ПАНЛОГИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Панлогизм
(греч. pan – все, logos – слово, закон) – философское учение, согласно которому основой всего в мире является разум (логос) и все подчинено его логическим законам. Типичным представителем панлогизма является Г. В. Ф. Гегель.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ПАНЛОГИЗМ
(Panlogismus; от греч.) — учение о том, что все есть разум; логос, разум, является абсолютной действительностью, а мир — осуществлением разума; панлогизм представляет собой также учение о логической природе Вселенной. Иногда панлогизмом называют философию Гегеля.
Gurwitsch. Leibniz, Philos, d. R, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Панлогизм
(от греч. pan – все и logos – мысль, разум) – философ ское воззрение, согласно которому все развитие природы и общества представляет собой воплощение логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. Из этого следует доступность всего существующего в мире рациональному, логическому познанию. Этот подход развит в философии Гегеля.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ПАНЛОГИЗМ
доктрина, по которой все реальное мыслимо. Панлогизм — это, в частности, максима философов-логиков Марбургскоп школы (XIX в.) и феноменологии Гуссерля (нач. XX в.). В более широком смысле панлогизмом называется любая философия, для которой Бог или абсолют постижим. В этом смысле говорят о панлогизме Гегеля (для которого Бог реализует себя в философском знании), а также Лейбница: он противостоит как экзистенциализму, так и любой форме иррационализма.

Источник: Философский словарь

Панлогизм
 (греч. pan — все и logos — мысль) — объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно к-рой все развитие природы и об-ва является осуществлением логической деятельности идеи. Признавая законы логики единственными законами движения материального мира, П. ставит действительные взаимоотношения бытия и сознания на голову. Вместе с тем в этом воззрении просвечивает верная мысль о доступности всего существующего рациональному, логическому познанию. Наиболее полно П. развит у Гегеля.

Источник: Философский словарь. 1963

ПАНЛОГИЗМ
от греч. ??? – все и ???????? – разум) – идеалистич. и рационалистич. воззрение, согласно к-рому бытие есть воплощение логического, идеи, а логич. законы определяют законы бытия. Наиболее отчетливо это учение выступает в философии Гегеля, для характеристики сущности к-рой это понятие и было впервые введено И. Э. Эрдманом (см. "Versuch einer wissenschaftlichen Darstellung der Geschichte der neueren Philosophie", Bd 3, Lpz., 1853, S. 853). Диалектич. материализм отвергает П., считая, что логическое и законы логического есть лишь отражение бытия и законов бытия. В учении П., особенно в его гегелевском, объективно-идеалистич. варианте, высказана, мысль о связи законов бытия и мышления, мысль, к-рая в диалектич. материализме в "перевернутом с головы на ноги" виде, т.е. в материалистич. переработке, развита как концепция отражения бытия в логическом. В. Соколов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ПАНЛОГИЗМ
от греч. все и мысль, слово, разум), филос. принцип, согласно к-рому действительность трактуется как логич. выражение идеи, самораскрытие спекулятивного понятия, как мыслящая себя субстанция, «сам себя познающий разум» (Г. Гегель); разновидность идеалистич. рационализма. Возможность П. как филос. миропонимания содержалась в учении Спинозы, к-рый определял мышление как атрибут единой субстанции. Классич. формой П. является филос. система Гегеля, согласно к-рому подлинная действительность есть воплощение и самосознание мирового разума, самомышление абс. идеи. По мысли Гегеля, мировой дух, истина могут быть адекватно и до конца раскрыты только в Науке логики, в системе логич. категорий. П. характерен для марбургской школы неокантианства (Г. Коген), к-рая абсолютизирует не логику мирового разума, а понятие и факт науки, отождествляет действительность с формами ее познания, подставляя на место бытия логич. учение о нем. См. Идеализм.

Источник: Советский философский словарь

ПАНЛОГИЗМ
термин, введенный в 1853 г. немецким философом И. Эрдманном для обобщенной характеристики учения Гегеля. У последнего категории как самые широкие, глубокие, предельно устойчивые понятия человеческого мышления являются определяющими («божественными») началами, несовершенным перевоплощением («инобытием») которых выступают все конкретные вещи на сферы природы и человеческой деятельности. Панлогизм Гегеля - синоним его объективного, абсолютного идеализма, фактически утверждающего тотальную познаваемость мира. Как утверждение тождества на »высших понятий философского ума с глубинными основами самого бытия панлогизм в той или иной мере присущ любой метафизике. Уже ее древнегреческий родоначальник Парменид утверждал тождество мысли и ее предмета. В новой европейской философии Спиноза, утверждавший непоколебимую объективность человеческого мышления как совокупности мыслей-идей и как одного из двух известных нам атрибутов Бога-субстанции, был важнейшим предшественником Гегеля.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ПАНЛОГИЗМ
философское воззрение, согласно которому все существующее представляет собой воплощение мыслящей субстанции, мирового разума, логической идеи. Потенциально присутствует в учении Спинозы, где мышление объявляется одним из атрибутов субстанции. Считается, что классическим выражением панлогизма является философия Гегеля. Однако в системе Гегеля панлогизм является лишь промежуточным моментом построения концепции абсолютного духа, который свободно полагает логическую идею, природу и конечный дух в качестве моментов своей внутренней жизни, так что отнюдь не сводится к логической идее и ее самосознанию: положение «все есть логическая идея» (момент панлогизма) снимается положением «все есть абсолютный дух» и, далее, «все есть в абсолютном духе». Элементы панлогизма получили специфическое развитие в марбургской школа неокаитианства (отождествление действительности с логическими формами ее познания у Г. Когена).
Лит.: Быкова , КричевскийА. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993; SplettJ. Die Trinitatslehre G. W. F. Hegels. Munch., 1984; Wandschneider W., Hosle V. Die Entauerung der Idee zur Natur und ihre zeitliche Entfaltung als Geist bei Hegel.— «Hegel-Studien», Bd. 18,1983.
А. В. Кричевский

Источник: Новая философская энциклопедия

Панлогизм
от греч. pan – все и logos – мысль, слово, разум) – философское учение, согласно которому в основе мира и его развития лежит идеальное начало, имеющее разумную природу и постижимое человеческим разумом. Мир предстает как логическое раскрытие абсолюта, который мыслит самого себя. Классическим выражением П. является философия Гегеля. Такой подход подкупает тем, что мир существует как нечто разумно управляемое, реализующееся с необходимостью и прозрачное для человеческого разума. Его положительной стороной является признание закономерного в бытии. Именно эту сторону, придав ей материалистическую интерпретацию (не абсолютный разум, а объективные законы природы и общества) воспринял и развил марксизм. Однако П. присущ ряд недостатков, превращающий его в одно из односторонних «отвлеченных начал» (В.С. Соловьев). 1. Сведение субстанции к идеальному началу. 2. Сведение идеального начала к его логической, рационально-понятийной форме. П. не учитывает существования и роли внерациональной формы бытия идеального как на уровне мира в целом, так и на уровне человека. 3. Абсолютизация детерминизщма, логической предзаданности развития бытия, что в марксизме предстало как идея «магистральной линии развития» (от Большого взрыва до неизбежности наступления коммунизма). Перед нами оптимистическая, но явно упрощенная картина бытия.

Источник: Философские категории авторский словарь

панлогизм
(от греч. «пан» - всё и «логос» - разум, мысль) – учение, согласно которому бытие и мышление совпадают; мир является воплощением или проекцией разума, законы бытия определяются законами логики (идентичны им). Как доктрина, впервые был разработан в элейской школе парменидом («одно и то же: есть и мысль о том, что есть»). Иными словами, подлинное бытие по своим свойствам тождественно свойствам мысли (неизменно, неделимо, неподвижно и т.д.). Предметом мысли может стать только общее, таким образом, в мышлении рождается понятие, которое, таким образом, существует (как предмет мысли). Мысль о предмете (а чувственный, единичный, конкретный объект может стать предметом лишь восприятия, но не мышления, ибо мышление фиксирует постоянные, сущностные характеристики объекта, т.е. Прикасаясь к объекту, мышление «останавливает» его, превращая в абстрактную неизменную конструкцию) и предмет мысли – две стороны одной и той же медали. Панлогизм характерен для последовательных рационалистов. Классическим выражением идей панлогизма стало утверждение спинозы «порядок и связь вещей те же, что и порядок и связь вещей» (параллелизм между бытием и мышлением объяснялся у спинозы тем, что они были двумя атрибутами единой субстанции бога-природы, двумя рядами определений одного и того же, выражавшими «на разных языках» одни и те же законы и принципы). Мир познаваем, потому что деятельность разума (тогда, когда к ней не примешивается ничего чувственного и действует одна только интеллектуальная интуиция) априори к нему применима, ее результаты априори объективны (порядок мыслей одновременно выражает и порядок самих вещей, вещи – оборотная сторона, корреляты понятий разума). Особый, «динамический», «диалектический» вариант п. Разработал гегель (см. Идеализм, пантеизм).

Источник: Краткий философский глоссарий

Похожие термины:

  • динамический панлогизм (гегельянство)

    синтетическая версия интерпретации соотношения духа и материи, разработанная в абсолютном идеализме гегеля.материальный мир есть одна из необходимых фаз на пути саморазвития (самопознания) духа