профессия) или биологически присущие (пол, возраст) характеристики человека во взаимодействии; "аффективное - нейтральное" - ориентация на получение немедленного удовлетворения потребностей или отказ от него во имя более важных целей; "специфичное - диффузное" - ориентация на общие или специфичные характеристики ситуации; "индивидуальное - коллективное" - ориентация на собственные или коллективные цели и интересы.
Эти дихотомич. характеристики реализуются в каждой из подсистем действия: на организмическом (субъектном) уровне - как возможные альтернативы поведения; на личностном уровне - как индивидуальные установки; на социальном - как "взаимные ожидания"; на культурном - как ценности (нормативные эталоны).
Сформулированная П. теория действия получает далее интерпретацию в рамках общей теории систем. В работах 50-х гг. П. совместно с Э. Шилзом формулирует четыре общие проблемы, решение к-рых необходимо для существования любой системы: адаптация системы к внешней среде; достижение опр. целей; интеграция (ликвидация конфликтов и снятие напряжения между элементами системы); воспроизводство (поддержание существующих в системе отношений и механизмов их регулирования). В соответствии с этим П. рассматривает подсистемы действия как функциональные элементы, обеспечивающие решение указанных проблем: организм обеспечивает адаптацию к среде и поддержание энергетич. баланса; личность, исходя из потребностей, осуществляет ориентацию в ситуации и формирует цели; социальная подсистема через "взаимные ожидания" обеспечивает интеграцию в процессе целедостижения; культурная подсистема дает ценностные критерии и образцы для коммуникации и поддержания отношений в системе. Очевидно, что два последних элемента данной системы действия являются выходами в более широкие, надиндивидуальные системы - социальную и культурную, однако в последующих работах П. развернутое рассмотрение получила только социальная система. Рассматривая об-во как рез-т взаимодействия индивида и, одновременно, регулятор совместного целедостижения, П. дает трактовку об-ва как функциональной системы. В социальной системе решение проблемы адаптации к среде обеспечивается хоз. подсистемой экон. организаций; совместное целедостижение обеспечивается и регулируется полит, подсистемой; интеграция осуществляется через правовые нормы и другие нормативные формы (обычаи, паттерны, ценности); воспроизводство обеспечивается формами социально-значимого знания - религ. представлениями, моралью, наукой, а также институтами социализации (семья, первичные группы, образоват. институты). Культура в работах П. интерпретируется в достаточно узком понимании - как часть социальной системы, обеспечивающая структурирование и существование ценностных форм - и рассматривается в чисто функционалистском ключе.
Анализируя каналы взаимодействия между элементами систем, П. рассматривал их преимущественно как эмоц. и символические. В рамках системы действия средствами взаимообмена между подсистемами являлись удовольствие - в обмене между организмом и личностью; эмоции - в обмене между личностью и культурой, культурой и социальной подсистемой; язык, желания, интересы - для обмена между участниками действия. В рамках же социальной системы средства обмена носят преимущественно символич. характер (являются "символич. посредниками") - к числу этих посредников П. относил язык, деньги, власть, ценности.
В более поздних работах (60-е - нач. 70-х гг.) П., завершая свою теоретико-социальную теорию, обратился от синхронич. системного анализа действия как универсальной категории человеч. поведения, и об-ва как всеобъемлющей среды реализации действия к диахронич. рассмотрению общественного развития. Анализируя развитие человеч. сооб-в, П. стоял на позициях эволюционизма и рассматривал социальную историю как последоват. процесс повышения адаптивных способностей об-ва, реализующийся прежде всего через усложняющуюся функциональную дифференциацию в социальной системе (распространение социальных институтов и групп, специализирующихся на реализации опр. функций). Эволюция осуществляется путем последоват. появления и распространения "эволюционных универсалий" - новаций, обладающих значит, адаптивными преимуществами и обеспечивающих обладающему ими об-ву возможность дальнейшего постулат. развития. С этой т.зр. П. делил об-ва на "примитивные", "промежуточные" и "современные". Смену "примитивных" (не знающих дифференциации) об-в "промежуточными" (в к-рых функциональные подсистемы выделены, но тесно смыкаются друг с другом) П. связывал с появлением письменности и социальной стратификации. Появление "совр." об-в связывается с развертыванием рыночной экономики, демократии "избирательного" типа, гос. бюрократии, универсалистской правовой системы. Появление этих универсалий знаменовало последоват. отделение экономики от политики, религии от права, науки от религии, выделение в самостоят. подсистему образоват. институтов.
Последние работы П. были посвящены анализу форм и каналов взаимовлияния и взаимообмена системы действия с природной средой, а также с устойчивыми культурными образованиями (трансценденциями).
Предложенная П. теория действия остается одной из наиболее разработанных в антропологии; она оказала значит, влияние на формирование совр. социальной антропологии и сохраняет свою актуальность, продолжая совершенствоваться и дополняться. Системнофункционалистская концепция об-ва, несмотря на критику со стороны "левых" социологов и представителей радикальной социологии за чрезмерную генерализацию и консерватизм, стала тем не менее существ, стимулом для развития структурно-функционального метода в социологии. П. оказал существенное влияние на неоэволюционизм как методол. направление макродинамич. исследований об-ва и культуры.
Соч.: The Social System. Glencoe, 111., 1951; Economy and Society. L., 1956 (совм. с Н. Смелзером); Toward a General Theory of Action. Camb., 1959 (совм. с Э. Шилзом); The Structure of Social Action. Glencoe, 1961; Social Stmcture and Personality. N.Y.; L., 1964; Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs, 1966 (совм. с Э. Шилзом, Г. Олпортом и др.); Sociological Theory and Modern Society. N.Y.; L., 1967; Social Systems and the Evolution of Action Theory. N.Y.; L., 1977; Action Theory and the Human Condition. N.Y.; L., 1978; Общетеор. проблемы социологии // Социология сегодня. М., 1965.
Лит.: Критика совр. бурж. теор. социологии. М.. 1977; Очерки по истории теор. социологии XX столетия. М., 1994; The Social Theories of Talcott Parsons. Carbondale; L., 1976; Adriaansens H.P.M. Talcott Parsons and the Conceptual Dilemma. L., 1980; Savage S.P. The Theories ofTalcott Parsons: the Social Relations of Action. L., 1981; Bourricaud F. The Sociology ofTalcott Parsons. Chi.; L, 1981; Holton R.J. Talcott Parsons on Economy and Society. L., 1986; Wenzel Н. Die Ordnung des Handelns. Fr./M., 1990; Talcott Parsons: Theorist of Modernity. L.etc., 1991.
Л. Г. Шейкин

