ПАНИСЛАМИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Панисламизм
религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в конце ХIХ в.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ПАНИСЛАМИЗМ
от греч. pan -все и ислам) — религ.-полит. течение в исламе, возникшее в кон. 19 в. Его основоположник Дже-мальад-Дин аль-Афгани (1839— 1897) выдвинул идею о «единстве» мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульм. гос-ве под руководством халифа. С самого зарождения П. носил противоречивый характер. В П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, «освободительное движение против европейского и американско-гр империализма с укреплением позиций ханов - помещиков, мулл и т. п.» (т. 41, с. 166). После победы Октябрьской революции П. был использован реакцией и агентами империализма в борьбе против народной власти, с целью отторжения республик Сов. Востока от СССР.

Источник: Атеистический словарь

Панисламизм
религиозно-политическое движение, возникшее в конце 19 в. в странах распространения ислама. Идеи П. впервые были выдвинуты Джемаль-аддином аль-Афгани (1839 – 1897), к-рый предлагал осуществить политическое объединение всех «мусульманских» стран. В. И. Ленин отмечал, что П. и подобные ему течения пытаются соединить освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиции местных эксплуататоров и клерикалов (см. т. 41, с. 166). П., несмотря на утверждения его идеологов, никогда не был знаменем народных движений, напротив, в руках реакц. классов и правительств был орудием подавления трудящихся, прогрессивных движений. В СССР в период гражданской войны П. использовался контрреволюционными силами для борьбы против Советской власти. Развернувшееся в 70-х гг. 20 в. движение «исламской солидарности» (имеющее свою межгосударственную организацию — Организацию исламской конференции с рядом подразделений экономического, информационного и иного характера) включает мусульманские государства с самым различным социально-политическим строем. Неурегулированность ближневосточной проблемы (в особенности продолжающаяся оккупация Израилем арабских земель, где находится третья по значению святыня мусульман — мечеть аль-Акса в Иерусалиме), а также стремление США установить свое военно-политическое и экономическое господство над мусульманскими странами усиливает антиимпериалистические тенденции движения. Империализм, маоизм и мусульманская реакция всемерно стремятся направить это движение в русло конфронтации с социалистическим содружеством, борьбы с освободительным движением в странах Востока. Свидетельством тому являются происки противников мира и прогресса, предпринятые в связи с революциями в Афганистане и Иране.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

