ПАРЕТОПАРИ ПАСКАЛЯ

ПАРЕТО Вильфредо

Найдено 5 определений термина ПАРЕТО Вильфредо

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо

род. 15 июля 1848, Париж - ум. 20 авг. 1923, Селиньи, близ Женевы) - итал. социолог и политэконом, профессор в Лозанне с 1894. Отклонив исторический материализм, Парето пытался применять строгий и точный метод, заимствованный у математики или физики, для исследования экономических и социальных сил и положений экономического равновесия. Мышление человека определяется его деятельностью, структура общества и структура действия являются "производным" (итал. derivazioni), и именно от разлитого всюду инстинкта. Мыслительные системы такого "выведения" являются "скрыто-идеологическими". Специфический динамический фактор социального организма - "элита", богатая инстинктами, создающая и усовершенствующая идеологию. Осн. произ.: "Les systemes socialistes", 2 vol. 1902; "L&economie et la sociologies, 1907; "Manuel d&economie politique", 1909; "Fatti e teorie", 1920; "Compendio di soziologia generate", 1920; "Transformazione della democrazia", 1921.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

ПАРЕТО Вильфредо

15 июля 1848, Париж — 20 августа 1923, Солиньи, близ Женевы) — итальянский социолог и политэконом. Профессор университета в Лозанне (с 1892), учитель Муссолини.

Социологическая концепция Парето соединяет в себе логически-экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочно-психологического подхода к общественным явлениям, и тезис о том, что основу общественных процессов составляют человеческие поступки, определяемые иррациональными инстинктивными мотивами. Парето разделил поступки людей на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психологическую константу любого нелогического поступка. Этот комплекс он назвал «остатком» (residue), имея в виду то, что остается, если из всей совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логическом обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», которые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы он назвал «производными» (derivazioni). Их наличие не говорит о сознательном лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религиозные доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» Парето положил в основу объяснения общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Общество, по Парето,— это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляют элиту. Парето мыслит общество как пирамиду, наверху которой находятся немногие высокоодаренные люди — вожди. История — арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом общественной жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь ограниченными преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» — в форме социальных теорий и философско-исторических учений — являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по Парето, принуждению масс к повиновению. Парето негативно относился к идеалам демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам Парето отрицательно отнесся к фашизму.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

ПАРЕТО Вильфредо

15.7.1848, Париж - 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы), итал. социолог и политэконом, представитель математич. школы в бурж. политэкономии. Социологич. концепция П. соединяет В себе противоречащие друг другу моменты - логическиэкспериментальную методологию, требующую точности и направленную против оценочнопсихологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что основу обществ. процессов составляют человеч. поступки, определяемые преим. иррациональным, инстинктивным, т. е. тем, что в принципе невозможно точно описать и рационально объяснить.

Являясь одним из лидеров психологич. направления в социологии, П. утверждал, что социальное развитие определяется поступками людей, к-рые делятся на логические (целесообразные, руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные, инстинктивные. Движущей силой обществ. развития служат нелогич. поступки, в основе к-рых лежит комплекс побудит. инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устой чивую психологич. константу любого нелогич. поступка. Этот комплекс П. назвал «остатком» (residue), Имея в виду то, что остается, если из всей Совокупности социальных действий и мыслей удалить все несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в логич., вернее псевдологич., обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогич. поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», к-рые объясняют, но в то же время и маскируют их. Эти элементы П. назвал «производными» (derivazioni). Их наличие не говорит о сознат. лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных обоснований. Охватывая массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религ. доктрины. Классификацию «остатков» и «производных» П. положил в основу объяснения всех обществ. явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Исходя из этой искусств.схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни.

Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистич. интересы, отд. слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляет элиту. П. мыслит общество как пирамиду, наверху к-рой находятся немногие высокоодаренные люди - вожди. История, по П. - арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным законом обществ. жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый тип элит обладает лишь огранич. преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям руководства и управления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия. «Производные» - в форме социальных теорий и филос.-историч. учений - являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по П., принуждению масс к повиновению. Резко враждебно относясь к марксизму и революц. движению рабочего класса, упрекая марксизм за переоценку экономич. факторов, П. в то же время враждебно относился к идеалам бурж. демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма, хотя сам П. отрицательно отнесся к фашизму. Наивысшим принципом политич. жизни П. считал власть безотносительно к этич. оценке тех приемов, с помощью к-рых она достигается.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

ПАРЕТО Вильфредо

(1848—1923) — итал. социолог, политэконом и политолог, один из представителей теории элит. Получил классич. гуманит. и техн. образование; по окончании Политехн. шк. в Турине (1869) защитил магистерскую дис. по математике «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Проф. каф. политэкономии Лозаннского ун-та (с 1894). Осн. соч.: «Курс политической экономии» (1896—7), «Социалистические системы» (2 т., 1902), «Экономика и социология» (1907), «Руководство по экономической социологии» (1909), «Факты и теория» (1920), «Компендиум общей социологии» (1920), «Трансформация демократии» (1921). Наряду со мн. социологами своего времени пытался преодолеть «соц. метафизику» (к к-рой относил и марксистский истор. материализм (см. Материализм исторический)) на основе применения методов биологии к исследованию соц.-полит. сферы. В отличие от ведущих теоретиков биологизма (Конт, Спенсер и др.), П. считал возможным строго матем. моделирование соц. процессов через описание функциональных взаимосвязей между эмпирич. достоверными фактами соц. взаимодействия, полагая при этом, что основой чел. деятельности явл. иррациональные инстинкты («псих. предиспозиции»). Рациональные построения любого рода (в т. ч. полит. теории и идеологии) есть лишь средство маскировки истинных мотивов поведения индивидов и соц. групп. Для обозначения разл. вариантов идеологии как ложного сознания П. ввел термин «деривация» (итал. derivazio, от лат. derivatus — выведенный, производный), получивший широкое распространение в совр. соц.-гуманит. науке. Согл. П., деривации выполняют двойную функцию: самооправдание субъекта соц.-полит. действия и репрезентация его действий в виде, приемлемом для массового сознания; они формируются по принципу зеркального соответствия действительным мотивам: низменные побуждения выражаются в форме религии, эгоистические — в проповеди альтруизма, аморальные — в морализаторстве и т.п. Устойчивые чувства, коренящиеся в иррациональных слоях психики («остатки»), делятся на шесть осн. классов: «инстинкт комбинаций» (стремление к соц. изменениям), «постоянство агрегатов» (стремление к воспроизводству существующих соц. структур и отношений), «эмотивизм» (стремление проявлять чувства и личную заинтересованность во взаимоотношениях с окружающими), чувство социальности, инстинкт собственности и половой инстинкт. Об-во в целом П. рассматривал как систему, находящуюся в динамическом равновесии, к-рое поддерживается благодаря циклической ротации правящих элит. Элиты объединяют индивидов, способных наиболее рационально направлять действия «остатков» и производить деривации, позволяющие эффективно манипулировать массами посредством обмана («элита лис») или угрозы насилия («элита львов»). Функционирование элит также подчиняется з-ну циклического развития, проходя стадии от формирования, расцвета и стабилизации к загниванию и распаду (вытеснению конкурирующими элитами). Наряду с жесткой критикой идеологии П. указывает на ее мобилизационные и организационные функции, считая полит. деятельность в совр. условиях фактически немыслимой без идеологич. манипулирования. Ряд идеологов итал. фашизма считали П. своим учителем и использовали его авторитет для оправдания режима Муссолини, хотя сам он придерживался либерально-республиканских взглядов. Югославский социолог и экономист Дж.Джуран на основе т.н. «з-на П.» сформулировал «принцип П.» (1941), согл. к-рому экон. блага в совр. об-ве распределяются так, что 20% собственников (или людей, контролирующих производство и распределение к.-л. продуктов) распоряжаются 80% материальных ресурсов (благ, производимых продуктов) об-ва. Соч.: Компендиум общей социологии. М., 2007. Лит.: История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1997; Е.В.Гутов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (1848-1923)

