ПАНЕНТЕИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПАНЕНТЕИЗМ
термин, обозначающий понимание Бога, призванное объединить теизм и пантеизм: Вселенная покоится в Боге, а мир есть способ проявления Бога.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

ПАНЕНТЕИЗМ
от греч все в боге), религ.-филос. учение, согласно к-рому мир пребывает в боге, однако бог не растворяется в мире, как в пантеизме, и является личностью; синтез теизма и нек-рых аспектов пантеизма. Термин введен К. Краузе (1828).

Источник: Советский философский словарь

ПАНЕНТЕИЗМ

(по-греч. "все в Боге") - вера и связанные с ней философские концепции, согласно которым вся Вселенная пронизана бытием Божиим и включена в него, но само Его бытие бесконечно превосходит бытие мира. Термин введен в начале XIX в. К.Краузе.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Панентеизм
( panentheism) - панентеизм соединил в себе представления пантеизма и деизма, сделав заявление о том, что этот мир есть часть существования Бога (по аналогии с клетками, входящими в состав организма). Альфред Норт Уайтхед(1861-1947)систематизировал философию этой идеи, а Чарльз Хартшорн (1897-2000) применил ее в богословии.

Источник: Новые религиозные движения.

Панэнтеизм
Учение, согласно которому все сущее заключается в Боге, в то же время не будучи Богом. Тем самым отличается от пантеизма. В этом смысле можно говорить о панэнтеизме христианства, выводимом из сочинений апостола Павла («ибо мы Им [Богом] живем и движемся и существуем»; «Деяния…», 17, 28). Иногда аналогичные взгляды высказывает и Спиноза (см., например, Письмо 73 к Ольденбургу).

Источник: Философский словарь.

ПАНЕНТЕЙЗМ
от греч. pan -все, en - в и theos - бог; все в боге) - религ.-филос. учение, согласно к-рому мир пребывает в боге, а бог проявляет себя в мире. П. стремится объединить теизм и пантеизм и является своеобразным обоснованием мистич. диалектики, проявившейся у Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугены, Николая Кузанского и др. П. обнаруживается в учении мн. представителей рус. религ. философии, в частности в работах Л. П. Карсавина я С. Л. Франка. Термин введен нем. философом-идеалистом К.Краузе (1828).