ПАНИСЛАМИЗМ
(от греч. pan - все и ислам) - религ.-полит. течение, возникшее в конце ХТХ в как идеология нек-рых феод. группировок в странах распространения ислама и вскоре превратившееся в попытку соединить освободит. движение против империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п. Позже П. приспособили к своим интересам и империалисты. Основоположником П. считается Джемаль ад-дин аль-Афгани. Выдвигая ложное положение о «единстве» всех мусульман, этот деятель предлагал полит. объединение всех «мусульм.» стран, даже создание из них единого гос-ва во главе с мусульм. халифом, к-рым тогда считался тур. султан. Антиимпериалистич. направленность, характеризовавшая П. при его возникновении, с самого начала его развития сочеталась с установкой на подавление классовой борьбы и нац. движений в странах распространения ислама. Т. о., П. дезориентировал и обезоруживал трудящиеся массы мусульман. Кровавый тур. султан Абдул-Хамид II (1876—1909) использовал П. для оправдания своей реакц. внутр. политики - для усиления социального угнетения трудящихся и подавления борьбы за независимость арабов, курдов и др. народов, находившихся под властью тур. феодалов. По мере расширения влияния П. его стали использовать в своих впешнеполит. целях европ. империалистич. державы (гл. о. Англия и Германия). В царской России он был воспринят мусульм. феодалами и реакц. группировками мусульм. духовенства. П. никогда не был знаменем нар. движений. На необходимость борьбы с П. специально указывал В. И. Ленин (Соч. Изд. 5. Т. 41, с. 166).
После победы Великой Окт. социалистич. революции, в период гражд. войны и иностр. интервенции, П. стал знаменем и орудием контррев. восстаний в ср.-азиатских республиках нашей страны. Со времени завершения второй мировой войны идеологи и пропагандисты П., группирующиеся гл. о. в Пакистане, выступают с проектами федерации или блока мусульм. гос-в и уже осуждают антиимпериалистич. движение в странах Востока, заявляя, что религ. «единство» мусульман не должно, мол, «приноситься в жертву» нац. интересам. Панисламисты изображают ислам «третьей силой», к-рая должна вести борьбу против коммунизма, якобы выступая и против империализма. На самом деле они активно проводят проимпериалистическую политику. В паше время значение П. упало вследствие падения социально-полит. роли феодалов и компрадоров, вследствие успехов антиимпериалистической борьбы народов Востока.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Панисламизм
религ. — политич. идеология и практика, в основе к-рой лежат представления о единстве всех мусульман, живущих на Земле, и необходимости их консолидации в едином мусульманском госве. Концепция П. была выдвинута в 70-х гг. 19 в. турецким просветителем Намык Кемалем и получила развитие в работах Джамал ад-Дина аль Афгани. Исходя из коранических положений о братстве мусульман и необходимости взаимопомощи между ними, выдвигалась идея политич. объединения мусульманских стран под властью халифа, крым тогда считался турецкий султан. Наряду с антиколон. направленностью в концепцию П. позднее были привнесены идеи, отражавшие изоляционистские настроения части ее адептов, полагавших, что возрождение былого могущества исламского мира можно достигнуть, лишь полностью отгородившись от всего неисламского мира или даже в борьбе с ним. После Второй мировой войны идеи П. были использованы для реализации планов создания различных блоков мусульманских стран под эгидой колон, держав. Однако эта затея не имела успеха. В кон. 60 нач. 70-х гг. 20 в. возрожденная идеология П. стала теоретической основой движения исламской солидарности. Важнейшими идеологическими и пропагандистскими центрами этого движения являются Всемирная исламская лига (со штаб-квартирой в Мекке) и Всемирный исламский конгресс (со штаб-квартирой в Карачи). Г лавным политич. центром движения стала Организация Исламская конференция (ОИК), межгосударственная орг-ция, объединяющая более 50 гос-в и Организацию Освобождения Палестины. В соответствии с уставом ОИК преследует следующие цели: поощрять мусульманскую солидарность и укреплять сотрудничество государств-членов в экономич., соц., культурной, научной и др. важнейших областях, проводить консультации между ними в международных орг-циях, содействовать ликвидации расовой дискриминации и искоренению колониализма во всех его формах, принимать меры для поддержания международного мира и безопасности, поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земель, координировать усилия по сохранению св. мест и пр. Под эгидой ОИК созданы Исламский банк развития, Исламский фонд солидарности, Исламский фонд научнотехнического развития, Исламский центр развития торговли и мн. др.
В органах печати международных мусульманских орг-ций публикуется немало материалов, развивающих идеи «единой исламской нации», создания «единого исламского государства», «халифата», «Соединенных штатов ислама». В соответствии с представлениями их авторов, реализация этих идей проходит через несколько этапов. Сначала мусульмане каждой страны путем самосовершенствования всесторонне осваивают исламский образ жизни, устраняют все неисламское из своих мыслей и действий. (Наиболее радикально настроенные идеологи исламской солидарности считают, что участники движения обязаны вести борьбу против всякого влияния «неисламских» идей на население мусульманских стран.) Этому процессу в максимальной степени должна способствовать активизация деятельности мечетей, всемерная исламизация системы образования, культуры. Затем (а по мнению нек-рых теоретиков исламской солидарности, одновременно с этим процессом) должны быть введены законы шариата во всех мусульманских странах. Параллельно должны идти процессы экономич. и военной интеграции мусульманских стран. На последующем этапе решается задача объединения всех мусульманских стран в одно исламское гос-во либо создается конфедерация мусульманских гос-в. Предпринятые в последние годы широкомасштабные мероприятия по укреплению позиций ислама как в мусульманских странах, так и в районах проживания мусульманских меньшинств (введение мусульманских законов в Пакистане и Иране, подготовка к осуществлению аналогичных акций в ряде др. стран, небывалый размах строительства исламских центров, мечетей, мусульманских учебных заведений в странах Азии, Африки, Европы, Америки и т. д.) рассматриваются идеологами движения исламской солидарности как эффективные шаги к достижению поставленной цели.
Нек-рые мусульманские религ. деятели и политики нашей страны считают целесообразным участие Российской Федерации в движении исламской солидарности, в частн. путем ее вхождения в Организацию Исламская конференция. В марте 1997 в помещении Комитета по международным отношениям Г осу дарственной Думы был организован «круглый стол», посвященный вопросу вступления России в эту орг-цию («НГ религии». Ежемесячное приложение к «Независимой газете». 1997. № 3. С. 2). Среди доводов, приводимых в пользу реализации этого проекта: а) возможность получения льготных кредитов и др. помощи от мусульманских гос-в и международных исламских институтов для подъема экономики регионов традиционного распространения ислама в нашей стране; б) пример вступления в Организацию Исламская конференция бывших республик Советского Союза Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Туркменистана и Киргизстана. Противники вступления России в ОИК приводят не менее убедительные аргументы.

Источник: Религии народов современной России