итальянский мыслитель, социолог и экономист, внесший оригинальный вклад в экономическую теорию и социологическую науку. Профессор в Лозанне (с 1894). Основные сочинения: "Трактат всеобщей социологии" (1916), "Экономика и социология" (1907) и др. Член т.наз. "Лозанской экономической школы", занял в ней особое место своими разработками проблем потребностей, обосновав понятие "полезность" как критерий потребностей человека, разработал экономическую модель "кривых безразличия", по которой можно абстрактно рассчитать пропорции между количеством двух различных товаров по определенным ценам таким образом, что при данном уровне доходов потребитель наконец найдет такую комбинацию, которая может считаться наиболее благоприятной для удовлетворения его потребностей. Своими графически изображенными конструкциями П. связывал представления возможных производителей и потребителей. По П., эта модель применима для любого общества. В социологии П. известен прежде всего своей теорией "циркулирующей элиты" и концепцией "нелогического действия". Подвергнув критике "гуманитарные", "позитивистские", "механистические" социологии, П. ставил задачу разработки "исключительно экспериментальной" социологии, подобно химии, физике и другим аналогичным наукам. Предметом социологии, по П., является поведение людей. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения. Все поступки людей П. разделил на логические и нелогические. Первые - это целесообразные, руководимые осознанными целями, поступки. Вторые - это неосознанные, инстинктивные поступки. В самой жизни оба типа выступают всегда в смешанной форме. Движущей силой общественного развития служат нелогические поступки, в основе которых лежит комплекс побудительных инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих устойчивую психическую константу любого нелогического действия. Этот комплекс П. назвал "остатком" (residue). Но человеку изначально задана и потребность в логическом, вернее, псевдологическом, обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогический поступок обязательно содержит и изменчивые интерпретации "остатков", которые объясняют, но и в то же время маскируют их. Эти элементы П. назвал "прозводными" (derivazioni). "Остатки" П. разделил на шесть следующих классов: 1) инстинкт комбинаций, он чаще всего встречается у добивающихся успеха политиков; 2) постоянство агрегатов, которое обусловливает, например, длительное существование династий, опирающихся на "законность" и устойчивость религиозных взглядов; 3) потребность в демонстрации собственных чувств, скажем, через ритуальные или культовые действия или сохранение форм проявления почтения при иерархическом строе; 4) инстинкт общительности, с которым связана, например, потребность в признании социальной группой; 5) инстинкт целостности индивида, направленный на обеспечение безопасности собственности и личности, стремящейся к тому же получить предпочтение со стороны общества; 6) инстинкт сексуальности, на который накладывается табу с помощью мифов или требования публично демонстрировать добродетели. "Производные" П. тоже классифицировал на четыре группы: 1) простые утверждения; 2) утверждения, подкрепленные каким-либо авторитетом; 3) утверждения, опирающиеся на манипулятив-ное использование чувств, например, заигрывание с народом в личных или партийных интересах; 4) утверждения, зависящие исключительно от словесных доказательств. Каждый класс "остатков" состоит из многих элементов, а четыре класса "производных" состоят из семнадцати различных форм. Пятьдесят два "остатка" (П. перечислил именно столько) могут вступать в различные сочетания друг с другом и с семнадцатью формами "производных". Следовательно, вполне логичны упреки критиков П. о "неустойчивости", "противоречивости" и "несовместимости компонентов" его системы логических и нелогических мотивов, всей его теории "социального равновесия". Классификацию "остатков" и "производных" П. положил в основу объяснения всех общественных явлений, считая, что их комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен. Так, разрабатывая и демистифицируя различные "производные", П. показывает, что юридические теории являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные "производные" служат сокрытию аморальных целей, религиозные - прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. Методологическую основу его теории "циркулирующей элиты" тоже составляет парадигма "остатков" и "производных". Именно они лежат в основе объяснения классовых отношений, социальных противоречий, общественного неравенства, смены политической власти, эволюции ее форм, государства и т.п. Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистические интересы отдельных слоев и классов нейтрализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным неравенством людей, обусловленным неравномерным распределением "остатков" среди них. В частности, способностью к руководству обладают немногие - те, кто составляет элиту. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту П. считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, их стабилизацию и иерархию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т.е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчезновения соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, согласно П., заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества. В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствует типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни, чреватое катаклизмами. Стабильность достигается именно за счет их последовательной смены - "круговорота элит". В концепции П. политические и экономические изменения связаны с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т.п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов. Идеи социологической теории П. ныне широко используются политологами, сторонниками структурно-функционального анализа, исследователями средств массовой коммуникации и др.

Г.П. Давидюк

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме ПАРЕТО Вильфредо — 0

Найдено научныех статей по теме ПАРЕТО Вильфредо — 0

Найдено книг по теме ПАРЕТО Вильфредо — 0

Найдено презентаций по теме ПАРЕТО Вильфредо — 0

Найдено рефератов по теме ПАРЕТО Вильфредо — 0