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
459.16 кб

Структурный функционализм Толкотта Парсонса

Батыгин Геннадий Семенович
The paper is presented in a form of a Sociology textbook chapter and is devoted to Talkott Parsons' theory main concepts analysis.
Читать PDF
385.61 кб

Толкотт Парсонс и развитие теории организации

Мацкевич Ирина Владимировна
Статья посвящена рассмотрению места и роли социальной организации в «Общей теории действия и социальной системы» Т.Парсонса. Обсуждается оценка вклада Т.
Читать PDF
268.57 кб

Теория политической системы Толкотта Парсонса

Галактионов Василий Иванович
Представлен анализ теории политической системы Толкотта Парсонса, ее влияние на современную российскую политологическую науку и ее изучение. Рассмотрена история возникновения данной теории в России.
Читать PDF
375.50 кб

РОЛЬ И МЕСТО СИМВОЛА В СОЦИОЛОГИИ ТОЛКОТТА ПАРСОНСА

Кармадонов Олег Анатольевич
Статья посвящена анализу одной из наиболее разработанных и перспективных трактовок символического в социологии, данной Толкоттом Парсонсом.
Читать PDF
191.11 кб

Бщая теория действия Толкотта Парсонса и ее роль в развитии юридической мысли

Кучеренко П.А.
Рассматриваются проблемы «общей теории социальных систем» или системного функционализма Толкотта Парсонса.
Читать PDF
644.29 кб

98. 02. 006. Герхардт У. Толкотт Парсонс и трансформация германского общества в конце второй мировой

Фомичев П. Н.