Источник: Атеистический словарь

ПАНЕНТЕИЗМ
(Panentheismus; от греч. — «учение о существовании всего в Боге») — термин, которым К. Ф. Краузе обозначает понимание Бога, призванное объединить теизм и пантеизм: Вселенная покоится в Боге, а мир есть способ проявления Бога. Это не учение о том, что все есть Бог, оно утверждает лишь, что бытие мирового целого содержится в Боге. Подобную точку зрения защищали многие философы, начиная от Плотина и кончая Шлейермахером и Краузе. Представителями этого учения являются также Августин и Иоанн Эриугена. Панентеизм близок всей христианской мистике.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Панентеизм
(от греч. panentheos — все в боге) — термин, введенный нем. философом-идеалистом К. Ф. Краузе (1781 – 1832) для обозначения мистич. пантеизма. Согласно этому учению, мир пребывает в боге, а бог проявляет себя в мире. П. стремится объединить теизм и пантеизм и является своеобразным обоснованием мистич. диалектики, проявившейся у Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Эриугены, Николая Кузанского и др. П. обнаруживается в учении многих представителей русской религиозно-идеалистической философии, в частности в работах Л. П. Карсавина и С. Л. Франка.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Панентеизм
(Panentheism).
Учение о Боге, пытающееся совместить преимущества классического теизма с сильными сторонами классического пантеизма. Понятие "панентеизм" ассоциируется прежде всего с работами Ч. Хартсхорна. Сам Хартсхорн, однако, ссылается на других философов и теологов, развивавших схожие идеи, прежде всего, на А.Н. Уайтхеда, но также наН. Бердяева, М. Бубера, Г.Т. Фехнера, Мухаммеда Икбала, Ч.С. Пирса, О. Пфлейдерера, Сарвапалли Радхакришнана, Ф.Шеллинга, А.Уоттса и П. Вайса.
По мнению Хартсхорна, Бог, будучи сложной реальностью, включает в себя и элемент, крый можно назвать простым. Бог знает мир  мир, в к-ром изменение, развитие и свобода реальны. Чтобы эта свобода и это изменение были реальны, а Божье знание о них было совершенным, само Божье знание должно возрастать и изменяться. Ведь если появляются новые факты (а появляются они, в частности, вследствие действия свободной воли) и Бог узнает эти факты, то тем самым Божье знание возрастает. Совершенное же знание предполагает, что знающий содержит в себе познанное. Зная мир совершенным образом, Бог содержит мир (каким он становится) в себе самом. Мир переживает процессы роста и становления  и те же процессы переживает Бог. Зная мир совершенным образом и включая его в себя, Бог есть наивысший результат. Это значит, что все происходящее оказывает влияние на Бога и изменяет Его,  напр., изменяет Его знание. Поэтому Бог  конкретный, сложный и актуальный Бог  познает мир, включает его в себя и изменяется вместе с ним. Тем самым, по представлениям Хартсхорна, Бог проявляет свою любовь к миру, разделяя радости и горести каждого из своих созданий.
Каждое происходящее в мире событие влияет на Бога, но Он, будучи наивысшим результатом, при этом сохраняет свою целостность на протяжении всего процесса. Если бы какието события могли разрушить реальность Бога или помешать Ему достичь Его цели (т.е. блага), Бог не был бы наивысшим результатом, совершенным вместилищем мира. Поэтому в Боге есть некий элемент, остающийся неизменным вне зависимости от того, что происходит в мире. Этот элемент вечен и абстрактен. (Убеждение втом, что вечная, абстрактная, сущностная самотождественность Бога совместима с любым состоянием мира, позволило Хартсхорну защищать и использовать онтологическое доказательство бытия Бога.) Отсюда также следует, что Бог есть всеобщая и высшая причина всего сущего.
Стоит отметить, что, хотя Бог (вечное, абстрактное, сущностное самотождество) не зависит от конкретного положения дел в мире, Ему все же необходимо существование к.л. мира. Бог как высшая причина соотносится с вечным, абстрактным и сущностным самотождеством Бога, к-рое предполагают все события в мире. Вечное и абстрактное само по себе недостаточно реально и может существовать лишь как часть большего целого, характеризующегося временностью и конкретностью. Т.о., это вечное, абстрактное, сущностное самотождество может существовать лишь как элемент временной, конкретной, сложной реальности, края и есть Бог в Его полноте. Но Бог может быть сложным, конкретным и временным лишь в том случае, если Он соотнесен с некими случайными ситуациями, т.е. с миром (при этом Он включает в себя мир). Эти ситуации суть акцидентальные (отличные от сущностных) характеристики Бога.
Некрые из происходящих в мире событий представляют собой зло. Бог знает эти события и включает их в себя. Значит ли это, что Бог причастен злу? Нет,  говорит Хартсхорн и предлагает следующую аналогию. В моем теле происходит некое событие. Я знаю об этом событии и включаю его в себя. Но все же я как личность остаюсь отличным от данного события  не только в плане своей абстрактной и вневременной человеческой сущности, но и в плане своего конкретного и меняющегося сознания. Так и Бог, включая в себя факты зла, отличен от этих фактов  не только в своей абстрактной и вечной сущности, но и в своем конкретном и сложном сознании.
Может ли "панентеистический" Бог быть совершенным? Если Бог изменяется и если полное совершенство несовместимо с изменением, то Бог панентеизма не совершенен. На это Хартсхорн отвечает, что совершенство бывает как неизменным, так и меняющимся. Бог наделен и тем и другим. Его абстрактная и вечная сущность совершенна, Его благость неколебима. Такое Божье совершенство неизменно, но оно абстрактно. Как конкретная реальность, Бог меняется, и меняется Его совершенство. Бог бесконечно превосходит совершенство, достигаемое миром в любой из исторических моментов. Но с течением времени Бог превосходит и свое собственное прошлое совершенство,  к примеру, с возрастанием Его знания Он обретает больше возможностей любить свои творения. Божье совершенство возрастает  и, следовательно, меняется.
Доктрина Уайтхеда, в целом схожая с хартсхорновской, имеет ряд существенных отличий. В метафизике Уайтхеда основные строительные блоки вселенной  это т.н. актуальные сущности. (Актуальные сущности представляют собой отношение энергия/опыт.) Из актуальных сущностей состоит все: электроны, камни, звезды, люди. По Уайтхеду, Бог есть единая и вечная (но непрестанно развивающаяся) актуальная сущность. Современный теолог Дж. Б. Коббмл. полагает, что, исходя из уайтхедовских принципов, было бы более логично представить Бога как ряд актуальных сущностей (именно таков, по Уайтхеду, человек). Заметим, что актуальная сущность, как определил ее Уайтхед, по самой своей природе должна включать в себя иные (прошлые) актуальные сущности. Поэтому Бог, представляет ли Он собою единую сущность или же последовательность таковых, все равно должен включать в себя прошлые состояния мира.
Самая яркая особенность доктрины Уайтхеда  это проводимое им различие между Богом и творческой силой.
Творческую силу Уайтхед понимает как силу бытия/становления. Благодаря именно этой силе, а не Богу существует все творение (творческая сила и категории единства и множественности составляют у Уайтхеда категорию первичного). А основная роль Бога заключается в том, чтобы придать миру форму. Итак, всякяя вещь существует благодаря творческой силе, но то, какова эта вещь,  зависит от Бога. По Уайтхеду, и своим собственным существованием Бог обязан не себе самому, а творческой силе. Иными словами, как Бог, так и мир оказываются созданиями творческой силы.
Уайтхедовское представление о творческой силе, края своей первичностью и фундаментальностью превосходит Бога, смущает не только евангельских теологов, но и других христианских мыслителей. Некрые, в частности Дж.Кобб, принимают проводимое Уайтхедом различие между этой си лой и Богом, другие же, и в их числе JI. Джилки, настаивают на том, что данная доктрина может быть признана христианской лишь при уеловии "воссоединения" творческой силы с Богом.
S.T. Franklin (пер. А. г.) Библиография: J. В. Cobb, Jr., Christian Naturat Theology:].?. Cobb, Jr., and D. R. Griffin, Process Theology: An Introductory Exposition: ?. Z. Cooper, The Idea of God: A Whiteheadian Critique ofSt. Thomas Aquinas Concept of God: L. Gilkey ,Namingthe Whirlwind: The Renewal of God Language and Reaping the Whirlwind: A Christian Interpretation of History: C. Hartshome and W.L. Reese, eds., Philosophers Speak of God: R. C. Neville, Creativity and God: A Challenge to Process Theology; R. E. James, The Concrete God: A New Beginningfor Theology.
См. также: Теология процесса.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
444.32 кб

Панентеизм С. Франка: соотношение Бога, человека и природы

Г. Е. Аляев
Читать PDF
931.40 кб

Панентеизм как парадигма русской религиозной философии

Ан С. А., Пасечник В. В.
В статье затронут вопрос определения парадигмы русской религиозной философии.

Похожие термины: